Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Что такое гайдлайн и как он повышает узнаваемость бренда


Когда бизнес небольшой, ему достаточно создать логотип и вывеску или запустить соцсети и продавать там. По мере роста открываются новые точки и новые каналы привлечения клиентов — тогда бизнес задумывается об узнаваемости.

Чтобы клиенты узнавали продукт и возвращались снова, нужно создавать единый стиль для всех элементов бизнеса: дизайн помещения, логотип и вывеска, сайт и соцсети, форма сотрудников.

Создавать единый стиль во всем пространстве бизнеса помогает гайдлайн. В статье разбираемся, что такое гайдлайн, какому бизнесу пригодится и как его создать.

Что такое гайдлайн

Гайдлайн — это набор правил для бизнес-процесса. Например, в визуальном гайдлайне прописывают, как оформить упаковку товара, где разместить логотип и какие шрифты использовать.

Гайдлайны могут описывать и другие части бизнеса: как общаться с клиентами, какие скидки кому предложить, как оформить и отправить рассылку.

«Гайдлайны могут быть не только визуальными: чем больше у бизнеса процессов, тем больше можно сделать гайдлайнов. Например, как бариста должны разговаривать с клиентами, как и когда менять цветы в ресторане, по каким шагам провести нового клиента в спортзале, чтобы он купил абонемент».

Виталий Цыганков

Виталий Цыганков

Дизайн-директор и основатель студии Tigers Moscow

Какие бывают виды гайдлайнов

Обычно выделяют два вида гайдлайнов: технический и коммуникационный. В техническом прописывают все, что нужно для работы с дизайном: шрифты, цвета, логотип. В коммуникационном гайдлайне прописывают сегментацию аудитории, рекламную концепцию, слоган, сильные стороны бизнеса.

В статье мы рассматриваем технические визуальные гайдлайны: зачем они бизнесу и как их создавать.

Зачем бизнесу гайдлайн

Одна большая задача, которую решает гайдлайн, — он унифицирует дизайн бренда. Вот что это дает:

  • упрощает работу с дизайном;
  • повышает узнаваемость бренда;
  • помогает при открытии новых точек.

Упрощает работу с дизайном. В гайдлайне можно описать и показать все визуальные элементы стиля: логотип, цвета и шрифты, оформление вывесок и баннеров, дизайн визиток и толстовок. Благодаря этому дизайнеры допускают меньше ошибок и быстрее готовят макеты — а значит, у бизнеса быстрее появляются готовые продукты.

Что такое гайдлайн
Что такое гайдлайн

Правила для призыва к действию в гайдлайне hulu

Правила для призыва к действию в гайдлайне hulu

Новым дизайнерам тоже проще начать работу, когда есть гайдлайн.

«Если в компании нет гайдлайна, носителем и хранителем знаний становится сам дизайнер — он и есть гайдлайн. Он увольняется, и на его место приходит другой человек, который будет делать по-своему: авторство никуда не деть. Задачи будут решаться так же, но общее ощущение от бренда будет меняться».

Виталий Цыганков

Виталий Цыганков

Дизайн-директор и основатель студии Tigers Moscow

Повышает узнаваемость бренда. Когда дизайнеры работают по гайдлайну, все продукты бренда будут оформлены в едином стиле. Это помогает выдерживать конкуренцию на рынке. У бизнеса формируется лояльная аудитория.

Помогает при открытии новых точек. Когда бизнес решает открывать новые точки — сам или по франшизе, — гайдлайны помогут оформить их в общем стиле и быть узнаваемыми для клиентов. Например, по гайдлайнам оформляют вывеску, помещение внутри.

Рассмотрим на примере малого бизнеса.

Где-то в спальном районе открывается небольшой сервис по восстановлению и ремонту кроссовок SneakerKross. На старте сделали логотип и поместили его на вывеску.

В начале работы гайдлайн точно не понадобится: у бизнеса всего один канал общения с клиентами — помещение, куда клиенты приносят кроссовки.

Постепенно клиенты запоминают сервис, начинают советовать его знакомым. Поток клиентов увеличивается, и владелец решает открыть еще одну точку и сделать телеграм-канал.

Получается, у бизнеса уже три канала для контакта с клиентами: две сервисные точки и телеграм-канал. Тут появляются вопросы: «А как пишем — SneakerKross или можно „СникерКросс“? А цвет на логотипе можно сделать не ярко-голубой, а бледно-голубой? А прайс как оформим? А в Телеграме картинки в каком стиле делать?»

В этом случае уже можно сделать гайдлайн и указать, как именно писать название сервиса, как оформлен логотип и как его можно использовать, какие шрифты использовать в прайсе, в каком стиле делать фотографии и картинки для Телеграма.

Гайдлайн поможет оформить все в едином стиле, и клиенты будут узнавать бренд в новых точках.

Чем гайдлайн отличается от брендбука и логобука

Логобук — это небольшой документ, руководство, где описан логотип компании. Еще иногда там описывают базовые составляющие дизайна: шрифт и цвета. В гайдлайне еще могут описывать сайт и соцсети, оформление помещений, форму сотрудников.

Логобук и гайдлайн могут быть частью брендбука, а могут быть отдельными документами.

Брендбук — самый большой и насыщенный документ. Он включает в себя подробное описание философии, целей и миссии бизнеса, маркетинговую стратегию. Зачем бизнесу брендбук, что в него входит и как его создать, рассказывали в отдельной статье.

Структура и содержание гайдлайна

Содержание гайдлайна зависит от размеров бизнеса. Малый бизнес описывает в гайдлайне, что уже использует в работе. Например, у небольшой мастерской SneakerKross есть логотип, шрифты и цвета, шаблоны картинок для Телеграма. Этого достаточно для гайдлайна — не нужно прописывать рекомендации по оформлению сайта, потому что его пока нет.

В бизнесе покрупнее обычно описывают и то, что планируют запускать. Например, как будут выглядеть новые магазины, сайт, реклама. Это помогает сэкономить бюджет, потому что дальше компания будет вкладывать деньги в разработку и продвижение продуктов.

«Главное — прописать в гайдлайне фирменные приемы и принципы. Например: „Мы преображаем фотки через два тона — контрастный голубой и теплый оттенок, чтобы получилось ярко и сочно“.

Не нужно пытаться прописать каждое „нельзя“ — гайд должен быть инструментом, с помощью которого можно делать больше креатива».

Виталий Цыганков

Виталий Цыганков

Дизайн-директор и основатель студии Tigers Moscow

Вот что чаще всего описывают в гайдлайнах:

  • логотип;
  • цвета;
  • шрифты;
  • дополнительные элементы;
  • мерч;
  • стиль фотографий;
  • фирменный стиль в интерьере и экстерьере.

Рассмотрим подробнее каждый элемент.

Логотип. В гайдлайне описывают логотип, его размеры, цветовую палитру, варианты и фон, на котором его можно использовать.

Гайдлайн ВКонтакте
Гайдлайн ВКонтакте

Примеры использования логотипа в гайдлайне ВКонтакте

Примеры использования логотипа в гайдлайне ВКонтакте
Гайдлайн Кинопоиска
Гайдлайн Кинопоиска

Примеры использования логотипа в гайдлайне Кинопоиска

Примеры использования логотипа в гайдлайне Кинопоиска
Гайдлайн IBM
Гайдлайн IBM

Примеры логотипа в гайдлайне IBM

Примеры логотипа в гайдлайне IBM

Еще в гайдлайнах показывают антипримеры: как нельзя использовать логотип. Часто его нельзя использовать на цветном фоне или поверх других изображений, наклонять, искажать, менять цвета или текст логотипа.

Антипримеры использования логотипа
Антипримеры использования логотипа

Антипримеры использования логотипа в гайдлайне ВКонтакте

Антипримеры использования логотипа в гайдлайне ВКонтакте

Цвета. Обычно у бренда есть два-три основных цвета и несколько дополнительных — они тоже фиксируются в гайдлайне. Прописывают не только названия, но и номера цветов, иначе есть риск, что дизайнеры будут использовать разные оттенки. Оформление будет выглядеть неряшливо, а бренд не будет ассоциироваться ни с одним оттенком.

Еще в гайдлайне указывают возможные сочетания цветов.

Фирменные цвета Mail.ru
Фирменные цвета Mail.ru

Фирменные цвета Mail.ru в гайдлайне компании

Фирменные цвета Mail.ru в гайдлайне компании
Цветовая палитра указана в гайдлайне
Цветовая палитра указана в гайдлайне

Цветовая палитра в гайдлайне ВКонтакте

Цветовая палитра в гайдлайне ВКонтакте

Шрифты. Компании используют стандартные шрифты или разрабатывают свои — в обоих случаях их вносят в гайдлайн. Малый бизнес на старте может обойтись стандартными бесплатными шрифтами или недорогими платными, разрабатывать свой слишком дорого и неоправданно на первых этапах.

Примеры оформления разных текстов
Примеры оформления разных текстов

Примеры оформления разных текстов в гайдлайне Audi

Примеры оформления разных текстов в гайдлайне Audi

Помимо шрифтов в гайдлайне прописывают правила типографики:

  • где на странице размещать текст и какие отступы должны быть от текста до поля;
  • как выравнивать текст: по центру, левому или правому краю;
  • какой размер шрифта использовать;
  • какое расстояние будет между строками и буквами;
  • используется ли перенос слов.
Правила типографики в гайдлайне ВК
Правила типографики в гайдлайне ВК

Правила типографики в гайдлайне ВКонтакте

Правила типографики в гайдлайне ВКонтакте
Пример правил верстки афиш
Пример правил верстки афиш

Например, в гайдлайне Большого театра есть целый раздел с правилами верстки афиш

Например, в гайдлайне Большого театра есть целый раздел с правилами верстки афиш

Дополнительные элементы. Это могут быть паттерны, узоры, фоны, иконки, которые используют в дизайне. Дополнительные элементы можно размещать на сайте, в соцсетях, на печатной продукции.

Паттерн с основным цветом
Паттерн с основным цветом

Паттерн с основным цветом в гайдлайне ВКонтакте

Паттерн с основным цветом в гайдлайне ВКонтакте
Паттерн с дополнительными цветами
Паттерн с дополнительными цветами

Паттерн с дополнительными цветами в гайдлайне ВКонтакте

Паттерн с дополнительными цветами в гайдлайне ВКонтакте
Примеры использования иконок в гайдлайне Audi
Примеры использования иконок в гайдлайне Audi

Примеры иконок в гайдлайне Audi

Примеры иконок в гайдлайне Audi
Иконки для мобильного приложения
Иконки для мобильного приложения

Иконки для мобильного приложения в гайдлайне IBM

Иконки для мобильного приложения в гайдлайне IBM

Мерч. В гайдлайне описывают, как оформлять физическую продукцию компании: визитки, толстовки или футболки, ручки, календари, плакаты, упаковку товаров.

Оформление разных элементов в ВК
Оформление разных элементов в ВК

Оформление разных элементов в гайдлайне ВКонтакте

Оформление разных элементов в гайдлайне ВКонтакте
Оформление мерча с символикой ВК
Оформление мерча с символикой ВК

Оформление мерча с символикой в гайдлайне ВКонтакте

Оформление мерча с символикой в гайдлайне ВКонтакте

Стиль фотографий. В гайдлайне могут прописывать правила для фотографий, которые использует бизнес. Их могут применять, например, фотографы, чтобы провести съемку. Или дизайнеры, чтобы обработать фотографию в нужной цветовой палитре.

Принципы создания фотографий
Принципы создания фотографий

Принципы создания фотографий в гайдлайне Audi

Принципы создания фотографий в гайдлайне Audi
Художественные принципы фотографий
Художественные принципы фотографий

Художественные принципы фотографии в гайдлайне ВКонтакте

Художественные принципы фотографии в гайдлайне ВКонтакте
Гайдлайн МТС
Гайдлайн МТС

Принципы фотографии в гайдлайне МТС

Принципы фотографии в гайдлайне МТС

Фирменный стиль в интерьере и экстерьере. Крупные компании могут сразу продумать, как будут выглядеть внешние и внутренние вывески, система навигации, офисы и помещения для сотрудников.

Пример оформления указателей ВК
Пример оформления указателей ВК

Пример оформления указателей в гайдлайне ВКонтакте

Пример оформления указателей в гайдлайне ВКонтакте

В каком формате хранить гайдлайн

Формат гайдлайна зависит от того, кто будет им пользоваться. Вот несколько примеров.

Дизайнеры часто собирают макеты в редакторе Figma, поэтому и гайдлайн им удобнее хранить в этом редакторе. Тогда легко будет найти нужный шаблон и скопировать его себе для работы.

Видеомонтажеру нужны, например, начальная и конечная заставки и анимированный логотип. Их можно хранить в формате видео.

Тем, кто работает с печатной продукцией и оформлением интерьеров, удобнее работать с гайдлайном в формате PDF.

Чаще всего гайдлайн собирают в Figma, добавляют в него ссылки на шаблоны и сохраняют в PDF.

Как разработать гайдлайн

Сначала определите, зачем вам гайдлайн: установить правила для дизайнеров и других сотрудников, сделать новые правила в рамках ребрендинга, правила оформления, чтобы запустить франшизу.

«По моему опыту, сейчас все могут сделать гайдлайн, будь то студия или просто дизайнер-фрилансер. Можно скачать образцы гайдлайнов, собрать требования к дизайну — и этого будет достаточно для исполнителя».

Виталий Цыганков

Виталий Цыганков

Дизайн-директор и основатель студии Tigers Moscow

Если есть штатные дизайнеры, проще всего сделать гайдлайн с их помощью. Такие сотрудники уже работают с дизайном и знают правила. Достаточно просто свести эти правила в один документ и сохранить отдельно.

Если команды дизайна нет, можно обратиться в агентство или к дизайнеру — самозанятому или ИП. Дизайнер предложит заполнить заполнить бриф — документ, в котором прописаны требования к дизайну. Например, ваши фирменные шрифты и цвета, логотип и охранное поле вокруг него.

Главное в статье

  1. Визуальный гайдлайн — это набор правил для дизайнеров. В гайдлайне показывают, как выглядит логотип и как его можно использовать, какие у бизнеса фирменные шрифты и цвета, как оформлять сайт, соцсети, офисы.
  2. Благодаря гайдлайну все каналы коммуникации с клиентами оформлены в едином стиле: это помогает формировать лояльную аудиторию и выдерживать конкуренцию.
  3. Малому бизнесу достаточно описать в гайдлайне элементы, которые уже есть и используются. Бизнес покрупнее прорабатывает в гайдлайне и то, что только планирует использовать.
  4. Гайдлайн — рабочий инструмент, поэтому и хранят его в том виде, в котором удобно использовать исполнителям. Обычно это документ в формате PDF с активными ссылками на нужные шаблоны.
  5. Разработать гайдлайн можно с помощью штатных дизайнеров. Если их нет, можно обратиться в агентство или к дизайнеру-фрилансеру. В таком случае нужно выбрать несколько примеров гайдлайнов и собрать требования к дизайну, если они есть.
Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста
Наталья Неженцева
Наталья Неженцева

А как вы создаете единый визуальный стиль в своем бизнесе?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации