Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Адаптация сотрудников: как и зачем проводить её для синих воротничков


В 2023 году с нехваткой синих воротничков столкнулись 68% компаний, аналогичная ситуация сохраняется и в 2024 году. Работодатели устроили настоящую схватку за грузчиков, охранников, курьеров, сварщиков, кассиров и другой производственный персонал. Компании готовы вступать в зарплатную гонку, лишь бы привлечь и удержать кадры. Так, зарплата курьеров выросла и приблизилась к окладам программистов среднего звена, а это около 150 тысяч рублей. Однако даже такие меры не спасают от высокой текучести кадров в данной сфере. Синие воротнички продолжают часто менять работу, и даже незначительная надбавка к окладу способна спровоцировать их уход к конкурентам.

Компании пытаются найти новые способы, чтобы снизить уровень текучести. Один из них — адаптация. Согласно исследованиям, сотрудники, прошедшие качественную адаптацию в 18 раз больше привержены компании и реже задумываются о смене работы.

Основатель и генеральной директор платформы Edstein по адаптации, оценке и обучению персонала рассказывает про ключевые особенности синих воротничков, инструменты для их онбординга и удержания в компании.

Особенности и потребности синих воротничков: что важно для них в работе

Синие воротнички — это условное обозначение сотрудников, которые являются представителями рабочего класса и непосредственно задействованы в производстве, промышленности, а также везде, где требуется физический труд. Как правило, они получают почасовую или сдельную оплату в зависимости от объема выполненной работы.

Белые и синие воротнички словно два пазла дополняют друг друга: первые разрабатывают стратегию и выстраивают все процессы, в то время как вторые реализуют планы в реальность.

У каждой категории сотрудников есть свои специфические особенности, учитывая которые можно легче найти общий язык и выстроить рабочие процессы. Синие воротнички не исключение.

Очень короткий срок поиска работы — одно из их ключевых отличий. Он составляет составляет от нескольких дней до недели. Как правило, так происходит из-за отсутствия у этой категории персонала большой финансовой подушки: им нужно быстро возобновить получение выплат. Из этого следует первый критерий, который играет для них ключевую роль при выборе работодателя, а именно стабильность заработной платы. Синие воротнички не потерпят задержек в выплатах, им важно получать деньги регулярно, чем чаще, тем лучше. Поэтому для работы с ними хорошо подходят модели с ежедневными или еженедельными выплатами. Материальные мотиваторы стоят для синих воротничков на первом месте, поэтому они также ценят наличие премий и бонусов. Например, некоторые компании предлагают надбавки за выслугу лет или за достижение определенных KPI.

График работы и близость к дому — решающий фактор при выборе компании,помимо материальных мотиваторов. Эта категория сотрудников не готова тратить большое количество времени на то, чтобы добраться до своего рабочего места.

Гибкий график, возможность самостоятельно выбирать количество рабочих часов, тоже играют немаловажную роль, особенно если речь идет про женщин, которые помимо работы занимаются уходом за детьми или же молодежь, которая рассматривает производственные и массовые вакансии в качестве подработки на время учебы.

Работа синих воротничков
Работа синих воротничков

Примеры направлений работы синих воротничков

Примеры направлений работы синих воротничков

Почему возник дефицит синих воротничков и тренд на их удержание

Рекордно низкая безработица сохраняется и находится на уровне 2.7%. Дефицит кадров сильнее всего затронул производственный и массовый персонал. Больше всего не хватает токарей, дворников, курьеров и водителей.

Почему возник дефицит синих воротничков. Есть несколько основных факторов, которые вызывали такую нехватку производственного и массового персонала:

  1. Ориентация рынка труда на импортозамещение: из-за санкций появляется все больше новых производств внутри страны, растет спрос на рабочие специальности.
  2. Убыль трудоспособных мужчин: в связи с мобилизацией наблюдается уменьшение мужского населения, которое составляет немалый процент от синих воротничков.
  3. Отток мигрантов из-за ослабления курса рубля: среди синих воротничков много мигрантов, однако их количество уменьшилось из-за ослабление рубля по отношению к доллару и евро, что привело к снижению их доходов и потери интереса к работе.
  4. Демографическая яма: рабочие профессии пользовались популярностью в СССР, однако в 90-х их престиж упал, возрос интерес к экономике и менеджменту. Поэтому сейчас среди молодежи мало специалистов, которые могут заменить синих воротничков, уходящих на пенсию.
  5. Осознание самоценности: синие воротнички стали осознавать свою востребованность и значимость на рынке труда, поэтому отдают предпочтение лучшим предложениям.

Тренд на удержание синих воротничков. Поиск работы становится все более легким и доступным, в том числе и для синих воротничков. Сейчас данная категория сотрудников активно использует различные джобборды, приложения и специальные сервисы. Зачастую синие воротнички просматривают открытые вакансии на постоянной основе, сравнивая текущее место работы и предложения на рынке.

Раньше работодатели закрывали глаза на высокую текучесть и просто нанимали новых людей, однако в нынешних реалиях это стало невыгодно: сильный дефицит кадров и рост стоимости найма дают о себе знать. Большую часть вакансий размещают крупные игроки рынка, они вкладывают немалые средства в продвижение, поэтому среднему и малому бизнесу становится все сложнее конкурировать с ними. Акцент с постоянного найма смещается на удержание. Более того, работодатели стали с радостью брать на работу бывших сотрудников, которые уже ранее прошли необходимый инструктаж, знают специфику работы и им не нужно долго погружаться в рабочие процессы.

Как адаптация помогает удержать синих воротничков

До 20% текучести кадров происходит в течение первых 35 дней после приема на работу. Причины могут быть разными, среди самых частых:

  1. Новичок не понимает, что ему делать. В компании нет четких инструкций, системы наставничества, которые помогут разобраться с процессами и плавно войти в работу.
  2. Несоответствие ожиданиям. Когда на собеседовании обещали одни условия, а по факту они оказались совсем другими.
  3. Нет поддержки, новичок не ощущает собственной ценности. На нового сотрудника не обращают внимание, он ощущает себя не нужным.
  4. Специфические особенности компании. Например, когда нужно приходить за 30 минут до начала работы, чтобы спеть гимн компании. О таком нужно предупреждать на этапе собеседования

Адаптация  — это процесс интеграции нового сотрудника в компанию. Он включает в себя два важных аспекта: освоение рабочих обязанностей и вхождение в коллектив — снижение стресса и напряжения, которое часто возникает при переходе на новое место работы. Когда один из аспектов отсутствует, новый сотрудник начинает ощущать дискомфорт и задумываться о том, что это не его место.

Российские работодатели стали все чаще внедрять адаптацию для синих воротничков, осознавая ее ценность и влияние на удержание. Однако при этом в 86% организаций, процесс адаптации представляет собой заполнение анкет, подписание документов и прохождение обязательных инструктажей по безопасности. Эти действия составляют лишь малую часть адаптации и в одиночку не способны справиться с основной целью — быстрым выходом сотрудника на пиковую эффективность.

Какие инструменты адаптации использовать для синих воротничков

Существуют универсальные инструменты адаптации, которые применяются для всех категорий сотрудников. Однако учитывая особенности каждой из категорий, можно значительно улучшить процесс адаптации. Один из факторов, который важно учесть для синих воротничков — это доступность. Важно помнить, что у них, как правило, нет стационарных рабочих мест, а значит и доступа к ПК. Поэтому, если адаптация будет предусматривать обучение и необходимость использовать разные электронные ресурсы, нужно обеспечить доступ к ним с мобильных устройств.

Инструмент 1: пребординг. Это знакомство новичка с компанией еще до первого рабочего дня. Обычно адаптация начинается с момента выхода на работу, однако в этом есть риски: сотрудник может продолжить поиск работы и получить другое предложение, или же его текущий работодатель сможет уговорить остаться в компании. В ситуации с синими воротничками подобные ситуации бывают особенно часто, т.к. они склонны как быстро принимать, так и менять решения. Даже небольшие сомнения в отношении новой компании или предложение о прибавке от текущего работодателя способны изменить их решений.

Пребординг позволяет оставаться на связи с новичком еще до первого рабочего дня. Для компании это возможность наладить контакт и создать эмоциональную связь с новым сотрудником, избавить его от тревог и сомнений. Пребординг может включать в себя экскурсию по будущему месту работы, приветственный тренинг в онлайн формате с интересным рассказом о компании и возможностях роста в ней, приветственный бокс с небольшими, но приятными подарками. Причем подобные боксы хорошо работают не только для синих воротничков, но и в других сферах.

Например, в нашей компании мы дарим всем новым сотрудникам фирменный мерч. Он включает в себя шоппер, в который мы кладем брендированный термос, худи, блокнот, канцелярию и буклет с рассказом о компании, ее истории, продуктах. Такой небольшой подарок показывает заботу компании о новичке.

Инструменты адаптации
Инструменты адаптации

Основные инструменты адаптации для синих воротничков

Основные инструменты адаптации для синих воротничков
Мерч Edstein
Мерч Edstein

Сотрудники берут мерч в командировки, отпуск, на встречи с командами, а потом обмениваются фотографиями в общем чате. Это позволяет им чувствовать себя часть сообщества.

Сотрудники берут мерч в командировки, отпуск, на встречи с командами, а потом обмениваются фотографиями в общем чате. Это позволяет им чувствовать себя часть сообщества.

Инструмент 2: наставничество. Когда человек выполняет физическую работу, легче всего понять ее принцип не в теории, а на практике. Наставничество — одна из основ адаптации для синих воротничков. Более опытные сотрудники на своем примере могут показать новичку все рабочие процессы, ответить на его вопросы и объяснить все нюансы. Помимо этого, наставник оказывает психологическую поддержку на первых порах. Это тот человек, с кем новичок может сходить на обед, кто представит его коллективу и расскажет о негласных внутренних правилах.

В качестве наставника могут выступать опытные сотрудники, которые уже давно работают в компании. Однако одного этого критерия для становления наставником недостаточно. В этой роли должен выступать сотрудник с сильными коммуникативными навыками, который умеет расположить к себе и очень лоялен к компании. Все наставники должны проходить обязательную подготовку: процесс общения с новичком четко выстраивается в понятную структуру и обязательные этапы. Помимо этого, наставничество должно поощряться, например с помощью дополнительных премий, общественного признания и подарков от компании.

Инструмент 3: обучение и избавление от бесконечной рутины. Практика обучения и повышения квалификации уже давно пользуется популярностью для белых воротничков. Однако для производственного и массового персонала обучение предоставляется далеко не всегда. Существует ошибочное мнение, что этой категории сотрудников обучение не нужно и не интересно, однако это не так. Синие воротнички стали все больше ценить тех работодателей, которые готовы вкладываться в их развитие и повышение квалификации, ведь благодаря этому они изучают новые инструменты работы и становятся более востребованными специалистами. Важно с первого рабочего дня показать, что в компании есть возможность развиваться. Особенный акцент можно сделать на том, что у каждого сотрудника есть возможности для карьерного роста и обучение может в этом помочь.

Для обучения синих воротничков можно использовать как очное, так и онлайн обучение: все зависит от целей и специализации. Однако при использовании онлайн обучения нельзя забывать, что все ресурсы должны быть доступны с мобильных устройств. В идеале это должна быть единая платформа, где есть все необходимые материалы. Также для обучения синих воротничков отлично работает геймификация и любые соревновательные методики. Их работа по большей части связана с однообразием и рутиной, поэтому очень важно добавлять разнообразие и впечатлений в их рабочие будни.

Инструмент 4: сбор обратной связи. Синие воротнички зачастую чувствуют себя неуслышанными, ведь они так сильно отделены от офисного персонала и руководства компании. Им кажется, что их желания и мнения никому не интересны. Особенно сильно это ощущают новички, которые еще не успели почувствовать себя полноценной частью команды. Нельзя пренебрегать мнением синих воротничков. Сбор обратной связи — это возможность для компании говорить с ними на одном языке.

Сбор обратной связи дает понять, как проходит адаптация новичка, какие у него есть тревоги и переживания, какие инструменты лучше всего использовать для материальной и нематериальной мотивации, а также услышать идеи по улучшению рабочих процессов. Обычно предложения об изменениях всегда приходят от руководства, однако лучше всех в ситуацию погружены сами сотрудники, которые ежедневно выполняют свои задачи, именно их мнение может помочь увидеть те нюансы, которые не видит руководство. Вдобавок к этому, внимание к мнению синих воротничков будет повышать их лояльность, т.к. они будут ощущать собственную ценность в компании.

Инструмент 5: план адаптации. Один из наших клиентов  — крупная компания, которая занимается организацией корпоративного питания, кейтерингов и сервисным обслуживанием. Большую часть их персонала составляют синие воротнички. Они уже давно внедрили систему адаптации для этой категории сотрудников, но столкнулись с тем, что руководители были не вовлечены в процесс, вся ответственность лежала на HR-специалистах, которые далеко не всегда были знакомы со спецификой и особенностями каждой из должностей. А новички терялись в обилии информации, из-за чего адаптация не приносила результатов, а лишь отнимала дополнительное время у каждого из ее участников. Один из инструментов, который помог компании структурировать весь процесс, четко определить сроки и роли — план адаптации.

План адаптации — это то, что поможет новичку не потеряться в многообразии инструкций, материалов и задач, которые могут навалиться на него в первый месяц работы. Синие воротнички ценят, когда информация преподносится в простом и понятном виде, а также когда четко понятна последовательность действий.

В плане прописываются цели на испытательный срок, а также конкретные шаги и действия, разделенные на этапы. Благодаря плану сотрудник будет точно знать, когда он должен будет пройти обучение, познакомиться с командой, пройти стажировку с наставником и т.д. По сути, план адаптации — это навигация новичка на первое время, а также очень ценный инструмент для HR-специалиста и руководителя. Благодаря плану они могут легко отслеживать прогресс адаптации.

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

Предложение от Т-Банка

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

  • Онлайн, без открытия счета в Т-Банке
  • Платежи на карты любых банков
  • Интеграция выплат в 1С или вашу систему по API
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Евгений Обогоров
Евгений Обогоров

Есть ли в вашей компании система адаптации для синих воротничков?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации