Предприниматель может собрать сайт для своего бизнеса самостоятельно, без помощи дизайнеров и копирайтеров. Рассказываем, как продумать структуру сайта и что написать на главной странице, чтобы повысить продажи

Иван Морозов
Дизайнер конструктора сайтов Тинькофф
Предприниматель может собрать сайт для своего бизнеса самостоятельно, без помощи дизайнеров и копирайтеров. Рассказываем, как продумать структуру сайта и что написать на главной странице, чтобы повысить продажи

Иван Морозов
Дизайнер конструктора сайтов Тинькофф
Предприниматель может собрать простой сайт для своего бизнеса самостоятельно, без помощи дизайнеров и копирайтеров. Иван Морозов, интернет-предприниматель и дизайнер конструктора сайтов Тинькофф Бизнеса поделился советами, как продумать структуру сайта и что написать на главной странице, чтобы повысить продажи.
Статья полезна тем, кто только планирует или недавно запустил бизнес. В качестве примера рассмотрим страницу мастерской Василия Мартынова — это ремонтная мастерская, которая продвигается только в интернете.
Эта статья — подробный конспект вебинара «Как сделать сайт, который поможет повысить продажи». Если вам больше нравится смотреть, чем читать, — запись вебинара доступна на нашем канале на Ютубе.
Подготовка: определите боли клиентов и сформулируйте пользу
Прежде чем создавать сайт, сформулируйте гипотезу о болях клиента. Боль — это ситуация, от которой клиент захочет избавиться сейчас, а не откладывать на потом.
Часто можно спутать боль с желанием или проблемой. Желание — это когда клиент просто чего-то хочет, проблема — это потенциальная боль, но она еще не дозрела: клиент может ее отложить до лучших времен.
Чем сильнее у клиента боль, тем больше вероятность, что он согласится на покупку. Об этом знают стоматологи: пациенты чаще приходят не на профилактические приемы, а тогда, когда зуб начинает активно болеть.

Лучше, когда товары и услуги не просто рассказывают о себе, а предлагают пользу или помогают уменьшить вред. На сайте старайтесь максимально говорить о пользе с точки зрения клиента, как бы его глазами. Клиентам будет проще: они быстрее найдут ответы на вопросы и оставят заявку.

Выберите конструктор сайтов
После того как сформулируете пользу, выберите конструктор, в котором будете создавать сайт.
Конструктор — это программа, в которой вы собираете сайт из готовых блоков, как лего. Все основные элементы сайта уже готовы, поэтому вам не обязательно уметь программировать или работать с дизайном. Самые популярные конструкторы — Tilda, Readymag, WordPress.
Еще вы можете создавать сайты в конструкторе Тинькофф
Он не только простой, но еще и заточен под задачи бизнеса: собирает заявки, отправляет уведомления о заказах, принимает онлайн-оплату.

Разместите меню сайта
Когда клиент попадает на сайт, он видит первый экран сайта. Этот экран состоит из двух частей: меню и обложки сайта. Про обложку расскажем чуть позже, пока рассмотрим меню.
Классическое меню сайта состоит из логотипа, нескольких ссылок и кнопки.

Добавьте в меню логотип. Логотип помогает клиенту запомнить вашу компанию и отличить один сайт от другого. Он может быть любым: квадратным, прямоугольным, круглым, состоять из рисунка или просто слов. Чем проще логотип, тем проще его запомнить.
Рекомендуем размещать логотип слева — так привычнее большинству клиентов. Если клиент быстро переключается между разными сайтами, ему будет проще выцепить взглядом ваш сайт.
Следите за размером логотипа в меню. Чтобы он хорошо смотрелся, не растягивайте его слишком сильно, иначе меню сайта увеличится по высоте и начнет отвлекать клиента.

Добавьте в логотип ссылку на главную страницу сайта. Это важно, если у вас на сайте больше двух страниц: клиент сможет нажать на логотип и вернуться на главную страницу. Если у вас сайт из одной страницы, можете не добавлять ссылку на логотип.

Добавьте в меню ссылки на основные страницы сайта. Ссылки в меню помогают клиенту быстро найти нужную информацию и не заблудиться на сайте. Старайтесь располагать самые важные ссылки поближе к логотипу. В примере с мастерской стало бы лучше, если первой ссылкой шла «Сколько стоит?», а затем — информация «О компании» и «Контакты».

Делайте ссылки самодостаточными, чтобы они читались максимально хорошо в отрыве от всего сайта. Например, ссылка «Сколько стоит?» несамодостаточная: непонятно, о чем именно идет речь. Вроде бы мелочь, но чем чаще клиенту придется останавливаться и додумывать смысл, тем быстрее он устанет от сайта.
Несамодостаточная ссылка может вызвать комичный эффект. Например, если поставить ссылку «Сколько стоит?» сразу после логотипа, клиент может прочитать так: «Мастерская Мартынова — сколько стоит?». Клиент в конце концов разберется, но ему придется напрягаться.
Лучше, когда ссылка учитывает контекст сайта, но не зависит от него и хорошо воспринимается самостоятельно. Например, вместо «Сколько стоит?» можно написать «Стоимость ремонта» — где бы мы ни разместили ссылку, она будет считываться сама по себе.
Из названия ссылки должно быть понятно, о чем раздел
Представьте, что ссылка — это вывеска над полкой магазина. В магазине есть «Овощи», «Фрукты», «Мясо» — здесь все понятно. А бывает, что есть вывеска «Сопутствующие товары». Что это за товары — непонятно, приходится подходить к полке и всматриваться в каждый товар.
То же самое в интернет-магазине: ссылки «Товары» и «Услуги» не помогают понять, что содержит ссылка, — клиенту приходится по ней переходить, а затем возвращаться.
Чтобы помочь клиенту сориентироваться, используйте в ссылках сами названия товаров и услуг. Если продаете запчасти, так и пишите: «Шины», «Масло», «Диски». Если товаров много, можно сделать рубрики: «Для легковых автомобилей», «Для грузовиков».
Добавьте в меню кнопку. Она не перемещает клиента по сайту, а помогает совершить действие: оставить заявку, позвонить, написать на почту. Если вы указываете номер телефона или почту, проверьте, чтобы с телефона открывалась звонилка или email-приложение.
Кнопку лучше всего располагать в правом углу. Углы притягивают взгляд, особенно если вокруг них достаточно пустоты. В примере мастерской Мартынова логотип и кнопка располагаются в противоположных углах и быстро считываются.

Разместите обложку
Обложка идет сразу после меню сайта и встречает клиента. Меню помогает клиенту понять, куда он попал, а обложка — что мы ему предлагаем и чем это полезно.
Не нужно рассказывать в обложке об истории компании или полном ассортименте. Чтобы захватить внимание клиента, все элементы обложки должны сообщать о пользе товара или услуги. Например, в примере мастерской сразу обозначена польза: «Ваша техника будет как новая за 3 часа».
Классическая обложка состоит из трех элементов:
- заголовка и подзаголовка;
- иллюстрации;
- кнопки.
Добавьте заголовок и подзаголовок. Заголовок помогает понять, как называется товар или услуга, а подзаголовок — какая от них польза.
В заголовке спозиционируйте аудиторию: ответьте на вопрос, кому и зачем нужен ваш товар или услуга. Позиционирование важно, потому что у клиентов разные представления об одном и том же товаре и разные ожидания. Чем точнее описан заголовок, тем лучше вы ответите на боли конкретной аудитории.

Поскольку у каждой аудитории свои запросы, вы можете сделать несколько вариантов страниц с разными заголовками. У мастерской есть страница с более конкретным заголовком — для клиентов, которые точно знают, что хотят отремонтировать.

Чтобы разные клиенты увидели правильный вариант страницы, нужно настроить контекстную рекламу. Контекстная реклама — это сложная и большая тема, мы ее разберем в отдельной статье.
Подумайте над иллюстрацией. Когда клиенты смотрят на страницу, они сначала обратят внимание на иллюстрацию, потом на заголовок, в конце — на все остальное. Качественная иллюстрация обогащает текст и помогает привлечь внимание клиента.
Этот термин понимают по-разному: кто-то иллюстрацией считает фотографии, кто-то — абстрактные картинки. На самом деле иллюстрацией будет то, что поможет наглядно продемонстрировать пользу товара:
- иллюстрации для кондитерской — фотографии тортов;
- для адвоката — примеры юридических советов и выигранных дел;
- для актера озвучки — примеры голосовых вырезок из рекламы и передач;
- для инженера — схемы;
- для видеографа — видеоролики с различных мероприятий.
На обложке иллюстрациями часто бывают фотографии, рисунки, видеоролики. В нашем примере иллюстрация — это рисунок девушки со смартфоном.

Старайтесь не ставить на обложку фотографии из фотостоков. Когда клиенты в очередной раз видят знакомого персонажа с неестественной улыбкой, им вся страница может показаться фальшивой, даже если на ней много полезного. В этом случае может быть лучше вообще не ставить иллюстрацию.
Не ставьте на сайт иллюстрации из Яндекса или Гугла. Они помогают найти интересную идею, но если их поставить на сайт, то автор может обратиться в суд.
Вместо стоковых и авторских иллюстраций сделайте свою — никто не предъявит претензии, а у клиентов повысится доверие. В интернете много сервисов, которые помогают собирать коллажи и делать несложные рисунки. Вы можете набросать идею для рисунка и попросить дизайнера ее отрисовать — иллюстрация будет выглядеть свежо, она точно не встретится у конкурентов.
Добавьте кнопку на обложку. Кнопка с призывом к действию — то, что мы хотим, чтобы клиент сделал на нашем сайте. Чтобы клиент обратил внимание на кнопку, выделите ее цветом.

Чтобы побудить клиента к действию, используйте глаголы на всех кнопках. Например, «Узнать стоимость ремонта», «Оставить заявку», «Скачать презентацию», «Оформить заказ», «Проконсультироваться», «Купить». Клиенту станет очевиднее, какое действие он совершит.
Если вы хотите, чтобы у клиента был выбор из двух действий, поместите основное действие на цветную кнопку, а второстепенное действие — на прозрачную.

Расскажите о товарах и услугах
В мастерской Мартынова есть блок с несколькими услугами: ремонт объективов, фотоаппаратов, вспышек и ноутбуков. Если предоставляете разные услуги, попробуйте разместить их похожим образом: клиент сможет выбрать нужную категорию. Если у вас на странице один товар или услуга, этот блок можно пропустить.

В примере мастерской блок оформлен хорошо: фотографии устройств соразмерны, текст короткий. Несколько моментов можно поправить, чтобы стало еще лучше.
Избегайте вопроса в заголовке. Сайт помогает клиенту находить ответы, он должен видеть готовые решения. Вопросы уместны, если у нас есть рубрика частых вопросов от клиентов. Попробуйте произнести вслух эти две фразы с разной интонацией, вы почувствуете разницу: «С чем работаем?» и «С чем работаем».
Если избавиться от вопроса, то заголовок «С чем работаем» можно конкретизировать. В нашем примере у мастерской немного устройств, все эти устройства объединяет то, что они небольшие и относятся к цифровой технике. Заголовок без вопроса мог бы звучать так: «Ремонтируем мелкую цифровую технику».
В подзаголовке усиливайте смысл заголовка. В нашем примере подзаголовок такой: «С тем, в чем хорошо разбираемся. Внутри каждого раздела — список услуг, их цены и сроки». Эта фраза нейтральная: если ее убрать, смысл не изменится.
Чтобы рассказать о товаре, используйте сценарии использования
Сценарии использования — это примеры ситуации, в которых клиенту потребуется товар или услуга. Чтобы придумать сценарий, попробуйте оттолкнуться от технических характеристик. Например, характеристика «камера 20 мегапикселей» может превратиться в сценарий «снимайте ночью при плохом освещении».
Ниже — несколько сценариев конструктора сайтов. Например, вместо «готового интернет-эквайринга» мы рассказываем о том, что «можно принимать оплату, получать уведомления на телефон и смотреть статистику».

Говорите о пользе для клиента
В начале статьи мы определили боли клиентов и пользу от товаров и услуг.

Возьмите пользу и расскажите о ней на сайте. Не так важно, какие блоки вы используете и как рассказываете, главное — чтобы клиент быстро понял пользу. Например, у мастерской Мартынова используется текстовый блок с преимуществами и иконками.

Пробуйте разные форматы
Рассказывать о пользе можно как угодно: текстом, иллюстрациями, схемами, видеороликом. Например, текстовый блок можно переупаковать в схему.

Расскажите о компании
Есть популярный жанр — рассказывать о своей компании на сайте. Это понятно, особенно когда у компании есть опыт, хорошие сотрудники и здоровый подход к работе.
Сильный рассказ о компании — это на самом деле рассказ о преимуществах компании для клиента. Часто компании пишут о себе — так можно, но клиентам это вряд ли будет интересно.

Чтобы сделать хороший текст о компании, сформулируйте, чем занимается компания и какая от нее польза. Затем расскажите об этой пользе с точки зрения клиента. Например, если упоминаем сотрудников, можно рассказать, как клиент будет с ними взаимодействовать.

Даже если не получается придумать сильные преимущества, покажите, что клиенту все равно с вами будет комфортно. Например, у мастерской есть посыл про работу любой сложности. Попробуем сместить акцент на клиента.

Обратите внимание на фразу «Если технику все же нельзя восстановить, поможем подобрать подходящие аналоги». Это очевидное преимущество, но оно показывает отсутствие нужды: мы не даем нереальных обещаний. Клиент понимает, что мы не пытаемся его заманить любой ценой, и начинает больше доверять.
Расскажите о сотрудниках
Рассказ о сотрудниках повышает доверие: клиент видит, что с ним работают настоящие люди. Он еще не позвонил, но уже заочно с вами познакомился.
Рассказ о сотрудниках зависит от вашей сферы деятельности. Попробуйте начать с того, чтобы описать опыт сотрудников кратко и простыми словами. Если чувствуете, что нужно добавлять подробные регалии, — добавляйте.

Постарайтесь сделать так, чтобы сотрудники выглядели как одна команда. Не обязательно устраивать фотосъемку: возьмите готовые фотографии, удалите фон и поставьте на одинаковую цветную плашку — фотографии начнут выглядеть в едином стиле.
Добавьте отзывы клиентов
Отзывы помогают клиенту решиться на покупку: он видит, как вы уже помогли другим людям.
Желательно, чтобы отзывы были настоящими: клиенты мгновенно чувствуют фальшь. Если написать отзыв самостоятельно, можно подорвать доверие: клиент либо не поверит, либо сформирует нереалистичные ожидания от сервиса.

Если отзывы очень подробные, попробуйте резюмировать их одним предложением. Тогда клиент сможет пробежаться по каждому отзыву и быстро уловить суть.

Разместите контактную информацию в конце сайта
Отметьте офис и пункты самовывоза на карте: клиент сможет территориально сориентироваться и проложить маршрут в навигаторе. Телефон и почта помогут быстро связаться.
За основу можете взять пример контактного блока мастерской, здесь вся информация подана кратко и структурированно, особенно хорошо расписано про метро и бесплатную парковку. Приятная деталь: цвет иконок обыгрывает цвет логотипа.

Продайте товар или услугу
Мы помогли клиенту сориентироваться на сайте, рассказали о болях и решениях, повысили доверие. Осталось не забыть самое важное — продать товар или услугу. Для этого используйте контактную форму или форму оплаты — это зависит от специфики бизнеса. Чем меньше полей нужно заполнить клиенту, тем проще ему оставить заявку.
Если собираете контакты клиента для заявки, обязательно добавьте согласие на обработку персональных данных. Также разработайте политику конфиденциальности и укажите ее в форме: она защитит вас от штрафов и блокировки Роскомнадзором.

После формы разместите подвал сайта. В подвале перечислите ссылки на ваши товары и услуги, статьи, соцсети и контактную информацию. Например, если вы прокрутите в самый конец статьи, вы увидите ссылки на другие разделы сайта.
Как выглядит классическая структура сайта
Вот стандартная структура сайта, которую вы можете взять за основу:
- Меню сайта.
- Обложка.
- Блоки с товарами и услугами.
- Рассказ о компании и сотрудниках.
- Отзывы.
- Контакты.
- Форма заявки или оплаты.
- Подвал сайта.