Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Разыгрываем 300 000 ₽ на запуск бизнеса. Участвовать
ПодробнееПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Обесценивание денег по причине роста цен на товары и услуги
Обесценивание денег по причине роста цен на товары и услуги
Когда говорят об инфляции, часто имеют в виду обесценивание денег и снижение покупательной способности граждан. Если за год инфляция составила 10%, значит, товары, которые год назад стоили 100 ₽, сейчас стоят 110 ₽. Выходит, что 100 ₽ обесценились или потеряли покупательную способность на 10%.
При инфляции не обязательно дорожают все товары: некоторые могут дешеветь, а другие — никак не меняться в цене. Но общий уровень цен в стране растет.
В статье расскажем, как возникает инфляция и в чем ее опасность для бизнеса.
В макроэкономике разделяют инфляцию спроса и инфляцию предложения.
Инфляция спроса развивается, когда предложение не может полностью удовлетворить спрос. Такое случается, когда у граждан есть свободные деньги, которые они хотят потратить на товары и услуги, но компании не успевают за спросом и повышают цены. Например, компания выпускает новую серию гаджетов ограниченным тиражом. Гаджет становится популярным, но на всех его не хватает, и последние модели покупатели разбирают по возросшим ценам.
К такому развитию событий приводят:
Инфляция предложения — это увеличение издержек производств. Когда компании вынуждены тратить больше денег на производство товаров и оказание услуг, они в итоге перекладывают свои издержки на покупателей, поднимая цены.
К этому приводят:
Цены могут вырасти и из-за инфляционных ожиданий. Это когда покупатели по какой-то причине ждут роста цен или дефицита товаров и закупаются впрок. Так они создают ажиотажный спрос, и товары действительно дорожают.
Инфляцию оценивают по темпу роста цен и по проявлению.
По темпу роста цен. В зависимости от того, на сколько процентов выросли цены на товары и услуги, инфляция может быть:
По проявлению инфляция может быть открытой и скрытой.
Если в стране нет дефицита товаров, но население замечает постепенный рост цен, это открытая инфляция. Рыночные механизмы продолжают работать: рост цен на одни товары компенсируется снижением стоимости других, появляется больше предложений, производство развивается. Открытая инфляция — естественное экономическое явление. Чтобы экономика страны не ослабла, государство может менять ключевую ставку или повышать налоги.
Скрытую инфляцию отличает жесткий контроль цен со стороны государства. Например, если в стране ограничена цена на молочные продукты, но при этом сырье и техника дорожают, производителям приходится экономить на качестве или количестве товара. Это приводит к дефициту продукта и денежному избытку.
Скрытая инфляция возникает в тех странах, где нет здоровой конкуренции, развита монополия, расходы госбюджета превышают доходы, импортные продукты вытесняют местное производство. Еще она возникает, когда страна переходит с одного типа экономики на другой и инвестиции в военное обеспечение превышают другие затраты.
Основной способ измерить уровень инфляции — вычислить индекс потребительских цен на группы товаров и услуг. Этим занимается Росстат. Он собирает данные по более чем 775 000 товаров и услуг, которые включают схожие позиции. Например:
Росстат ежегодно собирает данные о том, что покупают россияне, и формирует потребительскую корзину. В нее входит 500 востребованных товаров и услуг, на которые население тратит более 0,1% доходов. Служба статистики фиксирует изменения цен в каждом регионе и высчитывает средний показатель инфляции по стране.
С 2022 года Росстат оценивает инфляцию с помощью больших данных, в том числе — на основе информации с касс, из чеков и данных по маркировке товаров.
Чтобы узнать уровень и темпы роста инфляции в России, можно запросить информацию в Росстате через форму обратной связи.
Инфляция — это не всегда плохо. Умеренная инфляция, до 10% в год, помогает экономике развиваться: если цены не будут расти, то производить товары станет невыгодно.
При умеренной инфляции:
Чтобы защитить свои деньги от инфляции, бизнес и граждане открывают вклады или инвестируют сбережения. Когда инфляция превышает 10%, это отрицательно влияет на экономику и мешает бизнесу развиваться. Вот что происходит:
Поэтому, когда наступает галопирующая или гиперинфляция, государство пытается ее регулировать.
Чтобы замедлить рост цен, Гознак по заказу ЦБ печатает меньше денег и повышает ключевую ставку.
Кредитные организации повышают ставки по кредитам и предлагают населению открывать депозитные счета. Оборот денег падает, а вместе с ним — спрос и цены на товары и услуги.
Кажется, что можно заморозить цены. Но вот к чему это приведет:
Просто напечатать больше денег тоже не выход, ведь это снова приведет к излишкам денежной массы и еще сильнее увеличит инфляцию.
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности