Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Блокировка аккаунта продавца на маркетплейсах из-за товарного знака: что делать?


Блокировка аккаунта на маркетплейсе вызывает страх и панику у большинства селлеров. Когда это происходит, продавец теряет все. Одна из распространенных причин блокировки — нарушение прав на товарный знак.

Селлер может случайно или намеренно использовать чужое название или логотип, зарегистрированный в Роспатенте. Правообладатель, узнав об этом, имеет право прислать претензию в адрес маркетплейса. Дальше у селлера запросят документы, которые подтверждают законность использования обозначений.

Чаще таких документов у продавца нет. Его аккаунт или личный кабинет блокируют на неопределенный срок, в некоторых случаях навсегда, а дальше взыскивают с него штрафы и компенсации.

Предлагаю разобраться, как быть, если такая ситуация уже произошла, как предотвратить такое развитие событий в будущем.

Как происходит блокировка личного кабинета

Блокировка личного кабинета на маркетплейсе — это утрата возможности развивать собственный бизнес на площадке. Ее часто применяют к нарушителям внутренних правил маркетплейса и закона.

Причины блокировки бывают разными: отсутствие маркировки, сертификатов, деклараций, отказных писем, некорректное описание товаров, грубость в отношении покупателей и прочее.

Блокировка может быть:

  1. Полной — аккаунт блокируется полностью.
  2. Частичной — заблокированы некоторые функции или карточка товара.

Заблокировать аккаунт также могут из-за незаконного использования логотипов, названий или других элементов, защищенных в Роспатенте, в карточке товара, описаниях магазина, на продукции. Например, если предприниматель перепродает товар с чужим брендом, а разрешение у правообладателя не попросил, на него подадут жалобу на нарушение прав на товарный знак.

Wildberries оповещает клиентов, что есть несколько вариантов блокировки

Товарный знак призван индивидуализировать товары и услуги, он защищается в рамках закона. Если владелец пройдет регистрацию в Роспатенте, он может бороться за свое обозначение, предъявляя претензии и иски к нарушителям.

Правообладатель может пожаловаться администрации маркетплейса. Тогда площадка будет вынуждена проверить факт, на который указал «жалобщик». Если у селлера не окажется документов, которые подтверждают, что он добросовестно использует обозначение, маркетплейс может заблокировать спорную карточку или полностью аккаунт продавца.

На практике у нас чаще встречаются 3 варианта историй, связанных с блокировкой из-за товарного знака:

  1. Селлер продавал товар под собственным незарегистрированным брендом, появился конкурент, который зарегистрировал аналогичный или похожий товарный знак в Роспатент. После этого он предъявил претензии к селлеру, который первым начал использование, тем самым «выдавил» его с площадки, заставил нести убытки.
  2. Селлер закупил товары в другой стране, допустим, в Китае, начал продавать. Оказалось, что на товар нанесен чужой товарный знак. К продавцу на маркетплейсе предъявляют претензию, по факту за нарушение отвечает он, а не иностранный поставщик.
  3. Селлер купил товары без документов или не сохранил их. На продукции есть товарные знаки других лиц, к нему обращаются с претензией, он не может доказать свою добросовестность. Часто в таких ситуациях оказываются продавцы, которые реализуют товары с мультперсонажами.

Все маркетплейсы следят, чтобы в рамках их площадки не происходили нарушения закона.

OZON предусматривает возможность истребования у селлера свидетельства о регистрации товарного знака, лицензионного договора или договора купли-продажи между поставщиком или производителем и продавцом онлайн-площадки. Желательно сразу загрузить лицензионный договор и другие документы в личном кабинете.

WB устанавливает запрет на размещение информации без прав на нее. Например, использование товарного знака при отсутствии исключительных прав и согласия правообладателя.

Яндекс.Маркет предусматривает проверку наличия прав на товарный знак еще до запуска продаж. Там редко бывают ситуации, когда используются чужие товарные знаки без разрешения, но все же такое иногда случается.

Озон предупреждает, что некоторые бренды проверяются сразу, но иногда можно немного повременить с загрузкой документов, в этом случае есть риск блокировки
Wildberries установил обязанность продавцов размещать только ту информацию, которая им принадлежит
Яндекс.Маркет оповещает, что тщательно следит за продажей брендированных товаров на площадке

5 июня 2024 года АС Московской области взыскал компенсацию 600 000 ₽ с ИП за нарушение исключительных прав на 3 товарных знака, плюс, расходы по уплате государственной пошлины в размере 15 000 ₽. Нарушитель предлагал к продаже через маркетплейс Яндекс.Маркет товары, маркированные товарными знаками истца. Разумеется, нарушителя заблокировали на площадке.

Повторные нарушения прав на товарные знаки в рамках маркетплейса практически всегда ведут к одному — прекращению сотрудничества с селлером. Онлайн-площадки для торговли слишком ценят свою репутацию, не хотят судов и разбирательств, им легче избавиться от злостного нарушителя.

Блокировка личного кабинета предусмотрена в офертах известных маркетплейсов: Wildberries, OZON, Яндекс.Маркет. У всех площадок в документах указано, что продавец несет полную материальную ответственность за все нарушения прав на интеллектуальную собственность.

Так как законом предусмотрена компенсация за нарушение прав на товарный знак до 5 000 000 ₽. Платить ее будет селлер, а не площадка. Если бы в примере из практики, который мы разобрали выше, 600 000 ₽ взыскали с маркетплейса, а не с продавца, последний все равно был бы вынужден возмещать площадке убытки.

Продавца не только заблокируют, но и обяжут выплатить штраф
Wildberries по запросу может выдать личную информацию правообладателю, чтобы не становится стороной в споре

Запомнить!

Даже если иск предъявят к маркетплейсу, согласно договору, в котором сказано, что продавец обязан возместить убытки, конечным плательщиком будет нарушивший селлер.

Дополнительно на площадках предусмотрены свои штрафные санкции. Например, Озон начислит 1200 штрафных баллов — это уже блокировка и расторжение договора о сотрудничестве.

Вайлдберриз установил штрафы в размере 10 000 ₽ за каждый факт нарушения, а блокировка идет бонусом к штрафу.

OZON сразу начисляет штрафные баллы, которые приводят к блокировке и за первое, и за повторное нарушение
Wildberries установил штраф в размере 10 000 ₽, раньше было 25 000 ₽

Какие документы представить маркетплейсу, если произошла блокировка

Законно работать под чужим брендом и продавать товар с названием и логотипом, которые вам не принадлежат, можно только при наличии подтверждения права на использование:

  • лицензионного или дистрибьюторского договора;
  • свидетельства на товарный знак;
  • договора поставки, подписанного правообладателем. Если он из России, то желательно получить еще письмо-согласие на торговлю на маркетплейсе.

Если вы продаете собственный товар или продукцию без бренда, но используете название или логотип, нужно подумать о регистрации своего товарного знака в Роспатенте.

После регистрации вы может загрузить на платформы или представить при необходимости администрации маркетплейса свидетельство на товарный знак.

Пошаговый план регистрации товарного знака в Роспатенте
Озон разъяснил, какие документы нужно иметь в разных ситуациях

Если вы перепродаете товары с чужими товарными знаками на маркетплейсе, необходимо брать разрешение у правообладателя бренда. Не получится скинуть ответственность за использование чужой интеллектуальной собственности на поставщика товара. Отвечать будет продавец, который опубликовал товар на площадке.

Иногда действуют положения об исчерпании прав. Для этого производитель должен ввести товар в оборот, после чего остальным участникам цепочки уже не нужно брать разрешение на использование товарного знака, достаточно правильно оформлять документы в цепочке. У вас должны быть договор, товарная накладная, акты приема-передачи или универсальные передаточные документы. Они подтверждают законность приобретения товара с торговым обозначением

Одного факта оплаты товара недостаточно, чтобы говорить о разрешении на использование бренда в коммерческой деятельности. Ошибка — думать, что, если вы заплатили деньги, вы можете продавать товар с чужим брендом беспрепятственно.

Если у вас заключен лицензионный договор на использование товарного знака, следует учитывать, что в документе могут быть разные условия. Действовать нужно в соответствии с положениями договора. Желательно предусмотреть пункт, который дает право использовать обозначение на маркетплейсах. Если лицензия действует только на территории одного региона, то это автоматически исключает возможность продавать через онлайн-площадки.

Если товары входят в список параллельного импорта, утвержденный Правительством РФ, тоже нужны документы. Однако в этом случае нужно доказать, что товар попал в страну легально, а первый покупатель купил продукцию у реального правообладателя.

Вам понадобится:

  • договор с продавцом, УПД, ТОРГ-12;
  • подтверждение ТН ВЭД товаров: таможенная декларация или официальное письмо от вас;
  • копия свидетельства на товарный знак от правообладателя или номер товарного знака в реестре и полное наименование правообладателя.

Ошибка думать, что при «параллельном импорте» не нужны никакие документы.

Яндекс.Маркет представил инструкцию для торговли товарами из списка параллельного импорта

Как разблокировать личный кабинет на маркетплейсе

Как правило, разблокировать личный кабинет при наличии явного правонарушения сложно. Поэтому данная схема хорошо работает в тех случаях, когда вы ненамеренно нарушили и у вас есть возможность в установленный срок представить документы, которые требует площадка, или нарушения не было вовсе:

  1. Удостоверьтесь, что аккаунт заблокирован из-за незаконного использования товарного знака. Обычно уведомление с указанием на причину приходит на почту или в личный кабинет.
  2. Выполните требования маркетплейса, предоставьте документы, которые требуют в обращении и любые другие материалы, которые доказывают вашу добросовестность. Озон дает на ответ 3 дня, если документы не были собраны в срок, в течение еще 4 дней можно подать обращение в поддержку. Итого на ответ на Озоне есть 7 календарных дней.
  3. Обратитесь в техническую поддержку, если есть вопросы или не совсем ясно, какие именно документы нужно представить в вашем случае.
  4. Сформируйте ответ, прикрепите имеющиеся документы, обоснуйте свою позицию. Хорошо, если все необходимые документы подготовлены заранее и можно оперативно предоставить их по запросу. Документы, составленные на иностранном языке, нужно перевести на русский.
WB отмечает, что ответ на претензию должен быть обязательно вкупе с документом, подтверждающими отсутствие правонарушения
Список документов, которые рекомендует иметь WB

Спор на Wildberries сейчас разрешается через «Цифровой арбитраж». Правообладатель заполняет специальную форму. Обращение отображается в личном кабинете продавца. На ответ дается 30 дней — в этот срок нужно подготовить документы, которые подтвердят отсутствие нарушения, либо согласиться с правообладателем и попытаться договориться.

Если ответ не поступил или не был принят правообладателем, к разрешению спора подключается площадка. И вот тут может случится блокировка. Я рекомендую при наличии правонарушения попытаться найти общий язык с правообладателем на начальном этапе, удовлетворить его требования, договориться о снижении компенсации.

Если нарушение было, лучше признать вину и уменьшить негативные последствия для себя и своего бизнеса. Предложите правообладателю заключить лицензионное соглашение, если хотите дальше использовать его товарный знак. В этом случае придется периодически выплачивать ему определенную договором сумму.

Многие селлеры пытаются решить проблему повторной регистрацией на площадке, но маркетплейсы предупреждают, что будут пресекать это.

Предупреждение о негативном отношении к повторным регистрациям от Яндекс.Маркета

Как избежать блокировки в будущем

В заключение — несколько советов.

  1. Проверяйте, не используете ли вы чужие товарные знаки. Например, можно вбить нужное слово или логотип в Поисковую систему Роспатента, сравнить выдачу со своим обозначением, сделать выводы.
  2. Не продавайте продукцию под чужим брендом без согласия правообладателя. Если видите, что на товаре есть надписи или изображения, лучше удостовериться, что они никому не принадлежат с помощью проверки по реестру Роспатента.
  3. Заключайте договоры с владельцами прав на товарный знак до реализации товаров через маркетплейсы. Перед тем, как вы выгрузите товары на площадку, следует решить этот юридический момент. Только так можно избежать неприятностей.
  4. Собственный товарный знак желательно зарегистрировать, чтобы его никто «не украл». Сами придумали название или разработали логотип? Регистрируйте в патентном ведомстве, становитесь в «сильную» позицию, защищайте свой бренд.
  5. При покупке товаров убедитесь, что у поставщика все в порядке с документами, чтобы суметь в случае претензий ответить. Не стоит покупать товары с рук без документов, потом к ответственности привлекут вас, а не человека, у которого вы приобрели продукцию.

Разблокировать личный кабинет, если нарушение было, практически невозможно, поэтому я изначально не рекомендую рисковать. Если маркетплейс уже направил вам предупреждение, сразу же прекратите правонарушение и исправьте ситуацию, чтобы не доводить до полной блокировки.

Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

Предложение от Т-Банка

Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

  • Бесплатно зарегистрируем бизнес и откроем счет
  • Обучим работе с разными площадками
  • Доведем с нуля до первых продаж
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Юрий Горбачев
Юрий Горбачев

Были ли у вас случаи блокировки карточек или личного кабинета на маркетплейсах: почему и как справились?


Больше по теме

Новости