Что для вас убедительнее: фраза «платье хорошо сидит на фигуре» или фотография с красивой моделью, которая одета в платье, хорошо сидящее на фигуре? Скорее всего, фотография. Вы в этом не одиноки — многие люди выбирают товар по фотографии или хотя бы сначала смотрят на нее.
Почти все фотографии в этой статье подготовила фотограф Аня Егорова для екатеринбургского ТРЦ «Радуга парк». Исключение — фото Ивана Ильина, это работа команды Бизнес-секретов.
Бесплатные курсы по работе на маркетплейсах
Если вы только собираетесь выходить на маркетплейсы, почитайте наши курсы:
В курсах разбираем, как устроены маркетплейсы, как оформить бизнес и отправить первую поставку.
А про фото для маркетплейсов расскажем в этой статье.
Какие бывают фотографии
Все фотографии на маркетплейсах можно поделить на три вида:
- товар с людьми;
- только товар;
- товар с инфографикой.
Товар с людьми. Есть товары, которые трудно воспринимать, когда они не на человеке: одежда, сумки, украшения, косметика. Например, когда мы смотрим на футболку в сложенном виде, трудно представить, насколько сильно она облегает фигуру и с чем ее можно носить.
Если вы продаете то, что люди носят на себе, лучше всего запечатлеть это на моделях. Так выше вероятность, что товар воспримут так, как вы задумали. Смотрите, как хорошо красный свитер смотрится на мужчине с подтянутой фигурой:
Только товар. Есть товары, с которыми все понятно и без людей: электроника, еда, мебель. Если вы продаете что-то такое, можно показать товар без человека. Чтобы создать приятное впечатление, рекомендуем сделать красивый антураж.
Товар с инфографикой. Инфографика — это подача информации с помощью схем, надписей со стрелками, таблиц и так далее. Вы можете использовать ее, чтобы показать размеры товара, подчеркнуть его детали или сообщить о преимуществах. Если вы только выходите на маркетплейс, не обязательно сразу использовать инфографику, но в дальнейшем протестируйте — может быть, она поможет увеличить продажи.
Где найти фотографии
Есть три варианта:
- купить на фотостоках;
- сфотографировать самостоятельно;
- нанять фотографа.
Разберем, в каких ситуациях стоит выбрать тот или иной вариант.
Фотостоки. Вы можете взять фотографии на специальных сайтах, где фотографы их продают или дают бесплатно. Это подойдет, если продаете что-то стандартное вроде овощей и нет задачи создать уникальные фото. Мы уже написали, как работать с фотостоками, в отдельной статье.
Самостоятельно. Вы можете арендовать студию и камеру, чтобы сфотографировать товар. По деньгам это выйдет дешевле — не нужно платить фотографу или фотостоку. А вот времени уйдет больше, особенно если у вас мало опыта в фотографии. Выбирайте этот вариант, если вы заложили на фотографии
Дальше в статье расскажем, что нужно, чтобы сделать фотографии самостоятельно.
Фотограф. Вы можете найти фотографа через соцсети и попросить его сделать нужные вам фотографии. Он сам выберет нужную студию, оборудование, модель, сделает и обработает фотографии. Выбирайте этот вариант, если вы заложили на фотографии как минимум 7000 ₽.
Дальше расскажем, что нужно, как нанять фотографа и поставить ему задачу.
Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Как найти фотографа и поставить ему задачу
Если у вас нет знакомых, которым вы можете довериться, можно самому найти фотографа.
Как искать:
- Открыть соцсети, в которых удобно размещать фотографии: Вконтакте, Pinterest, Авито, YouDo, Инстаграм*.
- Вбить в поисковик соцсети «фотограф» и название своего города.
- Выбрать профили фотографов, которые вам нравятся по фотографиям.
- Посмотреть, кто из понравившихся делает фотографии для маркетплейсов. Может быть, это написано в профиле, а может, придется каждого спросить.
- Рассказать, что и как нужно сфотографировать, и узнать, сколько это стоит. Может быть, оплата студии входит в цену, а может, нужно оплачивать отдельно.
- Если сомневаетесь в фотографе, спросите подписчиков, которые заказывали съемку, как все прошло.
- Подпишите договор с фотографом, в котором он передаст вам права на фотографии. Как получить права на фотографии.
* Принадлежит компании Meta, которую внесли в перечень террористических и экстремистских организаций Росфинмониторинга.
Как поставить задачу. Собрали в таблицу, что сказать фотографу, чтобы получить хорошие фотографии.
Что нужно, чтобы самостоятельно сделать хорошие фотографии
Список такой:
- Студия со светом.
- Смартфон с приложением или камера в аренду.
- Модель.
- Ретушер — это по ситуации.
Студия со светом. Мы советуем арендовать студию на полчаса или час. Обустроить дома студию намного дороже, труднее и дольше, чем арендовать зал в студии со всем необходимым.
Вбейте в поисковик «фотостудия» и название своего города. Как выбрать подходящую:
- в студии есть зал с интерьером, который вам подходит: например, с серым или белым фоном;
- световое оборудование, которым можно воспользоваться, или большие окна и свободное время в полдень;
- цена подходит под ваш бюджет.
Возможно, у вас спросят, какое оборудование вам нужно. Если вы со смартфоном, подойдет постоянный свет — этот тот, что включили, а он светит себе и светит. Если вы придете с камерой, а больших окон в студии нет, но зато есть синхронизатор, подойдет импульсное освещение. Синхронизатор — это небольшое приспособление, которое подсказывает световому импульсному оборудованию, в какой момент озарить зал яркой вспышкой.
Вам не обязательно все это знать. Вы можете договориться, чтобы кто-то из администраторов поставил свет к вашему приходу и помог вам его настроить.
Смартфон с приложением или камера в аренду. Есть два пути: смартфон и фотоаппарат.
Начнем со смартфонов. На них можно снимать для маркетплейсов и получать качественные фотографии.
«В моих магазинах все фото всегда сделаны на смартфон и потом обработаны дизайнером».
Никита Смирнов
Руководитель агентства — технологического партнера Ozon и основатель торговой марки Blagoveda
Не каждый смартфон подходит для съемок. Точно подойдет большинство Айфонов, начиная с шестой версии. Точно не подойдут бюджетные смартфоны по 12 000 ₽ вроде Redmi 9, потому что там мыльная картинка. Самый простой вариант для проверки — сделать фото какого-то предмета на подоконнике и оценить, как вам.
На смартфон нужно установить приложение для съемки: MoviePro, FiLMiC Pro или Moment. Стандартная камера не подойдет, потому что обычно там нельзя настроить баланс белого, выдержку и другие параметры, которые влияют на качество фотографии. Можно обойтись без этого и пользоваться интеллектуальным режимом, но смотрите сами, чем вы рискуете:
Если смартфон не подходит, можно взять камеру в аренду или у друзей. Подойдет любой цифровой фотоаппарат, в котором вы сможете разобраться. Чтобы взять в аренду, вбейте в поисковик название своего города и запрос «аренда фотооборудования». Обычно взять камеру в аренду на сутки стоит 1000—3000 ₽ в зависимости от ценности оборудования.
Модель. Алгоритм поиска модели — точно такой же, как и поиска фотографа. Но если так не находится, попробуйте поискать соцсети любительских театров или модельных агентств в городе. Там найдутся желающие помочь.
Единственное отличие — критерии подбора:
- Вам нравится, как модель выглядит.
- Модель подходит под ваш товар и бренд.
Чтобы товар хорошо продавался, достаточно дать его в руки красивым людям и запечатлеть, как они им пользуются.
«Когда красивые люди носят какую-то вещь, другие люди тоже хотят купить эти вещи, чтобы быть такими же красивыми. В тексте это звучит странно, потому что мы видим логическую ошибку. Но когда модель создает приятное впечатление, скорее всего, это повлияет на решение человека о покупке».
Аня Егорова
Внешность человека действительно влияет на наши решения, но как сильно — непонятно.
Например, в 1990-х годах экономист Дэниел Хамермеш выяснил, что красивые люди могут зарабатывать на 10—12% больше, чем те, кто выглядит более заурядно. Такое предвзятое отношение называют лукизмом.
Насколько сильно оно влияет на решение о покупке — нам точно не известно. Но никто не запрещает вам проверить это на практике.
Мы не знаем, какая модель красивая, а какая нет. Это слишком сложный вопрос — воспроизводимых исследований на эту тему мы не нашли. Единственный объективный критерий можно сформулировать так: вам, вашим маркетологам и фотографам нравится, как выглядит модель вживую и в портфолио.
Кроме «нравится — не нравится» есть более объективные критерии. Хорошо, когда модель подходит под товар и бренд.
«Скажем, если продаем легинсы для фитоняшек, можно выбрать пафосную девочку с классной задницей. Если продаем черные шарфики, можно поискать модель с милой улыбкой и светлыми волосами, чтобы она не сливалась с шарфами».
Аня Егорова
Ретушер. Так называют человека, который помогает исправить фотографию или улучшить ее. Этим занимаются отдельные специалисты или сами фотографы. В среднем они берут 200—300 ₽ за фото. Если у вас 50 фотографий с какими-то проблемам, поправить их будет стоит 10 000—15 000 ₽.
Ретушера не обязательно искать. Но если вы будете сами впервые снимать, он может пригодиться, чтобы что-то поправить. Например, если на снимке неправильный баланс белого или на лице модели появилась некрасивая тень, ретушер это исправит.
Ретушер не сможет решить любую проблему. Все зависит от его умений и уровня проблемы.
«Ретушеры не волшебники. Они сделают все, чтобы вытянуть картинку и сделать ее красивой. Но если фотография выглядит смазанно или мыльно, скорее всего, придется переснимать товар. Если кадр максимально темный и с глубокими тенями, сделать из него светлый не получится. А все остальное возможно».
Александра Шапиро
Алгоритм поиска ретушера такой же, как и в случае с фотографом: можно искать в тех же местах и по тем же критериям. Отличие в том, что искать можно еще по запросу «ретушер».
Какие у маркетплейсов требования к фотографиям
У каждой площадки свои требования к фотографиям. Если их не учитывать, карточка будет выглядеть плохо или фотографии не примут на площадке. Пройдемся по требованиям самых популярных маркетплейсов — Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет.
Требования Wildberries:
- JPG, PNG, WEBP;
- от 700 × 900 пикселей;
- качество сжатия — не менее 65%;
- пропорции 3:4;
- размер — до 10 Мб;
- до 30 фотографий в карточке;
- нельзя ставить на фотографии логотипы, промокоды и акции продавца.
Это требования, которые актуальны в феврале 2024 года. Они периодически меняются. Если вы собираетесь выходить на Wildberries, советуем сначала зарегистрироваться там, чтобы увидеть актуальные требования к фотографиям.
Требования Ozon:
- JPEG, JPG, PNG — в личном кабинете на сайте, JPEG, JPG, PNG, HEIC, WEBP — в приложении Ozon Seller;
- для категорий «Одежда», «Обувь» и «Аксессуары» минимальное разрешение — 900 × 1200 пикселей, для остальных категорий — от 200 × 200 до 4320 × 7680 пикселей;
- соотношение сторон: для категорий «Одежда», «Обувь» и «Аксессуары» — вертикальное 3:4, для остальных категорий — квадратное 1:1;
- вес файла до 10 МБ;
- до 15 фотографий в карточке;
- черно-белые фотографии под запретом.
Требования Ozon могут меняться. Советуем зайти в базу знаний и перепроверить, не изменилось ли там что-то.
Требования Яндекс Маркета:
- JPEG, JPG, PNG, WEBP;
- размер файла до 10 МБ;
- от 300 × 300 пикселей;
- до 20 фотографий в карточке;
- нельзя размывать фотографии;
- нельзя ставить на фото логотип, водяной знак, сообщения об акции.
Требования Яндекс Маркета тоже могут меняться. Советуем перепроверить актуальность.
Критерии качественных коммерческих фотографий
На Авито можно встретить фотографии с засветами на фоне ковра, белых обоев и линолеума. Это сказывается на продажах, потому что даже на барахолке покупатели выбирают то, что хорошо выглядит.
Крупные маркетплейсы вроде Яндекс Маркета, Wildberries и Ozon такие домашние фотографии не пропустят. На этих площадках от продавцов ждут четкие контрастные фото из студии с хорошим освещением. Это все называют качественными фотографиями. Разберем, что это такое.
Качественные фотографии:
- четкие;
- на них нет ничего лишнего;
- на них на товар и модель падает мягкий равномерный свет;
- модель на них смотрится хорошо;
- на них конечности модели обрезаны уместно;
- на них хорошо видно, что конкретно продается;
- на главной фотографии товар во всей красе, а на дополнительных — детали.
Четкие. Фотограф может контролировать, что в кадре будет резким, а что размытым. Когда модель или товар размыт — это бракованная фотография для бизнеса. Когда они четкие — это хорошая фотография для бизнеса.
В кадре нет ничего лишнего. В кадре не должно быть деталей, которые оказались там случайно: штативов, больших теней на фоне, мешка с одеждой, пирожков фотографа. Подобные вещи никак не помогают в продажах, а наоборот, создают впечатление, что компания работает небрежно.
На товар и модель падает мягкий равномерный свет. Свет бывает мягкий и жесткий. Сейчас объясним, что это значит.
Если у вас пасмурно, вы подойдете к окну и сделаете селфи, на фото получится мягкий свет. На лице не будет заметных теней, и оно будет освещено равномерно.
Если у вас ясно и солнце смотрит в ваше окно, свет на фото будет жестким. На лице будут глубокие тени и пересветы.
Фотографии для маркетплейсов обычно делают в студии. Там освещают товары и моделей с помощью света от окна или специального искусственного света, например софтбоксов со вспышками. Если вы нашли студию с большими окнами, вам достаточно поставить модель под свет и настроить камеру под это освещение. Если света от окна мало, воспользуйтесь искусственным светом, но там много нюансов.
Разберем основные нюансы светового оборудования. Когда его настраивают для съемки, можно ошибиться и получить слишком жесткий свет. Тогда на модели, на фоне или на товаре будет слишком яркое пятно.
Чтобы свет был мягкий и равномерный, позаботьтесь вот о чем:
- на источнике света есть какая-то насадка вроде софтбокса, которая превращает жесткий свет в мягкий;
- расстояние от света до модели достаточное для того, чтобы он освещал всего человека с товаром, а не только голову, руку или товар;
- если вы используете два источника света, поставьте их на одинаковое расстояние от модели и выставьте одинаковые настройки яркости. Один источник света можно направить на фон, а другой на модель или оба на модель — как больше нравится;
- интенсивность света адекватная: в кадре все хорошо видно, но пересветов и глубоких теней нет.
Чтобы понять, какая интенсивность света и какие насадки нужны, сделайте тесты. Можно снять несколько кадров с разной интенсивностью света, разным расстоянием от света до модели, разными насадками и так далее. Потом можно поменять что-то и сделать фотографии снова — и так, пока не станет понятно, как лучше. Вы даже можете организовать несколько фотосессий — тестовую и реальную.
Модель хорошо смотрится. Есть много способов сделать так, чтобы модель выглядела хорошо. Перечислим самые простые:
- Свет падает на модель сверху под углом 45 градусов.
- Модель позирует так, как принято в интернет-торговле.
Начнем со света. Мало выбрать красивую модель — нужно еще сфотографировать ее так, чтобы это передать. В этом помогает свет: если поставить его не сверху, а сбоку, получатся некрасивые тени на лице. Смотрите сами.
Чтобы на лице не было некрасивых теней, нужно грамотно поставить свет. Например, можно взять большой софтбокс и поставить его сверху под 45 градусов, ровно под человеком или как-то иначе. Об этом есть много роликов от фотографов на YouTube.
А теперь расскажем о взгляде и позе модели. Если человек будет задумчиво смотреть в сторону или позировать, как для своих соцсетей, на маркетплейсе он будет выглядеть странно. Позы должны быть нейтральными, а взгляд заинтересованным. В идеале надо поставить модель так, чтобы ее фигура и поза подчеркивали преимущества одежды, а взгляд помогал уловить настроение, которое вы хотели создать у клиента.
Есть несколько способов сделать так, чтобы модель позировала хорошо. Самый простой — нанять модель, которая уже умеет позировать для продающих фото. Обычно это видно по портфолио.
Другой вариант — найти фотографии в онлайн-магазинах вроде 12 STOREEZ или LIME, которые вам нравятся. А потом попросить модель повторить позы и выражения лица на съемке.
Руки и ноги за пределами кадра, только когда это надо. Иногда нужно показать фото модели без ног, потому что маркетплейс продает футболки и привлекать много внимания к штанам не нужно. А иногда нужно показать только ноги, потому что магазин продает обувь или носки. В обоих случаях оправданно убрать из кадра ноги или торс.
Когда конечность или ее часть выходит за пределы фотографии без какой-либо причины, это выглядит странно. Смотрите сами:
Хорошо видно, что продается. На фотографии должно быть видно, что в кадре главное, а что второстепенное, то есть что ваш товар, а что — антураж. Чтобы направить внимание клиента в нужное место, используют композицию и контрасты: цветовые, световые, фокусные. Разберем, как это работает, на примерах.
Начнем с цветового контраста. Когда черный рюкзак стоит на белом нейтральном фоне, получается цветовой контраст. Он помогает привлечь внимание к товару за счет противоположности черного и белого цвета. Смотрите сами:
Теперь обсудим световой контраст. Когда модель и товар ставят под самый свет, а фон и антураж — подальше, получается создать световой контраст. Яркий свет помогает понять, что нужно обратить внимание на модель с товаром, а его отсутствие на фоне — что там ничего важного. Смотрите, как это работает:
Еще бывает фокусный контраст: когда товар резкий, а задний фон с антуражем размыт. Четкость товара помогает понять, что нужно обратить внимание на нее, а размытость фона — что он второстепенный. Такой контраст есть на всех фотографиях, но его интенсивность зависит от вашей задумки. Например, если антуража много, стоит размыть его, чтобы выделить то, что продается.
Это были примеры того, как можно получить тот или иной контраст. Бывают и другие способы и другие контрасты. Мы перечислили самые простые.
Кроме контрастов есть еще композиция — то, как расположены товар, модель и антураж в кадре. Она тоже помогает понять, что именно на фотографии продается. Фотографы используют много разных приемов композиции, чтобы товар в кадре выделялся. Мы расскажем только о самом простом приеме — правиле трете́й.
Чтобы объяснить, что такое правило трете́й, давайте возьмем фотографию и проведем на ней четыре линии, как в крестиках-ноликах. У нас получится четыре пересечения — два внизу и два вверху. По правилу трете́й, на этих линиях пересечения и вдоль них стоит располагать все самое важное. На них приходится больше всего человеческого внимания.
Контрасты и композиция помогают увидеть, что именно продается. Когда будете отбирать кадры, вы можете проверять их с помощью этого критерия. Если вы сомневаетесь в себе, можно показать фотографию человеку, которому вы доверяете. Если он не поймет, что именно продается на фото, это повод задуматься, насколько вам подходит фотография. Может быть, стоит подчеркнуть товар на обработке фотографии, а может, и так пойдет — вам решать.
Сначала товар во всей красе, а потом детали. На каждом маркетплейсе есть главная фотография и дополнительные. Этим можно воспользоваться: показать общий план товара, а потом продемонстрировать детали.
Например, если вы продаете одежду, на главной можно показать модель в вашей одежде в полный рост, а на остальных фотографиях крупным планом карманы, капюшон, замок с молнией, материал или что-то другое.
Ошибкой будет показывать на главной детали вроде капюшона. Если человек ищет толстовки с капюшоном, он может подумать, что вы продаете только капюшоны, или не увидит всю толстовку и решит с этим запросом идти к кому-то другому.
Как сделать фото для маркетплейса
Чек-лист по тому, как делать фото товаров для маркетплейсов:
- Определите, какие фотографии нужны: только продукт, товар с людьми, с инфографикой, с антуражем или со всем этим вместе.
- Решите, как вы получите фотографии: купите на фотостоке, сделаете сами или наймете фотографа.
- Если решились фотографировать самостоятельно, арендуйте студию с нейтральным фоном, возьмите с собой Айфон или камеру и наймите модель и ретушера, если они нужны.
- Если решили нанимать фотографа, напишите тем, чьи фотографии вам нравятся, и расскажите, что хотите от него, со всеми пожеланиями, техническими требованиями и сроками.
- При отборе кадров помните, что в основном маркетплейсы хотят контрастные фотографии из студии в высоком разрешении, на которых нет ваших логотипов, но зато хорошо видно, что продается.
Желаем, чтобы вам попался хороший фотограф, а модераторы маркетплейсов вас вообще не беспокоили.
А вы сами фотографируете товары для карточек или обращаетесь к профессиональным фотографам?