Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как получить канадскую стартап-визу за четыре шага


Как подать заявку, которую одобрят с высокой вероятностью, и подготовиться к переезду в Канаду


Даниил Тян

Даниил Тян

Эдвайзер и сооснователь voiceback.pro и 6tamp.ru

Федор Беломоев

Федор Беломоев

CEO ProStartUp

Согласно исследованию Compare the Market от 2022 года, Канада была самым популярным направлением для релокации. Правительство страны поддерживает молодые стартапы на законодательном уровне, а для предпринимателей-иммигрантов создана программа стартап-визы. Только в 2022 году по ней было одобрено около 75% заявок.

Рассказываем, кому подойдет стартап-виза в Канаду и как пройти отбор.

Какие проекты получают стартап-визу в Канаде

Канадская программа Start-up Visa создана для предпринимателей-иммигрантов, которые хотят создать бизнес в Канаде. Чтобы получить стартап-визу, проект должен соответствовать трем критериям:

  1. Быть инновационным, то есть создавать или использовать новейшие технологии.
  2. Создавать рабочие места для канадцев. В перспективе расти и расширять команду.
  3. Быть востребованным на глобальном рынке — создать масштабируемый на другие рынки проект.

Но даже если у вас такой продукт, будьте готовы к особому вниманию, если вы из России.

«С российскими проектами сейчас сложно. Некоторые бизнес-инкубаторы молчат, когда им шлют документы россияне. Они боятся, что оплата за обучение им придет деньгами из России. Честно скажу, не все готовы поддерживать российских предпринимателей, хотя не говорят об этом напрямую.

Канадцам непонятно, как проект будет вести себя в их стране. Поэтому даже банки начинают интересоваться корнями из России: остались ли компании и другие связи. Теперь на эти вопросы тоже нужно отвечать».

Федор Беломоев

Федор Беломоев

CEO ProStartUp

Для получения визы вы можете подавать проекты на разных этапах реализации: на уровне концепции, MVP или масштабирования проекта.

Больше всего шансов на одобрение у стартапов в сферах искусственного интеллекта, робототехники, EdTech, цифрового здравоохранения, биотехнологий, ECOTech. При этом проекты в других отраслях тоже могут претендовать на стартап-визу.

У нас есть два кейса предпринимателей, которые прошли или проходят отбор на получение стартап-визы. Некоторые подробности для конфиденциальности пришлось опустить.

Кейс с масштабированием продукта. У предпринимателя было 6—8 лет опыта в бизнесе и свое дело в США.

→ О продукте. Был готовый продукт, который уже продавался в одной из стран СНГ. Это программа для улучшения качества работы человека.

→ Как достигали задачи и решали проблемы. Задачей было выявить инновационную составляющую в бизнесе. В итоге эту технологию расширили и адаптировали для B2B.

Было непросто провести тест продукта с клиентами. ЦА — канадские банки, которые было сложно убедить протестировать продукт. Но в итоге предприниматель запустил пилот и собирал обратную связь после использования. Она стала подтверждением востребованности продукта.

→ Результат. Спустя примерно четыре с половиной месяца работы предприниматель получил письмо поддержки от бизнес-инкубатора. С момента обучения в бизнес-инкубаторе предприниматель находится в Канаде. Глобальные изменения в работающую программу вносить не пришлось, но появился дополнительный продукт, который находится на стадии разработки.

Кейс с запуском нового продукта. Предприниматель занимался бизнесом около 15 лет и был экспертом в дошкольном образовании в своей стране.

→ О продукте. Была идея создания дошкольного учреждения с какой-то внедренной технологией. Предприниматель не понимал, что именно хочет сделать.

→ Как достигали задачи и решали проблемы. Нужно было сформулировать сильную идею и подтвердить, что в Канаде нужно ее решать. Потом надо было подготовиться к поступлению, обучению и защите бизнес-плана.

После исследования рынка стало понятно, что нужно создавать другой продукт. Так родилась идея сервиса для иммигрантов, где они могут узнать о мероприятиях района и познакомиться с другими приезжими.

Во время защиты бизнес-плана нужно было показать, что местным компаниям интересно развитие проекта. Обычно хватает отзывов клиентов, поэтому получить подтверждения от компаний было непросто.

→ Результат. Весь путь занял около 5 месяцев. Предприниматель полностью поменял сферу работы и создал бизнес-план продукта с нуля. Сейчас он ждет резидентства Канады в своей стране, параллельно исследуя рынок.

Плюсы и минусы канадской стартап-визы

Канада — подходящая страна для выхода на североамериканский, а потом и на мировой рынок. Но предприниматели стремятся получить визу не только поэтому.

Плюс канадской стартап-визы в том, что она позволяет подать заявку пятерым людям в рамках одного проекта. Члены семьи каждого из них автоматически получат документы. Главное, чтобы заявителю принадлежало минимум 10% компании.

Второе преимущество: программа стартап-виз в Канаде — это программа получения ПМЖ в стране, а не только разрешение на работу. Поэтому примерно спустя три года у вас будет канадский паспорт, тогда как в Европе вам на это потребуется 7—9 лет. Даже если стартап в итоге не взлетит, у вас все равно останутся документы, возможность работать в найме или создать другой бизнес.

Минусы у канадской стартап-визы тоже есть. Хотя большинство заявок на стартап-визу одобряются, далеко не все смогут собрать документы, чтобы ее подать. К заявке на стартап-визу необходимо приложить документ, который подтверждает финансирование от организаций из определенного перечня от 75 000 до 200 000 канадских долларов, или попасть в программу бизнес-инкубатора. Сложность — в высокой конкуренции за инвестиции. Об этом мы поговорим дальше в статье.

Второй минус — в том, что на получение финансирования, сдачу языкового экзамена, подготовку документов и одобрение заявки требуется много времени. Самый короткий путь — через бизнес-инкубатор — занимает от 5 до 8 месяцев при постоянной вовлеченности и работе с консультантом. Поэтому, если вы срочно хотите переехать, Канада вам не подойдет.

Соберем все плюсы и минусы в одну таблицу.

ПлюсыМинусы
➕ Количество заявителей в рамках компании — до пяти человек➖ Высокая конкуренция за поддержку от аккредитованных организаций
➕ Члены семьи автоматически получат документы➖ Необходимо обеспечить финансирование стартапа на сумму до 200 000 канадских долларов или оплатить учебу в бизнес-инкубаторе
➕ Документы остаются даже при провале бизнеса➖ Высокий денежный порог для подготовки документов и переезда
➕ Можно параллельно работать в найме➖ Длительный срок обработки заявки по программе
➕ Наличие экосистемы для развития стартапов
➕ Паспорт примерно через три года

Условия получения канадской стартап-визы

Чтобы участвовать в программе стартап-визы, нужно соблюсти несколько правил, иначе заявление отклонят.

Учитывайте все требования для подачи документов. Когда получаете финансирование, каждый участник заявки должен иметь не менее 10% от всех акций с правом голоса. При этом фаундеры и инвестор должны совместно владеть более 50% компании.

Для подачи документов на ПМЖ бизнес уже должен быть зарегистрирован в Канаде. Управление стартапом и большая часть его деятельности также должны проходить внутри страны.

Подтвердите знание языка. В Канаде два государственных языка — английский и французский. Нужно знать хотя бы один из них. То есть у вас должен быть минимальный уровень канадского языкового эталона (CLB) 5 на английском или французском языке в четырех областях: говорении, аудировании, чтении и письме. Это уровень B1 в классической системе.

Докажите финансовую обеспеченность. У вас должны быть деньги, чтобы содержать себя и членов семьи в Канаде. Сумма зависит от размера семьи и обновляется каждый год, понадобится выписка из банка.

Сумма, которая должна быть на счету, по данным 2023 года
Количество членов семьиНеобходимая сумма
1 человек13 757 CAD
2 человека17 127 CAD
3 человека21 055 CAD
4 человека25 564 CAD
5 человек28 994 CAD
6 человек32 700 CAD
7 человек36 407 CAD
За каждого члена семьи сверх семи человек3 706 CAD

Даже если вы соблюли все основные критерии, вам могут отказать. Например, если у вас нет предпринимательского опыта или бизнес-план выглядит шаблонно.

«Иммиграционный офицер, который принимает решение по заявкам, имеет право просмотреть ваши социальные сети. Если в стартапе несколько человек, он смотрит, как вы между собой связаны: добавлены ли друг у друга в друзья, действительно ли работаете вместе. У вас он может посмотреть текущую активность».

Федор Беломоев

Федор Беломоев

CEO ProStartUp

Чтобы минимизировать отказ, важно правильно спланировать действия. Получение визы можно условно разделить на четыре шага:

  1. Составить бизнес-план.
  2. Получить поддержку аккредитованных организаций.
  3. Собрать необходимые документы.
  4. Подать заявку.

Сбор документов занимает много времени, поэтому сложно самостоятельно следить за обновлениями в программе и одновременно готовиться к переезду. Поэтому вы можете обратиться в компании, которые помогут получить стартап-визу.

Шаг 1. Составляем бизнес-план

Задача бизнес-плана — доказать, что ваша концепция имеет высокую вероятность успеха. Он должен описывать, как ваше предприятие создаст рабочие места для канадцев и внесет вклад в канадскую экономику. Также важно учесть финансово-экономическую среду выбранного сектора в Канаде.

Если будете получать стартап-визу с поддержкой бизнес-инкубатора, еще до защиты бизнес-плана нужно будет подготовить питч-презентацию, чтобы попасть в программу. О том, как ее составить, мы писали в отдельной статье.

Чтобы к вам не возникло вопросов, нужно расширить классическую структуру бизнес-плана и отразить в нем девять моментов. Перечисляем их ниже.

Описание продуктов и/или услуг. Сначала составьте краткую выжимку описания компании, бизнес-модели и ключевых финансовых ожиданий. Это нужно для того, чтобы иммиграционный офицер смог быстро ознакомиться с вашим бизнес-планом, не вдаваясь в его подробности.

Дальше, помимо деталей продукта, разработайте видение будущего развития, миссию и цели стартапа. На североамериканском рынке этим компонентам уделяют больше внимания, чем на российском.

«Распишите, почему именно сейчас эта проблема стала актуальной и требует решения. Здесь лучше опираться на местную новостную повестку и лидеров мнений, которые говорили об этой проблеме».

Даниил Тян

Даниил Тян

Эдвайзер и сооснователь voiceback.pro и 6tamp.ru

Ценностное предложение. Сфокусируйтесь не на описании своей идеи, а на проработке целевой аудитории и решении ее проблем. Например, если вы создаете приложение с тренировками, недостаточно описать его уникальные фичи. Нужно рассказать, кому и почему будет важен ваш продукт. Вы можете сделать это по методике Jobs To Be Done, мы писали о ней в отдельной статье на примере рекламы.

Анализ канадского рынка — исследование с точки зрения динамики спроса и предложения. Нужно учесть специфику экономической, политической, социальной и технологической сфер Канады и провести SWOT-анализ своего продукта относительно всех особенностей.

«Важный момент: когда вы будете писать про интеграцию своего продукта в канадскую среду, задействуйте локальные коммьюнити. Прописывайте взаимодействие с некоммерческими организациями, фондами и напрямую с правительством: обычно это ценится. Хорошо, если у вас будут отзывы канадцев о вашем продукте».

Даниил Тян

Даниил Тян

Эдвайзер и сооснователь voiceback.pro и 6tamp.ru

Описание бизнес-модели, стратегия монетизации. Четко распишите, с помощью чего бизнес будет зарабатывать и кто будет его покупателями. Здесь недостаточно расписать расходы и план доходов на год или пять лет — важно отразить, как можно управлять прибылью.

Маркетинговая стратегия. Пропишите, через какие каналы и как именно вы будете продвигать свой продукт. Не забудьте добавить финансовые показатели: рассчитайте, какой бюджет поможет вам достичь плановых показателей продаж.

Кадровый план. Если стартап в перспективе не создает рабочие места для канадцев, в стартап-визе откажут. Составьте план найма: когда и каких специалистов вы планируете приглашать в проект.

План защиты интеллектуальной собственности. В Канаде ждут инновационные технологичные стартапы, поэтому вы почти наверняка столкнетесь с интеллектуальной собственностью. Изучите канадские законы на сайте правительства и интегрируйте свою разработку в правовую среду. Пропишите название товарного знака и упомяните патент, если он будет необходим.

План реализации продукта. Распишите по месяцам, как планируете реализовывать проект в Канаде и какие результаты прогнозируете. При этом учтите, что проект должен развиваться сначала на североамериканском рынке, а уже потом на европейском.

Анализ рисков. Поиск слабых мест стартапа поможет вам заранее продумать, как избежать возможных рисков. А для аккредитованных организаций это будет показателем реалистичности ваших ожиданий.

Структура бизнес-плана может видоизменяться. Например, вы можете объединить несколько пунктов в один раздел. Главное — показать работу бизнеса в канадских условиях и учесть специфические особенности рынка.

В приложении также укажите два письма от местных компаний, которые подтвердят интерес к вашему продукту в Канаде. Независимо от того, какая аккредитованная организация вас поддерживает, вам нужно будет отправлять бизнес-план в разные организации, чтобы получить письма-подтверждения.

Пример содержания готового бизнес-плана

Советуем не создавать пассивный инвестиционный бизнес, такой как покупка недвижимости и сбор прибыли от аренды. С ним вы вряд ли получите одобрение заявки на визу: по правилам предприниматели должны активно участвовать в работе и управлении стартапом.

Шаг 2. Получаем финансирование от аккредитованных организаций

Чтобы подать заявку на участие в программе стартап-визы, ваша бизнес-идея или стартап должны получить поддержку одной или нескольких аккредитованных организаций. То есть бизнес-групп, утвержденных министром по делам иммиграции, беженства и гражданства Канады для поддержки начинающего бизнеса в рамках программы стартап-визы. Такими организациями считаются бизнес-инкубаторы, бизнес-ангелы и венчурные фонды.

У каждой организации свой процесс приема предложений и критерии оценки. Если компания решит поддержать вашу бизнес-идею, она выдаст вам письмо поддержки.

В зависимости от стадии развития вашего продукта необходима поддержка разных организаций.

Если стартап на уровне идеи, подберите подходящий бизнес-инкубатор. Это самый быстрый способ одобрения заявки на стартап-визу. При подаче заявления нужно только подтвердить факт принятия проекта в программу поддержки. Советуем отправить заявку в несколько подходящих бизнес-инкубаторов. Но сейчас почти не осталось бесплатных бизнес-инкубаторов, так что на это тоже нужно заложить бюджет от 10 500 до 45 000 CAD.

Если у вас уже есть MVP или бизнес в Канаде, ищите бизнес-ангелов или венчурные фонды соответственно. Порог входа здесь выше, равно как и требования к продукту. Чтобы подать заявление на стартап-визу, нужно подтвержденное согласие на поддержку проекта в размере 75 000 CAD от бизнес-ангелов и 200 000 CAD от венчурных фондов.

Собрали основные различия в таблице.

Бизнес-инкубаторБизнес-ангелВенчурный фонд
Стадия продуктаБизнес-идеяMVPКомпания в Канаде
Срок получения документов4—8 недель
Вложения со стороны аккредитованной организации5 100 000 ₽ или 75 000 CAD13 600 000 ₽ или 200 000 CAD
Подтверждающий документ для подачи на стартап-визуПисьмо поддержкиПисьмо поддержкиПисьмо поддержки
Вложение предпринимателяОт 544 000 ₽ или 8000 CAD

Когда получите письмо подтверждения, приложите его к заявке на стартап-визу.

В письме аккредитованные организации указывают сотрудников стартапа, которые тоже могут получить право переезда в Канаду. Например, тут их перечислили бы в таблице «Team Member Information», но пока стартап на уровне идеи, других сотрудников в нем еще нет

Если вас финансирует венчурный фонд или бизнес-ангел, помимо письма о поддержки для вас они отправят в правительство Канады сертификат обязательства. Это дополнительно докажет поддержку вашей идеи.

Шаг 3. Собираем необходимые документы

Как только письмо поддержки будет у вас на руках, можете собирать документы. Сейчас основной список документов включает в себя 11 пунктов:

  1. Заявление на иммиграцию.
  2. Действительный заграничный паспорт.
  3. Письмо поддержки проекта от бизнес-института.
  4. Результаты языкового теста.
  5. Свидетельства о рождении, внутренние паспорта, сведения о прописке.
  6. Свидетельство о браке (или подтверждение отношений).
  7. Свидетельства о рождении детей.
  8. Справки о несудимости.
  9. Две фотографии каждого въезжающего.
  10. Квитанции об уплате сборов.
  11. Подтверждение наличия достаточных средств для жизни в Канаде.

Канада не признает апостиль, поэтому достаточно перевести документы на английский язык, заверив их сертифицированным переводчиком или агентством по переводу документов.

Шаг 4. Подаем заявку на ПМЖ по стартап-визе

Заявка и все сопроводительные формы заполняются онлайн. Нужно загрузить весь пакет документов и подписать заявления. Также требуется сразу отправить фотографии заявителей, уплатить пошлины и спустя пару месяцев сдать биометрию.

На этом этапе тоже бывают трудности. Например, если на собеседовании на визу вы начали спорить с комиссией по приему, скорее всего, вас сразу добавят в бан и не позволят подать документы повторно.

«Внимательно отнеситесь к бизнес-плану. Хорошо, если ваш бизнес-инкубатор долго не выдавал письмо поддержки и отправлял дорабатывать документ. Вам может казаться, что с вас просто взяли деньги, но на деле за 3—4 недели научиться всем особенностям североамериканского рынка невозможно.

Иммиграционный офицер может заметить ошибки и отправить вас на комиссию по пересмотру или просто отказать в визе. Представим, что вы релоцируете текущую команду, поэтому в плане по найму не прописывали расширение персонала. Даже если вы пропишете наем специалистов на парт-тайм, а потом их уволите, иммиграционный офицер увидит падение зарплатного фонда. Это станет флажком, сигнализирующим, что ваш бизнес не развивается в нужных объемах».

Федор Беломоев

Федор Беломоев

CEO ProStartUp

Как только заявку одобрят, можно строить бизнес в Канаде в статусе постоянного жителя — это почти как ПМЖ. С ним, как и гражданину Канады, можно инвестировать, получать пособия, жить, работать и учиться в Канаде.

Особенности жизни в Канаде

В стране бесплатная медицина и детские сады и продукты дешевле российских. Уровень жизни в Канаде сильно выше, даже несмотря на то, что помимо федерального подоходного налога в Канаде есть и провинциальный. Оба налога прогрессивные, то есть увеличиваются вместе с суммой дохода.

Для сравнения: минимальный федеральный подоходный налог для бизнеса в Канаде — 15%, при этом нужно будет заплатить еще и провинциальный налог. В России бизнес на УСН платит всего 6%. Подробнее о канадских налоговых ставках вы можете прочитать на сайте правительства.

«Живя в Канаде, ты чувствуешь себя не иностранцем, а своим. В этом отличие не только от России, но и от многих других стран. Потому что сюда все приехали и ни у кого нет привилегированного положения.

Все разные. Например, в моем районе живут поляки, русские, украинцы и переехавшие американцы».

Федор Беломоев

Федор Беломоев

CEO ProStartUp

Если вы заскучаете по привычной еде, можете купить продукты в русском магазине. В Канаду экспортируют даже пирожки и семечки.

Минусы тоже есть. Например, аренда квартиры обойдется дорого: большинство канадцев тратят на нее 35—50% своего дохода. При этом молодые люди предпочитают снимать квартиру вместе с друзьями: так выходит дешевле. Если вы хотите купить недвижимость, ставка по ипотеке будет 3—4%. Кажется, что это немного, но до пандемии она была около 1,5%, поэтому канадцы ждут, когда она опустится.

Еще одна особенность: в Канаде почти невозможно найти друзей на работе. Коллеги не дружат вне стен офиса, а общаются только по рабочим вопросам.

Также учитывайте, что, хотя медицина бесплатная, очереди на профилактический прием растягиваются на несколько месяцев. Это связано с тем, что в Канаде нет частных клиник.

Не забудьте оценить, подходит ли вам климат. В Канаде сравнительно тепло даже зимой, но дождливо, поэтому канадцы часто уезжают зимовать в теплые страны. Если вам нужен теплый и стабильный климат, лучше выбрать другую страну.

Во сколько обойдется переезд в Канаду

Любая стартап-виза включает в себя ряд дополнительных трат. Канада — не самая дешевая и быстрая страна для релокации стартапа.

Редко когда предприниматели переезжают в одиночку, поэтому рассмотрим приблизительные траты на примере переезда семьи из трех человек.

Статья расходовСумма
Обучение в бизнес-инкубатореОт 10 500 CAD
Языковой экзамен500 CAD
Обработка иммиграционной заявки2900 CAD
Получение права на ПМЖ1453 CAD
Медосмотр в клинике753 CAD
Биометрия337 CAD
Услуги бизнес-консультантаОт 6500 CAD

Только на подготовку и оформление документов у семьи из трех человек уйдет от 22 946 CAD, или около 1,5 млн рублей, если канадский доллар стоит 68 ₽. Добавьте к этому стоимость перевода документов, авиабилетов и перевозки вещей.

Советуем вам сохранить на счете сумму, которую канадское правительство считает достаточной для жизни. Так вы не будете волноваться из-за оплаты бытовых расходов. На сайте правительства Канады составлен подробный список основных трат. Там же есть ссылки с детальной информацией о стоимости жилья в разных городах, проценте налогов и медицинской страховке.

«Самые большие расходы, которые ждут человека, — на аренду жилья. Когда он посмотрит, сколько стоит аренда на Booking или Airbnb, то ужаснется. Но такие цены только для приезжих. Это связано с тем, что у приехавших людей еще нет кредитной истории и рекомендаций предыдущего арендатора. Поэтому многие обращаются в специальные компании по поиску жилья, которые за них поручаются.

Мой совет: заранее начните искать недвижимость и работу. Можно искать в чатах людей, которые уже в Канаде и смогут вам помочь».

Федор Беломоев

Федор Беломоев

CEO ProStartUp

Главное

  1. Чтобы получить канадскую стартап-визу, проект должен быть инновационным, создавать рабочие места для канадцев и быть востребованным на глобальном рынке.
  2. Больше всего шансов на одобрение у стартапов в сферах искусственного интеллекта, робототехники, EdTech, цифрового здравоохранения, биотехнологий, ECOTech.
  3. Канадская стартап-виза дает документы не только сотрудникам компании, но и их семьям. Предприниматели могут получить паспорт уже через три года, но из-за высокой конкуренции за поддержку аккредитованных организаций получить одобрение заявки непросто.
  4. Чтобы подать заявку, нужно составить бизнес-план, получить поддержку аккредитованных организаций и собрать необходимые документы. Учтите все детали. Например, быстрее всего можно получить письмо поддержки от бизнес-инкубатора, а чтобы бизнес-план скорее одобрили, добавьте в него отзывы канадских пользователей.
  5. Оцените свой бюджет перед переездом. Помимо высоких налогов и стоимости жилья переезд в Канаду тоже недешевый. Только на оформление документов у семьи из трех человек уйдет от 22 946 CAD, или около 1,5 млн рублей, если канадский доллар стоит 68 ₽.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 765 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Ирина Ликутова
Ирина Ликутова

В какой стране вы бы хотели открыть бизнес? Расскажите в комментариях.


Больше по теме

Новости