Чтобы провести точную оценку стоимости бизнеса, нужно изучить состояние отрасли, сделать финансовый анализ, спрогнозировать будущие денежные потоки и многое другое. Чтобы узнать точную цифру, советуем обратиться к экспертам по оценке.
Если компании достаточно знать ориентировочную стоимость или ее диапазон, можно посчитать стоимость компании самостоятельно в обычных гугл-таблицах.
Совместно с экспертами подготовили шаблон расчета рыночной стоимости бизнеса для небольшой компании. Рассказываем, как там все работает.
Зачем считать стоимость бизнеса
Стоимость бизнеса полезно знать, если собираетесь продать, купить или объединить компании. Еще бизнес оценивают при ликвидации и банкротстве.
При продаже. Собственнику важно, чтобы он не продал компанию дешевле, чем она стоит в этот момент на рынке. При оценке стоимости компании считаются не только активы, которые у нее есть, но и потенциал доходов — сколько она может принести новому владельцу в будущем.
При покупке. Будущий владелец не хочет платить за кота в мешке. Если не изучить нюансы, можно купить убыточный бизнес и потерять деньги.
Обычно сложности и риски бизнеса отражаются на стоимости компании. Если у продавца есть опасения, что бизнес не выживет, он продает его дешевле рыночной стоимости. Бывает и так, что компанию продают по средней цене и скрывают проблемы. Во время оценки можно их выявить.
При продаже или покупке рассчитывают рыночную стоимость бизнеса. Это цена, при которой компанию могут купить на открытом, конкурентном рынке.
При ликвидации и банкротстве. При закрытии компании рассчитывают ее ликвидационную стоимость: она учитывает скидку на быструю продажу. Чаще всего это цена, за которую быстро купят активы компании.
Стандартный расчет для таких ситуаций не подходит. Если нужно узнать ликвидационную стоимость бизнеса, лучше обратиться к услугам экспертов.
В этой статье мы будем рассматривать, как оценить рыночную стоимость бизнеса — для покупки или продажи компании.
Какие есть подходы в оценке стоимости бизнеса
Есть три подхода к оценке стоимости компании: затратный, доходный и сравнительный. В зависимости от ситуации можно использовать один из них, любые два вместе или даже все сразу.
Затратный подход. Показывает, сколько денег получит владелец компании, если продаст все ее имущество и выплатит долги.
Этот подход лучше всего подходит для компаний, у которых есть здания, оборудование, транспорт и другие дорогостоящие активы. Если их мало, стоимость бизнеса может получиться заниженной.
У ИТ-компании мало дорогих активов: сотрудники работают на удаленке на своих компьютерах, поэтому помещение и техника не нужны. При этом компания развивается, ее доходы растут.
В таком случае считать активы бессмысленно: компания получится дешевой, хотя она приносит деньги и у нее есть потенциал. Более корректную стоимость покажут доходный и сравнительный подходы.
Доходный подход. Опирается на прогноз будущей прибыли компании, поэтому подходит для растущих компаний. Достоинство подхода в том, что он учитывает возможные риски бизнеса и инфляцию.
Сравнительный подход. Основан на информации о ценах на аналогичные компании. Сравнительный подход считается самым достоверным, и его используют чаще всего, если на рынке есть информация о конкурентах.
Посмотрим на примере небольшой стоматологической клиники, какой подход выбрать.
Стоматологическая клиника работает на рынке пять лет. Три последних года ее прибыль стабильно растет на 5%.
У клиники 10 стоматологических кресел.
В 2022 году клиника взяла кредит в банке на покупку помещения в центре города. Помещение расположено в проходном месте, недалеко от метро.
В этом случае стоимость бизнеса есть смысл оценивать всеми тремя подходами: затратным, доходным и сравнительным. Затратным, потому что у клиники много дорогого имущества — здание, оборудование. Доходным, потому что ее прибыль стабильно растет и у нее хороший прогноз: выгодное расположение. Сравнительным, потому что на рынке есть информация о продаже аналогичных компаний, с которыми можно сравнить клинику.
Бывает, что подходят не все методы. Такой расчет будет менее точным, потому что не получится сравнить данные.
Дальше разберемся, как рассчитать рыночную стоимость стоматологической клиники каждым из трех подходов и как использовать три варианта стоимости. Подготовили для вас шаблон таблицы, в которой можно сделать расчет самостоятельно. Откройте ее и сделайте копию в свой гугл-док: нажмите «Файл» → «Создать копию». Или скопируйте текст и вставьте в текстовый редактор.
Затратный подход
Смысл затратного подхода в том, чтобы определить, сколько денег останется у владельца компании, если он продаст ее имущество и расплатится по обязательствам. Для этого надо из стоимости всех активов вычесть сумму долгов.
Таким же способом рассчитывают чистые активы, поэтому можно обратиться к бухгалтеру и попросить его показать сумму чистых активов или рассчитать сумму самостоятельно.
Активы. Имущество, долги контрагентов перед компанией и другие объекты, которые участвуют в создании дохода: например, деньги на счетах и в кассе, оборудование, транспорт, недвижимость, дебиторская задолженность, запасы, сырье, лицензии, товарные знаки, вклады в банках, акции и облигации других компаний.
Обязательства или пассивы. Все долги компании: банковские кредиты, займы от партнеров, задолженность перед налоговой, сотрудниками и поставщиками.
Внесите в таблицу стоимость разных активов и суммы обязательств, а она рассчитает стоимость компании. Вот как выглядит расчет на примере стоматологической клиники.
Стоимость бизнеса. Стоимость стоматологической клиники методом затратного подхода — 30 377 352 ₽.
Доходный подход
Доходный метод основан на прогнозе будущего дохода. Из всех он самый трудоемкий, потому что надо рассчитать три показателя:
- прогнозный чистый денежный поток;
- терминальную стоимость;
- коэффициент дисконтирования.
Звучит сложно, но это не так. Сейчас расскажем, что значит каждый показатель и какие данные нужно внести в нашу таблицу, чтобы его получить. Будем заполнять только желтые ячейки, данные в белых рассчитаются автоматически.
Прогнозный чистый денежный поток. Это разница между тем, сколько денег компания заработает и потратит в будущем. Рынок нестабилен, поэтому обычно делают прогноз на ближайшие 3—4 года.
Если у компании есть финансовая модель, она автоматически считает выручку, прибыль, различные виды расходов и их динамику. Если модели нет, нужно самостоятельно посчитать, на сколько процентов выросла или упала прибыль и выручка: сравнить показатели за прошлый и текущий год.
Спрогнозируем будущие денежные потоки на три года.
У клиники последние три года прибыль растет примерно на 5% год. Считаем, что эта динамика сохранится на все три прогнозных года.
Компания может получать и тратить деньги по операционной, финансовой и инвестиционной деятельности.
Операционная — основной вид деятельности компании. Доходы по ней — это оплата от клиентов или страховых компаний, а расходы — выплата зарплаты, оплата услуг поставщиков.
Основной вид услуг стоматологической клиники — лечение зубов, протезирование, установка брекетов. Операционные доходы — оплата от клиентов и страховых компаний. Расходы — зарплата сотрудникам, стоимость материалов и их доставки.
Введите сумму таких доходов и расходов в таблицу, она сама посчитает разницу и включит ее в дальнейшие расчеты. У стоматологической клиники расчет будет выглядеть так.
Инвестиционная деятельность — покупка или продажа активов.
Если бы клиника продала оборудование или сдала помещение в аренду, у нее были бы инвестиционные доходы. Сейчас их нет, поэтому не указываем. Инвестиционные расходы — на какую сумму клиника планирует покупать оборудование.
Введите сумму доходов от активов, если они есть, и расходов на них.
Финансовая деятельность — получение или выплата кредита, вывод дивидендов.
Клиника выплачивает кредит на помещение — это траты. Больше кредитов она брать не планирует, поэтому поступлений не будет.
Внесите в таблицу доходы от кредитов и займов, которые вы выдавали клиентам или контрагентам, и расходы на выплату собственных обязательств. Разница между ними рассчитается автоматически.
Прогноз чистого денежного потока рассчитывается самостоятельно. Для стоматологической клиники он выглядит так.
Готово. Можно приступать к следующему расчету.
Терминальная стоимость. Это минимальная стоимость, по которой можно будет продать компанию через три года. Она считается разными способами. Самый простой — метод чистых активов. Для расчета стоимости чистых активов через три года учитывают, будет ли компания продавать или покупать активы, брать еще кредиты.
Стоматологическая клиника планирует купить в первый прогнозный год оборудование на сумму 1 512 049 ₽, во второй — на 800 000 ₽, в третий — на 678 000 ₽. Всего на 2 990 048 ₽. Добавим эту сумму к стоимости чистых активов. Она совпадает со стоимостью бизнеса, которую мы рассчитали затратным методом: 30 377 352 ₽ + 2 990 048 ₽ = 33 367 401 ₽.
В конце третьего года стоимость чистых активов будет 33 367 401 ₽. На деле эта цифра вряд ли совпадет, но для ориентира она подходит.
Если вы не считали стоимость бизнеса затратным подходом, внесите в таблицу стоимость указанных в ней активов и сумму расходов, а она рассчитает терминальную стоимость.
Ставка дисконтирования. Со временем деньги дешевеют, и на миллион рублей через три года уже не купишь столько же, сколько сейчас. Ставка дисконтирования учитывает, как изменится стоимость денег.
Ее можно рассчитать разными способами. Самый простой — взять ставку коммерческого банка по вкладу на те же три года и прибавить к ней риски вашего бизнеса.
Допустим, ставка по вкладу на три года в коммерческом банке — 10%.
Есть несколько видов рисков. У каждого свой диапазон значений, который уже установили в практике оценки экспертным путем.
Собственник сам оценивает риски своего бизнеса и выбирает процент из диапазона — это субъективные показатели.
Диапазон рисков, которые зависят от сотрудников, — 0—3%. У стоматологической клиники опытная команда квалифицированных специалистов, поэтому она выбирает низкое значение — 1%.
Установите процент риска, который считаете подходящим. Стоматологическая клиника сделала это так:
После того как рассчитали все три показателя — прогнозный денежный поток, терминальную стоимость и ставку дисконтирования, — можно посчитать стоимость бизнеса доходным подходом. Рассчитать стоимость бизнеса вручную сложно. Введите переменные в наш шаблон в гугл-таблицах, и он сам посчитает стоимость компании.
Стоимость бизнеса доходным подходом — 73 624 994 ₽.
Сравнительный подход
Третий подход проще, нужно сравнить свою компанию с аналогичными. Чем больше компании-аналоги похожи на ваш бизнес, тем лучше.
Для нашего примера ищем стоматологии, которые работают в том же регионе, не сильно отличаются площадью помещений и оказывают такие же услуги. Информацию о продаже аналогичных компаний можно найти на специальных площадках — Avito, Циан, Бизторг, Оптима Инвест.
Абсолютно схожие компании встречаются редко, какие-то показатели будут отличаться. Чтобы сравнивать компании между собой, используют соотношение между стоимостью каждой из них и общим показателем.
Если вы ведете финансовый учет и у компаний-аналогов есть финансовые данные в свободном доступе, можно разделить стоимость бизнеса компании-аналога на один из финансовых показателей. Чаще всего используют соотношение цены компании и выручки или цены и операционной прибыли.
Финансовые показатели компании можно найти в сервисе «Прозрачный бизнес». Введите в поиске ИНН, ОГРН или название компании и настройте фильтры, если знаете о ней больше. Сервис предложит посмотреть данные из ГИР БО — государственного ресурса бухгалтерской отчетности. В нем отражены бухгалтерский баланс и финансовые результаты компании за предыдущий отчетный период.
Если финансовых данных нет, можно использовать другие. Например, для магазина — выручку на единицу торговой площади, для кафе — количество посадочных мест, для транспортной компании — количество фур. Для стоматологической клиники подходит количество кресел.
Стоматология нашла четыре аналогичные компании: все они расположены в центре города, на первом этаже здания, недалеко от метро.
Чтобы найти стоимость оцениваемой компании, нужно посчитать стоимость бизнеса на одно кресло для каждой из четырех стоматологий и умножить его на количество кресел в нашей — 10.
Все расчеты таблица сделает сама. Введите стоимость компаний-аналогов и количество единиц параметра — например, посадочных мест.
Стоимость стоматологической клиники сравнительный подходом — 69 039 600 ₽.
Как согласовать результаты трех подходов
Стоимость бизнеса в каждом из подходов может быть примерно одинаковой, а может и различаться. После оценки тремя подходами надо проанализировать плюсы и минусы каждого для нашей компании и поставить каждому подходу удельный вес.
Например, если у компании много дорогих активов и средние или плохие показатели деятельности, больший удельный вес можно дать затратному подходу. Если у компании несколько лет стабильно растет доход — доходному. А если на рынке много аналогичных компаний и данным по ним — сравнительному.
У стоматологической клиники есть много активов, но затратный подход не учитывает финансовое состояние компании — это стабильно растущий бизнес с хорошими финансовыми показателями. Установим удельный вес затратного подхода — 20%.
Доходный подход учитывает будущие прибыли, но в нем много прогнозных данных, поэтому всегда есть риск, вдруг что-то пойдет не так — ему выделим 30%.
Стоимость, которая получена в сравнительном подходе, отражает реальную рыночную ситуацию. Если кто-то захочет купить аналогичный бизнес, он, скорее всего, изучит все, что продается на рынке, и при покупке будет ориентироваться на эту цену. Поэтому сравнительный подход в нашем случае самый весомый. Присваиваем ему 50%.
Когда присвоите вес каждому подходу, внесите его в таблицу — она сама рассчитает согласованную стоимость вашей компании.
Стоимость стоматологической клиники при согласовании всех подходов — 62,7 млн рублей.
Теперь у собственника бизнеса есть примерный диапазон цены, по которой он может продать свой бизнес. Ему нет смысла продавать компанию дешевле 30 млн рублей, так как эти деньги можно получить, если просто продать все имущество компании и отдать долги. Но он вряд ли сможет продать компанию дороже 73,6 млн рублей: эта цифра больше, чем стоимость аналогичных компаний на рынке, и не подкрепляется финансовыми показателями эффективности.
Главное
- Стоимость оценки бизнеса рассчитывают при продаже, покупке, ликвидации и банкротстве.
- Для оценки используют три подхода — затратный, доходный и сравнительный. Можно использовать их вместе или выбрать один в зависимости от ситуации.
- Затратный подход показывает, сколько денег получит владелец компании, если просто продаст все свое имущество и выплатит долги.
- Доходный подход опирается на прогноз будущих прибылей компании.
- Сравнительный подход основан на информации о ценах продаж компаний-аналогов на открытом рынке.
А в какой ситуации вы считали стоимость своего бизнеса?
Михаил, здравствуйте.
Ссылку на шаблон расчета рыночной стоимости бизнеса в гугл-таблицах давали в статье. Дублируем также здесь — https://docs.google.com/spreadsheets/d/1e-f0SZsauwVe72e_HWitCcicnv4EQTGq/edit#gid=24371207
Не совсем понятно как влияет терминальная стоимость на оценку бизнеса при доходном подходе? Добавляется к чистому денежному потоку за 3 года и потом все дисконтируется?
Андрей, здравствуйте.
Уточним детали и вернемся с ответом позже.
Нет, дисконтируется каждый год отдельно, а терминальная стоимость отдельно, так как ставка для каждого года разная. Все сложить — это последний шаг.
Комментарий удален пользователем