У маркетплейсов по сравнению с обычными интернет-магазинами есть много плюсов. Например, продавцу не нужно организовывать логистику, заботиться о продвижении продукции и привлечении покупателей. Остается только зарегистрироваться, загрузить товары и вовремя пополнять ассортимент.
В статье собрали рейтинг крупнейших маркетплейсов в России и кратко рассказали про каждую площадку.
Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Wildberries
Что за площадка. Самый крупный российский маркетплейс, сюда ежедневно заходят 20 млн посетителей и оформляют 8,8 млн заказов.
В первом полугодии 2023 года оборот площадки вырос на 94% в сравнении с таким же периодом 2022 года и составил 1,2 трлн рублей, а количество заказов увеличилось в 2,2 раза — до 1,3 млрд.
На площадке продают не только предприниматели из России, но и из Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии, Узбекистана, Израиля и Азербайджана. Wildberries занимает первое место в рейтинге интернет-магазинов Data Insight.
Кто может продавать. ООО, ИП и самозанятые.
Как начать продавать. Чтобы выйти на площадку, нужно:
- Зарегистрироваться и оплатить взнос — 10 000 ₽. Эту сумму маркетплейс вернет бонусами, и их можно будет потратить на продвижение. После оплаты — выберите форму организации бизнеса, впишите ФИО, ИНН, контактные данные.
- Принять оферту.
- Заполнить данные продавца и загрузить копии документов.
- Получить API-ключ — он нужен, чтобы собирать аналитику по продажам.
- Создать и заполнить карточки товаров.
Пошаговую инструкцию о том, как выйти на Wildberries, можно прочитать в нашей статье.
Какие есть схемы продаж. Продавец может выбрать фулфилмент маркетплейса и передать все процессы площадке, может хранить товары у себя, а доставлять через Wildberries или напрямую привозить заказы клиентам, а маркетплейс использовать только как витрину.
Какие товары продают. Любые, кроме тех, что запрещены законом.
Wildberries может в любой момент запросить у продавца документы на продукцию, например декларацию о соответствии, сертификаты качества, свидетельство о регистрации товара.
Какие документы нужны для продажи товаров на маркетплейсах
Есть обязательные документы, без которых бизнес не сможет продавать на площадках, — обычно это те, которые подтверждают, что товар безопасен для покупателя.
У нас есть статьи про документы, которые пригодятся при работе на маркетплейсах:
Сколько придется заплатить за продажи на маркетплейсе. Площадка берет комиссию с продажи от 7 до 26% в зависимости от категории товара и схемы продаж. Еще есть плата за хранение, доставку, возврат, приемку. Размеры комиссий на Wildberries постоянно меняются. Следить за актуальными тарифами можно в личном кабинете продавца в разделе «Комиссия, логистика и хранение».
Ozon
Что за площадка. Ozon — российский маркетплейс, который на старте был площадкой для продажи книг, музыкальных дисков и фильмов на DVD. Сейчас Ozon — второй по величине и популярности маркетплейс в России после Wildberries.
В 2023 году оборот продаж на площадке увеличился на 110% по сравнению с 2022 годом и превысил 1,7 трлн рублей. Количество заказов выросло в два раза, до 950 млн, а количество активных покупателей достигло 46 млн человек.
Кто может продавать. ООО, ИП и самозанятые.
Как начать продавать. Чтобы выйти на площадку, нужно:
- Зарегистрироваться и заполнить анкету.
- Активировать аккаунт — для этого нужно заполнить информацию о бизнесе, загрузить документы и указать платежные реквизиты.
- Принять оферту.
- Подключить электронный документооборот — если планируете поставлять товары на склад «Хоругвино Негабарит», в распределительные центры и дарксторы или продаете ювелирные изделия и товары, подлежащие маркировке в системе «Честный знак».
- Загрузить товары и создать карточки.
- Выбрать модель сотрудничества.
Какие есть схемы продаж. У маркетплейса есть классический фулфилмент и доставка со склада продавца. Партнер также может использовать Ozon только как витрину, а все процессы от хранения до доставки брать на себя.
Какие товары продают. Электронику, косметику, товары для животных, одежду и обувь, бытовую химию — всего 30 категорий.
Некоторыми товарами можно торговать только со своего склада или если доставляете своими силами. Это, например, стройматериалы, живые цветы, новогодние елки, агрохимикаты.
Сколько придется заплатить. За продажу Ozon берет комиссию — от 4 до 24% в зависимости от категории товара и схемы продаж. Есть плата за сборку заказа, сортировку, размещение, перемещение посылки, доставку и возврат. Точная стоимость зависит от категории товара, схемы продаж, размера посылки, ее веса и склада, с которого отгружают товар.
Яндекс Маркет
Что за площадка. Яндекс Маркет — один из пяти популярных маркетплейсов России, который продает больше 57 млн товаров, а сотрудничают с маркетплейсом более 78 тысяч продавцов.
За четвертый квартал 2023 года оборот площадки вырос на 46% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Количество активных покупателей увеличилось на 33%, до 18,5 млн, а количество активных продавцов выросло на 79% и составило 78,1 тысячи.
Кто может продавать. ООО, ИП и самозанятые.
Как начать продавать. Чтобы выйти на площадку, нужно:
- Зарегистрироваться на сайте для продавцов — заполнить анкету и указать информацию о себе и магазине.
- Выбрать модель сотрудничества.
- Отправить заявление на заключение договора — в заявлении нужно указать информацию об организации, данные продавца и реквизиты расчетного счета.
- Загрузить карточки товаров.
Какие есть схемы продаж. Маркетплейс предлагает продавцам те же модели сотрудничества, которые есть на других площадках.
Какие товары продают. Можно продавать все, что не запрещено законом и правилами площадки. К запрещенному относятся алкоголь, пиротехника, рецептурные лекарства, оружие и взрывные устройства.
Сколько придется заплатить. Площадка берет комиссию с продажи — от 3 до 22,5% от цены в зависимости от категории товара и комиссию за эквайринг 1—2,4%. Яндекс Маркет регулярно обновляет тарифы, поэтому советуем уточнить условия перед началом сотрудничества. Есть также плата за хранение товаров на складе маркетплейса, доставку, услуги по продвижению. Точная стоимость зависит от категории товара, модели сотрудничества, количества подключенных услуг.
Мегамаркет
Что за площадка. Мегамаркет — бывший маркетплейс Goods, владельцем которого в 2020 году стал СберБанк и поменял название площадки. Здесь продается более 66 млн товаров, в месяц на маркетплейс заходят 47 млн посетителей, а количество заказов за 2023 год выросло почти в три раза.
За 2023 год оборот площадки увеличился в пять раз по сравнению с 2022 годом и составил 312 млрд рублей.
Какие товары продают. Продавать на площадке можно любые товары, которые не запрещены законом. По данным Data Insight, на СберМегаМаркете больше всего пользуются спросом электроника и техника, продукты питания и товары для дома и дачи.
Какие есть схемы продаж. Помимо привычных моделей сотрудничества, продавец может использовать маркетплейс как виртуальную витрину, чтобы привлечь покупателей в свой офлайн-магазин. Эта схема называется «Выдача из магазина — Click&Collect» — покупатель резервирует товар на площадке, а забирает его из розничного магазина продавца.
Какие товары продают. Продавать на площадке можно любые товары, которые не запрещены законом. По данным Мегамаркета, в 2023 году на площадке больше всего пользовались спросом и показали самый большой рост продаж три категории товаров — «Смартфоны и аксессуары», «Мебель» и «Обувь».
Сколько придется заплатить. Комиссия от 0,5 до 22,5% за продажу товаров. Размер комиссии зависит от категории товара и схемы работы. Также нужно заплатить комиссию за эквайринг — от 1,5 до 2% в зависимости от графика выплат. В некоторых схемах продаж есть плата за хранение, логистику, расчетно-кассовое обслуживание, доставку до покупателя.
AliExpress
Что за площадка. AliExpress — международная онлайн-площадка, на которой продают свои товары более 300 тысяч продавцов из Китая, Турции, Кореи, Европы.
У AliExpress есть локальная площадка на российском домене — AliExpress Россия. Здесь покупают товары российские пользователи. Финансовые результаты AliExpress не публикует с 2021 года.
Кто может продавать. ООО, ИП и самозанятые.
Как начать продавать. Чтобы выйти на площадку, нужно:
- Зарегистрироваться и подтвердить учетную запись.
- Заполнить анкету продавца — ИП нужно загрузить ИНН и копию паспорта, а ООО — уставные документы компании. Площадка также может потребовать загрузить документы на продукцию: декларацию о соответствии, сертификаты, отказное письмо.
- Подписать договор.
- Выбрать схему сотрудничества.
- Загрузить товары и заполнить карточки.
Какие есть схемы продаж. Продавец может торговать со склада маркетплейса или со своего склада. Во втором случае доставлять товары можно либо партнерами AliExpress, либо собственными службами доставки.
Какие товары продают. Любые: от зубочисток до мебели.
Сколько придется заплатить. За продажу товаров AliExpress берет от 5 до 8% — размер зависит от категории товара. Если продавец пользуется логистикой площадки, нужно оплачивать еще и логистические услуги. Точные комиссии можно узнать из договора.
Для новых продавцов есть специальные условия: комиссия 0% на продажу 100 товаров или в течение первых шести месяцев — в зависимости от того, что наступит быстрее.
Lamoda
Что за площадка. Российский маркетплейс, на котором могут торговать продавцы из России и некоторых стран СНГ, например Беларуси и Казахстана. Ежемесячно на площадку заходят 13 млн покупателей, а продают здесь больше 4000 брендов.
В 2022 году выручка Lamoda выросла на 26,4% по сравнению с 2021 годом — до 61,3 млрд рублей.
Lamoda активно развивается, на площадке растет спрос на отдельные категории товаров. Например, в 2023 году на 40% вырос спрос на премиум-товары, а траты на них увеличились почти на 30% по сравнению с 2022 годом. Больше всего выросли продажи аксессуаров, обуви и нижнего белья премиум-категории.
Площадка создала раздел Lamoda Planet с товарами из экологичных материалов или с натуральным и органическим составом. Число продавцов таких товаров в 2023 году выросло на 16% по сравнению с 2022 годом, до 3,5 тысячи, а число товарных позиций — на 40%, до 880 000.
Невысокий рост Lamoda по сравнению с Ozon, Wildberries и Яндекс Маркетом связан с тем, что на площадку не может выйти любой желающий: например, с локальными и неизвестными брендами маркетплейс сотрудничать не будет.
Кто может продавать. ООО и ИП.
Как начать продавать. Чтобы выйти на площадку, нужно:
- Заполнить анкету — продавцу нужно ответить на вопросы о компании, ассортименте, дать ссылки на сайт или соцсети, заполнить и отправить шаблон прайс-листа с товарами и ценами.
- Дождаться ответа от площадки.
- Подписать договор.
- Загрузить ассортимент на маркетплейс — для продажи на Lamoda у продавца должно быть не менее 50 артикулов для разных товаров из разных категорий.
- Выбрать модель сотрудничества.
Какие есть схемы продаж. Lamoda может взять на себя все процессы по хранению, сборке, доставке и возвратам на маркетплейсе. Есть также схема «Единый сток», когда маркетплейс берет на себя обслуживание товарооборота по нескольким каналам продаж. Эта схема действует для продавцов, которые одновременно торгуют на Lamoda и в своем интернет-магазине.
Какие товары продают. Одежду, обувь, аксессуары, косметику, товары для дома.
Сколько придется заплатить. У Lamoda нет фиксированной комиссии для партнеров за продажу товара. Точную сумму продавец узнает из коммерческого предложения — при этом у двух похожих брендов комиссия может быть разной. Комиссия может зависеть, например, от масштаба бизнеса. Чем известнее бренд, тем выше будет комиссия. Тарифы и условия можно узнать из договора.
Если продавец хочет воспользоваться дополнительными услугами маркетплейса, увеличивается и общая сумма комиссии. К таким услугам относятся профессиональные фотосъемки товара, доставка продукции от склада поставщика до склада Lamoda, маркировка и упаковка товара по стандартам компании, рекламное продвижение.
А на каких маркетплейсах торгуете вы? Какие нравятся больше и почему?
Здравствуйте.
У нас есть отдельная статья, где мы рассказали про нишевые площадки. Подробнее по ссылке
https://secrets.tinkoff.ru/biznes-s-nulya/nishevye-marketpleysy/
«Все инструменты» забыли добавить