Давно в экономике нашей страны проблема нехватки сотрудников не стояла так остро. Целый комплекс причин вызвал кадровый коллапс, и работодателям придется справляться с новыми условиями. Какие тенденции прослеживаются на рынке труда и какие инструменты помогут компаниям привлечь кадры? Расскажу вам я, Татьяна Долякова — генеральный директор кадрового агентства ProPersonnel.
«Реальные» кадры
Лидер по уровню нехватки сотрудников — реальный сектор экономики. Пандемия, политическая ситуация, релокация существенно ослабили промышленность, строительство и другие отрасли. Но глубинной причиной кадрового голода стало отсутствие интереса у молодежи к профессиям этого сектора. Многие выпускники поступают в инженерные, аграрные и строительные вузы, заранее зная, что не будут работать по специальности, и по окончании учебы выбирают более легкий заработок — например, в сфере услуг.
Поэтому компании бьются за каждый кадр, прежде всего — поднимая зарплаты. В прошлом году средняя зарплата в промышленности, строительстве, АПК выросла в среднем на 30%. В этом году тенденция сохранится, но рост уже будет не столь взрывным — около 15-20%. Самые востребованные сотрудники — это «синие воротнички» и специалисты среднего звена: инженеры, механики, технологи, проектировщики, сметчики, монтажники, директора по производству, директора по качеству.
При этом больше всего в кадрах нуждается строительство, нефтяная, химическая, угольная, металлургическая промышленность, а также АПК. Ситуация осложняется тем, что реальные отрасли сегодня активно развиваются и финансируются, а значит, нуждаются во все большем количестве кадров.
Высокий спрос в туриндустрии и банках
Остановлюсь подробнее на двух этих сферах.
Индустрия гостеприимства также демонстрирует серьезный рост. Многие зарубежные курорты и места исторического туризма сейчас недоступны россиянам, поэтому повышенным спросом пользуются отечественные курорты и места отдыха.
В России строится большое количество гостиниц и спа-отелей, возрождается медицинский туризм. Этот рост привел к повышенному запросу на гостиничный персонал, администраторов, управляющих и медицинских сотрудников: врачей различной специализации, массажистов, косметологов, реабилитологов.
Спрос на этих сотрудников будет только расти, поскольку развитием регионального туризма сегодня занимается большинство городов, а не только традиционные приморские курорты.
Банковский сектор. Это еще одна отрасль, нуждающаяся в кадрах. Крупные банки существенно наращивают численность персонала, что связано с ростом количества клиентов и новыми запросами рынка, связанными с импортозамещением. Наиболее востребованы: операторы call-центров, менеджеры по работе с клиентами, специалисты по кредитованию, в также сотрудники, обеспечивающие цифровизацию — программисты, разработчики ПО, специалисты по цифровой безопасности, ИИ, платежным системам. Зарплаты в этом секторе также вырастут.
Что делать работодателям
Проблема нехватки кадров наблюдается как в крупном, так и в среднем бизнесе. В этой ситуации выход один — использовать свои преимущества.
Преимущества большой компании. Это прежде всего ресурсы, достаточные для того, чтобы платить высокую зарплату. Для примера: инженерам и сметчикам крупные застройщики готовы выплачивать от 300 000 ₽ в месяц. Директорам производств и директорам по качеству — от 500 000₽. В условиях кадрового голода им легче всего привлечь кандидатов, подняв зарплату. Однако большая часть работодателей не торопится этого делать. Дело в том, что у крупных компаний есть согласованный бюджет и они не могут быстро его менять.
«Тяжеловесам» не хватает гибкости и адаптивности. Из-за этого они часто проигрывают. Найдя хорошего кандидата, работодатели начинают согласовывать бюджет и теряют время. А время, как известно — деньги. В процессе согласований кандидат может запросто уйти, получив другое предложение. Поэтому если в ваше поле зрения попадает специалист, который имеет ключевую компетенцию, есть смысл брать его, сократив время на собеседования и согласования, а бюджет менять позже. Сегодня, в условиях «рынка кандидата», жизненно необходимо проявлять гибкость.
Преимущества среднего бизнеса. Здесь ситуация противоположная. Эти компании очень гибкие и могут быстро принимать решения. Наем обычно не занимает много времени. Руководитель или собственник бизнеса, который занимаемся принятием решений, четко знает, кто ему нужен и какими компетенциями должен обладать соискатель. Цепочка собеседований короткая: hr и директор, поэтому за две недели или месяц максимум, можно нанять сотрудника. Но проблема в том, что средний бизнес не может конкурировать с крупным по уровню зарплат. Для этого ему обычно не хватает ресурсов. Поэтому ставку при найме надо делать на условия работы и бренд работодателя.
Плюс средних компаний — это быстрый доступ к руководству, что очень важно для ключевых сотрудников, которым нужна скорость принятия решений. Также кандидатам можно предложить гибкий график, комфортный офис и развитую корпоративную экосистему. Это то, чем средний бизнес может привлекать к себе сотрудников эффективнее, чем крупный. Зарплата, безусловно, очень важна, но для большинства соискателей сегодня также имеют большое значение условия работы и возможность самому выстраивать свой график.
Тенденции в привлечении кадров
Тотальная потребность в кадрах требует уже не точечных мер, а системного подхода. Главное направление ближайших лет — это прицельная работа с молодежью:
- участие работодателей в разработке и реализации учебных программ;
- взаимодействие с вузами;
- ранняя профориентация;
- повышение престижа отраслей.
Работодателям предстоит понять — рынок труда кардинально изменился, и в ближайшее время за кандидатов нужно будет бороться. Причем обычного повышения заплаты для этих целей недостаточно. Большинство компаний уже осознали это и стремятся использовать для привлечения сотрудников все возможности нематериальной мотивации: бонусы, льготы, корпоративные программы по обучению и другие бенефиты. При участии государства ситуация с кадрами будет меняться в лучшую сторону, но это потребует времени. А пока нужно использовать комплекс инструментов, чтобы сделать компанию привлекательной для новых сотрудников.
А как вы привлекаете специалистов в условиях кадрового голода?