Владелец и главный врач собственной стоматологической клиники — новая ступень на пути реализации личных амбиций доктора в сфере бизнеса.
Согласно статистическим данным, сегодня более 60% частных стоматологических клиник созданы и управляются докторами. Еще 20 лет назад эта практика была вполне объяснима и логична, но с тех пор рыночные условия очень изменились.
Расскажу о том, как подготовиться к старту такого проекта и что поможет ему стать успешным. Можно дать несколько советов начинающим предпринимателям в сфере медицины. Причем неважно, являются ли они докторами, или это предприниматели, избравшие стоматологию областью своих интересов.
Разберитесь с мотивацией
Постарайтесь вдумчиво и честно ответить себе, зачем вы открываете стоматологическую клинику. Недавний анонимный опрос показал достаточно любопытный разброс мотиваций для такого решения:
- «Хочу быть как все, чем я хуже?»
- «Мне нужна свобода».
- «Я начну больше зарабатывать».
- «У меня будет меньше проблем».
- «Это очень прибыльный бизнес».
Ни один из этих мотивов не является тем, на что можно опираться при построении бизнеса в стоматологии:
- Во-первых, невозможно быть как все.
- Во-вторых, собственное дело не предоставит доктору больше свободы. Наоборот, частная клиника — это занятость 24/7 и колоссальный уровень ответственности.
- В-третьих, времена сверхприбылей давно прошли и зачастую в «сухом остатке» у доктора может оказаться не намного больше, чем при найме в хорошей клинике. А временные и эмоциональные затраты возрастают значительно.
Однако не стоит бояться трудностей и прощаться с идеей развития бизнеса в области стоматологии. Данный совет заключается в том, чтобы открыто и честно сказать себе: «Да, я к этому готов».
Для предпринимательства нужно сочетание определенных способностей, того, что называется hard skills или профессиональные навыки и soft skills — умение управлять рабочими процессами.
Изучите неудачный опыт
Сейчас много книг, статей, вебинаров, подкастов, где стоматологи рассказывают, как у них все хорошо — доходы растут, бизнес расширяется, миллионы и миллиарды копятся. Об этом говорят и те, чьи клиники существуют 10, 15 или 20 лет. Но важно понимать, что невозможно повторить чужой опыт в текущей экономической ситуации.
Это совершенно другие люди с самыми разными стартовыми условиями. В их историях не очень много полезной информации о том, как обходить подводные камни и справляться со сложностями сейчас. Они скорее вдохновляют, но не учат.
Поэтому рекомендуется общаться с теми, у кого все непросто, изучить клиники, которые уже закрылись или близки к этому. Интересен опыт организаций, прекративших свое существование на разных этапах развития компании.
На успех надо смотреть как на ориентир, но гораздо важнее подробно анализировать провалы, чтобы в дальнейшем не повторить этот путь. Ошибиться при открытии бизнеса очень легко, если вы не знаете, где подстерегает неудача.
Определитесь с концепцией и целевой аудиторией
Если вернуться к вопросу мотивации, то основной движущей силой должны стать следующие мысли: «У меня есть концепция, которую я не могу реализовать там, где сейчас работаю. Есть также свободные средства для собственного проекта». Понятие концепции базируется на знании своей целевой аудитории. Бизнес нужно планировать при наличии четкого позиционирования.
Сейчас это краеугольный камень, который помогает в выборе места деятельности, формировании бюджета, организации внутренних производственных процессов, создании клиентской базы, найме персонала.
Ваша позиция должна выглядеть так: «Я знаю аудиторию, для которой готовится этот проект. И я знаю, как нам найти друг друга». Однако зачастую все происходит по-другому — сначала открывается клиника, а потом начинается поиск пациентов. Этот вариант не похож на успешный сценарий.
Создайте костяк команды и трезво оцените рынок труда
Надо признать, что сегодня существует катастрофический кадровый голод среди среднего и младшего медперсонала. В некоторых случаях предложения по оплате труда в данной категории превышают заработки докторов.
Квалифицированных работников в этой сфере остро не хватает, ассистенты в стоматологии — на вес золота, найти и удержать их крайне сложно. Ситуация связана также с развитием полулегального арендного рынка. Благодаря отсутствию официальных расходов сотрудникам там платят больше, чем в среднем по отрасли.
Естественно, вопрос персонала очень важен, потому что надо понимать, кто будет обеспечивать производственный процесс.
Проанализируйте свои финансовые резервы
У вас должны быть свободные средства, которые вы собираетесь потратить на открытие клиники. При этом не стоит исключать самый негативный сценарий, если проект долгое время будет убыточным. Посчитайте, какую сумму вы готовы потерять без риска попасть в долговую яму. И есть ли у Вас вариант Б — безопасного выхода из проекта.
Особенность современного медицинского бизнеса заключается в том, что сейчас значительно усложнились логистические цепочки поставок. Кроме того, прибыли быстро ждать не приходится, учитывая расходы на помещение, приобретение оборудования, инструментов и препаратов, заработную плату. На окупаемость проекта на 2-3 кресла можно надеяться в лучшем случае через три года. Те, кому удалось это сделать, — большие молодцы.
Так или иначе, прежде чем принимать решение, необходимо четко видеть свои финансовые резервы, концепцию, команду, проработанный положительный и отрицательный опыт, способности к предпринимательству. Если по всем этим позициям есть понимание, смело идите вперед, дерзайте и открывайте успешные стоматологические клиники.
Да, безусловно. Одни успешны, потому что спешат изменить мир к лучшему, другие нет, потому что не хотят менять себя.