Компьютерные клубы были популярны в 90‑е и в нулевые, затем случилось затишье, а теперь они вновь становятся востребованными.
В 2020 году компьютерных клубов в России было около 600, в 2022 их уже более 2000. Основная причина роста их популярности — дороговизна мощных ПК, которые нужны для современных видеоигр.
В 2022 году стоимость комплектующих снизилась, но из-за кризиса многие по-прежнему не могут позволить себе сборку мощного домашнего компьютера. Это хорошая возможность для экономии на старте. Например, с марта цена на популярную в компьютерных клубах видеокарту GeForce RTX 3060 снизилась с 309 890 ₽ до 34 340 ₽ в октябре 2022.
При открытии компьютерного клуба будет большим плюсом, если у вас есть предпринимательский опыт и вы разбираетесь в технике и игровой индустрии в целом. Если нет — будет немного труднее вникать в процессы.
Разобрались с владельцем клуба CyberX Георгием Елсуковым, как открыть компьютерный клуб с нуля. В статье — пошаговый план действий, расчет затрат и список оборудования.
Что происходит со спросом на компьютерные клубы
По данным аналитического центра НАФИ, 60% россиян — около 88 млн человек — любят отдыхать за играми. В среднем российские геймеры тратят на это 3—5 часов в неделю. При этом 48% респондентов играют на компьютере или ноутбуке, 9% — выбирают для себя консоли.
Согласно исследованию ВШЭ, средний возраст геймера в России — 36 лет. Это опровергает миф о том, что в видеоигры играют только подростки и школьники, хотя именно их считают целевой аудиторией компьютерных клубов.
25% геймеров — офисные работники. Часто играют менеджеры и руководители. Получается, что средний геймер имеет как минимум средний уровень дохода.
При этом количество запросов «компьютерный клуб» с каждым месяцем растет.
На конференции LANGAME Conference 2022 основные игроки рынка отметили, что в России достаточно целевой аудитории для 6000—7000 компьютерных клубов. А сейчас их около 2000 по всей стране.
Плюсы и минусы компьютерного клуба
У этой бизнес-идеи есть несколько особенностей.
«Как и в любом бизнесе, здесь нужно понимать, сколько ты готов сил и ресурсов вложить в проект. Уровень вовлеченности важен, чтобы клуб стал успешным и затраты окупились».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
При открытии компьютерного клуба есть несколько рисков:
- Сезонность — летом наблюдается просадка вплоть до момента, когда приезжают студенты из других городов. Обычно это происходит в августе. Если не учесть это при запуске, можно потерять много денег.
- Конкуренция пока еще низкая, но растет. В небольших городах конкурентов мало, но придется самому создавать спрос. А в крупных придется отстраиваться от других клубов.
- Ежемесячные затраты на расходники растут пропорционально ценам. Нужно периодически обновлять периферию — наушники, клавиатуры, мышки, коврики.
- Растет арендная ставка. Хорошо, если получится заключить договор на год и более, так как после его окончания арендодатель вправе будет повысить сумму. Придется пересматривать стоимость услуг, иначе клуб может оказаться нерентабельным.
Если эти риски для вас критичны, подумайте, как можно их компенсировать. Например, найти поставщика расходников, который даст вам постоянную скидку при закупке определенного объема товара в месяц.
Если верить финансовым моделям франшиз, клуб начнет приносить прибыль уже на 4—5‑й месяц после открытия. На деле все немного иначе и сильно зависит от экономической ситуации.
«Мы открылись в январе 2021, а к концу первого года вышли в ноль — это неплохой показатель для пандемийного периода. Сферу сильно подкосило, и мы вынуждены были на какое-то время вообще закрыться.
В текущей ситуации можно сказать, что вот только к осени 2022 более-менее встаем на ноги. Всех сильно подкосил февраль, много клиентов ушло, родители перестали давать деньги школьникам, многие работающие студенты просто перестали к нам ходить. Взрослые, кто приходил к нам, тоже отбросили это хобби как необязательное в плане затрат. Сейчас спрос вернулся, и надеемся, что год закроем в ноль.
В кризис месячная выручка составляет порядка 750 000 ₽, при этом ежемесячные расходы — 650 000 ₽».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
Сколько денег будет приносить клуб, зависит от того, как именно вы планируете его открыть.
Способы открыть компьютерный клуб
Всего есть три способа:
- купить франшизу;
- купить готовый компьютерный клуб;
- открыть компьютерный клуб с нуля.
Купить франшизу. В этом случае большинство шагов поможет сделать компания-франчайзер. Вам придется зарегистрировать бизнес, найти помещение, сделать ремонт и закупить оборудование. А владелец франшизы поможет с оценкой помещения, продвижением и поделится списком проверенных поставщиков, которые могут сделать скидку.
За такую помощь нужно платить: первый раз за покупку франшизы, потом ежемесячно отчислять роялти в размере 5—7% от прибыли в зависимости от выбранного бренда.
Считается, что франшиза — самый простой способ открыть бизнес: на рынке все больше сетевых игроков с известными брендами и прогнозируемыми финансовыми моделями, с которыми трудно конкурировать без опыта. Это не совсем так.
Не стоит слепо верить рекламе франчайзера: вам могут пообещать золотые горы, а выйдет совсем иначе. Чтобы оценить качество франшизы, нужны опыт в бизнесе или помощь консультанта.
«Сейчас я бы открывался совсем иначе. Во-первых, делал бы это только на свои деньги, а не брал кредиты и займы. Во-вторых, не во всем верил бы франчайзеру на слово о планируемой прибыли. Но я заплатил за опыт и продолжаю за это платить — каждый месяц оплачиваю роялти как франчайзи, выходит около
20 000 ₽, и считаю это логичным.
В итоге на открытие клуба по франшизе у нас ушло около 7—8 млн рублей, смотря как считать».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
Кроме затрат при открытии компьютерного клуба есть также ежемесячные расходы на поддержание его деятельности.
«Это зарплаты, налоги, реклама, периодическое обслуживание компьютеров по 700 ₽ за штуку, плата за интернет и телефон, аренда кассового аппарата с эквайрингом, закупка еды и напитков для клиентов, а также аренда помещения и коммуналка. Только одно электричество у нас выходит на 40 000 ₽ в месяц».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
Купить готовый компьютерный клуб. Некоторые предприниматели прогорают в самом начале из-за неправильно выстроенного бизнеса или понимают, что работа в гейм-индустрии им неинтересна, и продают свой компьютерный клуб. Предложения о продаже готового бизнеса можно найти на Авито.
Плюс готового бизнеса — не нужно самому искать помещение и вкладываться в ремонт. Так получается выгоднее и быстрее — в готовом клубе все уже сделали за вас.
Из минусов — возможно, клуб прогорел, потому что предыдущий владелец неверно выбрал помещение и локацию, а значит, высок риск остаться без клиентов. Если у вас нет опыта в бизнесе, вы можете не заметить подводные камни и купить заведомо убыточный клуб.
Чтобы быть уверенным в тех активах, которые планируете приобретать, нужно проконсультироваться с экспертами. Например, можно нанять юристов или аудиторов, которые занимаются оценкой и анализом существующего бизнеса — это называется «дью-дилидженс». Кроме этого, полезно будет найти опытного управляющего или владельца клуба, который поможет оценить компьютерный клуб.
Открыть компьютерный клуб с нуля. С готовым бизнесом могут быть проблемы, а по франшизе придется выплачивать роялти, пока вы работаете под именем известного бренда. Если открываться с нуля, не придется делиться прибылью с другими и будет больше свободы в принятии решений.
На этом способе остановимся подробнее: он сложнее, чем остальные. Поможем во всем разобраться и дадим пошаговый план.
Пошаговый план открытия компьютерного клуба
Составили для вас пошаговый план, как открыть свой компьютерный клуб с нуля. Он подойдет и тем, кто хочет открываться по франшизе, но с некоторыми этапами поможет франчайзер. Например, с выбором помещения и дизайн-проектом.
Чек-лист «Как открыть компьютерный клуб»
Составили чек-лист, который поможет открыть компьютерный клуб и ни о чем не забыть. Работать с ним можно так: двигайтесь по пунктам и отмечайте то, что уже сделали.
Шаг 1. Проанализировать конкурентов и спрос
Основная аудитория компьютерных клубов — это школьники и студенты, но в них ходят и взрослые состоятельные люди. Например, те, у кого есть дети, но нет возможности поиграть дома в любимые игры. Как определить вашу аудиторию — рассказали в отдельной статье.
Проанализировать рынок и конкурентов. Проведите конкурентный анализ. Это поможет оценить нишу в целом, состояние рынка, слабые и сильные стороны конкурентов.
Лучший способ узнать про рынок и конкурентов — сходить в другие компьютерные клубы. Так удастся увидеть изнутри, какой путь проходит клиент, как с ним работает персонал, какие цены и услуги предлагают. Отметьте удачные решения и подумайте, что можно сделать удобнее. При возможности — задайте вопросы владельцу клуба: как работает бизнес, какие подводные камни, что стоит учесть при открытии. Многие предприниматели из сферы — открытые и легко идут на контакт.
Оценить спрос. Сделать это можно несколькими способами:
- Настроить рекламу для своей целевой аудитории, но не запускать ее. Система автоматически покажет вам примерный охват, это и будет ваша потенциальная аудитория.
- Провести опрос среди целевой аудитории, насколько ей интересен компьютерный клуб. Можно написать пост с опросом и таргетировать его на целевую аудиторию с просьбой поучаствовать за скидку при открытии или другой бонус. Или использовать платные сервисы для опросов — Яндекс Взгляд или Анкетка.
- Воспользоваться сервисом Яндекс Вордстат. Укажите конкретный регион или город, в котором планируете открывать компьютерный клуб, и оцените количество запросов.
Если не хочется проводить анализ самостоятельно, можно обратиться в маркетинговое агентство.
Шаг 2. Придумать уникальное торговое предложение
Уникальное торговое предложение — то, чем вы можете отстроиться от конкурентов, что-то особенное для клиента. Например, у конкурентов может быть темное оформление, а у вас светлое — игроки сами выберут, что им больше по душе. Одним уютнее сидеть в темноте и не видеть соседей, другим хочется общаться и меньше напрягать глаза.
Вот что нужно сделать, чтобы составить уникальное торговое предложение:
- понять, какие услуги вы будете предлагать;
- определиться с ценовой политикой;
- придумать несколько вариантов и проверить их.
Разберем подробнее каждый пункт.
Понять, какие услуги вы будете предлагать. После анализа и оценки рынка, конкурентов и целевой аудитории вы сможете сделать выводы, что востребовано среди потребителей, чего им не хватает и как можно сделать лучше то, чем они сейчас пользуются. Например, в компьютерном клубе можно поставить только компьютеры, а можно сделать зону с приставками или обустроить уголок для стримеров.
«В самом начале у нас даже был кинозал и мы показывали там турниры, которые проходили внутри клуба. Сажали администратора, и он вел трансляцию для двух игроков: на стороннем компьютере включали программы, а на экран выводили трансляцию с задержкой в 2 минуты. Был еще один стол, где сидел оператор. Спустя время прикрыли — перестало быть актуальным.
Еще у нас была зона с PS4, она приносила 20 000—50 000 ₽ в месяц».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
Определиться с ценовой политикой. Обычно компьютерные клубы предлагают компьютеры в аренду по часам. Средняя стоимость разная — от 100 до 200 ₽ за час. Также есть абонементы: в них стоимость часа уменьшается, но придется заплатить сразу за несколько часов. Например, 5 часов в будний день в утренние часы могут стоить 400 ₽ вместо 500 ₽.
Можно делить залы на обычные и VIP — это пользуется спросом в некоторых районах. В VIP-зале более дорогое и мощное оборудование.
«У нас VIP-ку снимают на целые компании — это удобно. Приходят пять человек, забирают всю линию и играют все вместе».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
Владельцы компьютерных клубов обычно смотрят на конкурентов и держат примерно одинаковые цены как минимум в пределах одного района, привлекают посетителей акциями и выгодными абонементами.
Повышать цену нет смысла: все-таки значимая часть аудитории — школьники и студенты. Они пойдут туда, где выгоднее. Снижать можно, но следует быть осторожным. Главное — просчитать затраты и проходимость, чтобы понимать, что клуб будет окупаться.
Придумать несколько вариантов и проверить гипотезы. Попробуйте сформулировать основную концепцию и определить то, чем сможете выгодно выделяться среди конкурентов. Например, у других компьютерных клубов в городе не будет уголков для стримеров, а у вас есть.
Обязательно протестируйте ваше предложение через таргетированную рекламу или опросы целевой аудитории. Можно сделать это онлайн в профильных сообществах.
После того как будет сформировано УТП вашего компьютерного клуба, можно переходить к следующему этапу.
Шаг 3. Зарегистрировать бизнес
Нужно выбрать форму ведения бизнеса, систему налогообложения и коды ОКВЭД.
Выбрать форму ведения бизнеса. Можно зарегистрировать ИП или открыть ООО. Обычно выбирают ИП — там меньше налогов и отчетности. Если планируете вести дело с партнером или расширяться в будущем, придется открывать ООО.
Выбрать систему налогообложения. Советуем выбирать упрощенную систему налогообложения: УСН «Доходы» или УСН «Доходы минус расходы».
При УСН «Доходы» платят 6% со всей выручки. Она подойдет, если у вас мало расходов.
Большинству компьютерных клубов подходит УСН «Доходы минус расходы». В этом случае налог платят с разницы между доходами и расходами — 15%. Этот вариант будет удачным, если ваши расходы составляют 70% от доходов. Например, если закупаете еду и напитки для клиентов, оплачиваете рекламные кампании.
С 2022 года действует АУСН — автоматизированная упрощенка. Она так же делится по объекту налогообложения на «Доходы» и «Доходы минус расходы», но есть нюансы. На ней выше ставки: 8% для объекта «Доходы» и 20% — для «Доходы минус расходы».
Но есть и плюсы: не нужно платить страховые взносы, сдавать декларацию и часть отчетов за сотрудников. По сути, нужно платить всего один налог, поэтому ставка выше, чем при других режимах.
Сейчас АУСН работает в тестовом режиме и только для ИП и компаний в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. Подробнее про особенности этой системы писали в отдельной статье.
Выбрать коды ОКВЭД. Чтобы ведомства понимали, чем вы занимаетесь, во время регистрации бизнеса нужно указать коды вида деятельности — коды ОКВЭД. Основным рекомендуем выбрать 93.29 «Деятельность зрелищно-развлекательная прочая».
В качестве дополнительных можно использовать:
- 62.02 «Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий»;
- 62.09 «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая»;
- 63.11 «Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность»;
- 63.99 «Деятельность информационных служб прочая, не включенная в другие группировки»;
- 77.33.2 «Аренда и лизинг вычислительных машин и оборудования»;
- 93.29.9 «Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки»;
- 96.09 «Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки»;
- 56.10.2 «Деятельность по приготовлению и/или продаже пищи, готовой к непосредственному употреблению на месте, с транспортных средств или передвижных лавок».
Не обязательно указывать все предложенные коды, достаточно выбрать пару подходящих.
Шаг 4. Найти помещение
Прибыль клуба полностью зависит от выбора локации. Если встанете на неудачное место, посетителей будет мало и бизнес окажется нерентабельным.
Еще важно найти помещение, в которое сможете вписаться по площади.
Выбрать локацию. Удачное расположение для клуба — рядом со школами, колледжами, университетами или торговыми центрами. Там чаще всего бывает целевая аудитория, поэтому чем больше таких заведений будет поблизости, тем лучше.
Присмотритесь к домам вокруг: в новостройках чаще селятся молодые семьи, а в старом жилом фонде живут люди постарше. Можно пройтись по району и посмотреть, много ли вокруг молодежи. Если да — место подходит, можно двигаться дальше.
Посмотрите, есть ли рядом другие развлечения для вашей целевой аудитории — кинотеатры, боулинг-центры или что-то еще. Можно искать помещение в спальном районе или новом микрорайоне, где мало других занятий — возможно, это замотивирует людей выбирать вас.
Даже если по соседству уже есть компьютерный клуб, вы можете предложить аудитории что-то, чего ей не хватает у конкурента. Для этого можно изучить соцсети этого клуба и посмотреть, на что в основном жалуются посетители.
«В нашем районе нет торговых центров, поэтому, чтобы развлечься, нужно куда-то поехать. Мы сыграли на этом и заполнились очень быстро. Причем открылись вторыми, недалеко от еще одного клуба и постепенно разделили аудиторию. Да, поначалу случались негативные ситуации, но в итоге аудитория сама сделала выбор и у каждого клуба сейчас есть поклонники.
Например, у нас в клубе светло, а у соседей, наоборот, всегда темнота. Мы против такого решения: так проще прятать алкоголь, у нас с этим строго».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
Можно сделать проще и выбрать помещение в торговом центре. Там есть конкуренция в виде кинотеатров и даже фуд-корта, зато будут парковка и круглосуточная охрана. Правда, придется договориться об отдельном входе в клуб из-за графика работы, мало торговых центров работает 24/7.
«У нас цокольное помещение, но тогда вариантов не было. Сейчас я бы поступил иначе и выбрал помещение внутри торгового центра, в котором есть своя охрана».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
Если вы запускаете бизнес в Москве, Екатеринбурге, Казани, Санкт-Петербурге или другом городе-миллионнике, можно использовать Компас. Это бесплатный сервис, который помогает оценить локацию. Например, он показывает:
- поток людей в районе;
- количество конкурентов поблизости;
- средний чек;
- средние оборот и количество покупок в ближайших торговых точках;
- как меняется поведение потребителей в разные месяцы.
Это поможет оценить, уложитесь ли вы в финмодель, если откроетесь в выбранном районе.
Выбрать помещение. Искать помещения можно на Авито, Юле, Циане, Domofond.ru и местных сайтах вашего города.
Иногда на коммерческих помещениях, которые сдают в аренду, вещают яркие баннеры с номером телефона — так тоже можно найти подходящий вариант.
Обычно выбирают подвальное или полуподвальное помещение. Если нет окон — это плюс, мониторы не будут бликовать во время игры. Мы не рекомендуем выбирать цокольные этажи жилых домов — придется получать разрешение на открытие от всех жильцов, но даже с ним могут возникнуть проблемы.
«В идеале — не снимать помещение в жилом доме. Поначалу может все и будет хорошо, но в итоге проблемы с соседями неизбежны. Клуб работает 24/7, народ есть всегда.
Особенно тяжело летом, когда люди спят с открытыми окнами, и их, конечно, не устраивает шум от клуба. Мы, со своей стороны, просим посетителей быть потише и соблюдать правила даже снаружи, но это не всегда удается регулировать».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
Если собираетесь работать круглосуточно, спрашивайте у арендатора, согласен ли он на это. Такая опция есть не у всех помещений, часть вариантов отпадет.
Обратите внимание на площадь. Чтобы гостям было удобно, на одно посадочное место нужно закладывать от 5 м². Получается, если хотите поставить 30 компьютеров, минимальная площадь должна быть 150 м². Но в нее уже включены коридоры, зоны для PS5 или еды и технические помещения.
Узнайте допустимую нагрузку на электросеть, так как в помещении много техники. Советуем рассчитывать нагрузку с учетом 1 кВт на один компьютер или одного игрока. Сюда включается и другое оборудование: свет, холодильники, сервер, кондиционирование и так далее. Если нагрузка в помещении меньше — придется дополнительно увеличивать ее вместе со специалистом, а это расходы.
Шаг 5. Отремонтировать помещение
Нужно быть готовым к ремонту. У компьютерных клубов своя атмосфера, которую любят клиенты: обычно много неона и приглушенный свет.
Вот что нужно предусмотреть:
- хорошую вытяжку, так как компьютеры выделяют много тепла;
- возможность установки качественной проводки и проведения оптоволоконного кабеля для стабильного интернета;
- наличие кондиционера;
- воду и канализацию.
Обязательно установите видеонаблюдение, лучше — не самое дешевое. Это поможет вам следить не только за посетителями в клубе, но и за администраторами.
«Не стоит экономить на наблюдении, для него нужен хороший видеосервер и желательно со звуком. Не рекомендую контролировать гостей и сотрудников постоянно, но нужно делать это периодически и лучше — внезапно. Например, я могу глянуть на камеры ночью, когда проснусь».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
Когда техническая часть налажена, можно приступать к дизайну. Если открываетесь с нуля — найдите дизайнера, который сделает дизайн-проект. Если покупаете франшизу, дизайн-макет сделает франчайзер. Это долгий процесс, у эксперта на согласование ушло 1,5 месяца.
«Помещение мы сняли в сентябре. Начали делать дизайн-проект, на его согласование с франчайзером и дизайнером ушло 1,5 месяца. После этого наконец приступили к ремонту.
Дальше две недели заняло согласование сметы — выбрали одну из бригад, которая предлагала сделать подешевле. В итоге дешевле не вышло — заплатили почти те же деньги, что предлагали нам и вторые ребята.
На ремонт, монтаж водопровода и электрических сетей, дизайн и художника ушло примерно 1 240 000 ₽».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
Закладывайте в смету максимальные суммы, чтобы потом не пришлось искать деньги на непредвиденные расходы.
Шаг 6. Оформить необходимые документы
Для открытия клуба можно получить заключение о том, что объект соответствует пожарным нормам у аккредитованной МЧС организации. Заключение получают в добровольном порядке, поначалу достаточно принять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Если планируете оборудовать собственный кафе-бар, нужно получить заключение СЭС. А если решите закупать продукты у поставщика в закрытой таре или вообще не будете предлагать гостям еду — ничего получать не нужно.
Рекомендуем застраховать клуб, как только появится возможность: в первые месяцы после открытия это не всегда получается сделать.
«Мы сделали план эвакуации и расставили нужное количество огнетушителей и знаки эвакуации. Пожарная сигнализация уже была смонтирована и заведена на общедомовой пульт — не пришлось тратиться. Так что на это ушло около
12 000 ₽.
Еду и напитки нам поставляют в закрытой таре, поэтому разрешение на это не получали.
Мы пока не успели застраховать клуб, но это точно нужно сделать. Собираюсь заняться этим в ближайшее время».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
Страховка поможет избежать трат, если произойдут пожар, затопление или кража имущества.
Шаг 7. Закупить технику и мебель
Потребуется оборудовать как минимум 15 стандартных мест, но лучше ориентироваться на 20—25 игровых столов.
Главное, на что придется потратиться — игровые станции. Это компьютер и комплектующие, стул, клавиатура, мышь, наушники, коврик. Стандартная станция и версия для VIP-зала различаются конфигурацией персонального компьютера. Обычно это видеокарта, но могут быть и другие отличия.
В компьютерном клубе часто оборудуют зону приставок, но есть риски. Обычно в них собираются шумные компании, которые могут мешать другим посетителям. А еще лицензионное соглашение запрещает сдавать приставку в аренду или лизинг.
«Сейчас мы закрыли зону с PlayStation.
Во-первых, было шумно и мешало другим игрокам в клубе. Во-вторых, могли возникнуть вопросы с правообладателем.
По идее аренда приставки — незаконна, это прописано в условиях пользования. Другие владельцы клубов рассказывали мне, как к ним приходили правообладатели с претензиями. Мы решили предупредить подобные ситуации, закрыли зону, в том числе и по этой причине, а на какое-то время купили взамен приставки Sega с ретроиграми — они тоже пользовались популярностью среди игроков».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
Могут появиться и другие расходы — все зависит от того, как вы решите оборудовать ваш компьютерный клуб. Например, будут ли зоны для киберспортивных турниров и бара или вендинговый автомат.
Стоит подумать о том, где хранить выручку за каждый день.
«Что я бы точно посоветовал купить в самом начале — это сейф с прорезью для конверта, помимо кассового ящика. Это удобно, если вы не планируете сами принимать у администраторов смену лично или собираетесь делать это удаленно. Дневную выручку всегда нужно куда-то складывать».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
Мы посчитали, сколько примерно денег потребуется на мебель и технику для открытия компьютерного клуба на 25 мест с зоной для приставок. Цены актуальны на октябрь 2022 года.
Приставки рекомендуем покупать с дисководами, чтобы потом было удобнее устанавливать игры. Например, в 2022 году покупать игры онлайн в PS Store из России нельзя.
В серверную нужно сетевое оборудование: это роутер, коммутатор, видеосервер, колонки и усилитель к ним и источник бесперебойного питания. Все это стоит примерно 500 000 ₽. Для выбора оборудования лучше обратиться к специалистам, они подберут вам нужные модели и помогут с установкой.
Рекомендуем на старте закупить минимум оборудования, а потом постепенно расширяться. Главное — предусмотреть расширение при выборе помещения.
Шаг 8. Купить и установить программное обеспечение и игры
После установки ПК нужно загрузить на них ПО, популярные клиенты и игры.
Выбрать и установить программное обеспечение. Рекомендуем покупать компьютеры сразу с предустановленной операционной системой — тогда не придется самому покупать лицензии.
Еще нужна система для учета времени, загрузки клуба и клиентов. В ней обычно отражаются финансы, статистика, данные о работе компьютеров. В некоторых системах можно подключить программу лояльности для клиентов, резервирование столов. Среди владельцев клубов популярны SENET, Gizmo, LANGAME, SmartShell и другие.
«До недавних событий мы в клубе использовали SENET, теперь компания ушла с российского рынка, и пришлось искать замену. Это было лучшее программное обеспечение для компьютерного клуба.
Мы вместо него выбрали iCafeCloud. Если честно, оно „дырявое“, но выбора мало. Из популярных есть еще Gizmo, но его надо допиливать под свое заведение сильно — с этим справится не каждый, нам не подошло».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
Достаточно выбрать одну из систем. Если что-то не устроит, можно перейти на другую в любой удобный момент. С первичной настройкой и технической поддержкой помогут специалисты, в дальнейшем этим может заниматься системный администратор.
Установить популярные клиенты и игры. Установите самые популярные клиенты игровых сервисов — Steam, Origin от EA, Uplay от Ubisoft и другие.
Популярные игры можно найти на главных страницах игровых сервисов или на сайте, где геймеры ведут игровые трансляции. Например, на Twitch.
Если какой-то игры нет на ваших компьютерах, это нестрашно. Пользователь сам войдет в аккаунт игрового сервиса через свои логин и пароль и установит нужную ему игру. Иногда компьютерные клубы дают на это дополнительное время. Чем выше скорость вашего интернета, тем меньше времени будет уходить на установку игр.
«Для первоначальной установки игр мы использовали созданные для клуба аккаунты, плюс многие из популярных игр можно получить бесплатно — PUBG, World of Tanks, Dota 2, CS: GO и другие. Если какой-то игры нет, то клиент может установить ее на наш компьютер из своего профиля.
Сейчас у нас в клубе нет собственных игровых аккаунтов: некоторые игроки нарушали правила, и все аккаунты оказались забанены. Покупать заново — не вижу смысла. Решили, что гости будут входить под своими логином и паролем, так меньше заморочек».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
В 2022 году купить игры в Steam трудно из-за санкций, но можно сделать это через сервис QIWI. Для этого потребуется завести аккаунт и пополнить кошелек. Также в интернете можно найти специальные сервисы, которые помогают пополнять Steam-кошельки жителям России. При выборе сервиса будьте осторожны, ищите отзывы и проверяйте их в интернете — среди них есть мошенники.
Для приставок можно купить игры в коробках в розничных магазинах, а также завести игровой аккаунт клуба и покупать через него — так сделал наш эксперт.
«Купили популярные игры на старте. Это как минимум Mortal Kombat и FIFA. Мы так же, как и с компьютерами, позволяем клиентам входить под своими логином и паролем и устанавливать на приставки нужные игры.
На закупку потратили не очень много, примерно 20—25 тысяч рублей».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
«Пиратить» игры для клуба нельзя, за каждое нарушение авторских прав предусмотрены штрафы:
- для малых предприятий — от 15 000 до 20 000 ₽;
- для средних и крупных предприятий — от 30 000 до 40 000 ₽.
Если будет доказано, что правообладателю причинен крупный ущерб, суммы штрафов будут больше.
Шаг 9. Нанять персонал
Для старта компьютерного клуба нужны: администраторы на ресепшен, системный администратор, уборщик и дворник.
Если не хотите сами управлять клубом, можно нанять управляющего. Для ведения отчетности понадобится бухгалтер, но если выбрали упрощенную систему налогообложения, можете вести бухучет сами с помощью специальных сервисов.
Администраторы. Компьютерные клубы обычно работают круглосуточно, поэтому нужно несколько человек, которые будут работать посменно. Обычно выбирают
В клубах высокая текучка, найти хорошего администратора тяжело. Скорректировать это можно зарплатой и бонусами.
Системный администратор будет следить за работой компьютеров, возможно, делать мелкий ремонт. Иногда этим занимается даже сам владелец, если у него хватает навыков.
Управляющий клубом. Некоторые владельцы клуба не хотят управлять им самостоятельно. Для них достаточно следить за финансами, а оперативное управление передать опытному человеку.
«У меня есть знакомые владельцы, которые и сами компы чинят, и смены сидят — им это нравится. Но для меня это не вариант, это не моя основная работа, поэтому и в клубе я бываю не каждый день. В моем клубе есть управляющий для этих целей».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
Уборщица и дворник. Уборщица приходит 1—2 раза в день суммарно на 2—3 часа.
«Мы еще договорились с местным дворником, который следит за домовой территорией, что он будет подметать зону перед клубом и выносить мусор. Оказалось, что это очень удобно».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
Дворник нужен, если вы решите открыться в жилой зоне или выберете помещение с отдельным входом. В торговом центре за уборку входа отвечают арендодатели.
Бухгалтер. Можно вести отчетность самому или найти специалиста на аутсорсе.
Также можно нанять SMM-специалиста, который будет продвигать клуб в соцсетях. Если вы покупаете франшизу, этим занимается управляющая компания. Иногда задачи по продвижению поручают одному из администраторов клуба, если у него есть нужные навыки и он готов помогать.
Шаг 10. Заняться продвижением компьютерного клуба
Есть три недорогих способа рекламировать компьютерный клуб:
- раздать листовки;
- добавить компанию на карты;
- настроить таргет.
Раздать листовки. Для начала можно раздать листовки и расклеить объявления по району, а также в местах скопления потенциальных клиентов — в торговых центрах, возле колледжей, техникумов и университетов. На первые недели можно поставить промоутеров или повесить баннер на оживленном шоссе, недалеко от клуба.
Это способ, который часто подходит локальному бизнесу, но все индивидуально. Рекомендуем заказать небольшую партию листовок и попробовать их раздать. Если видно, что способ плохо работает — попробуйте другой. Так вы потеряете меньше времени и денег.
«Мы пробовали и раздавать листовки, и ставить промоутеров, и даже повесили баннер на остановке — для нас это все оказалось бесполезной тратой денег. Листовки так вообще почти сразу отправлялись в урну, по ним пришло, наверное, человек пять от силы. Но у конкурентов может быть иначе, у каждого свое».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
Добавить компанию на карты. Для этого можно использовать Яндекс Карты, Google Карты и 2ГИС.
«Именно для нас лучше всего сработало размещение на картах Яндекса и Google. Поначалу это сделали для нас франчайзеры, а потом мы уже самостоятельно доплачивали за дополнительное размещение».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
Настроить таргет. Можно использовать таргетированную рекламу с геометками, чтобы ее увидели только те, кто живет, учится или работает рядом с клубом.
«У нас есть SMM-специалист, который помогает нам настраивать таргет во Вконтакте и проводит акции по нашему запросу — там в основном сидит наша целевая аудитория.
На сам таргет тратим в месяц примерно 2500—5000 ₽, а специалисту платим зарплату в зависимости от выручки. Выходит примерно 15 000—17 000 ₽ в месяц».
Георгий Елсуков
Франчайзи сети CyberX
Если вы решили открыть клуб с нуля, советуем создать собственный сайт и профили в соцсетях. Это поможет собирать свою аудиторию в одном месте, а также рассказывать им об акциях и мероприятиях, которые планируете проводить в клубе. На сайте клиенты смогут бронировать места.
Скорее всего, для сайта придется нанять дополнительный персонал — программиста, дизайнера, копирайтера — или обратиться в маркетинговое агентство.
Главное в статье
- Открыть компьютерный клуб можно тремя способами: с нуля, купить готовый или стать франчайзи.
- На открытие клуба потребуется от 1,5 до 15 млн рублей, зависит от выбранного способа.
- Главное — правильно выбрать помещение. Нужно учитывать место и найти точки притяжения трафика. Например, колледжи, школы и торговые центры.
- Компьютерный клуб работает 24/7, поэтому придется нанять несколько администраторов, которые будут работать посменно, а также быть готовым много платить за электричество.
- Для продвижения компьютерного клуба можно использовать разные методы: лучше всего разместить его на разных картах в интернете и настроить таргетированную рекламу на вашу целевую аудиторию.
Занимаетесь госзакупками? Расскажите, с какими сложностями сталкивались и как решали их?