Актуальное

Школа Бизнеса для начинающих предпринимателей

Школа Бизнеса для начинающих предпринимателей

Учиться бесплатно →

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Глоссарий Редактор: Настя Гейн

Инфляция

Обесценивание денег по причине роста цен на товары и услуги

Когда говорят об инфляции, часто имеют в виду обесценивание денег и снижение покупательной способности граждан. Если за год инфляция составила 10%, значит, товары, которые год назад стоили 100 ₽, сейчас стоят 110 ₽. Выходит, что 100 ₽ обесценились или потеряли покупательную способность на 10%.

При инфляции не обязательно дорожают все товары: некоторые могут дешеветь, а другие — никак не меняться в цене. Но общий уровень цен в стране растет.

В статье расскажем, как возникает инфляция и в чем ее опасность для бизнеса.

Причины инфляции

В макроэкономике разделяют инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса развивается, когда предложение не может полностью удовлетворить спрос. Такое случается, когда у граждан есть свободные деньги, которые они хотят потратить на товары и услуги, но компании не успевают за спросом и повышают цены. Например, компания выпускает новую серию гаджетов ограниченным тиражом. Гаджет становится популярным, но на всех его не хватает, и последние модели покупатели разбирают по возросшим ценам.

К такому развитию событий приводят:

  1. Массовое кредитование. Это когда банки выдают кредиты не из сбережений, а из средств необеспеченной валюты. Ее стоимость не подкрепляет золото или другие драгоценные металлы, поэтому такие деньги часто называют символическими. Но на них можно купить товары, разгоняя инфляцию.
  2. Дополнительный выпуск денег. Когда растут государственные расходы, выпускают больше денег без учета товарного оборота. Экономисты считают, что количество денег должно увеличиваться аналогично росту выпуска товаров. Если денег выпускают больше, то у жителей появляется их излишек.
  3. Дефицит товаров при прежнем уровне количества денег у жителей.

Инфляция предложения — это увеличение издержек производств. Когда компании вынуждены тратить больше денег на производство товаров и оказание услуг, они в итоге перекладывают свои издержки на покупателей, поднимая цены.

К этому приводят:

  1. Рост цен на мировом рынке. Если компания использует импортное сырье или продукцию, то ее затраты увеличатся.
  2. Монопольное право некоторых компаний устанавливать цены и определять издержки производства.
  3. Рост зарплат. Например, когда компании приходится повысить размер оплаты труда из-за требования сотрудников или профсоюзов, а прочие издержки остаются на прежнем уровне.
  4. Увеличение суммы налогов, пошлин, акцизов при более-менее стабильном уровне денежной массы.
  5. Потеря запасов. Например, при засухе производитель теряет часть урожая, но ему все равно нужно оплатить труд рабочих и заложить средства на будущий урожай.

Цены могут вырасти и из-за инфляционных ожиданий. Это когда покупатели по какой-то причине ждут роста цен или дефицита товаров и закупаются впрок. Так они создают ажиотажный спрос, и товары действительно дорожают.

Виды инфляции

Инфляцию оценивают по темпу роста цен и по проявлению.

По темпу роста цен. В зависимости от того, на сколько процентов выросли цены на товары и услуги, инфляция может быть:

  1. Низкая — до 5—6% в год.
  2. Умеренная — до 10% в год. Считается, что при таких значениях государственная экономика продолжает развиваться. Спрос на товары растет, производства расширяются.
  3. Галопирующая — до 50%, а по другим оценкам — до 100% в год. Это кризисные значения, когда населению не выгодно хранить накопления, потому что они быстро обесцениваются. Галопирующая инфляция была в России после кризиса 1998 года. В 1999 году цены выросли на 36,5%.
  4. Гиперинфляция — если цены выросли на 100—1000% за год, деньги теряют свою цену раньше, чем входят в оборот. Цены на товары могут меняться даже в течение одного дня. Население резко беднеет, развивается безработица, останавливается производство. Жители и компании переходят на бартер или другие валюты. Такое случилось в Германии в 1921—1923 годах. Цены росли на 25% в день. Люди перешли на бартер, а еще появились суррогатные деньги — нотгельды. Это жетоны, на которые можно было купить продукты, например килограмм сахара.

По проявлению инфляция может быть открытой и скрытой.

Если в стране нет дефицита товаров, но население замечает постепенный рост цен, это открытая инфляция. Рыночные механизмы продолжают работать: рост цен на одни товары компенсируется снижением стоимости других, появляется больше предложений, производство развивается. Открытая инфляция — естественное экономическое явление. Чтобы экономика страны не ослабла, государство может менять ключевую ставку или повышать налоги.

Скрытую инфляцию отличает жесткий контроль цен со стороны государства. Например, если в стране ограничена цена на молочные продукты, но при этом сырье и техника дорожают, производителям приходится экономить на качестве или количестве товара. Это приводит к дефициту продукта и денежному избытку.

Скрытая инфляция возникает в тех странах, где нет здоровой конкуренции, развита монополия, расходы госбюджета превышают доходы, импортные продукты вытесняют местное производство. Еще она возникает, когда страна переходит с одного типа экономики на другой и инвестиции в военное обеспечение превышают другие затраты.

Монополия: что это такое

Как измеряют уровень инфляции

Основной способ измерить уровень инфляции — вычислить индекс потребительских цен на группы товаров и услуг. Этим занимается Росстат. Он собирает данные по более чем 775 000 товаров и услуг, которые включают схожие позиции. Например:

  1. Платные услуги: химчистка, стрижка в парикмахерской, фотоателье, ремонт, медицина, туризм.
  2. Продовольственные товары с алкоголем и без него, кроме овощей, картофеля и фруктов. В том числе — импортное и местное шампанское, колбасы, мясо и рыба.
  3. Непродовольственные товары: одежда, постельное и нижнее белье, моющие средства, шампуни и духи.

Росстат ежегодно собирает данные о том, что покупают россияне, и формирует потребительскую корзину. В нее входит 500 востребованных товаров и услуг, на которые население тратит более 0,1% доходов. Служба статистики фиксирует изменения цен в каждом регионе и высчитывает средний показатель инфляции по стране.

Как Росстат считает инфляцию

С 2022 года Росстат оценивает инфляцию с помощью больших данных, в том числе — на основе информации с касс, из чеков и данных по маркировке товаров.

Чтобы узнать уровень и темпы роста инфляции в России, можно запросить информацию в Росстате через форму обратной связи.

Запросить информацию в Росстате

Опасность и последствия высокой инфляции

Инфляция — это не всегда плохо. Умеренная инфляция, до 10% в год, помогает экономике развиваться: если цены не будут расти, то производить товары станет невыгодно.

При умеренной инфляции:

  1. Имущество компаний дорожает.
  2. Товарооборот растет.
  3. Выгодно брать кредиты: деньги, взятые у банка до инфляции, раньше имели большую ценность, а размер долга не меняется.
  4. Идет естественный отбор в экономике: слабые предприятия не выдерживают колебаний цен, остаются самые сильные.

Чтобы защитить свои деньги от инфляции, бизнес и граждане открывают вклады или инвестируют сбережения. Когда инфляция превышает 10%, это отрицательно влияет на экономику и мешает бизнесу развиваться. Вот что происходит:

  1. Сложно планировать расходы: проще сразу тратить деньги, чем копить.
  2. Падают объемы производства, потому что компании не могут прогнозировать продажи.
  3. Обесцениваются накопительные вклады в банках и ценные бумаги.
  4. От скачков цен страдают продавцы и кредиторы — они продают товар за сумму, не способную покрыть все затраты.
  5. Вместе с покупательной способностью падает курс — доллары, евро и другие валюты становятся дороже.
  6. Избыточная инфляция влияет на безработицу: если процент высокий, производителю невыгодно изготавливать продукт. Как следствие, компании начинают оптимизировать расходы и увольнять сотрудников.

Поэтому, когда наступает галопирующая или гиперинфляция, государство пытается ее регулировать.

Способы регулирования инфляции

Чтобы замедлить рост цен, Гознак по заказу ЦБ печатает меньше денег и повышает ключевую ставку.

Зачем нужен ЦБ

Кредитные организации повышают ставки по кредитам и предлагают населению открывать депозитные счета. Оборот денег падает, а вместе с ним — спрос и цены на товары и услуги.

Что такое процентная ставка

Кажется, что можно заморозить цены. Но вот к чему это приведет:

  1. Производители не поймут, сколько товаров производить.
  2. Магазины — сколько товаров закупать.
  3. Некоторые категории продукции станут дефицитом.
  4. Снизится качество товаров. Чтобы удержать невыгодные цены, производители будут жертвовать качеством сырья.

Просто напечатать больше денег тоже не выход, ведь это снова приведет к излишкам денежной массы и еще сильнее увеличит инфляцию.

Что такое эмиссия

Что важно запомнить

  1. Инфляцией называют обесценивание денег и снижение покупательной способности из-за стабильного роста цен на товары и услуги.
  2. Экономисты разделяют инфляцию спроса и инфляцию предложения. Первая возникает из-за массового кредитования, дополнительного выпуска денег и дефицита товаров. Вторая — из-за роста издержек производства.
  3. Когда инфляция высокая, бизнес не может планировать расходы, а объемы производства падают.
  4. Уровень инфляции измеряет Росстат. Для этого он определяет набор востребованных у населения товаров и услуг и анализирует рост цен в разных регионах России, озвучивая среднее значение по стране.
  5. Чтобы снизить темпы роста цен, государство сокращает выпуск денег и повышает ключевую ставку, а банки привлекают средства населения на депозиты.

Сейчас читают

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности