Кем в компании работает HR — специалист, который отвечает за человеческие ресурсы, а именно так переводится это английская аббревиатура, плотно вошедшая в наш обиход? Дина Мунасыпова, директор HR-департамента компании-девелопера TOUCH, насчитала семь ролей. И к каждой из них есть свои требования.
Роль 1: хедхантер
Он же «охотник за головами», он же рекрутер: ищет и находит сотрудников Эта роль — самая первая в работе HR’а в любой сфере, ведь именно с поиска и найма персонала все и начинается.
Для исполнения этой роли требуется:
- разбираться в людях и функционале вакансии и уметь сопоставить их на соответствие друг другу;
- расширять способы поиска сотрудников и не ограничиваться стандартными подходами — например, запрашивая рекомендации не только у коллег, но даже у самих соискателей и их рекомендателей;
- проводить аудит рынка труда и изучать конкурентов;
- быть участником профессиональных комьюнити;
- работать над созданием и укреплением HR-бренда компании — ее «лица» для потенциальных соискателей и будущих и действующих сотрудников, а для этого потребуется вжиться в следующие роли.
В сфере, в которой я работаю, а именно девелопменте, роль хедхантера приобрела повышенную значимость в последнюю пару лет из-за выраженного кадрового голода. Его ощутили все застройщики, но особенно небольшие и региональные. TOUCH как изначально региональный девелопер знает об этом не понаслышке.
Роль 2: оптимизатор
Такой HR сокращает трудозатраты за счет внедрения цифровых инструментов в бизнес-процессы и участвует в регулировании распределения ресурсов.
HR — сфера не только с большим количеством информации, но и исключительно широким функционалом. Автоматизация и перевод в цифровую плоскость как кадрового делопроизводства, так и в целом бизнес-процессов не только ускоряет работу для всех участников, но и значительно сокращает число сопутствующих действий и ошибок из-за снижения человеческого фактора.
Как пример — опыт нашей компании. Мы увеличили число сотрудников на 15% по сравнению с прошлым годом, провели ротацию персонала, благодаря внедрению цифрового инструментария и единого виртуального рабочего пространства. Несмотря на это наш HR-департамент остался в прежнем составе, то есть все стали успевать больше. В качестве базы нами было выбрано российское ПО — Битрикс. На основе его пакетных решений мы разрабатываем собственные маршруты постановки и выполнения задач. Мы остановили свой выбор на этой системе за ее широкий функционал и доступность. Последнее немаловажно особенно для небольших компаний.
Другое направление оптимизации — эффективное перераспределение задач и ресурсов через детальный расчет трудозатрат. Это способствует повышению эффективности работы сотрудников, их профессиональному и карьерному росту и оптимизирует бюджет предприятия.
Для исполнения этой роли требуется:
- быть достаточно ленивым, чтобы хотеть работать «по старинке», и уметь делегировать задачи цифровым «помощникам»;
- детально знать все алгоритмы бизнес-процессов и понимать, где их можно оптимизировать;
- прививать желание работать в новой среде и помогать другим осваивать виртуальное пространство, иногда принудительно: например, не принимать заявки по телефону или на бумаге;
- уметь обосновать необходимость нововведений;
- не считать каждый поступающий запрос истиной в последней инстанции, а уметь рассчитать действительные потребности предприятия и людей, на нем работающих.
Роль 3: психолог
HR помогает адаптироваться и справиться с кризисными ситуациями. Эта роль начинается с трудоустройства сотрудника. Помочь ему адаптироваться в новом пространстве — одна из важнейших задач HR’а. Но и после завершения этого процесса участие HR’а не заканчивается, особенно если у человека возникают сомнения в выборе решения, сложности во взаимодействии с коллегами и даже личные неурядицы, влияющие на рабочий процесс.
И формального подхода здесь быть не может. Люди чувствуют фальшь. Важно проявить искреннее дружелюбие и участие: подойти в течение рабочего дня и поинтересоваться, как идут дела, помочь справиться с возникшими затруднениями, пригласить на неформальную встречу и поговорить по душам. Иногда если у сотрудника возникают проблемы, встреч может потребоваться больше, чем одна, и даже за пределами вашего рабочего времени. Но это того стоит, потому что HR — всегда про людей.
Для исполнения этой роли требуется:
- уметь проявить эмпатию;
- стать буфером между сложностью и сотрудником;
- сделать так, чтобы все работники знали: при возникновении проблем у них есть к кому обратиться.
Роль 4: рефери
HR-специалист выступает нейтральной стороной в конфликте для разрешения спорной ситуации.
В любом коллективе время от времени возникают напряженные моменты разной степени тяжести. Например, работники не могут определить, в чьей зоне ответственности лежит выполнение поставленной задачи. Или сотрудник по какой-то причине перестал исполнять свои должностные обязанности. В ситуациях, когда сторонам конфликта не удается договориться или желание работать к коллеге так и не вернулось, в дело вступает HR.
Для исполнения этой роли требуется:
- быть готовым подключиться к ситуации и максимально объективно оценить происходящее и предложить решение, при этом сохраняя нейтралитет;
- организовать ведение протоколов мероприятий, потенциально способных стать почвой для возникновения конфликтов;
- быть способным принять непопулярное решение, когда это влечет взыскания вплоть до увольнения.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Роль 5: завуч
Заведующий учебной частью организует обучение и развитие сотрудников.
Компания, чьи работники регулярно проводят «апгрейд» своих профессиональных навыков за корпоративный счет, выигрывает вдвойне:
- Повышается квалификация ее специалистов, а вместе с этим — конкурентоспособность компании на рынке.
- Растут лояльность сотрудников к работодателю и их мотивация на дальнейшее развитие и профессиональный рост.
Я рекомендую не ограничиваться исключительно подтверждением или повышением уже имеющейся квалификации, а предоставить сотрудникам возможность развиваться в сопутствующих областях.
Например, по опыту нашей компании могу сказать, что очень востребованным оказалось обучение по бизнес-направлениям, таким как «Тайм-менеджмент» и «Наставничество». Нередка ситуация, когда сотрудник — грамотный специалист в своей области, но испытывает сложности с самоорганизацией или во взаимодействии с новыми коллегами. Или просто чувствует потребность освежить или прокачать свои знания и навыки. Зато после прохождения обучения и и общая продуктивность, и взаимодействие внутри коллектива выходят на новый качественный уровень — проверено.
Для исполнения этой роли требуется:
- владеть аттестационными методиками и разбираться в нормативных базах;
- проводить мониторинг потребностей сотрудников в повышении квалификации и образовательных активностях и быть открытым к предложениям с их стороны;
- находить подходящие курсы или тренинги или создавать собственные образовательные программы и организовывать их прохождение членами коллектива;
- собирать обратную связь, и если что-то нужно исправить, то делать это по горячим следам.
Роль 6: контролер
HR-контролер владеет актуальной информацией, ведет мониторинг ключевых показателей и настроений в коллективе.
Контролирующая функция — одна из ведущих и постоянных в деятельности специалиста HR-службы. Возвращаемся к приему нового сотрудника. Как только человек вступает в должность, он получает задачу или ряд задач. В этот период работа HR’а — проконтролировать исполнение, так как это первый показатель, задержится ли новый сотрудник на рабочем месте или есть вероятность, что поиски нужно будет начинать заново.
Другое направление, уже глобальнее, — контроль «градуса счастья» в коллективе. Иначе как узнать наверняка, все ли ладно «в датском королевстве», и не пропустить момент, когда ситуация по каким-то причинам изменилась в противоположную сторону, и заодно эти причины понять.
Для исполнения этой роли требуются:
- проводить личные беседы — они помогают в точечном сборе информации, выявлении «болезненных» мест и их исцелении;
- организовывать крупномасштабный опросы, например, с помощью анкет, составленных самостоятельно или адаптированных под конкретный коллектив, — они обеспечивают оперативный сбор нужного среза данных и его обработку;
- соблюдать регулярность в работе с контрольными точками — например, раз в квартал, — ведь только при регулярном мониторинге можно отследить реальную динамику.
Роль 7: массовик-затейник
Такой HR знает, что делу время, а потехе час, и умеет сделать этот час интересным и полезным.
И опять к «градусу счастья» в коллективе как отражению уровня лояльности и мотивации сотрудников. Он растет и поддерживается не только за счет зарплаты, но и других, не всегда материальных, радостей.
Варианты досуга во внерабочее время: корпоратив по случаю профессионального праздника, спортивные и интеллектуальные соревнования или мероприятия по тимбилдингу.
В рабочее время: мы проводили в нашей компании выставку детских фотографий сотрудников и фотоконкурс домашних любимцев. А вот, к примеру, настольные игры не «зашли», и после двух попыток мы решили от них отказаться.
Казалось бы, мелочь, но такие события ощутимо улучшают настроение в коллективе, работают на его сплочение и создание дружелюбной атмосферы, помогают снять рабочий стресс, который — будем честными — так или иначе возникает даже на любимой работе.
Для исполнения этой роли требуется:
- иметь активную жизненную позицию;
- быть в курсе актуальных веяний для разных поколений сотрудников и уметь найти формат мероприятия, сочетающий неформальный подход с развлекательными методиками и при этом направленный на решение конкретных задач — например, повышение командного духа в коллективе;
- вовлекать в корпоративные активности не только работников компании, но и членов их семей;
- не забывать про награды — даже если это будут совсем недорогие призы. Главное, чтобы они приносили пользу и радость;
- уметь дать почувствовать сотрудникам значимость их работы независимо от занимаемой должности.
Вместо выводов
Разумеется, в зависимости от компании, ее размера, направления деятельности и других факторов, эти роли могут распределяться между разными сотрудниками. Однако нам, HR’ам, нужно быть готовым, что однажды придется исполнить каждую из них.
А какие роли HR исполняет в вашей компании?