Иногда люди откладывают идею открыть свой бизнес, потому что эта мысль вызывает тревогу. Страшно, что родственники осудят за смену стабильной работы в найме на рискованный проект, товар будет простаивать на полках, а недовольные клиенты напишут гневные отзывы в соцсетях.
Мы встретились с четырьмя опытными предпринимателями и узнали, боялись ли они начать бизнес и что помогло им справиться с переживаниями.
«Когда есть четкий план, это помогает снизить тревогу». Как поступать, если страшно браться за новое
Рассказывает сооснователь платформы онлайн-образования «Синхронизация» Мария Бородецкая.
На старте бизнеса у меня не было страхов, поскольку не было опыта и я не понимала, во что ввязываюсь. Первые яркие эмоции, которые вызывал бизнес, — любопытство и интерес. Синхронизация — мой первый предпринимательский проект, до него я работала в найме в рекламных агентствах.
Я бы сравнила запуск первого бизнеса с прыжком с парашютом. На первый прыжок я решилась с любопытством и бесстрашием, потому что не знала, что меня ожидает во время полета, а вот прыгнуть второй раз смогла только через 14 лет. Я долго откладывала: с содроганием вспоминала, как было страшно во время прыжка. Такая же история с бизнесом: я долго откладывала запуск второго проекта, потому что уже понимала, с какими сложностями придется столкнуться.
Хоть на старте у меня не было страхов, они появились в процессе, когда я уже начала вести бизнес. Расскажу, что мне помогало с ними бороться.
Ставить себе четкий дедлайн. Договариваюсь с собой, что буду вкладываться в идею до определенной даты. Если ничего не выйдет — переключу внимание на что-то другое.
Помню, в мае 2016 года я заключила сделку с собой: «До конца года делаю все, что в моих силах, и тестирую все идеи по бизнесу, которые у меня есть. Если не получится, мы закрываем дело».
В результате в августе 2016 года проект принес первую прибыль. Мы поняли, что будем продолжать. Тогда мы запустили лекцию про архитектора Заху Хадид, за пару месяцев она стала хитом продаж.
Этот подход всегда помогает мне проживать сложные периоды. Когда устанавливаешь себе четкие сроки, проще справляться: появляется хоть какая-то определенность.
Говорить о переживаниях с командой. Я открыто говорю о своих беспокойствах. Когда проговариваешь проблему вслух, начинаешь видеть, что она не такая большая, как тебе казалось. А еще люди со стороны помогают рационализировать твои страхи и придумать решения.
Безусловно, важен баланс между открытостью, которая повышает прозрачность в бизнесе, и тем, чтобы транслировать все переживания без разбора. Для последнего существует психотерапия.
Продумывать риски. Какое-то время мы в команде практиковали такой подход: когда планировали новые проекты, на встречах «надевали шапки пессимистов». Пытались представить все риски, возможные ошибки и проблемы. В итоге мы понимали, чего ждать от проекта, и были готовы к разным неприятностям.
Мне кажется, когда идешь по пути предпринимательства, важно приручать страхи и учиться с ними работать. Потому что по мере развития проекта прыгать с парашютом придется снова и снова.
Писать список дел. Я придумываю все возможные способы, которые помогут избежать ошибок или решить проблему, выписываю идеи и составляю список задач. Когда есть четкий план, это помогает снизить тревогу.
Принимать неизбежное. Предпринимательство — это постоянная работа в состоянии неопределенности. И если не научиться жить в таком режиме, бизнес превращается в страдание.
Синхронизация существует 9 лет. За это время происходило разное: не взлетали курсы, на которые мы делали ставки, уходили ключевые сотрудники, был ковид, мы открывали и закрывали офлайн-направление три раза. Когда возвращаешься и вспоминаешь, как ты проходил сложные ситуации, — чувствуешь очень много опоры, потому что осознаешь: я и не с таким справлялся.
Я стала увереннее, когда перестала ждать, что будет по-другому, и приняла, что положение будет много раз меняться и что-то пойдет не так. И это абсолютно нормально. Принятие — лучший навык, чтобы бороться со страхами.
«Я всегда мог достать деньги из своего кармана и рассчитаться с командой». История про оценку рисков
Рассказывает Родион Скрябин — основатель агентства бренд-медиа и контент-маркетинга «Палиндром» и автор телеграм-канала «Доктрина Скрябина».
У меня был и остается конкретный страх: кассовые разрывы и долги. Несмотря на опасения, я не стал откладывать запуск агентства — осознавал, что переживания могут тормозить меня бесконечно, так что бросился в омут с головой. Справляться с опасениями помогали психотерапия, алкоголь и семья.
Готовность к проблемам. Больше всего я боялся, что у меня не будет денег заплатить команде, поэтому всегда старался хранить на личном накопительном счете сумму, которая точно покроет месячную зарплату сотрудников и расходы на бизнес. В случае чего я смог бы достать деньги из своего кармана и рассчитаться с ребятами.
Но такой подход работал, пока мы были маленькой компанией. Сейчас я не зарабатываю столько, сколько тратит Палиндром, так что на все зарплаты не смогу откладывать при всем желании.
Делегирование задач специалистам. Со временем страх кассовых разрывов и долгов уменьшился, потому что я делегировал учет финансов профессионалам. Например, финансовый директор контролирует доходы, расходы, кредиты и различные денежные обязательства, которые сам бы я отслеживать не смог.
Общение с коллегами по рынку. Владельцы агентств часто сталкиваются с точно такими же проблемами и страхами, как и ты. Когда обсуждаешь наболевшее и все тревожащие вопросы, становится понятно: ты хотя бы не один в этом. Коллег по цеху нахожу в бизнес-клубах, я сейчас состою в двух — там периодически проходят мастермайнды и личные встречи, где говорим о наболевшем. Еще стараюсь поддерживать связь с партнерами, конкурентами и людьми, близкими по нише.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
«Можно было уйти в себя и говорить всем, что открывать бизнес — ужасная идея». Почему не нужно строить ожидания
Рассказывает Александра Коняхина — владелица кофеен «Столица кофе» и автор книги про запуск офлайн-бизнеса «Локальный бизнес».
Я открыла бизнес четыре года назад, тогда страхов перед стартом не было. Я относилась к делу в ключе: «Попробуем! Лучше сделать и пожалеть, чем пожалеть, что не попробовал».
Сейчас я в процессе запуска нового бизнеса — строю загородный домик под сдачу. В этой сфере я пока ничего не понимаю, но развиваю проект с тем же настроем: лучше попробовать. Вести бизнес мне помогает такой подход:
- быстро принимать решения;
- решать проблемы по мере их поступления.
Быстро принимать решения. С годами отношение к страхам не меняется. Я, как и раньше, руководствуюсь принципом: вижу проблему — иду ее решать, есть идея — иду реализовывать, не обращая внимания на свои страхи и сомнения. Может звучать громко и амбициозно. Наверное, так и есть. Но для примера: от идеи «хочу посмотреть домик и сдавать его» до покупки участка и заключения договора о строительстве прошло две с половиной недели.
Решать проблемы по мере их поступления. Я не представляю заранее, что плохого может случиться. Это помогает без страха начинать новое. Приведу пример из практики, как этот подход помог мне.
У меня не было страхов о том, что меня одним днем могут выселить из кофейни. И это, наверное, к лучшему. Люди, которые открываются без подобных переживаний, кажутся мне чуть счастливее.
Когда я писала книгу об открытии своего дела, я узнала, что в офлайн-бизнесе есть распространенная история: арендатор может выселить бизнес из арендованного помещения. Спустя три с половиной года работы на одной локации эта история случилась с нами. За неделю я пережила фонтан из эмоций, от которого можно было уйти в себя и говорить всем, что открывать бизнес — ужасная идея.
Но ничего, мы справились с проблемой. Сейчас работаем на этом же месте, как и прежде. Считаю, что волков бояться — в лес не ходить.
«Деньги придется как-то возвращать: закладывать квартиры, машины, технику». История о том, как рисковать большими деньгами
Рассказывает Анна Симакова — сооснователь и генеральный директор клиники ранней реабилитации «Три сестры».
Поделюсь одним из серьезных страхов, который был на старте. Мы запускали реабилитационную клинику пятнадцать лет назад, когда подобных центров в России не было. Переживали, что потратим на бизнес большие деньги — и потеряем их, если услуга реабилитации окажется неактуальной. Было непонятно, есть ли на нее спрос. У нас была только гипотеза, что все получится, но чтобы ее проверить, требовались значительные инвестиции — около 4 млн долларов.
Порог входа в медицинский рынок высокий: готовых объектов под стационар нет, тебе нужно вложить миллионы в строительство. Это не кафе, где можно купить подержанное оборудование и арендовать место под общепит, а если ничего не получится, все продать и частично отбить вложения.
В медицине так не выйдет: если ты построишь больницу, продать ее будет сложно или вообще невозможно. Клиника может быть только клиникой, из нее не сделаешь отель или офис — здание сразу строится с учетом медицинских норм. Было страшно рисковать такими большими финансами. К тому же, если бизнес не пойдет, ты потеряешь не свои, а заемные деньги и останешься должен. Деньги придется как-то возвращать: закладывать квартиры, машины, технику. Это сильно страшило, но мы верили в идею и были готовы даже на такой большой риск.
Расскажу, что помогало преодолеть опасения и что может помочь начинающим предпринимателям.
Искать информацию. Мне кажется, страхи лечатся информацией. Например, если есть переживания, что бизнес не пойдет, можно подробно изучить рынок и статистику, продумать план Б, проконсультироваться с экспертами и более опытными предпринимателями. Так можно подготовить себя к возможным проблемам и снять часть опасений.
Кроме страха потерять деньги мы переживали, что неправильно построим клинику и здание нельзя будет ввести в эксплуатацию. Чтобы контролировать риск, я добывала информацию, где только могла. Например, приглашала на объект экспертов, чтобы узнать, правильно ли движется процесс строительства.
Через поиск информации получается ослабить страхи и свести к минимуму возможные риски.
Двигаться маленькими шагами. Нельзя допускать, чтобы страх просто был в твоей жизни и ты ничего с ним не делал. Если пустить все на самотек и откладывать дело из-за переживаний, навязчивые мысли будут душить и могут привести к выгоранию, паническим атакам и депрессии. Поэтому со страхом нужно работать, например постепенно растить уверенность маленькими шагами.
Мы не стали сразу замахиваться на большую клинику — развивались постепенно. Сначала построили больницу на 35 мест. Когда увидели, что спрос на реабилитацию есть и можно расширяться, начали строить второй корпус.
Конечно, если бы мы сразу построили большую клинику, мы бы шли к цели быстрее и в моменте заработали бы больше денег. Но наш подход помог двигаться постепенно и с меньшими переживаниями.
Быть готовым к тому, что страхи реализуются. Опасения действительно могут стать реальностью, и нужно быть к этому готовым.
Мы волновались, что дело не будет идти так гладко, как мы описали его в бизнес-плане. Так и случилось. Например, в первый год нам сильно не хватало денег: приходилось шесть месяцев подряд просить сотрудников подождать зарплату, вкладывать последние деньги в рекламу и верить, что она окупится. Первые полгода я вообще не получала прибыль с бизнеса.
На второй год работы спрос на наши услуги стал увеличиваться, клиника стала обрастать известностью, и мы убедились, что наш продукт нужен людям.
Этот опыт помог понять, какие инструменты работают, а от чего стоит избавиться. Например, мы поняли, что в нашем случае неэффективно привлекать медицинских представителей, хотя в других секторах, например фармакологии, на них держатся все продажи.
Принципы, которые помогли предпринимателям справиться с опасениями
- Создавать определенность. Многие страхи связаны с неопределенностью, например есть опасения, что уйдешь из найма, потратишь все деньги, а новые не заработаешь. Можно обозначать себе конкретные сроки, до какого периода вы готовы вкладываться в идею, и, если ничего не выйдет, пробовать другое дело или вернуться в наем.
- Делиться переживаниями — с коллегами, близкими или психотерапевтом. Люди со стороны помогают посмотреть на страхи иначе: увидеть новые решения, развеять тревогу.
- Изучать информацию. Чем глубже разбираешься в вопросе, тем лучше понимаешь, как предотвратить риски и что делать, если страхи оправдаются. Например, предприниматель боится, что запустит бизнес и не найдет клиентов. Чтобы успокоить себя, можно проконсультироваться с маркетологом, пройти какой-то курс или поговорить с коллегой по цеху.
- Быть готовым к рискам. Если предприниматель переживает, что клиент не рассчитается с ним и сотрудники останутся без зарплаты, он может действовать на опережение. Например, обратиться к юристу и составить договор, в котором укажет сроки выплат и штрафы за просроченный платеж.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
О чем вы переживали на старте бизнеса или переживаете сейчас? Расскажите, что помогает вам справляться с опасениями.