Дайджест бухгалтера: актуальные новости и ответы на сложные вопросы

Дайджест бухгалтера: актуальные новости и ответы на сложные вопросы

Посмотреть
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как зарабатывает горный гид, который водит новичков на Эльбрус

И зачем люди платят за отдых, во время которого плохо себя чувствуют


Олег Коховец

Олег Коховец

Все с нами

Герой статьи — Олег Коховец, инструктор-проводник по альпинизму и горному туризму. Он организует походы на Эльбрус.

Типичный отзыв о походе от участника такой: «У меня болела голова и подкашивались ноги. Я еле шел, ветер бил в лицо, и я не видел ничего на расстоянии вытянутой руки из-за снегопада. Это были самые прекрасные 8 дней в моей жизни! Я счастлив, что пошел в поход. Всем рекомендую».

Олег расскажет, почему участники считают себя самыми счастливыми людьми, зачем ему блогеры и как он придумал профессию «архитектор туризма».

КомпанияКлуб «Все с нами»
Сфера бизнесаКоммерческий горный туризм
Оборот2,4 млн рублей за 2022 год
Старт2017
ГородСочи, Минеральные воды
Как найтиВсе с нами

Моя фишка — восхождение на высокие точки Кавказа и Килиманджаро в Африке

Я инструктор-проводник по горному туризму и альпинизму: собираю группу людей, которые хотят испытать себя и подняться на горную вершину. Как лидер группы, я продумываю маршрут, организую поход, отвечаю за все, что происходит во время похода. Беру на себя ответственность за жизнь и здоровье участников.

Моя услуга — коммерческий горный туризм. Это значит, что в походе участвуют люди без специальной подготовки и платят за то, что я всё организую и контролирую. Моя фишка — восхождение на высокие точки Кавказа и гору Килиманджаро в Африке.

Я начал в 2017 году и к августу 2023 провел 200 походов, сводил в горы не меньше 2000 человек. У меня нет постоянной команды, работаю один. Считаю, что для одного это приличное количество восхождений.

Стоимость похода зависит от маршрута и продолжительности восхождения. Походы на скалы на выходные стоят от 4000 ₽ на участника. Подъем на Эльбрус занимает около 8 дней и стоит 45 000 ₽.

За все время у меня был всего один несчастный случай: участник вышел ночью в туалет, споткнулся в темноте и сломал палец. При самом восхождении несчастий не было. Поэтому считаю, что могу заявлять: поход под моим руководством — это безопасно.

Я не могу гарантировать, что группа обязательно поднимется на вершину, и заранее предупреждаю об этом. Я не буду рисковать ни своей, ни жизнями участников группы. Например, из 47 походов на Эльбрус мы поднялись на самый верх 36 раз. В остальных случаях повернули назад из-за плохой погоды. Деньги в таком случае не возвращаю.

Мне нравится моя работа, у меня нет нелюбимых моментов в восхождении. В обычной жизни нет такой концентрации эмоций, которые есть в горах. Я кайфую от того, как участники восхищаются окружающей красотой. Горжусь тем, как они преодолевают себя. Эти эмоции я забираю с собой после похода.

Поднимаемся на Эльбрус, мы на Косой Полке на высоте 5100 метров. За нами Главный Кавказский хребет
Отдыхаем на обрыве над ущельем, рядом с базовой станцией на пике Терскол
Мы почти на вершине Эльбруса, высота — 5642 метра. Участники идут из последних сил по «тропе зомби». Этот участок походники так называют между собой, потому что здесь у большинства туристов уже не остается сил любоваться природой
Спуск с Эльбруса в непогоду. Впереди с фонарем на лбу — мой помощник, он показывает группе тропинку, по которой нужно идти

Отвечаю за все — от трансфера до безопасности

О своих обязанностях расскажу на примере восхождения на Эльбрус.

Тур начинается с вокзала или аэропорта в Минеральных Водах. Дорогу до Минвод участники оплачивают сами, она не входит в стоимость восхождения. Дальше все перемещения участников, их проживание, питание, экипировка, — моя зона ответственности. Вот что я организую к каждому восхождению:

  1. Трансфер участников из Минеральных вод до нашего лагеря в поселок Терскол у подножия Эльбруса. У меня есть знакомые таксисты, которые встречают и везут моих туристов.
  2. Проживание группы. Есть варианты размещения: в хостеле, палатках или гостинице. Это зависит от стоимости тура.
  3. Питание. Обычно сам готовлю еду на костре. Я учитываю ограничения участников в еде, организую вегетарианское или безглютеновое питание.

    Если в походе есть вегетарианец, мясо для остальных участников готовлю отдельно, добавляю в рацион больше бобовых. Если нужно безглютеновое питание, беру с собой гречку и пшеничную крупу: их можно есть всем. Честно говоря, такие запросы редкость, пара человек за сезон.
  4. Билеты на канатную дорогу, туристические сборы в национальных парках.
  5. Дополнительных гидов. На штурм вершины я беру дополнительных гидов так, чтобы на одного гида было не больше 4 туристов. При таком соотношении опытных людей и новичков мы успеваем следить за каждым участником, можем при необходимости спустить вниз того, кому стало плохо. А другие участники продолжают идти вперед.

    До последнего дня штурма дополнительные гиды не нужны. Дорога простая, я справляюсь сам. Если возникнет форс-мажор, можно вызвать эвакуационный транспорт прямо на место.

    Я ищу гидов в дружественных чатах, например в чате горных гидов России. У меня есть знакомые ребята, с которыми мы часто ходим вместе, бывает, пишу сразу им в личку.

Я договариваюсь со всеми подрядчиками, оплачиваю проживание заранее, чтобы к моменту приезда группы у меня все было готово.

Мы подписываем договор с участниками похода. Там указано, что можно делать в походе, что нельзя. Отдельно я оговариваю, что я отвечаю за жизнь туриста, пока он выполняет мои рекомендации. Я не пионервожатый, уговаривать слушаться не буду. Если ты игнорируешь мои требования, я не могу гарантировать твою безопасность.

Рыбу договора я скачал откуда-то несколько лет назад, уже и не вспомню, когда и откуда. По мере необходимости редактирую договор.

Новая канатная дорога на Гара-Баши на высоте 3840 метров. Здесь мы отдыхаем перед акклиматизационными выходами и штурмом вершины
Лагерь на высоте 2100 метров, где живем первые четыре дня. На фото собираемся на акклиматизационный выход на пик Терскол. В синей куртке — Степан Киселев, дважды чемпион России по марафону
Мы отдыхаем в палаточном лагере, я развлекаю ребят песнями под гитару. Конец дня после акклиматизационного выхода на пик Терскол
«Небольшая» метель на Эльбрусе, видимости почти нет

Помогаю участникам собрать экипировку, а на свою потратил 400 тысяч рублей

На Эльбрус нельзя подняться в обычных кроссовках и курточке. Температура может опуститься и до −30 °C, а ветер — подняться до 17 м/с. Это буря, которая ломала бы ветки деревьев, если бы они там были. Идти против такого ветра трудно. Поэтому, чтобы подняться на вершину, нужна специальная одежда и снаряжение.

Часто у новичков нет спортивной экипировки, но это не проблема: все нужное можно взять в аренду. Для этого я отвожу участников в дружественный пункт проката. Аренда снаряжения обойдется в 5000—15 000 ₽.

Я иду на гору в своей профессиональной экипировке. Это необходимая статья трат для гида: нам нужна одежда и оборудование, которое выдержит хотя бы несколько сезонов.

Истратил на свое снаряжение гида на Эльбрус 400 000 ₽.

Одежда — 190 000 ₽
ОдеждаСтоимость
Набор носков10 000 ₽
Перчатки10 000 ₽
Комплект термобелья10 000 ₽
Флисовая куртка и штаны15 000 ₽
Штаны ходовые15 000 ₽
Горные очки20 000 ₽
Штаны самосбросы20 000 ₽
Мембранная куртка для ветрозащиты20 000 ₽
Теплая куртка40 000 ₽
Ботинки60 000 ₽
Снаряжение — 212 000 ₽
СнаряжениеСтоимость
Набор карабинов10 000 ₽
Рюкзак штурмовой15 000 ₽
Ледоруб15 000 ₽
Фонарик налобный15 000 ₽
Кошки17 000 ₽
Рюкзак ходовой20 000 ₽
GPS-навигатор и рация50 000 ₽
Фотоаппарат со сменными объективами50 000 ₽
Квадрокоптер70 000 ₽

У меня профессиональное оборудование, поэтому дорогое. Любитель может купить и дешевле. Например, взять «кошки» не за 17 000, а за 3500 ₽. Просто они выдержат 2—3 похода, а мои — 20 сезонов.

Квадрокоптер и фотоаппарат мне нужны, чтобы делать красивые зрелищные фото и видео. Их я кидаю в соцсети и на сайт, раздаю участникам похода.

Перед походом я проверяю, чтобы у каждого участника была вся одежда и снаряжение, иначе придется разворачиваться. Показываю, как ходить в «кошках», учу двигаться по льду.

Задача участника — взойти самому. Моя задача — сделать так, чтобы каждый из участников взошел без риска для своего здоровья.

На мне профессиональная высотная куртка и ботинки для технического альпинизма. Это мое 35‑е фото на вершине Эльбруса, уже и не знал, с каким еще выражением лица сфотографироваться. В августе 2023 года я поднялся на Эльбрус в 40‑й раз
Ботинки утепляются дополнительным ветростойким бахилом. Человек на фото — в «кошках» «Венто». Это не лучший вариант для профессионала: в таких «кошках» не подняться по вертикальному льду. Их называют мягкими, в них можно ходить по склону

Головная боль, тошнота, слабость — обычная реакция на восхождение

Подъем на Эльбрус — не увеселительная прогулка в парке. Участников ждут два основных неудобства.

Первое — физическое недомогание. Совершенно нормально плохо чувствовать себя на высоте. Так и должно быть. Головная боль, тошнота, слабость, — естественная реакция организма на недостаток кислорода.

Второе неудобство — бытовые условия: нет душа, теплого туалета и связи. Электричество от генератора — на час-два в день, Питьевую воду нужно топить на костре. Спать в палатке с другими людьми, идти вперед, несмотря на ветер и холод.

Зачем же обрекать себя на все эти сложности, да еще и деньги платить? Все потому, что участники похода получают яркие эмоции и счастье.

Несколько дней в необычных условиях дают колоссальную встряску и эмоциональную перезагрузку. Проблемы, которые на земле казались важными и неразрешимыми, в горах становятся мелкими, и решение находится само.

Участники похода испытывают эйфорию, когда получают назад привычные бытовые удобства. Вода из крана кажется роскошью, яичница в кафе — вкуснее сложносочиненного сета в мишленовском ресторане. Я считаю, что человек устроен так, что не способен наслаждаться тем, что имеет в избытке. Потеря и возвращение бытовых вещей дают возможность получать от них потрясающее удовольствие, как никогда раньше.

Участники находят в походе уверенность в себе и заряд, чтобы жить дальше активно. Это крутое чувство: гордость за себя, за то, что ты преодолел, смог, дошел! Это воспоминание о собственном подвиге, которое остается с тобой на всю жизнь.

Неожиданный бонус похода в том, что он дарит настоящих друзей на годы вперед. Даже если в группе собрались совершенно разные люди, после восхождения они становятся очень близки друг другу. Почти всегда общаются и дружат. Например, группа восхождения 2017 года полным составом приезжала ко мне в гости в июне 2023. Они постоянно общаются.

Акклиматизационный выход на высоту 4700 метров, на нас налетело облако. Все участники обязательно идут в масках, иначе в таком тумане можно получить ожог роговицы глаза
Финальный штурм вершины Эльбруса мы начинаем около 12 часов ночи. Выходим в это время потому, что важно успеть вернуться до 11 утра. После 11 часов почти гарантированно налетает непогода и двигаться гораздо сложнее или даже совсем невозможно
Примерно так выглядит ночной подъем в гору
Группа из 21 человека на западной вершине Эльбруса, август 2022 года. В этой группе три поколения из одной семьи альпинистов: дед, отец и внук, внуку 14 лет

Участники затевают борьбу за лидерство

Моя работа — не только проложить маршрут и организовать снаряжение. Я еще идейный вдохновитель.

В походе я подбираю слова, помогаю и подбадриваю. Например, я вижу: человек идет, но ему плохо, он задыхается. На это могут быть три причины:

  • ему физиологически плохо;
  • очень боится;
  • слишком устал и находится на пределе своих возможностей.

Чтобы исключить физиологическую причину, спрашиваю: «Что у тебя болит? Голова? Ты не забыл принять таблетку? Когда ты пил воду в последний раз? Может быть, ты хочешь попить?» Человек на высоте может забыть позаботиться о таких элементарных вещах. Моя задача как гида — помочь ему, напомнить.

Если человек в панике, он поверхностно дышит и в кровь попадает еще меньше кислорода, чем могло бы. Я добиваюсь, чтобы он дышал всем объемом легких, чтобы было дыхание с принудительной гипервентиляцией: вдох до момента, когда больше не можешь вдохнуть. И выдох до тех пор, пока сильнее не можешь выдохнуть.

Я говорю: «Я должен слышать, как ты дышишь. Сейчас ты дышишь слишком быстро. Дыши глубоко. Медленно не надо, надо глубоко». Дышу вместе с человеком, в кровь попадает кислород, участник заряжается моей уверенностью, успокаивается и идет дальше.

Если участник на пределе физических возможностей, часто помогает просто поесть. Нарастает гипергликемия, сахар в крови падает, и подкашиваются ноги. Я подхожу и настойчиво предлагаю съесть шоколадку. Выпить колы. Кола в нашем случае отлично действует: там тьма сахара и за счет газировки он моментально всасывается в кровь.

Я стараюсь мотивировать участника. Напоминаю: «Ты приехал, чтобы подняться. Подумай, как ты будешь гордиться собой, когда сделаешь это! Развернуться и пойти назад ты можешь в любой момент. Просто сейчас пройди вот эти 50 метров до поворота, а там решишь, идти дальше или назад». По опыту, участнику легче идти короткими отрезками: так он сосредотачивается на этих отрезках и в итоге поднимается на вершину.

Давай поспим на снегу минут 20, если погода солнечная

Я подбадриваю. Я говорю: «Ты сможешь, я знаю! Давай вместе. Давай я буду держать тебя за руку. Давай я у тебя заберу рюкзак. Давай посидим, подышим. Давай поспим на снегу минут 20, если погода солнечная».

Физиологические причины тоже бывают. Была участница, которую я втащил на вершину на себе. Оставалось 50 метров. Я сказал, что нельзя позволить себе не дойти такую малость. Закинул ее руку к себе на плечо, всю ее прислонил к себе сбоку так, чтобы ее основной вес был на мне. Так мы с ней до вершины и дошли.

Бывает, участники затевают борьбу за лидерство. Гашу ее своим опытом и авторитетом. Например, предлагаю выйти в 13 часов, а один из участников — в 11. Подначивает других, мол, в прошлый раз вышли в 13 и была плохая погода. Другие могут заразиться сомнениями и тоже вступить: «Давайте и правда пораньше выйдем!» Так начинается мини-бунт на корабле.

Бунт я гашу легко, ведь я уверен в себе и знаю, почему я прав. А ребята в легкой истерике. Я говорю спокойно, низким голосом: у меня опыт с 2004 года. Я знаю, когда надо выходить. Привожу аргументы, рассказываю, почему нужно именно в 13. Чаще всего люди говорят: «Да, прости, что-то мы были не правы».

Мой авторитет в течение подхода все время подкрепляется практикой. Например, я говорю: «Будет буран, берите куртки». Ребята нехотя берут, хотя и бурчат, что погода хорошая и куртки таскать неохота. А потом буран и правда нас накрывает. И участники видят: я не пугаю их просто так. Мои прогнозы сбываются. Поэтому участники доверяют мне и почти никогда не спорят всерьез.

Вот эта участница похода — молодец, поднялась сама, хотя последние шаги дались ей нелегко
Отдыхаем при восхождении на Эльбрус с севера. Средние скалы Ленца, 4800 метров
Наше первое восхождение на Эльбрус с севера в сентябре 2016 года. Перебрали с количеством еды, топлива и снаряжения, получились очень тяжелые рюкзаки — больше 36 кг. Идти было тяжеловато
Прогноз обещал нам стабильную погоду, без бурана. Через час после этого привала налетел ветер, молнии били в вершину в 500 метрах над нами. Металлические предметы на одежде впитывали статическое электричество, мы стали чувствовать разряды
Мой любимый момент — отдых перед финальным рывком на вершину Эльбруса

Я хочу, чтобы ввели обязательную сертификацию горных гидов

Законодательство не регулирует рынок коммерческого горного туризма. Это приводит к тому, что кто угодно может объявить себя горным гидом. И непонятно, что и с кого спрашивать, если произошел несчастный случай.

Нет стандартов, как нужно действовать в чрезвычайной ситуации. Каждый гид решает исходя из своих представлений о том, что опасно, а что нет. Вкупе с низкой квалификацией самих гидов это может привести к трагедии. Например, в 2021 году на Эльбрусе замерзли 5 туристов из группы коммерческого восхождения.

Непонятно, кто несет ответственность за несчастный случай: гид или руководитель компании? На основании какой статьи предъявлять обвинение?

Насколько я знаю, чаще всего притягивают статью о предоставлении услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Но начинаются обсуждения и десятки версий, а все потому, что нет четких формулировок, какая услуга может считаться безопасной в горном туризме.

Технически описать регламенты можно. Например, в промышленном альпинизме такой проблемы нет, потому что есть правила и техника безопасности. При этом ответственность — на том, кто расписался в журнале по технике безопасности и не выполнил предписания.

Я считаю, что нужна обязательная сертификация горных гидов: она введет стандарт качества. Обещали ввести сертификацию с 2020 года, но каждый год переносят. Сейчас ждем, что будет сертификация с 1 июля 2024 года. Если снова не перенесут.

Блогеры продают мои туры

Мой главный источник заработка в коммерческом туризме — длинные походы на высокие горы, прежде всего на Эльбрус. Я отлично строю маршруты и работаю с группой на месте, а вот с привлечением новых участников похода бывает не так просто.

Динамика затрат на рекламу и оборот
2017201820192020—202120222023, план
Затраты на рекламу35 000 ₽100 000 ₽200 000 ₽Не занимался горным туризмом20 000 ₽40 000 ₽
Оборот1 500 000 ₽400 000 ₽200 000 ₽Не занимался горным туризмом2 400 000 ₽16 000 000 ₽

Из таблички видны мои мытарства. Я отлично провел первый год в роли горного гида. Вложил немного, но хорошо заработал. В 2018 году те же методы привлечения не сработали. В 2019 я пробовал новые, но безрезультатно. Два года после этой неудачи я не занимался горным туризмом, зарабатывал деньги в промальпе.

В 2022 году я придумал новый способ, как привлекать туристов. Способ оказался рабочим, поэтому на 2023 год меня большие планы.

Расскажу подробнее о том, что происходило каждый год.

2017 год: бюджет на рекламу — 35 000 ₽, оборот — 1 500 000 ₽. Основной инструмент — контекстная реклама в Яндексе и реклама в ВК. Для этого подключил подрядчика, который организовал весь процесс.

Дополнительно сам вел страницу в уже запрещенной соцсети и во ВКонтакте. Тут все стандартно: фото с восхождений, розыгрыши и конкурсы.

Я не анализировал, что именно привело ко мне клиентов, но точно знаю, что смог собрать аудиторию на 10 походов. Одни ходили в короткие походы, другие — на Эльбрус.

2018 год: бюджет на рекламу — 100 000 ₽, оборот — 400 000 ₽. Использовал те же инструменты, что и годом ранее: контекст плюс ведение соцсетей, но в этот раз неудачно. Привлечение участников стало очень дорогим, доходило до 7000 ₽ за одного. И это еще не все проблемы.

Мне написали какие-то ребята, предложили помощь в развитии сообщества в ВКонтакте: статейки, размещение картинок. За услуги запросили всего 6000 ₽ в месяц. Показалось, что это очень мало, но я решил попробовать. Оказалось, они воровали контент из других групп, посвященных туризму. Я узнал об этом случайно через пару месяцев и сразу же перестал с ними работать. Дальше уже вел соцсети сам.

За год удалось набрать 4 группы, и это был провал. Затраты на рекламу выросли, а толку нет — я все слил. Сам не знаю, почему так получилось. Моя гипотеза: появилось слишком много конкурентов, которые гораздо лучше общались с потенциальными клиентами. Меня попросту не заметили.

2019 год: бюджет на рекламу — 200 000 ₽, оборот — 200 000 ₽. Я отключил обычную контекстную рекламу на сайт, но продолжал вести соцсети. Дополнительно внедрил еще один способ привлечения клиентов — форму заявки.

Я заказал разработку формы заявки и настроил рекламу, чтобы те, кто ищет отдых в горах, получали мою заявку в поисковой выдаче. Отдал 200 000 ₽ в сумме за форму заявки и рекламу.

Заявка обещала подобрать горный тур, который понравится пользователю. Схема такая: видишь форму → получаешь предложение выбрать фото поездки → в конце появляется окно с текстом типа такого «Мы выбрали для вас подходящий маршрут, оставьте номер, менеджер вам позвонит и расскажет»

Результат меня обескуражил: я получил 200 заявок, но они вылились всего в три продажи.

До опыта с формой заявки легко продавал туры. Я размещаю телефон в открытом доступе в соцсетях, и, когда кто-то интересовался туром, он просто звонил и расспрашивал о нем. В девяти из десяти случаев звонок завершался продажей. С формой так не вышло.

Трафик с формы не приводил к конверсии в покупку. Все мимо. Как сейчас помню: я сижу за компьютером, переписываюсь в чате с одним человеком, еще двое ждут моего ответа. И параллельно отвечаю на входящий звонок четвертому. Но получился пшик.

В чем причина такого провала, я не знаю, но больше с формой не экспериментировал.

2020—2021 годы: не занимался коммерческим горным туризмом. Я был очень разочарован неудачными годами и решил зарабатывать на промальпе. С ним все складывалось проще: за неделю мог заработать до 300 000 ₽.

Я занимался промальпом только ради денег, мне не нравился этот бизнес. Поэтому продолжал думать, как привлекать клиентов в горный туризм.

2022 год: бюджет на рекламу — 20 000 ₽, оборот — 2 400 000 ₽. Я придумал другой способ привлечения клиентов — продавать туры через блогеров.

Схема привлечения такая. Блогер идет в поход бесплатно за мой счет. Плюс зовет в поход своих подписчиков, при этом для них стоимость тура выше на десять тысяч. Эту разницу блогер оставляет себе.

Мне кажется, что схема выигрышная. В 2022 году мы поднимались с известным спортсменом Степаном Киселевым и с тремя клубами по триатлону и легкой атлетике — и всех их я привлек по «блогерской» схеме. Затраты я отбил и собрал предварительный список желающих на 2023 год.

Бюджет на рекламу в 2022 году — это стоимость поиска блогеров, я заплатил эти деньги подрядчикам. Подробнее о том, как мы построили работу с блогерами, расскажу дальше.

2023 год, план: бюджет на рекламу — 250 000 ₽, оборот по плану — 7 000 000 ₽. Я по-прежнему привлекаю клиентов через блогеров, только теперь расширил географию — едем на Эльбрус, Килиманджаро и на Ликийскую тропу в Турцию.

В 2023 году потенциальные клиенты по-прежнему боятся строить планы — мне так кажется. Группы набираются, но не все выкупают места. Так, уже 4 группы из 15 отвалились. Но я все равно уверен, что схема с блогерами работает сейчас и будет работать в будущем.

Блогеры охотнее идут на контакт, чем в 2022 году. Думаю, это потому, что привычные методы монетизации перестали работать и они ищут новые способы заработка.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Блогеры быстрее отвечают, если писать с личного аккаунта

На июль 2023 года я предложил работать со мной примерно 2000 блогерам. Базу блогеров собирал с помощью подрядчиков. Они по заранее согласованным критериям отбирают потенциально подходящих блогеров, точную сумму их вознаграждения я раскрывать не готов.

Вот по каким критериям отбирали блогеров:

  1. От 60 000 подписчиков и от 1000 лайков на пост. Для меня это показатель, что аудитория достаточно большая и лояльная.

    Я проверял, реальная ли аудитория у блогера. Для этого заходил на страницы людей, кто лайкает его посты. Если я видел аккаунт с 10 фотками и сотнями подписок, но без подписчиков, понимал, что передо мной бот. Я делал вывод, что блогер покупает себе лайки, а значит, нам он не подходит.
  2. Последний пост не позднее чем месяц назад: надо, чтобы аккаунт был живым.
  3. Не больше тысячи подписок: если подписок много, мне кажется, что блогер накручивает себе аудиторию взаимными подписками.

Мы искали блогеров только в уже запрещенной соцсети — их набралось 3000 человек. Мне не так важно, чем занимается блогер, если он не попал в мой стоп-лист. Например, я не брал криптоблогеров или красавиц, показывающих свою роскошную жизнь.

Сначала разослали сообщение через Вотсап — это была автоматическая рассылка по всем контактам сразу. За нее отвечал подрядчик, я дополнительно заплатил 8000 ₽. Рассылка принесла небольшой результат: отвечали в трети случаев.

Еще рассылали по электронной почте, такая рассылка обошлась мне в 600 ₽ за 2000 писем. Она тоже мало что принесла — 34% откликов. Кроме того, кому-то сообщение упало дважды — по почте и через Вотсап, — потому что мы не сверяли почту и телефон.

Я изменил тактику и написал каждому из личного аккаунта соцсети, процент откликов вырос до 45%. Теперь всегда пишу сам.

Я хотел охватить как можно больше блогеров, поэтому обратился еще и в специализированное агентство по работе с ними. Я предложил ему комиссию за привлечение участников. Схема такая же, как у блогера: агентство предлагает блогера, если тот соглашается на сотрудничество и продает поход подписчику, я плачу комиссию ему и агентству. Но агентство отказалось: мол, непонятно, будут ли продажи.

Взамен агентство предложило мне заплатить 1 млн рублей, а они за эти деньги дадут рекламу моего предложения блогерам с аудиторией от 3,5 млн человек. Агентство, конечно, не давало гарантии, что их реклама приведет ко мне хотя бы сколько-то участников, поэтому я отказался.

Я планирую продолжать работать с подрядчиками, которые нашли мне блогеров в запрещенной сейчас сети. Рассматриваем варианты, как привлечь блогеров с Ютуба.

Я придумал новую профессию «архитектор туризма»

В январе 2023 года я хотел найти новые направления развития клуба «Все с нами». Это турклуб, который я создал и под именем которого провожу свои походы. Я поставил цель — сместить фокус с моего личного бренда «Олег Коховец» на бренд клуба. Для этого я хотел собрать как можно больше организаторов интересных маршрутов.

Я начал собирать команду: нанял исполнительного директора, чтобы он организовал бизнес-процессы, и взял UX–дизайнера, он обещал разработать прототип сайта. Договорились, что исполнительный директор получит 12% от общей чистой прибыли, дизайнеру я заплатил фиксированную зарплату: 70 000 ₽.

Исполнительный директор должен был нанять менеджеров. Задача менеджеров — найти организаторов интересных туристических маршрутов и договориться, чтобы они согласились работать с нами. Идея была в том, что мы приведем организаторов туров клиентов: блогеров и их аудиторию. С блогером стоимость маршрута будет чуть выше, разница с обычной ценой — заработок блогера.

Мы с исполнительным директором придумали новую должность, чтобы привлечь потенциальных сотрудников. Соискатели почти не откликались на предложение о работе менеджером по продажам. Тогда мы изменили название — стали приглашать на работу архитекторов туризма. И тут же удалось набрать людей на работу.

Идея казалось мне интересной, работа менеджеров — простой. Но проект провалился. Вижу три основные причины.

Наши менеджеры работали спустя рукава. Исполнительный директор набирал их на авито и на hh.ru, с января по март нанял последовательно 10 человек. И ни один из менеджеров не был готов к самостоятельной работе. Их нужно было понукать и контролировать, а мы этого не делали. Надо было написать им четкую должностную инструкцию.

Внятного результата их работы не было. За три месяца работы десять менеджеров добавили на сайт два новых маршрута: автотур по Дагестану и поход на Мультинские озера на Алтае. Маршруты интересные, но это явно не тот результат, которого я ожидал.

Я тратил свое время на обучение менеджеров, тратил деньги, они получали небольшой оклад — и все почти впустую. Это было обидно.

Для меня стало откровением то, что люди могут прийти на работу — и не работать

Для меня стало откровением то, что люди могут прийти на работу — и не работать. Я сам очень предан делу, которым занимаюсь. Люди, с которыми я работаю в горах, такие же, как я.

У моего исполнительного директора внезапно возникли личные проблемы, он не мог заниматься проектом со всей отдачей.

Дизайнер не сделал прототип сайта к апрелю, как мы договаривались. А тем временем начинался сезон, времени на тестирование у меня больше не было.

Я подсчитал, что потратил на этот проект в общей сложности 200 000 ₽. За три месяца практически ничего не сделано. Начинается сезон, а значит, у меня не будет времени заниматься этим проектом. Поэтому я решил зафиксировать убытки и поставил проект на паузу до следующей осени.

Я намеревался в течение лета обдумать и составить план, как я буду подбирать команду и масштабировать клуб.

Я планирую в 2024 году учесть ошибки и снова перезапустить проект с архитекторами туризма

В июле 2023 года у меня в разгаре сезон на Эльбрусе, я вожу группы в походы. Осенью сезон на Эльбрусе закончится, я планирую провести 2—3 похода по Ликийской тропе в Турции, 2—4 тура в Териберке в ноябре. В январе 2024 года — подняться с коммерческой группой на Килиманджаро.

В феврале 2024 года у меня будет три месяца, чтобы подготовиться к следующему сезону. Я планирую учесть опыт и ошибки, которые были, и немного иначе построить работу:

  1. Дам блогерам четкую инструкцию, как им работать с аудиторией: напишу им контент-план с готовым текстом, видео и картинками. Это поможет убедить подписчиков активнее вносить предоплату, не бояться планировать отпуск. Раньше блогеры сами работали со своей аудиторией, я не вмешивался в этот процесс. Думаю, некоторые группы не удалось собрать именно из-за отсутствия инструкции.
  2. Изучу возможности, как найти новых блогеров из Ютуба. Есть сложности с тем, чтобы узнать адреса их электронных почт.
  3. Найму нового исполнительного директора. Тот, с которым мы работали в начале этого года, занят своими личными делами, поэтому не смог отработать в полную силу.

    Исполнительный директор должен будет найти новых менеджеров, обучить их. Проконтролировать поиск подрядчиков новых маршрутов. Может быть, нанять человека, который будет заниматься соцсетями
  4. Помогу исполнительному директору с поиском менеджеров. Может быть, получится найти их из числа моих ребят, с которыми я ходил в походы. Я уверен, что, если они возьмутся работать, будут делать это на совесть.

Я оптимистично смотрю в будущее: я занимаюсь любимым горным туризмом и нашел эффективный способ привлечения клиентов через блогеров.

Планирую развивать бренд клуба «Все с нами». Метод я придумал — осталось его реализовать. Будем работать!

Вид с на обсерваторию, за ней гора Донгуз-орун и ледник Семерка. Акклиматизационный выход в третий день программы, на высоту 3150 метров
Красная машина — это ратрак. Наш помощник и вредитель. Он разбивает тропинки, по которым идут альпинисты. Снег становится рыхлым, идти тяжело, это бесит. Но на ратраке удобно спускаться вниз после штурма горы
Такие ночи на бывают… на удивление всегда. Вдали от города, при холодном сухом воздухе вблизи Эльбруса ночи просто сказочные
4 утра. Восходящее солнце отбрасывает на запад тень от вершины Эльбруса
Расчетный счет для бизнеса

Предложение Тинькофф

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Алена Федорова
Алена Федорова

Если бы у вас был неограниченный бюджет, какой бизнес мечты вы бы открыли?

Ольга Ежова

Первый раз слышу о вас, не знала о такой горной группе.причем я не новичок , и знаю почти все популярные альпклубы.

Олег Крылов

Прочитал с интересом, спасибо за статью, вспомнил былое. В 1979 году в честь 150-летия первовосхождения на Эльбрус была организована международная альпиниада. что-то около 2-х тысяч участников из СССР и соцлагеря. Выход в час ночи, темно, а как снимать ТВ? Выход был найден. Накануне днем всю ораву построили возле «приюта одиннадцати» в колонну по три и попёрли вверх с развёрнутыми знамёнами! Прошли метров 200, подъём снят! Развернулись и вниз, всё также со знамёнами! Сняли и спуск. И смех и грех. Ну а в реальности вышли ночью и друг за другом по одному. Погода была прекрасная, участники в основном альпинисты, но дошли всё равно не все, у кого-то не хватило акклиматизации (многие приехали не заранее). У меня в команде один из участников взял с собой бутылку шампанского хотя ему и объяснили, что он не прав. Конечно никто бы его там пить не стал, но природа распорядилась сама, пока дошли до седловины, оно замёрзло и выпили мы его уже оттаявшее после восхождения. Вот такая история. Всем удачи!


Больше по теме

Новости