Я технологический предприниматель, больше 15 лет профессионально занимаюсь аудитом, организацией и систематизацией бизнес-процессов. Из них 10 лет — в качестве руководителя и учредителя собственного бизнеса и около 7 лет — в качестве консультанта собственников и топ-менеджмента других бизнесов.
Управляя собственной компанией или помогая наладить бизнес моим клиентам, я никогда не смотрю на управление как на набор отдельных функций. Задача предпринимателя и руководства компании — видеть и развивать бизнес системно, целиком. Этот материал как раз о том, из чего бизнес-система состоит, что на нее влияет и с каких сторон можно заходить в ее настройку и развитие.
Из каких элементов состоит бизнес-система
Бизнес как система — это совокупность объектов управления, систем управления этими объектами, метрик эффективности этих управленческих систем, а также бизнес-процессов, связывающих эти элементы.
Через определение и регулярное наблюдение за этими тремя элементами — объект управления, система управления объектом и метрики этой системы — можно управлять и развивать бизнесы и бизнес-процессы любого масштаба и сложности.
Ключевые моменты при становлении управления:
- Точности определения объекта управления для той позиции, на которой вы находитесь.
- Понимание, от каких смежных объектов управления зависит ваш объект и в чем это выражается.
Объектом управления могут быть разные сущности. Например, для владельца коммерческого бизнеса ключевым объектом управления может выступать объем дивидендов, которые его бизнес приносит лично ему на счет. А может быть стоимость его бизнеса на рынке и ее максимально динамичный рост. В зависимости от того, на чем предприниматель делает для себя акцент, должен быть выстроен бизнес на всех уровнях.
Объекты управления на одной и той же управленческой позиции могут меняться с течением времени. Мы с партнерами недавно запустили новый бизнес-проект и пока не ставим перед ним задач дивидендного потока. Мы ориентированы на его более динамичный рост, захват доли рынка и рост оценочной стоимости для последующего привлечения инвесторов. Поэтому всю заработанную прибыль на горизонте в 1,5—2 года мы договорились реинвестировать в его развитие.
Вполне вероятно, что спустя несколько лет мы сменим объект своего управления на рост дивидендного потока, так как к тому моменту бизнес выйдет на достаточные обороты и часть зарабатываемой прибыли можно будет распределять учредителям.
В случае выбора в качестве объекта управления объема дивидендного потока ключевыми метриками для владельца становятся выручка и затраты его бизнеса. Системой наблюдения за этими метриками станут бухгалтерская, налоговая и управленческая отчетность.
Как начать строить свою бизнес-систему
Структурирование и систематизация бизнеса производятся последовательно:
- Устанавливается наиболее важный объект управления на данный момент.
- Для объекта определяется система управления и ее метрики.
- Устанавливаются смежные объекты управления, влияющие на первый, и так далее.
В примере с дивидендным потоком в качестве первоочередного объекта управления вполне очевидно, что смежными по отношению к нему являются выручка и затраты, являющиеся ключевыми метриками для него.
Выручка — это объект управления для коммерческого директора, затраты — для руководителей, управляющих соответствующими центрами затрат. Соответственно, у каждого из них будут свои системы управления и метрики эффективности, а также связи с последующими объектами управления бизнес-системы. В конечном счете весь бизнес раскладывается на три базовых элемента: объект, система его управления и метрики этой системы. Для каждого объекта определяется ответственный и организуются процессы их взаимодействия.
Начинать создавать бизнес-систему можно с любого объекта управления. Бизнес можно представить в виде системы сообщающихся сосудов, как в химической лаборатории. Каждый элемент так или иначе связан с другим. Поэтому некоего правильного первого объекта управления для начала работы в этом направлении не существует. Универсальным правилом в этом смысле является поиск того объекта управления, недостатки в котором наиболее очевидны.
Здорово, когда ситуация позволяет приступить к систематизации, начиная с объекта управления владельцев бизнеса, их целей и стратегии. Но более критичными в конкретный момент времени могут быть:
- продажи;
- качество основного продукта компании;
- наличие кредитного плеча и так далее.
Как раз наличие кредитной подушки было одним из важнейших объектов управления в первые годы жизни моего основного ИТ-бизнеса — компании «Платформа». Мы работали на проектах продолжительностью до 6—8 месяцев, и деньги от заказчиков получали только в самом конце этого срока. Эти 6—8 месяцев надо было как-то прожить. Выплачивать зарплату команде, платить налоги. Бизнес не дожил бы до первой выручки, если бы мы не сфокусировали свои усилия на нескольких направлениях:
- поиске стабильного источника кредитования;
- обустройстве системности жизнедеятельности источника кредитования;
- установке важных метрик его существования и «добыче» (объем кредитования, сроки, ставки).
Тогда, кстати, в ход шли все возможные инструменты, включая займы у родственников.
Создание бизнес-системы может начинаться на разных этапах жизненного цикла бизнеса. В идеале этим надо озадачиваться уже на самом старте и регулярно актуализировать бизнес-систему. Но нет и никаких преград начать соответствующую работу в уже зрелых компаниях. Кстати, именно в зрелых компаниях, ранее не проводивших такую работу и каким-то образом доживших до соответствующего момента, проведение работ по структурированию бизнеса и его перевод на системные рельсы управления может дать значительный положительный эффект для его развития.
Необходимость и достаточность бизнес-системы. Глубина проработки бизнес-системы должна определяться принципами необходимости и достаточности. Бизнес-система, с помощью которой владельцы и менеджеры бизнеса им управляют, должна быть оптимальной, то есть не недостаточной и не избыточной. Бизнес и его процессы обладают разной сложностью на различных этапах становления и роста. На каждом из них набор объектов управления, а также сложность систем и метрик для управления ими должны быть определены в том объеме, в котором они обеспечивают необходимую эффективность бизнеса и при этом не перегружают его сложностью и стоимостью управления.
Как появляются новые объекты управления в бизнесе. Моя основная компания занимается разработкой софта. Когда мы только начинали, мы не могли себе позволить вынести процесс тестирования разработок в отдельный объект управления с отдельным подразделением и начальником. Сам процесс тестирования, конечно же, был, но распределялся между членами команды разработки и внедрения. И в силу небольшого количества заказов удавалось удержать качество продукта и таким образом.
Со временем заказов стало больше, заказчики стали более требовательными, и без полноценного звена тестировщиков было уже невозможно. Мы наняли полностью сфокусированных на этой работе профессионалов. И с тех пор этот участок работы является отдельным объектом управления со своей системой и набором метрик к ней.
Начать создавать бизнес-систему может любой ее участник. Так принято, что ответственность за построение бизнес-систем лежит на владельцах бизнеса и руководителях. На самом же деле инициаторами этой работы могут выступить сотрудники любого из подразделений практически на любой должности. Вопрос лишь в наличии желания и следовании предлагаемому методу:
- В чем заключается ваш объект управления, система его управления и метрики к ней?
- Какие объекты управления влияют на ваш и в чьем управлении они находятся?
Как только будут ответы, идите к вашим «соседям» и обсудите это с ними. Процесс пошел!
Свою задачу как руководителя и владельца бизнеса я вижу в том, чтобы создать такую культуру в коллективе, при которой подобными вопросами и системным подходом озадачены буквально все.
Факторы, которые препятствуют развитию и ослабляют бизнес-систему
По моему опыту, есть четыре таких фактора.
Фактор 1. Нежелание учредителей выстраивать бизнес-систему. Это, пожалуй, самый главный и фундаментальный фактор. Многие собственники привыкли к определенной управленческой парадигме, стремятся к высокой степени личной власти в бизнесе, предпочитают «ручное» управление. И вся проблема в том, что это тоже работает. Просто менее эффективно.
С их точки зрения, есть целый ряд оснований, почему «именно сейчас не до построения бизнес-системы»:
- момент не тот, ведь всегда есть «пожары», которые кажутся более важными;
- построение бизнес-системы требует времени и денег, эффект от затрат которых не очевиден, а отвлекаться не хочется;
- иллюзия, что внедрение бизнес-системы подорвет их власть в компании.
Для перехода в парадигму управления через бизнес-систему у собственников бизнеса должна быть необходимая степень зрелости и желания создать и внедрить ее.
До запуска первого собственного бизнеса в 2014 году я и сам относился к «непонимающей» категории. И только когда пришлось столкнуться с гораздо более сложным объектом управления, я осознал, что без выстраивания бизнес-системы не обойтись.
Фактор 2. Отсутствие взаимопонимания между менеджментом и собственниками бизнеса. Собственники, убежденные и активные в желании управлять своими компаниями с помощью бизнес-систем, могут столкнуться с саботажем менеджмента. Представители менеджмента нередко выстраивают свою работу таким образом, чтобы их деятельность была мало понятна собственникам, чтобы сами они казались незаменимыми, а их влияние и власть в бизнесе были как можно большими.
Бывают и обратные ситуации, когда неадекватны уже сами собственники, они перегружают менеджеров отчетностью, избыточными регламентами и прочими требованиями необходимой, на их взгляд, системности. В итоге бизнес либо отчаянно сопротивляется этому, либо покорно исполняет и тонет в повышенной трудоемкости и избытке бюрократии.
Фактор 3. Неактуальность элементов бизнес-системы. Объекты, системы управления ими и метрики этих систем могут быть определены слишком широко или слишком узко для конкретных ситуаций и масштаба бизнеса. В бизнес-системе могут быть лишние или, напротив, необходимые, но отсутствующие элементы управления.
Скажем, в большинстве случаев не будет иметь никакого практического смысла содержать подразделения связей с общественностью или благотворительной деятельностью в молодом стартапе. И наоборот: если уже на самом старте ни у кого из участников бизнеса нет в фокусе продаж, он вообще вряд ли полетит.
Фактор 4. Неактуальность в распределении ответственности за элементы бизнес-системы. У меня в бизнесе на данный момент есть единый центр управления всеми продажами — это коммерческий директор. Его объектом управления является вся выручка компании. В последние пару лет выручка перестала быть однородной. Начали появляться крупные и сложные проекты, продажи и ведение сделок по которым объективно стали выходить за пределы компетенций и фокуса коммерческого директора.
Поэтому в ближайшее время мы будем уточнять объект управления и распределение ответственности в этой зоне. Возможно, создадим дополнительное подразделение под коммерческим директором, а возможно, сделаем вторую аналогичную должность в параллель и передадим туда эти сложные проекты.
Нередко встречаются ситуации, когда у уже существующих и правильно определенных объектов управления несколько управляющих или, наоборот, они почему-то оказались бесхозными.
Бизнес меняется. Контекст, в котором бизнес работает, тоже меняется. Поэтому построить однажды бизнес-систему и надеяться на ее долговечность недостаточно. Она требует постоянного внимания и актуализации.
Мой базовый подход к построению бизнес-системы — это развитие через большое количество экспериментов и промахов. Это позволяет бизнесу быть гибким и динамичным, находиться в постоянном поиске и реализации пути оптимального развития и системы управления, и продукта, и подходов к освоению рынка. Главное, чтобы эти ошибки совершались быстро и недорого, а сам подход развиваться через эксперименты и ошибки был вшит в культурный код.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
Какие факторы мешают развитию компании?