Запуск собственного предприятия может быть захватывающим и непредсказуемым опытом. Когда вы предприниматель и работаете в одиночку, дел много — непонятно, за что в первую очередь хвататься, чтобы стартовать.
Александр Мороз, CEO сервиса по созданию брендов Brand Hub, делится списком инструментов по маркетингу, которые помогут следить за порядком в файлах, в работе на первых шагах в бизнесе и не сойти с ума.
Основной логотип и его дополнительные версии для рекламных материалов
Фирменный стиль бренда может использоваться на большом количестве носителей: на сайте, плакате, упаковке, сувенирной продукции и много на чем еще. Одной версии логотипа на все случаи жизни не бывает.
Основная версия логотипа. Ее предпочтительно использовать в рекламе, раздаточных материалах, упаковке и так далее. Стремитесь использовать только основную версию, если нет технических ограничений. Для других случаев нужны дополнительные версии.
Инверсия и черно-белая версия. Они предусмотрены для случаев, когда нет возможности использовать цветную версию, например в офисной печати. Инверсия пригодится, когда нужно нанести логотип на цветной фон.
Логотип-аватарка для соцсетей. Аватарка бренда — это логотип, взятый в маленький круг или квадрат. Если ваш логотип представляет собой длинное слово, он не будет считываться при уменьшении. Поэтому нужно заранее предусмотреть сокращенную версию для соцсетей, при этом у аватарки должна сохраняться связь с основной версией.
Favicon — это значок веб-сайта, который отображается во вкладках браузера. Если вы планируете работать и продавать через сайт, предусмотрите, чтобы логотип трансформировался в размер 16 × 16 пикселей и отличался от других сайтов, в том числе конкурентов. Favicon по содержанию может быть идентичным аватарке в соцсетях.
Исходные файлы фирменного стиля и гайдлайн
В первое время, когда вы открываете предприятие, задачи появляются в моменте: нужно напечатать пакеты с логотипом, сделать рекламу на витрине магазина, собрать презентацию, кончились визитки — распечатать новые.
Все эти задачи закрывают типографии и рекламно-производственные агентства. Чтобы верно воспроизвести ваш фирменный стиль, им для работы нужны исходные файлы: логотип, шрифты, цвета в CMYK, Hex и Pantone.
Организуйте хранение файлов в облаке (Яндекс Диск, Google Диск, Облако Mail.ru), где по папкам будут разложены все «запчасти». Вам останется только отправить исполнителям ссылку на файлы. Обязательно приложите ссылку на гайдлайн по работе с файлами, чтобы исполнитель не допустил ошибку при использовании фирменного стиля.
Сайт или лендинг
Даже если вы не планируете продавать товары онлайн, сайт — это, по сути, современная визитная карточка компании. Если тебя нет в сети — ты физически не существуешь. Сайт помогает показать сильные стороны компании, вашего продукта, дать возможность клиенту связаться с вами. Сайт — это ещё и канал продаж, вы можете настраивать там рекламу, приводить клиентов и анализировать эффективность.
Если вы ограничены во времени или не можете себе позволить нанять агентство по веб-дизайну — можно самостоятельно собрать лендинг (одностраничный сайт) на Tilda, Wordpress либо в другом конструкторе. Интерфейс и шаблоны таких сервисов позволяют собрать визуально приятный и аккуратный сайт, с которым пользователю приятно взаимодействовать, а вам — получать заявки.
5000 ₽ в месяц на интернет-рекламу
Проводите небольшие рекламные кампании в качестве тестов. В большинстве случаев предприниматели не знают свою аудиторию, не понимают, какие предложения в рекламе работают лучше, а какие — хуже. Вложения по 5000 ₽ на разные рекламные кампании как раз покажут, какие каналы и креативы приносят больше заявок, продаж или подписчиков.
Цель экспериментов — сформировать наиболее эффективную рекламу, которая приносит больше заявок при меньших затратах. Как только рецепт станет ясен, можно повысить бюджет и запустить масштабную кампанию.
Презентация о компании или каталог товаров
Допустим, вы продаете товары для розничной торговли. Чтобы войти в торговые сети, нужно убедить категорийного менеджера взять вас на полку. Здесь поможет презентация о компании, в которой будут железные аргументы, почему стоит взять именно вашу продукцию. И каталог, чтобы менеджер мог ознакомиться с ассортиментом и выбрать то, что ему нужно.
Презентация и каталог особенно важны для товаров и услуг, когда решение о покупке принимается медленно. Например, вы продаете модульные дома от 1 млн рублей. Это слишком высокая стоимость, чтобы потребитель сразу согласился на покупку. Ему нужно подумать, повыбирать, сравнить, полистать. Для всего этого соберите каталог — печатный и/или электронный. Покупатель будет возвращаться к вашим материалам, перечитывать и придет за покупкой, взвесив все за и против.
Шаблон коммерческого предложения
Когда пойдут первые заказы, вам нужно отработать на максимум, чтобы запрос с большей вероятностью перешел в продажу. Допустим, клиент ожидает расчета стоимости услуг и вы отправляете ему сообщение в мессенджере: «Это будет стоить 100 000 ₽». Мягко говоря, это непрезентабельно и не продает.
Заготовьте коммерческое предложение в виде презентации, приложите фотографии, чертежи, примеры результата, который получит клиент. Либо изложите всю информацию на фирменном бланке. Главное — сделайте предложение в фирменном стиле, чтобы клиент чувствовал, что он обратился в «компанию», а не в «контору» из одного человека.
База клиентов и CRM
Зачастую предприниматели не ведут базу клиентов, не фиксируют, кто они и остались ли довольны. База клиентов позволяет периодически напоминать о себе с помощью рассылок или таргетинга, смотреть историю продаж и на ее основе делать допродажи, измерять степень удовлетворенности клиентов и корректировать бизнес-процессы.
Ведите базу с первого клиента — любым удобным способом, хоть в бумажном блокноте. Самый удобный способ для старта — вести таблицу в Google Таблицах, чтобы вы могли делиться доступом с другими сотрудниками и заходить туда с любого устройства.
Если вы продаете на сайте, собранном, например, в Tilda, то там, как правило, есть внутренний CRM-сервис, который легко настроить под себя.
Контент на первый месяц
Открытие магазина одежды еще не гарантирует, что покупатель сам придет и купит. Его нужно буквально «ловить» с помощью продвижения, а дальше — развлекать, обучать, убеждать в соцсетях. Нужно публиковать посты, фотографии с вашим продуктом, писать статьи, вступать в коллаборации. Так вы удержите интерес аудитории, и в перспективе подписчик конвертируется в покупателя, а дальше — в лояльного клиента, который будет рекомендовать вас и делиться вашим контентом уже у себя.
Если ваш основной канал продаж — маркетплейсы, соответственно, заготовьте изображения для карточек товаров и шаблоны для создания новых.
Главное
- Предусмотрите дополнительные версии логотипа для мелких форматов, такие как аватарка и favicon. А также инверсную и черно-белую версии для случаев, когда невозможно использовать полноцветный логотип.
- Храните в отдельных папках в облаке все элементы фирменного стиля, чтобы они были под рукой для работы с дизайнерами и типографиями.
- Соберите простой сайт или лендинг, используйте его в качестве презентации компании.
- Проводите рекламные тесты в пределах 5000 ₽, чтобы сформировать эффективную рекламу.
- Если у вас дорогой продукт, соберите презентацию со всеми аргументами и каталог, чтобы покупатель мог в него вернуться, перечитать и подумать (50 000 ₽ — это уже дорого).
- Составьте шаблон коммерческого предложения, чтобы вы могли быстро обрабатывать заявки.
- Ведите базу клиентов с самого начала работы и напоминайте им о себе.
- Соберите контент на первое время, с его помощью вы привлечете и удержите внимание потенциальных клиентов.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бота. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты также чат-боту.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
А как вы выстраивали маркетинговую стратегию?