Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

360MAX: как росла сеть VR-кинотеатров, которая привлекла 11 млн рублей от частных инвесторов


Компания получила деньги с помощью краудинвестинга и планирует расширяться по франшизе


Антон Жданов

Антон Жданов

СЕО компании 360MAX

Альберт Алиев

Альберт Алиев

СEO инвестиционной платформы Brainbox.VC

Леонид Делицын

Леонид Делицын

Аналитик ФГ «Финам»

Компания получила деньги с помощью краудинвестинга и планирует расширяться по франшизе


Антон Жданов

Антон Жданов

СЕО компании 360MAX

Альберт Алиев

Альберт Алиев

СEO инвестиционной платформы Brainbox.VC

Леонид Делицын

Леонид Делицын

Аналитик ФГ «Финам»

Сеть VR-кинотеатров 360MAX привлекла инвестиции от 395 частных инвесторов на общую сумму в 11,3 млн рублей.

Инвестиционный раунд состоялся на краудинвестинговой платформе Brainbox.VC, где инвестировать в российские ИТ-стартапы могут неквалифицированные инвесторы — обычные люди. Раунд 360MAX стал самым крупным за время существования платформы.

Рассказываем, как увлечение основателя фото- и видеосъемкой выросло в сеть мини-кинотеатров самообслуживания и привлекло внимание инвесторов.

Что случилось

Сеть VR-кинотеатров 360MAX закрыла инвестиционный раунд на краудинвестинговой платформе Brainbox.VC. Компания привлекла деньги от 395 частных инвесторов в обмен на 6% компании. Общая сумма раунда — 11,3 млн рублей, из них 10% вложил синдикат команды площадки Brainbox Team.

Стартап планировал привлечь 15 млн рублей и смог достичь этой цели на 75%. Деньги компания использует для масштабирования франшизы и развития маркетинга.

Как создавался бизнес

360MAX основал фотограф и автор документальных фильмов Антон Жданов. Он 15 лет занимался производством фото- и видеоконтента. Как фотодокументалист Антон снимал добычу изумрудов в Колумбии, ночную жизнь в баррио Каракаса в Венесуэле, нефтяные месторождения в Ираке, путешествие на Северный полюс. Всего работал в 55 странах мира от Афганистана до Японии, где делал фотоистории для National Geographic, Newsweek, Playboy, Red Bull и других брендов.

Пытался создать русский National Geographic. В 2009 году Антон Жданов и фотограф-экстремал Андрей Каменев, в то время шеф-фотограф российского National Geographic, на собственные средства запустили проект Planetpics. Он задумывался как русский National Geographic в интернете — производил и распространял научно-документальные фильмы о нашей планете в формате 360° и 4K.

Создатели позиционировали Planetpics как «первое в России научно-популярное интернет-СМИ о планете». Проект также занимался коммерческим видеопроизводством, запустил в Москве студию по организации прямых трансляций, разрабатывал ИТ-проекты для госзаказчиков.

Аудитория и охваты медиаресурсов росли, но основатели регулярно сталкивались с проблемой дистрибуции контента: VR-шлемов в России продавалось мало, а сети дистрибуции VR-видео не существовало.

В 2019 году Planetpics запустили свой VR-кинотеатр в парке Зарядье. Пилот оказался успешным, но Жданов и Каменев поняли, что нет смысла делать VR-контент без полноценной сети для его дистрибуции.

У Planetpics не получилось найти эффективный способ монетизации: B2B-модель — создание фильмов для корпораций — не давала нужного регулярного результата, а построить модель, как у National Geographic, не хватило системности и опыта.

Весной 2020 года предприниматели закрыли Planetpics. От проекта остался канал студии на YouTube с 97 тысячами подписчиков и 19 миллионами просмотров.

Первым по-настоящему успешным фильмом Planetpics стал «Путь алмаза», который команда сняла в 2016 году для компании «АЛРОСА». Его посмотрели 4,5 млн раз. В этом фильме впервые в мире показали этапы добычи алмазов и их превращения в бриллианты на копях в Якутии в формате сферического видео

Открыл 360МАХ. В 2020 году Антон Жданов уже без Андрея Каменева запустил проект VR-кинотеатры 360МАХ. Компания открыла зал на ВДНХ, где стартовые вложения составили 6 млн рублей — инвестиции бизнес-ангела Артема Черных. В 2021 и 2022 годах компания открыла VR-кинотеатры в московском парке аттракционов «Сказка» и торговом центре «Гринвич» в Екатеринбурге.

В 2021 году компания вела переговоры с крупным международным инвестором о вложении в 360МАХ 1 млн долларов за 10% компании. Но сделка сорвалась, и стартапу пришлось срочно корректировать бизнес-стратегию и искать финансирование.

С августа 2020 года до декабрь 2023 года VR-кинотеатры 360МАХ получили 70 млн рублей, в их числе:

  • собственные средства Антона Жданова;
  • заемные средства;
  • инвестиции бизнес-ангела Артема Черных.

На эти деньги компания протестировала бизнес-модель, закупила оборудование и ввела кинотеатры в эксплуатацию.

COVID-19 затормозил проект, но дал новую идею. К сентябрю 2021 компания закрыла кинотеатр на ВДНХ из-за отсутствия трафика, но запустила новый кинотеатр уже в спальном районе.

По словам Антона Жданова, ковид изменил культуру потребления видеоконтента. Исчезла привычка ходить в кино, посвящать этому 4—5 часов жизни. Люди стали предпочитать короткие форматы 15—30 минут: посмотрел, развлекся, пошел дальше. Основываясь на этом, в 2023 году компания протестировала новый формат — мини-кинотеатры самообслуживания. Их открыли в трех московских торговых центрах.

Для нового формата компания разработала ИТ-платформу — систему автоматизации показов, которая позволяет гостям минимизировать взаимодействие с VR-шлемом: выбираешь в киоске самообслуживания фильм, надеваешь шлем — и кино запускается автоматически.

Так из кинопроизводителя и дистрибьютора компания превратилась в разработчика ПО, а VR-фильмы по формату стали ближе к аттракциону.

Как работают мини-кинотеатры 360MAX

Это пространства от 50 до 150 квадратных метров с выбором панорамных фильмов разных жанров длительностью не более 20 минут. Принцип работы как у интернет-магазина. Посетитель приходит в киоск самообслуживания, на сенсорной панели кладет в корзину фильм или разные комбинации фильмов, оплачивает. При этом формируется QR-билет, который позволяет запускать фильмы на VR-шлеме.

Фильм автоматически запускается после надевания шлема. Система автоматизации показов фиксирует, что смотрят пользователи и как часто, какое количество запусков по всем объектам. Компания анализирует эти показатели и улучшает пользовательский опыт.

Так выглядят мини-кинотеатры самообслуживания 360MAX

Какой контент в топе и когда будет VR 18+

Мини-кинотеатры 360MAX — это нечто среднее между аттракционом и иммерсивным кинотеатром. Можно наблюдать действующие вулканы с высоты птичьего полета, побывать на космическом корабле с астронавтами или на концерте известной группы. Главная особенность — контент создан без компьютерной графики.

Для VR-кинотеатров используют панорамные видео в формате 360° в разных жанрах: хорроры, приключения, путешествия, фантастика, театральные постановки. Популярны у гостей хорроры и путешествия.

К 2025-2026 году компания планирует вводить в VR-кинотеатрах киноленты с нелинейным сюжетом, то есть гость сможет в течение фильма влиять на развитие событий.

Хотят показывать художественные фильмы. Команда обсуждает с киностудией «Красный квадрат» возможность создавать для 360MAX художественное VR-кино. Для киностудии это будет коммерчески выгодно, если компания запустит по стране минимум 50 VR-кинотеатров 360MAX.

Отсутствие художественного VR-кино — проблема в целом для отрасли, такого контента нет на рынке. Кинопроизводители не торопятся вкладывать ресурсы в производство, так как нет инструментов массовой дистрибуции, а значит, и способа получения роялти с продаж. 360MAX планирует изменить ситуацию с развитием своей сети мини-кинотеатров.

Также компания планирует запустить стриминговый сервис VR-контента. Основатели уже называют его «Нетфликсом в мире VR с русскими корнями».

Заглядываются на VR-контент 18+. Развитие этого направления компания считает для себя одним из перспективных. Для него не нужна инфраструктура в виде мини-залов, достаточно наладить систему доставки кейсов с VR-шлемами до клиента, который сможет запустить видео без долгой настройки. Подобный формат работы компания впервые опробовала в ковид, когда доставляла кейсы с VR-оборудованием клиентам на самоизоляции.

Услугу с предоставлением VR-контента 18+ 360MAX планирует развернуть после запуска сети в других странах. В качестве партнеров хотят привлечь лакшери-отели в курортных местах вроде Пхукета. Там гости смогут каждый день заказывать кейс с VR-контентом 18+ прямо к себе в номер.

Как получили инвестиции на Brainbox.VC

В 2023 году сеть VR-кинотеатров 360MAX зашла на краудинвестинговую платформу Brainbox.VC. Компания планировала получить финансирование по принципу синдицированных инвестиций — когда в проект вкладываются не один-два больших инвестора с внушительным капиталом, а много малых с относительно скромными ресурсами.

«У фаундера стартапа всего две задачи: привлекать таланты и искать деньги. Привлекая деньги, я пообщался с огромным количеством инвесторов и фондов, для которых компания была непонятна. Офлайн-ретейл VR в России в ковид? До свидания. Стриминговая VR-платформа с юрисдикцией в РФ? Что за бред. В конечном счете принял решение попробовать краудинвестиции».

Антон Жданов

Антон Жданов

Основатель 360MAX

Для потенциальных инвесторов минимальный порог входа — 5000 ₽. Платформа получает с закрытого раунда 5% комиссии. В результате 360MAX привлекли на платформе деньги от 395 частных инвесторов — всего 11,3 млн рублей.

«В этом инвестиционном раунде большинство инвесторов — неквалифицированные, это люди самых разных профессий: инженеры, ИТ-специалисты, менеджеры, владельцы бизнесов. Средний чек — 30 000 ₽, а максимальный — 1 150 000 ₽. Инвесторам проект легко и интуитивно понятен. Компания обещает рост стоимости акций — прогноз ×2 к концу третьего квартала 2024 года. Что касается дивидендов, к 2025 году планируется доходность 20—25% годовых».

Альберт Алиев

Альберт Алиев

СEO Brainbox.VC

Серийный предприниматель и основатель Brainbox.VC Альберт Алиев сам вложился в 360MAX во время инвестиционного раунда и стал топ-инвестором. Алиев — бизнес-ангел таких проектов, как iFarm, Бери заряд, Zigmund.Online, Alien_UGO, Easy Board, NTech, NFWare, ANSALIGY, Деньги Вперед, Умназия.

Также в число инвесторов сети вошла Кира Юхтенко — блогер в сфере валютного, фондового и товарного рынков, основатель медиа для частных инвесторов InvestFuture, автор YouTube-канала по инвестициям и личным финансам.

Сотрудничество с платформой Brainbox.VC и последующее закрытие раунда стало первым официальным признанием результатов работы 360MAX и закреплением общей оценки проекта в публичном пространстве.

360MAX стал самым успешным проектом на инвестиционной платформе. Следом за ним по объему полученных инвестиций: VOX — Uber-like-сервис по выгулу и передержке собак, Retry — платформа обучения и подготовки гейм-дизайнеров и Dialext — проект речевой аналитики 2.0 с использованием ИИ для аудита телефонных переговоров и увеличения конверсии в отделах продаж

Что сейчас происходит в компании

Деньги от частных инвесторов компания вложит в несколько направлений, рассказал Бизнес-секретам основатель 360MAX Антон Жданов.

Доработают систему автоматизации показов. Вот что планируется сделать:

  1. Ядро системы соединят с сайтом, чтобы получать более качественную аналитику по использованию продукта.
  2. Запустят облачную продажу билетов.
  3. Все точки франшизы объединят в одну систему личного кабинета.
  4. К системе автоматизированных показов добавят полноценную базу контента, чтобы наполнять библиотеку фильмов централизованно.
  5. Подключат личный кабинет правообладателя фильмов с аналитикой данных по просмотрам.

Чтобы реализовать эти идеи, компания планирует нанять новых ИТ-специалистов.

Настроят продажи франшиз и лидогенерацию. Команда 360MAX пыталась масштабировать бизнес через франшизу почти сразу после создания компании. От франчайзи на старте проект требовал инвестиции до 15 млн рублей. Эту сумму могли позволить себе далеко не все партнеры, а сама компания не могла покрывать такие расходы. Опыт оказался неудачным.

Вернулись к идее франшизы после запуска мини-кинотеатров с самообслуживанием. Новый формат стал дешевле — до 4,5 млн рублей вложений на старте. По планам компании одна точка должна окупиться за 18—24 месяца. В конце 2023 года первый VR-кинотеатр по франшизе открылся в Ростове-на-Дону.

Сейчас сеть 360MAX — это пять точек в Москве, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону. Их запускают в городах с числом жителей от 200 000 человек. По плану компании одна точка должна стабильно приносить выручку от 450 000 ₽ в месяц, но по факту сумма пока варьируется от 250 000 до 600 000 ₽.

На стадии переговоров и подготовки к открытию по франшизе уже шесть точек — в Туле, Казани, Новом Уренгое, Москве и Екатеринбурге. Всего до конца года 360MAX планируют запустить минимум 15 VR-кинотеатров.

«Осенью 2023 года мы проводили пилоты в ТРЦ Москвы и после этого приняли решение начать экспансию через регионы. Мы получили ценную обратную связь от ТРЦ и гостей и сделали ребрендинг. Плюс в столице высокая конкуренция в сегменте развлечений, нужно больше тратить на маркетинг, а в регионах, наоборот, есть запрос на новые форматы развлечений, и тестировать гипотезы просто дешевле.
В 2024 году мы хотим открыть новые объекты по франшизе: ограничений по регионам нет, активно смотрим места в автомобильной доступности от центров компетенций — Москва и Екатеринбург».

Антон Жданов

Антон Жданов

Основатель 360MAX

В ближайшие 3—5 лет компания планирует открыть в России 400 точек мини-кинотеатров с самообслуживанием. Большую часть запустят по модели франчайзинга. Всего хотят продавать по четыре франшизы в месяц.

Глобальная цель 360MAX — выйти на международный рынок. В планах — построить мировую сеть дистрибуции VR-контента и к 2030 году открыть в разных странах 1000 кинотеатров с самообслуживанием.

В масштабировании бизнеса по франшизе компания опирается на опыт своих лидов: четыре из восьми основных членов команды ранее развивали франшизы в сфере общепита и HoReCa — Burger King Урал, Subway Россия и другие.

Наладят процессы маркетинга новых фильмов. Это одна из острых внутренних задач, которые стоят перед компанией. Сейчас в VR-библиотеке стартапа более 100 видео, но используют только малую часть — так компания тестирует гипотезы и пытается «не спалить» весь контент сразу. Уже полгода все мини-кинотеатры сети работают почти на одном и том же контенте. За это время компания добавила в систему автоматизации показов всего пару новых фильмов, но без анонсирования премьер и продвижения.

После раунда на платформе Brainbox.VC основатель бизнеса осторожно строит планы на новые инвестиции.

«Внутри команды мы определили go-to-market-стратегию роста очень просто: нужно иметь cashcow-проекты, на которые существует команда, и каждый из VR-кинотеатров должен как минимум давать операционный плюс. Дальнейшие инвестиции мы привлекаем, только когда будем на этапе расширенного MVP. Поэтому и случился раунд Brainbox.

Сейчас мы собрали небольшой раунд, и он будет потрачен на маркетинг, тесты гипотез и мероприятия по сведению экономики сети, а также на рекламную кампанию франшизы. Как только мы найдем то, что ищем, все произойдет само собой: гости будут чаще приходить в VR-кинотеатры, франчайзи будут активны, выручка управляющей компании будет расти. И вот тогда уже можно брать инвестиции на открытие 100+ собственных точек».

Антон Жданов

Антон Жданов

Основатель 360MAX

В 2023 году сеть мини-кинотеатров посетили 32 000 человек. Это в основном молодые семьи, компании друзей, студенты. 35% аудитории — дети и подростки до 18 лет. Основатели бизнеса особенно выделяют такой сегмент гостей, как «влюбленные парочки». Для них посещение VR-кинотеатра — вариант необычного свидания, именно парочки чаще всего возвращаются — сначала смотрят хоррор, потом природу, потом какой-то арт.

Общая выручка сети за 2023 год превысила 15 млн рублей.

Выручка от продажи билетов VR-кинотеатров 360МАХ в разные годы
Год2020202120222023
Выручка367 565 ₽4 339 949 ₽14 254 957 ₽15 189 415 ₽

Мнение аналитика

В дальнейшем у 360MAX могут быть трудности с привлечением инвестиций, считает аналитик инвестиционной компании «Финам» Леонид Делицын.

«Краудинвестинговые платформы подходят для харизматичных основателей компаний, которые способны убедить массового инвестора в успехе своего предприятия. Особенно если это новый вид товаров или услуг. Так что попытки аналитиков найти аналоги и применить рыночные мультипликаторы к оценке бизнеса имеют не много смысла. На таких платформах потолок инвестиций зависит от размера самой краудинвестинговой платформы, ориентиром может служить стоимость двух- или трехкомнатной квартиры в спальном районе столицы.

С другой стороны, после такого инвестиционного раунда у компании могут быть сложности. Новому произвольному бизнес-ангелу или инвестиционному фонду не нужны 400 соинвесторов — они предпочитают иметь дело с единоличным собственником бизнеса.

Поэтому самим платформам следует сразу выстраивать отношения с фондами, что они часто и делают, чтобы не только привлечь деньги на своей платформе, но и подготовить бизнес к следующим раундам инвестиций».

Леонид Делицын

Леонид Делицын

Аналитик ФГ «Финам»

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 765 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Дмитрий Протопопов
Дмитрий Протопопов

Хотели бы, чтобы ваш бизнес получил инвестиции? Расскажите, в чем его уникальность?

Тимофей Онорин
Тимофей Онорин

Класс!


Больше по теме

Новости