21 октября вступили в силу поправки в Гражданский кодекс, которые впервые урегулировали использование сиротских произведений. Раньше их нельзя было использовать законно, так как было невозможно установить их автора или правообладателя и договориться с ним о передаче прав на работу.
Разобрали с юристом, в каких случаях произведение считается сиротским и как использовать такие работы для бизнеса законно.
Что такое сиротские произведения
Сиротские произведения — те, чей автор или правообладатель не установлен, либо нет сведений об их адресе, а значит, некуда направить документы.
Сиротское произведение может потребоваться бизнесу, например, для создания рекламы, дизайна, роликов и так далее.
Как было раньше
Закон не уточнял определение сиротских произведений и не регулировал взаимодействие с ними — это вносило неясность в работу бизнеса. Например, если предприниматель хотел использовать в рекламе музыку или картинку, правообладателя которой не мог найти, приходилось либо отказываться от использования, либо рисковать.
Что изменилось
Новый закон уточняет, что сиротскими могут оказаться:
- произведения литературы, изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- фотографии и другие изображения;
- музыкальные произведения — с текстом или без.
Теперь в России можно получить право на использование сиротского произведения через организации по коллективному управлению правами — ОКУП. Самая известная из них в России — Российское авторское общество, или РАО.
Но перед обращением в ОКУП тот, кто хочет воспользоваться произведением, должен самостоятельно попробовать найти его автора или правообладателя — через открытые источники, библиотеки, архивы и те же ОКУП.
Если поиск ничего не дал, в заявлении для ОКУП нужно указать:
- информацию о произведении;
- информацию о мерах, принятых для поиска правообладателя;
- данные о сроках и условиях использования произведения.
ОКУП в течение 15 рабочих дней проверит информацию, после чего разместит объявление о поиске автора на своем сайте. Если за следующие 90 рабочих дней автор не найдется, организация передаст право на использование произведения заявителю, заключив с ним договор о выплате вознаграждения.
Если же правообладатель найдется до истечения 90 дней, тогда бизнесу нужно будет заключать договор с ним напрямую и решать вопрос о стоимости его прав.
Если автор объявится спустя 90 дней, он получит право на вознаграждение от ОКУП.
Если же выяснится, что на момент перечисления денег в ОКУП произведение уже фактически было общественным достоянием, сумму вернут заявителю.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Что будет, если нарушить правила
Если использовать чужое произведение, не соблюдая правил, автор или правообладатель может обратиться в суд и потребовать выплатить ему компенсацию на сумму от 10 000 до 5 000 000 ₽.
Также за незаконное использование музыки в целях извлечения дохода можно получить штраф:
- должностным лицам и ИП — от 10 000 до 20 000 ₽;
- малым предприятиям — от 15 000 до 20 000 ₽;
- остальным компаниям — от 30 000 до 40 000 ₽.
Что делать, чтобы ваше произведение не признали сиротским
Создателям контента стоит указывать свои контакты и не публиковать произведения без указания авторства, чтобы их не сочли сиротскими.
Согласно поправкам ОКУП будут вести реестр произведений, автор или правообладатель которых неизвестен.
Какие сложности возникают у вас при работе с чужими произведениями? Делитесь в комментариях