Недвижимость часто рассматривают как надежный и спокойный способ инвестирования капитала. Однако, как и в любой другой отрасли, успех здесь требует глубокого понимания рынка и обоснованных решений. Особенно в коммерческой недвижимости, спрос на которую в последние два года только растет.
Михаил Костромин, коммерческий директор AKTIVO, рассмотрел ключевые аспекты выбора коммерческой недвижимости для инвестиций.
Почему недвижимость
Самым безопасным способом для вложения денег считаются банковские депозиты — есть фиксированная доходность и защита Агентства по страхованию вкладов на сумму до 1,4 млн рублей. При этом доходность напрямую зависит от ключевой ставки Банка России, снижение которой ожидают эксперты. Сегодня ты получаешь 16% годовых, а завтра уже 12%. Можно доходность зафиксировать, но чаще всего на два года — срок действия депозита.
Также надежный инструмент — ОФЗ, это облигации федерального займа. Срок увеличивается, но доходность ниже. Корпоративные облигации приносят больше денег, 14-15%. Но, как правило, они рассчитаны на 2-3 года. Кроме того, при владении таким активом нельзя исключать дефолт. Акции — хороший выбор, такие ценные бумаги можно держать в портфеле десятилетиями и сегодня по ним платят неплохие дивиденды.
При этом в любом инвестиционном портфеле должна быть доля недвижимости. Одна из главных причин — высокая инфляция. Вероятно, что она еще длительное время будет находиться на уровне не менее 10%. Структурные проблемы, связанные с высокой стоимостью труда и издержками на зарплаты будут ее разгонять. Люди, которые раньше зарабатывали намного меньше, сейчас получают больше. С ростом доходов растет и стоимость товаров. В результате увеличивается выручка в торговых центрах, стрит-ритейле.
Я прекрасно помню, как 5-7 лет назад мы приобретали недвижимость. Порой ты хорошо понимаешь, что объект «перегрет», высокая арендная ставка, но арендатор сетевой, и ты соглашаешься на сделку. Сейчас мы покупаем недооцененные объекты. Иногда стоимость самой постройки дороже, чем мы приобретаем. Это на фоне инфляции такая сжатая «пружина», которая пока не выстрелила.
Инфляция — «друг» недвижимости. Такой актив при любой власти, при любых настроениях на рынке, с любой валютой будет приносить деньги. Чем больше инфляция, тем больше арендаторы платят тебе как собственнику, и ты больше зарабатываешь. При прочих равных, если ты больше зарабатываешь, то твой актив растет в цене.
Цели
Инвестирование в недвижимость должно начинаться с четкого определения целей и выбора стратегии.
Прежде всего необходимо ответить на вопрос, чего именно вы хотите достичь с помощью инвестиций. На первый взгляд здесь все очевидно — вкладываешь деньги, чтобы получать доход. Тем не менее существует четыре основные цели инвестирования в коммерческую недвижимость.
Сохранение капитала, когда хочешь получить доходность на уровне инфляции. Такой объект должен обеспечивать непрерывный денежный поток. Это может быть торговое помещение на первой линии, а арендатор — известный бренд. Ориентируемся на 7-8% в год с аренды.
Получение максимального дохода. Например, вам удастся найти пустое помещение, которое никому не нужно, и приобрести его дешево. А дальше переоборудовать, сделать ремонт и посадить надежного арендатора. Такой объект может приносить 15-20% в год.
Получение дохода от роста стоимости объекта. В этом случае необходимо задуматься о том, как изменится стоимость объекта со временем. Например, сегодня в Москве стоимость пустого помещения у некоторых застройщиков равна стоимости объекта с готовым арендным бизнесом. При этом инвесторы нередко совершают ошибку и покупают пустое помещение, квадратные метры на первых этажах. Это эмоциональные покупки — объект будет строится еще 2-3 года, а потом, скорее всего, его сдадут в аренду по низкой ставке, потому что рядом много таких же пустых помещений и арендатор будет диктовать свои условия.
Спекуляция, когда инвестор приобретает недооцененный объект с целью его быстрой, до года, перепродажи. Такой вариант не подходит для долгосрочного планирования и несет в себе большие риски. На высококонкурентном рынке недвижимости такие объекты появляются нечасто, а провести качественный анализ сможет лишь профессионал.
Если стоит только инвестиционная цель, то можно вложить деньги в недвижимость через ПИФы, то есть паевые инвестиционные фонды. Средний доход с таких инвестиций составит 9-13% в год.
Сегодня мы видим, как люди ищут стабильный актив, чтобы не только сохранить свой капитал здесь и сейчас, но и получать прибыль через 10 лет. При этом сокращается количество тех, кто верит в 100% доходность, которую могут обещать только мошенники. Низкий уровень финансовой грамотности приводит людей к ошибкам в мире инвестиций, поэтому мы периодически встречаем начинающих инвесторов, которые хотят быстро заработать, а в результате теряют все свои накопления.
Стратегия
Частью стратегии является выбор типа объекта. Сегменты офисной недвижимости и стрит-ритейла могут вести себя по-разному в периоды кризисов. Например, спрос на офисы будет снижаться, а с ним и арендная ставка. А вот магазин у дома, где в шаговой доступности можно приобрести продукты и средства гигиены, скорее всего, продолжит стабильно приносить прибыль.
Важным в стратегии является выбор подходящего времени для покупки. Стоимость недвижимости, как правило, снижается в периоды экономического спада. что позволяет сэкономить десятки процентов при покупке. Лучшее время для инвестиций в арендный бизнес — фаза депрессии или начало периода восстановления в экономике.
Необходимо учитывать и рыночные тренды. Например, десять лет назад люди предпочитали офлайн магазины, а доля электронной торговли была незначительной. Но, к примеру, только за 2021 год средняя арендная ставка на складах выросла на 40%.
Выбирая объект, инвестору стоит подумать о потенциальных арендаторах — всем нужна разная площадь. Если аптеке должно хватить 80-100 кв. м., то сетевому супермаркету этого точно будет недостаточно.
Вместе с владением физической недвижимостью приходят и риски: кредитные, если оплатить сразу всю сумму не получается, эксплуатационные, юридические, а также связанные с заполнением приобретенных площадей арендаторами и диверсификацией активов.
Если инвестор решает действовать самостоятельно, то начинать стоит с изучения локации и инфраструктуры.
Локация и инфраструктура
Анализ зоны охвата и трафика является важным шагом, поскольку позволяет оценить привлекательность объекта для арендаторов и взвесить потенциальные риски.
Понять зону охвата. Это радиус вокруг объекта недвижимости с основной аудиторией потенциальных клиентов. Для небольших помещений зона охвата составляет 200-250 метров. Для крупного супермаркета — 450-550 метров.
Теперь считаем количество жителей в зоне охвата. Это потенциальные клиенты нашего арендатора. Количество определяем исходя из 2,5 человек на квартиру: Количество жителей в зоне охвата = кол-во домов * количество этажей * кол-во подъездов * количество квартир на этаже * 2,5
Хороший показатель для радиуса 200 метров — от 6000 человек и выше. Предположим, что в нашем случае их 7 000 человек.
Изучить конкурентов и трафик. Конкуренты могут серьезно влиять на трафик, а поток посетителей в нашу аптеку может снижаться. В зоне охвата находятся еще две аптеки.
Для понимания выгоды необходимо рассчитать объем спроса по товарной позиции в зоне охвата. В нашем случае это медикаменты и товары гигиены. Нам потребуются данные с сайта Росстата: средний доход на человека и состав потребительских домохозяйств с привязкой к региону. В нашем случае это Москва.
В нашем районе проживает 7 000 человек, получается, что объем спроса на медикаменты в локации составляет: 90 680 * 7 000 * 2,5% = 15 869 000 (млн рублей)
Мы знаем, что выручка аптеки составляет 1 млн рублей. При этом объем спроса на медикаменты в зоне охвата — более 15 млн рублей, а рядом работают еще 2 аптеки. Можно предположить, что открытие аптеки в этом регионе рентабельно.
Стоит отметить, что это крайне приблизительный расчет. Формулу можно усилить, например, добавлением данных о доле пенсионеров и трудоспособного населения, включить поправку на долговую нагрузку населения в выбранном регионе.
Важно учитывать, что трафик сильно зависит от времени суток и типа бизнеса. Например, поток посетителей в продуктовый магазин увеличивается вечером, а в кофейню люди чаще заходят утром.
Провести анализ инфраструктуры, то есть проверить наличие остановок общественного транспорта, автостоянок, спортивных и детских площадок, парков. Эти места могут привлекать большое количество потенциальных клиентов. В нашем примере расстояние до ближайшей остановки автобуса 50 метров, есть заправка, библиотека и парк.
Проверить среднюю стоимость аренды. Простой способ — воспользоваться сайтом ЦИАН и просмотреть актуальные объявления в выбранном районе.
Сравнение со схожими по характеристикам объектами в зоне охвата позволит принять более взвешенное решение.
Рентабельность и окупаемость инвестиций
Расчет рентабельности инвестиций в недвижимость играет ключевую роль для инвесторов по нескольким причинам — он позволит:
- оценить потенциальный доход;
- сравнить различные объекты и выбрать тот, который потенциально принесет больший доход;
- понять, стоит ли вкладывать средства в конкретный объект недвижимости.
Проверить рентабельность можно по формуле:
ROI = годовой доход от аренды / вложенные деньги * 100%
Допустим, что выбранный для покупки объект стоит 6 млн рублей, а с аренды владелец зарабатывает 70 тыс. рублей в месяц или 840 тыс. в год. По формуле получается, что ROI = 14%. Это упрощенный расчет без учета налогов, страхования и ремонта. Даже предварительные расчеты показывают неплохой результат, учитывая что средняя ставка по годичным вкладам в России составляет 11,8%.
Также стоит проанализировать ставку капитализации в своем регионе, сопоставив этот показатель с другими данными. Если взять московский регион, то средняя ставка для торговых объектов около 10-13%. В рассматриваемом случае показатель даже выше — 14%.
Теперь посчитаем окупаемость объекта с учетом расходов, связанных с налогами и эксплуатацией объекта. Допустим, что налог на землю составляет 50 тыс. рублей в год, а расходы на обслуживание недвижимости 90 тыс. за тот же период:
— 6 млн * 2,2% (налог на имущество) = 132 тыс. рублей
— 840 тыс. рублей (годовая аренда) — 132 тыс. рублей (налог на имущество) — 50 тыс. рублей (налог на землю) — 90 тыс. рублей (эксплуатация) = 568 тыс. рублей (годовая аренда)
— 568 тыс. рублей / 10 млн * 100% = 9,4% (реальная доходность в год)
— 6 млн / 580 тыс. рублей = 10,5 (окупаемость в годах).
Получается окупаемость займет десять с половиной лет.
Торговый оборот на квадратный метр
Таким образом, можно проверить надежность арендатора, если вы решили инвестировать в готовый арендный бизнес. Рассчитывается по формуле: Выручка / Площадь объекта = Товарооборот на квадратный метр.
Помогает определиться с объектом, когда есть больше двух вариантов, потому что выручка на квадратный метр у них может быть разная. Самый простой пример — это обычный продуктовый магазин, который есть в каждом спальном районе. Магазин с выручкой в 500 тыс. рублей в месяц и площадь 100 кв. м менее эффективен, чем магазин с 300 тыс. выручкой и площадью 50 кв. м. В первом случае квадратный метр будет приносить 5 тыс. рублей, а во втором уже 6 тыс. рублей.
Благодаря такому подходу к оценке, вы найдете арендатора, с которым сможете планировать сотрудничество в долгосрок.
На что еще обратить внимание
Есть несколько дополнительных факторов, которые влияют на рыночную стоимость объекта.
Фасад помещения. Бизнесу важно показывать витрину, интерьер. Более ликвидными считают помещения с входной группой и витражами.
Планировка. Лучше, если она свободная, правильной прямоугольной формы без или с минимальным количеством несущих колон.
Высота потолков. Дополнительные метры позволяют создать интересный дизайн или антресоли. Оптимальный выбор — от 3 метров.
Доступ в помещение. Важно, чтобы на пути клиента не было заборов, шлагбаумов и других препятствий.
Электроснабжение. Напряжение в сети необходимо учитывать в связи с бизнесом. Например, пекарня потребляет не менее 500-600 Вт/кв. м, а в случае с продуктовым магазином этот показатель обычно в три раза меньше.
Расходы на эксплуатацию обычно выше для помещений в составе бизнес-центров, в отличие от коммерческой недвижимости в составе жилых домов.
Кадастровая стоимость объекта. По ней рассчитывается налог на имущество, который придется платить каждый год.
Объект нужно выбирать основательно. Начать стоит с определения целей и составления стратегии. А дальше провести изучение локации, конкурентов, инфраструктуры, проверить ряд финансовых показателей. При этом важно помнить, что рынок коммерческой недвижимости — сектор с высокой конкуренцией, хорошие предложения забирают быстро.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Михаил, хорошая статья! Доступно донесена информация.
Мне кажется в расчете окупаемости в конце опечатки в цифрах, надо исправить.