Василий — предприниматель, делает корпусную мебель на заказ. С клиентами он заключает договор, в котором прописаны условия оплаты: Василий получает деньги только после того, как изготовит мебель. В этом случае речь идет о постоплате.
В статье рассказываем, в чем преимущества и риски оплаты по факту сделанной работы для бизнеса, как правильно оформить это условие в договоре и пробивать чеки.
Что такое постоплата и какие ее формы бывают
Постоплата — это форма расчета, при которой исполнитель или продавец получает деньги после того, как отгрузит все товары, выполнит все работы или полностью окажет услуги. Гарантией платежа выступает договор, в котором прописывают условия оплаты.
Есть четыре основные формы постоплаты в зависимости от того, когда и как — одной суммой или частями — платит покупатель за товар или услугу:
- Оплата по факту.
- Отсрочка платежа.
- Оплата по частям — в рассрочку.
- Частичная постоплата.
Рассмотрим каждую из них подробнее.
Оплата по факту. Важное условие этого вида постоплаты: покупатель может проверить товар, работу или услугу до платежа. В договоре прописывают, что заказчик совершает оплату сразу после получения объекта расчетов. Передача денег в этом случае подтверждает, что контрагент согласен с условиями покупки и доволен ее качеством.
Оплату по факту часто используют при заказе на маркетплейсах и в интернет-магазинах. Клиент вправе примерить или проверить любой товар — даже тот, который не подлежит возврату по закону, например ювелирные изделия или нижнее белье. Согласие на оплату и онлайн-платеж означает, что сделка состоялась.
Отсрочка платежа. Заказчик платит деньги не по факту получения товара, работы или услуги, а через какое-то время, например в течение семи рабочих дней. Период и условия отсрочки также прописывают в договоре. Такой формат часто используют в В2В-сфере, например когда бизнес закупает материалы или оборудование у поставщиков. Этот рынок меньше B2C — не получится постоянно привлекать много новых покупателей. Поэтому поставщики часто выстраивают долгосрочные отношения с каждым клиентом и дают отсрочки.
Анастасия — владелица небольшого текстильного производства по пошиву постельного белья в Подмосковье. Она продает его не в розницу, а только оптом другому бизнесу. Анастасия постоянно сотрудничает с пятью магазинами и сетью хостелов. В договоре прописано, что заказчики могут оплатить товар в течение 30 календарных дней после того, как его получат. Анастасия доверяет своим партнерам и готова подождать с оплатой.
Оплата по частям, она же рассрочка, — это когда общий платеж разбивают на несколько частей. Такая форма оплаты удобна, если договор рассчитан на долгий срок или клиент делает дорогую покупку. Например, изготовление сайта для бизнеса, дизайн-проекта квартиры или строительство дома.
Весь процесс работы делят на этапы, а затем прописывают в договоре условия и сроки платежа по каждому из них. После завершения каждого этапа заказчик вносит оговоренную часть суммы.
Семья Ивановых заказала у ИП Андрея Кузнецова ремонт трехкомнатной квартиры в новостройке с нуля за 3 000 000 ₽. Это длительная по времени и дорогая работа, поэтому договорились платить поэтапно. В договоре расписали каждый этап и условия его оплаты:
1. Черновая отделка: демонтаж стен, установка перегородок, прокладка электросетей, выравнивание пола стяжкой, нанесение штукатурки, монтаж гипсоконструкций — 35% от суммы, или 1 050 000 ₽.
2. Предчистовая отделка: выравнивание стен и пола, нанесение дополнительного слоя штукатурки, шлифовка поверхностей — 30% от суммы, или 900 000 ₽.
3. Чистовая отделка: поклейка обоев, укладка плитки и ламината — 35% от суммы, или 1 050 000 ₽.
Ивановы утверждают каждый этап работы и только после этого платят деньги предпринимателю.
Рассрочка платежа помогает покупателям решиться на покупку более дорогих товара, работы или услуги, например образовательного курса или ремонта.
Частичная постоплата. Подходит, когда для выполнения задания нужны дополнительные деньги, например чтобы закупить материалы. Сразу после подписания договора заказчик вносит аванс — в твердой сумме или в процентах от общей цены договора, а остаток — после получения товара, работы или услуги.
Такая форма расчетов снижает риски исполнителя — он не сделает работу полностью за свой счет — и клиента — тот не потеряет крупную сумму, если товар, работа или услуга будут некачественными. Также частичную постоплату используют как дополнительную гарантию при сотрудничестве с новым контрагентом.
Ирина заказала изготовление и установку шкафа-купе у самозанятого Михаила за 80 000 ₽. Для этого ему нужно закупить на складе панели ДСП и другие строительные материалы, но он не готов платить своими деньгами. По договору Ирина предварительно перечисляет Михаилу 50% суммы — 40 000 ₽. Когда шкаф будет готов, заказчик принимает его и выплачивает оставшуюся часть денег за работу.
Как эффективно продавать на маркетплейсах
- Как привлечь внимание клиента в карточке и увеличить продажи на 30%
- «С бюджетом меньше 1 млн на маркетплейсах не место» и еще 9 мифов
- Как всегда видеть чистую прибыль при торговле на маркетплейсах
- 10 ошибок в продвижении товаров на маркетплейсах и как их избежать
- Как селлеру победить низкую рентабельность: гайд по бизнес-моделям
Преимущества и риски постоплаты
Бизнесу выгодно использовать постоплату: из двух продавцов при прочих равных условиях покупатель скорее выберет того, кому можно заплатить по факту, с отсрочкой или в рассрочку. Это гарантия ответственности исполнителя перед покупателем. Тот может проверить качество объекта сделки, например померить одежду или оценить, ровно ли уложена плитка в ванной, и только потом платить деньги.
Возможность постоплаты, отсрочки или рассрочки платежа помогает привлечь больше клиентов в офлайн- или интернет-магазины. Если у покупателя не хватает денег на товар, работу или услугу, он все равно может позволить себе купить их прямо сейчас.
Но у исполнителя при постоплате могут быть и риски:
- заказчик откажется оплачивать предмет сделки;
- не хватит оборотных средств;
- возникнет кассовый разрыв.
Отказ заказчика оплачивать товар, работу или услугу. Если клиент решит, что результат не соответствует его ожиданиям, он может отказаться от оплаты. Поэтому в договоре всегда нужно прописывать, какую ответственность несут стороны в случае неисполнения обязательств. Об этом расскажем в следующем разделе.
Также исполнитель может столкнуться с потребительским терроризмом. Это ситуация, когда клиент целенаправленно злоупотребляет правами потребителя, чтобы получить выгоду в виде скидки, бонуса или полной стоимости товара. Например, мастер уложил напольную плитку в квартире, а заказчик говорит, что ему не нравится, и требует скидку в половину стоимости работы.
Минимизировать такие риски поможет правильно составленный договор с заказчиком. О нем расскажем в следующем разделе.
Нехватка оборотных средств. У исполнителя может не оказаться достаточно денег, чтобы выполнить договоренности. Тогда бизнесу выгоднее использовать частичную предоплату и получить часть денег до передачи товара, работы или оказания услуги.
Кассовый разрыв. Разница во времени между датами поступлений и расходов. В этот промежуток бизнес остается без денег: они будут позже, но надо сейчас. Например, ИП Андреев делает мебель на заказ. К 1 октября он оплатил аренду, кредит, закупил сырье для нового заказа и потратил все деньги на счете. Оплата от клиента по договору придет после 10 октября. С 1 по 10 октября может случиться кассовый разрыв: нужно будет докупить что-то для работы — фурнитуру или ДСП, — а денег на счете нет. О том, как закрыть кассовый разрыв, рассказали в отдельной статье.
Как указать постоплату в договоре, чтобы защитить себя
Постоплату включают в договор или дополнительное соглашение между сторонами. Вот какие четыре пункта нужно прописать:
- Условие передачи денег.
- Срок оплаты.
- Основание оплаты.
- Ответственность сторон.
Условие передачи денег — после каких конкретных действий исполнителя заказчик должен оплатить товары, работы или услуги. Например, «после полной готовности товара на фабрике исполнителя» или «после проверки и согласования результата услуги заказчиком».
Срок оплаты — в течение какого времени заказчик должен перевести деньги. Например, заказчик выплачивает исполнителю аванс 30% при подписании договора, а оставшуюся сумму — в течение трех рабочих дней после изготовления товара. Также нужно прописать дату и время, когда обязательства заказчика по оплате будут считаться полностью выполненными.
Основание оплаты — какие документы станут основанием для платежа, например накладная, акт оказанных услуг или акт приема-передачи.
Акт сдачи-приема оказанных услуг
Документ оформляют, чтобы подтвердить передачу исполнителем заказчику результатов в полном объеме и их приемку.Ответственность сторон — что будет, если заказчик нарушил договор, например задерживает оплату или отказывается платить, потому что передумал или не нравится результат работы. Тогда исполнитель может требовать неустойку или обратиться в суд. Если по договору заказчик уплатил задаток, а потом отказался от товара, работы или услуги, деньги ему не возвращают.
Как пробить чек при постоплате и что в нем указать
Бизнес обязан использовать онлайн-кассу и пробивать чеки при любых наличных и безналичных расчетах с физлицами без статуса ИП. При расчетах между компаниями или ИП чеки нужны, если контрагент оплачивает покупку наличными или очно банковской картой.
Постоплата по закону № 54-ФЗ — это предоставление заказчику займа для оплаты товаров, работ или услуг и его погашение. Продавец выбивает два разных вида кассовых чеков.
Первый чек — в день, когда клиент получает предмет договора. Признак способа расчета — «передача в кредит», если покупатель ничего не заплатил, либо «частичный расчет и кредит», когда был аванс.
Второй чек нужно выбить, когда клиент уплатил полную стоимость товара, работы или услуги. Признак способа расчета — «оплата кредита».
Для удобства собрали в таблицу значения признака способа расчета, которые нужно указывать в чеке при постоплате.
Обратите внимание: если покупатель частично вносит деньги до передачи ему предмета сделки, на эту сумму нужен отдельный третий чек с признаком способа расчета «аванс» либо «предоплата».
Главное
- Постоплата — это форма расчета, при которой исполнитель или продавец получает деньги после того, как отгрузит все товары, выполнит работы или полностью окажет услуги. Договор — гарантия платежа.
- Есть четыре основные формы постоплаты: по факту, отсрочка платежа, оплата по частям — она же рассрочка — и частичная постоплата.
- Постоплату включают в договор или дополнительное соглашение между сторонами. В них нужно прописать: условие передачи денег, срок и основание оплаты, ответственность сторон.
- При постоплате продавец выбивает два разных вида кассовых чеков. Первый — в день, когда клиент получает предмет сделки, признак способа расчета — «передача в кредит». Второй — когда клиент частично или полностью оплачивает полученное, признак способа расчета — «оплата кредита».
А вы используете постоплату в расчетах с клиентами или работаете по полной предоплате?