Когда бизнес небольшой, ему достаточно создать логотип и вывеску или запустить соцсети и продавать там. По мере роста открываются новые точки и новые каналы привлечения клиентов — тогда бизнес задумывается об узнаваемости.
Чтобы клиенты узнавали продукт и возвращались снова, нужно создавать единый стиль для всех элементов бизнеса: дизайн помещения, логотип и вывеска, сайт и соцсети, форма сотрудников.
Создавать единый стиль во всем пространстве бизнеса помогает гайдлайн. В статье разбираемся, что такое гайдлайн, какому бизнесу пригодится и как его создать.
Что такое гайдлайн
Гайдлайн — это набор правил для бизнес-процесса. Например, в визуальном гайдлайне прописывают, как оформить упаковку товара, где разместить логотип и какие шрифты использовать.
Гайдлайны могут описывать и другие части бизнеса: как общаться с клиентами, какие скидки кому предложить, как оформить и отправить рассылку.
Какие бывают виды гайдлайнов
Обычно выделяют два вида гайдлайнов: технический и коммуникационный. В техническом прописывают все, что нужно для работы с дизайном: шрифты, цвета, логотип. В коммуникационном гайдлайне прописывают сегментацию аудитории, рекламную концепцию, слоган, сильные стороны бизнеса.
В статье мы рассматриваем технические визуальные гайдлайны: зачем они бизнесу и как их создавать.
Зачем бизнесу гайдлайн
Одна большая задача, которую решает гайдлайн, — он унифицирует дизайн бренда. Вот что это дает:
- упрощает работу с дизайном;
- повышает узнаваемость бренда;
- помогает при открытии новых точек.
Упрощает работу с дизайном. В гайдлайне можно описать и показать все визуальные элементы стиля: логотип, цвета и шрифты, оформление вывесок и баннеров, дизайн визиток и толстовок. Благодаря этому дизайнеры допускают меньше ошибок и быстрее готовят макеты — а значит, у бизнеса быстрее появляются готовые продукты.
Новым дизайнерам тоже проще начать работу, когда есть гайдлайн.
«Если в компании нет гайдлайна, носителем и хранителем знаний становится сам дизайнер — он и есть гайдлайн. Он увольняется, и на его место приходит другой человек, который будет делать по-своему: авторство никуда не деть. Задачи будут решаться так же, но общее ощущение от бренда будет меняться».
Виталий Цыганков
Дизайн-директор и основатель студии Tigers Moscow
Повышает узнаваемость бренда. Когда дизайнеры работают по гайдлайну, все продукты бренда будут оформлены в едином стиле. Это помогает выдерживать конкуренцию на рынке. У бизнеса формируется лояльная аудитория.
Помогает при открытии новых точек. Когда бизнес решает открывать новые точки — сам или по франшизе, — гайдлайны помогут оформить их в общем стиле и быть узнаваемыми для клиентов. Например, по гайдлайнам оформляют вывеску, помещение внутри.
Рассмотрим на примере малого бизнеса.
Где-то в спальном районе открывается небольшой сервис по восстановлению и ремонту кроссовок SneakerKross. На старте сделали логотип и поместили его на вывеску.
В начале работы гайдлайн точно не понадобится: у бизнеса всего один канал общения с клиентами — помещение, куда клиенты приносят кроссовки.
Постепенно клиенты запоминают сервис, начинают советовать его знакомым. Поток клиентов увеличивается, и владелец решает открыть еще одну точку и сделать телеграм-канал.
Получается, у бизнеса уже три канала для контакта с клиентами: две сервисные точки и телеграм-канал. Тут появляются вопросы: «А как пишем — SneakerKross или можно „СникерКросс“? А цвет на логотипе можно сделать не ярко-голубой, а бледно-голубой? А прайс как оформим? А в Телеграме картинки в каком стиле делать?»
В этом случае уже можно сделать гайдлайн и указать, как именно писать название сервиса, как оформлен логотип и как его можно использовать, какие шрифты использовать в прайсе, в каком стиле делать фотографии и картинки для Телеграма.
Гайдлайн поможет оформить все в едином стиле, и клиенты будут узнавать бренд в новых точках.
Чем гайдлайн отличается от брендбука и логобука
Логобук — это небольшой документ, руководство, где описан логотип компании. Еще иногда там описывают базовые составляющие дизайна: шрифт и цвета. В гайдлайне еще могут описывать сайт и соцсети, оформление помещений, форму сотрудников.
Логобук и гайдлайн могут быть частью брендбука, а могут быть отдельными документами.
Брендбук — самый большой и насыщенный документ. Он включает в себя подробное описание философии, целей и миссии бизнеса, маркетинговую стратегию. Зачем бизнесу брендбук, что в него входит и как его создать, рассказывали в отдельной статье.
Структура и содержание гайдлайна
Содержание гайдлайна зависит от размеров бизнеса. Малый бизнес описывает в гайдлайне, что уже использует в работе. Например, у небольшой мастерской SneakerKross есть логотип, шрифты и цвета, шаблоны картинок для Телеграма. Этого достаточно для гайдлайна — не нужно прописывать рекомендации по оформлению сайта, потому что его пока нет.
В бизнесе покрупнее обычно описывают и то, что планируют запускать. Например, как будут выглядеть новые магазины, сайт, реклама. Это помогает сэкономить бюджет, потому что дальше компания будет вкладывать деньги в разработку и продвижение продуктов.
«Главное — прописать в гайдлайне фирменные приемы и принципы. Например: „Мы преображаем фотки через два тона — контрастный голубой и теплый оттенок, чтобы получилось ярко и сочно“.
Не нужно пытаться прописать каждое „нельзя“ — гайд должен быть инструментом, с помощью которого можно делать больше креатива».
Виталий Цыганков
Дизайн-директор и основатель студии Tigers Moscow
Вот что чаще всего описывают в гайдлайнах:
- логотип;
- цвета;
- шрифты;
- дополнительные элементы;
- мерч;
- стиль фотографий;
- фирменный стиль в интерьере и экстерьере.
Рассмотрим подробнее каждый элемент.
Логотип. В гайдлайне описывают логотип, его размеры, цветовую палитру, варианты и фон, на котором его можно использовать.
Еще в гайдлайнах показывают антипримеры: как нельзя использовать логотип. Часто его нельзя использовать на цветном фоне или поверх других изображений, наклонять, искажать, менять цвета или текст логотипа.
Цвета. Обычно у бренда есть два-три основных цвета и несколько дополнительных — они тоже фиксируются в гайдлайне. Прописывают не только названия, но и номера цветов, иначе есть риск, что дизайнеры будут использовать разные оттенки. Оформление будет выглядеть неряшливо, а бренд не будет ассоциироваться ни с одним оттенком.
Еще в гайдлайне указывают возможные сочетания цветов.
Шрифты. Компании используют стандартные шрифты или разрабатывают свои — в обоих случаях их вносят в гайдлайн. Малый бизнес на старте может обойтись стандартными бесплатными шрифтами или недорогими платными, разрабатывать свой слишком дорого и неоправданно на первых этапах.
Помимо шрифтов в гайдлайне прописывают правила типографики:
- где на странице размещать текст и какие отступы должны быть от текста до поля;
- как выравнивать текст: по центру, левому или правому краю;
- какой размер шрифта использовать;
- какое расстояние будет между строками и буквами;
- используется ли перенос слов.
Дополнительные элементы. Это могут быть паттерны, узоры, фоны, иконки, которые используют в дизайне. Дополнительные элементы можно размещать на сайте, в соцсетях, на печатной продукции.
Мерч. В гайдлайне описывают, как оформлять физическую продукцию компании: визитки, толстовки или футболки, ручки, календари, плакаты, упаковку товаров.
Стиль фотографий. В гайдлайне могут прописывать правила для фотографий, которые использует бизнес. Их могут применять, например, фотографы, чтобы провести съемку. Или дизайнеры, чтобы обработать фотографию в нужной цветовой палитре.
Фирменный стиль в интерьере и экстерьере. Крупные компании могут сразу продумать, как будут выглядеть внешние и внутренние вывески, система навигации, офисы и помещения для сотрудников.
В каком формате хранить гайдлайн
Формат гайдлайна зависит от того, кто будет им пользоваться. Вот несколько примеров.
Дизайнеры часто собирают макеты в редакторе Figma, поэтому и гайдлайн им удобнее хранить в этом редакторе. Тогда легко будет найти нужный шаблон и скопировать его себе для работы.
Видеомонтажеру нужны, например, начальная и конечная заставки и анимированный логотип. Их можно хранить в формате видео.
Тем, кто работает с печатной продукцией и оформлением интерьеров, удобнее работать с гайдлайном в формате PDF.
Чаще всего гайдлайн собирают в Figma, добавляют в него ссылки на шаблоны и сохраняют в PDF.
Как разработать гайдлайн
Сначала определите, зачем вам гайдлайн: установить правила для дизайнеров и других сотрудников, сделать новые правила в рамках ребрендинга, правила оформления, чтобы запустить франшизу.
«По моему опыту, сейчас все могут сделать гайдлайн, будь то студия или просто дизайнер-фрилансер. Можно скачать образцы гайдлайнов, собрать требования к дизайну — и этого будет достаточно для исполнителя».
Виталий Цыганков
Дизайн-директор и основатель студии Tigers Moscow
Если есть штатные дизайнеры, проще всего сделать гайдлайн с их помощью. Такие сотрудники уже работают с дизайном и знают правила. Достаточно просто свести эти правила в один документ и сохранить отдельно.
Если команды дизайна нет, можно обратиться в агентство или к дизайнеру — самозанятому или ИП. Дизайнер предложит заполнить заполнить бриф — документ, в котором прописаны требования к дизайну. Например, ваши фирменные шрифты и цвета, логотип и охранное поле вокруг него.
Главное в статье
- Визуальный гайдлайн — это набор правил для дизайнеров. В гайдлайне показывают, как выглядит логотип и как его можно использовать, какие у бизнеса фирменные шрифты и цвета, как оформлять сайт, соцсети, офисы.
- Благодаря гайдлайну все каналы коммуникации с клиентами оформлены в едином стиле: это помогает формировать лояльную аудиторию и выдерживать конкуренцию.
- Малому бизнесу достаточно описать в гайдлайне элементы, которые уже есть и используются. Бизнес покрупнее прорабатывает в гайдлайне и то, что только планирует использовать.
- Гайдлайн — рабочий инструмент, поэтому и хранят его в том виде, в котором удобно использовать исполнителям. Обычно это документ в формате PDF с активными ссылками на нужные шаблоны.
- Разработать гайдлайн можно с помощью штатных дизайнеров. Если их нет, можно обратиться в агентство или к дизайнеру-фрилансеру. В таком случае нужно выбрать несколько примеров гайдлайнов и собрать требования к дизайну, если они есть.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
А как вы создаете единый визуальный стиль в своем бизнесе?