Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как строить бизнес, работая со сложным продуктом: опыт производителя мебели из бетона

Как строить бизнес, работая со сложным продуктом: опыт производителя мебели из бетона
Как строить бизнес, работая со сложным продуктом: опыт производителя мебели из бетона

Петр Агарышев — основатель компании «Петробетон», которая производит и продает мебель, предметы интерьера и сантехнику из бетона.

Петр увлекся бетоном в 2015 году. На тот момент у него уже был бизнес — химчистка, но она требовала минимального вовлечения, поэтому почти все время он посвящал новому увлечению: арендовал мастерскую и экспериментировал, смешивая цемент, воду и песок в разных пропорциях, тестировал добавки. Спустя девять лет у Петра компания с оборотом 98 млн рублей в год, 35 человек в штате, заказчики со всей России и СНГ, две производственных площадки — в родном Челябинске и Казахстане, а также планы выйти на рынки ОАЭ и Саудовской Аравии.

За эти девять лет Петробетон не раз допускал ошибки и сталкивался с проблемами, которые связаны с необычными свойствами бетона. В статье Петр рассказал, как удается преодолевать эти трудности и оставаться клиентоориентированными: например, почему менеджеры по продажам отказывают некоторым клиентам, которые хотят сделать заказ.

Коротко о бизнесе

Бренд
Петробетон
Сфера бизнеса
Производство интерьерных изделий из бетона
Оборот за год
98 000 000 ₽ за 2023 год
Старт работы бизнеса
2015 год
Город
Челябинск
Как найти
интерьерный бетон
интерьерный бетон

В последние годы интерьерный бетон набирает популярность — он хорошо вписывается в стили минимализм, лофт и сканди. Из бетона можно делать совершенно разные предметы для дома: от кашпо до гидромассажных ванн, как на этом фото

В последние годы интерьерный бетон набирает популярность — он хорошо вписывается в стили минимализм, лофт и сканди. Из бетона можно делать совершенно разные предметы для дома: от кашпо до гидромассажных ванн, как на этом фото

Бетон — не декоративный материал, поэтому работать с ним проблематично

Мы придумываем, проектируем и производим изделия из бетона: раковины, барные стойки и стойки ресепшен, кашпо, столешницы, стеновые панели, плитку и прочие предметы интерьера, мебели и отделки. К нам в равной степени обращаются частные заказчики, которые обустраивают свои дома; владельцы общественных пространств — ресторанов, шоурумов, торговых центров; а также дизайнеры и архитекторы, которые вместе с нами трудятся и для первых, и для вторых.

Бетон — это цемент, песок и вода, которые смешиваются в определенной пропорции и застывают в камень. С бетоном научились превосходно работать еще во времена СССР, но использовали его только как строительный материал.

Декор, сантехнику и мебель из бетона начали создавать относительно недавно. Когда в 2015 году я запускал бизнес, информации о бетоне как о декоративном материале в русскоязычных источниках не было. Мне пришлось подсматривать все у зарубежных коллег из Европы и США, ставить огромное количество экспериментов, изучать технологии производства фактически с нуля.

Оттого что по своей сути бетон не декоративный материал, работать с ним сложно:

  • у готового изделия может оказаться не совсем тот оттенок или рисунок, которые задумывались;
  • изделия проблематично транспортировать — они хрупкие и могут сломаться;
  • большие предметы типа раковин и столешниц трудно устанавливать, и не все мастера-мебельщики берутся за такую работу.

Раньше эти особенности приносили нам проблемы: компания теряла деньги и недополучала лояльность клиентов. Но за годы работы с бетоном нам удалось во многом эти проблемы решить. Как именно — расскажу ниже.

раковины из бетона
раковины из бетона

Самая популярная позиция, за которой к нам обращаются, это раковины

раковины из бетона
раковины из бетона

Самая популярная позиция, за которой к нам обращаются, это раковины

Самая популярная позиция, за которой к нам обращаются, это раковины
комплект раковина и тумба
комплект раковина и тумба

В 2023 году мы изготовили 343 раковины и 40 комплектов «раковина + тумба»

комплект раковина и тумба
комплект раковина и тумба

В 2023 году мы изготовили 343 раковины и 40 комплектов «раковина + тумба»

В 2023 году мы изготовили 343 раковины и 40 комплектов «раковина + тумба»
п-образная тумба с выдвижными ящиками из бетона
п-образная тумба с выдвижными ящиками из бетона

Мы беремся за самые сложные проекты, от которых отказываются наши конкуренты: скульптуры, инсталляции, арт-объекты. Эту огромную п-образную тумбу с выдвижными ящиками установили в торговом центре, ее стоимость — 900 000 ₽

Мы беремся за самые сложные проекты, от которых отказываются наши конкуренты: скульптуры, инсталляции, арт-объекты. Эту огромную п-образную тумбу с выдвижными ящиками установили в торговом центре, ее стоимость — 900 000 ₽

Невозможно предсказать оттенок и текстурный рисунок готового изделия из бетона → начали работать с ожиданиями клиентов

Когда мы создаем изделие из бетона, мы можем влиять на его форму, размер и даже текстуру. С помощью шлифовки и лака поверхность можно сделать матовой, глянцевой или шершавой.

Если с текстурой готового бетонного изделия все понятно, то оттенок и рисунок, который образуют поры, — история непредсказуемая. У этого две причины.

  1. Бетон состоит из смеси природных материалов, которые невозможно стандартизировать. Например, песок из одной партии не может быть в точности таким же, как песок из другой партии, — он будет отличаться по плотности, цвету, количеству примесей и влажности. От этих свойств зависит, насколько масса будет подвижной и пластичной. Соответственно, эти характеристики напрямую влияют на внешний вид.
  2. Во время заливки изделие обращено лицевой стороной к опалубке — конструкции, которая задает форму изделию. Мы видим результат только после распалубки — то есть после того, как снимаем эту конструкцию. Пока изделие находится на этапе заливки, в опалубке, поправить внешний вид или как-то иначе повлиять на него мы не можем.

В итоге готовое изделие может быть темнее или светлее, иметь больше пор, более мелкий или крупный рисунок заполнителя, чем ожидалось. И это нормально: бетон ценится именно за свою неповторимость, уникальную текстуру и рисунок.

Отсюда проблема — не все заказчики готовы к тому, что изделие может отличаться от их ожиданий.

заливка бетона
заливка бетона

Заливка — условное название процесса. Иногда мы действительно заливаем бетон в емкость, как жидкость, иногда под давлением стреляем бетоном на стенки формы. Есть технология ручной укладки. В зависимости от того, что хочет клиент и какая у изделия форма, выбираем способ работы

Заливка — условное название процесса. Иногда мы действительно заливаем бетон в емкость, как жидкость, иногда под давлением стреляем бетоном на стенки формы. Есть технология ручной укладки. В зависимости от того, что хочет клиент и какая у изделия форма, выбираем способ работы

Впервые я столкнулся с этой проблемой еще на старте бизнеса в 2016 году. Например, клиенты приходили с запросом сделать бетонную раковину как из Pinterest. Я тогда не понимал, как правильно подготовить человека к тому, что невозможно реализовать ее точь-в-точь как на фото. Конечно, я проговаривал, что рисунок и цвет бетона могут отличаться, но не делал на этом акцента. И когда клиент получал заказ, я замечал, что он как будто не до конца им доволен. Я уже не помню конкретных случаев — это было давно. Зато свои ощущения помню хорошо: ты все делаешь правильно, предупреждаешь о рисках, но клиент не доволен на 100%, и у тебя остается осадок.

Все поменялось в 2019 году, когда мы с командой — а тогда я начал формировать отдел продаж — узнали про международный стандарт ISO 9000. Этот стандарт четко определяет критерии качества товаров. Если коротко, продукт можно считать качественным, если он соответствует ожиданиям клиента. То есть главное мерило качества — не ГОСТ и не СНиП, а соответствие ожиданиям клиента.

Когда появилось это понимание, мы начали перестраивать систему взаимодействия с заказчиками. Появился такой этап, как квалификация клиента, — это когда мы знакомим клиента с материалом и погружаем в тему.

Например, клиент приходит и заказывает раковину: «Это сейчас модно, я тоже такую хочу». Менеджер спрашивает, что клиент знает о бетоне, что ожидает от него и готов ли к рискам:

  • при всем старании у нас не получится сделать раковину точно как на проектном изображении;
  • изделие из бетона в процессе эксплуатации стареет подобно дереву, и через 10 лет оно будет выглядеть не так, как в первый день;
  • на нем со временем могут появляться царапины и другие следы эксплуатации.

Если заказчик к этому не готов, мы говорим: «Извините, скорее всего, бетон не ваш продукт, стоит поискать что-то другое». Заказчик уходит.

Раньше, когда я продавал сам, у меня это вызывало противоречивые чувства: с одной стороны, жаль, что не продали, с другой — хорошо, что не продали. Сейчас я не общаюсь с заказчиками сам, поэтому отношусь к этому спокойно, как к чему-то неизбежному.

эффект «состаренности»
эффект «состаренности»

Некоторые клиенты специально заказывают бетон с эффектом «состаренности», как в этом проекте

эффект «состаренности»
эффект «состаренности»

Некоторые клиенты специально заказывают бетон с эффектом «состаренности», как в этом проекте

Некоторые клиенты специально заказывают бетон с эффектом «состаренности», как в этом проекте
технология ручной укладки
технология ручной укладки

Тогда мы используем технологию ручной укладки, которая предполагает наличие крупных пор и рытвин

технология ручной укладки
технология ручной укладки

Тогда мы используем технологию ручной укладки, которая предполагает наличие крупных пор и рытвин

Тогда мы используем технологию ручной укладки, которая предполагает наличие крупных пор и рытвин

Если клиента свойства бетона не смущают, мы еще больше вовлекаем его в эту историю: подробно рассказываем о технологии, показываем фотографии и образцы изделий, которым уже несколько лет. На этом этапе мало кто отсеивается, обычно заказчики, наоборот, еще больше включаются в процесс.

Задача этапа квалификации — либо вовлечь потенциального покупателя, либо отказать ему. Лучше какое-то время потратить на общение с клиентом, чем потом переделывать изделие, которое ему может не понравиться.

Когда мы внедрили такую практику, в компании случился конфликт интересов. Менеджеры по продажам заточены на объемы, и, разумеется, им не нравилась идея кому-то отказывать. Но этот конфликт быстро исчез, когда мы несколько раз продавали клиентам продукт, к которому они были не готовы, а потом сталкивались с их претензиями. Иногда изделия исправляли до момента отгрузки у себя в цехе. Бывало, что то же самое делали уже на объекте. Была и пара случаев, когда возвращали деньги. Так что в итоге для бизнеса это выходило гораздо больнее, чем развернуть клиента на старте.

В 2019 году мы еще не оцифровывали результаты деятельности. Но что точно могу сказать — мы практически сразу ощутили, что работа с ожиданиями клиента точно повлияла на количество повторных заказов и возвращаемости.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста

До 5% товаров ломались при транспортировке → усовершенствовали упаковку и снизили долю поломок до 0,7%

Бетон — прочный в эксплуатации материал, но при этом хрупкий в процессе транспортировки. От механического воздействия он может потрескаться или сломаться. Это становится проблемой, когда везешь заказ в другой город. Чем больше расстояние, тем больше рисков повреждений.

Мы всегда страховали и продолжаем страховать грузы, но часто сталкиваемся с тем, что не получаем компенсаций. С транспортными и страховыми компаниями в этом плане разбираться очень сложно: они в своих областях профессионалы, а мы в их областях — нет. Поэтому споры не всегда решаются в нашу пользу.

Все усложняется тем, что мы даем клиентам безусловную гарантию на целостность товара при транспортировке. Это наша принципиальная позиция. Если изделие ломается в дороге, мы даже не обсуждаем варианты действий, а сразу приступаем к изготовлению нового.

Поскольку мы делаем это за свой счет, а получать компенсацию от перевозчиков не всегда удается, это заставляет нас постоянно совершенствоваться в упаковке.

Суть упаковки достаточно простая и уже давно не менялась. Это закрытый короб из ОСП — ориентированно-стружечной плиты, внутри которого проложен пенопласт. А вот на том, как этот короб собрать, как расположить и зафиксировать изделие внутри него, сколько пенопласта и куда положить, мы набили много шишек.

Изделия важно перевозить в определенном положении, чтобы они были хорошо зафиксированы, не переворачивались и не «гуляли» внутри короба. Раньше на коробе мы делали пометки, где верх, а где низ. Это стрелочки — универсальный знак, который используется в упаковках по всему миру. В какой-то момент мы заметили, что транспортные компании не обращают на эти знаки никакого внимания и товары часто доезжают до клиентов в перевернутом виде.

Возможно, грузчики вообще не смотрели на стрелки или не знали, что они означают. Изделия могли транспортироваться с нарушением техники перевозки, и чудо, если с ними ничего не происходило. Но иногда они все-таки ломались, и из-за неправильной транспортировки в худшие месяцы или кварталы мы получали до 5% поломок, которые нам приходилось устранять самим же, за свои деньги. Тогда объемы производства были в 3—5 раз меньше, поэтому расходы ощутимо отражались на бюджете компании.

После нескольких неприятных случаев мы поняли: нужно делать такую упаковку, чтобы ее можно было перевезти только одним способом и чтобы у грузчиков вообще не возникало мысли как-то по-другому ее уложить.

Самый наглядный пример — столешница. Есть соблазн перевезти ее в горизонтальном положении. Но так ей, наоборот, легче сломаться. Столешница из бетона должна ехать на ребре и только на ребре — в таком положении профиль жесткости работает гораздо лучше. И чтобы она гарантированно ехала вертикально, мы сделали с обеих сторон диагональные распорки. Все, столешница стоит, и очевидно, что по-другому ее никак не загрузить. Увеличивается площадь груза, мы за него больше платим, зато вероятность того, что он сломается в пути, уменьшается.

Совершенствование упаковки — непрерывный процесс. Нам еще есть к чему стремиться. Но сейчас доля поломок снизилась примерно до 0,7%, и мы понимаем, что для бетонных изделий эта цифра очень незначительная.

Бывают единичные случаи, когда к клиенту приезжает сломанное изделие, но мы тут же запускаем в производство идентичное. Заказчику ничего делать не надо, мы просто предупреждаем, что, к сожалению, сроки увеличатся. Как правило, в большинстве случаев это для них не критично.

столешница с диагональными распорками
столешница с диагональными распорками

Это столешница с диагональными распорками. Такую упаковку невозможно погрузить в другом положении, поэтому она будет транспортироваться в оптимальном виде

Это столешница с диагональными распорками. Такую упаковку невозможно погрузить в другом положении, поэтому она будет транспортироваться в оптимальном виде

Мало кто брался монтировать мебель и сантехнику из бетона → создали отдел монтажей, который дистанционно находит специалистов по всей России

Общаясь с заказчиками из других городов, мы узнали, что работа с нашими изделиями часто превращается для них в головную боль. Им сложно найти специалистов, которые берутся монтировать раковины, ванны, консоли из бетона.

При этом нельзя сказать, что установка бетонной мебели и сантехники сильно отличается от установки предметов из других материалов. Основная причина была в высокой цене ошибки. Как нам рассказывали клиенты, обычно мастера отказываются от задачи, узнав стоимость изделия. Например, для бетонной раковины цена 100 000 ₽ — обычная история. Изделие дорогое, как его монтировать — непонятно, испортишь — придется компенсировать ущерб. Неудивительно, что в большинстве случаев найти мастеров было очень сложно.

В какой-то момент у нас появилось несколько клиентов, заявивших, что будут работать с нами только в том случае, если мы возьмем монтаж на себя. И чтобы не отказываться от проекта, нам самим пришлось искать бригаду компетентных мастеров.

Поначалу было страшно. В теме стройки в принципе много болей, и одна из них — исполнители. Найти бригаду, которая сделает ремонт качественно, — вызов для любого, кто когда-либо сталкивался с ремонтом. А сделать это удаленно казалось нереальным. И самое сложное было именно в том, чтобы поверить, что это вообще возможно — доверить монтаж неочевидного, дорогого изделия совершенно незнакомому человеку.

Какое-то время я занимался подбором сам. Во-первых, я как руководитель должен был взять на себя эту ответственность. Во-вторых, у нас еще не было отдельных кадров под это. В-третьих, я понимал, что в перспективе этот опыт поможет мне упаковать весь процесс поиска во что-то понятное и эффективное.

После меня задачу подхватили менеджеры отдела продаж. А еще через некоторое время мы увидели, что она стала узким горлышком: менеджеры тратили слишком много ресурсов на удаленный поиск монтажной бригады и взаимодействие с ней, вместо того чтобы заниматься своей работой — продажами и ведением проектов. Например, менеджеру по продажам нужно классно отработать входящее обращение, а он думает, как у него в Москве сейчас идет монтаж и все ли там хорошо. Заметив этот конфликт интересов, мы решили создать отдел монтажей.

Отдел монтажей начал заниматься поиском, подбором и сопровождением подрядчиков в других городах — к тому времени у нас уже была отточена механика этого процесса. Мы стали квалифицировать их по нескольким критериям, и теперь у нас есть свой чек-лист для кандидатов.

Вот несколько его ключевых пунктов.

Опыт монтажа чего-либо. Это не обязательно должны быть изделия из бетона. Если мастер профессионально собирает, скажем, кухни или занимается монтажом сантехники, велика вероятность, что он разберется в нашей задаче. Смотрим по кейсам и портфолио.

Положительные отзывы. Если мы находим специалистов на онлайн-площадках, то обязательно изучаем отзывы.

Парк инструментов. У мастеров обязательно должны быть перфоратор, шуруповерт, болгарка, строительный пылесос — бригада должна не только установить мебель, но и сделать уборку за собой. Это важно, потому что мастера — своего рода лицо нашей компании, и нам нужно оставить хорошее впечатление от работы.

Надежность, проактивность. С потенциальными кандидатами мы обязательно проводим созвон, на котором моделируем кризисную ситуацию и смотрим на ответ. Это позволяет оценить надежность, ответственность за результат и подход к работе в целом. Например, спрашиваем, что человек будет делать, если выясняется, что стена в квартире клиента не выдерживает бетонную конструкцию. Когда мастер говорит: «Это не моя забота, ко мне какие вопросы?» — это один ответ. С таким мы вряд ли будем сотрудничать. И другой ответ, когда говорит: «Я готов заняться стеной, буду ее укреплять. Это будет дополнительно стоить таких-то денег». Между строк мы слышим: «Ребята, не беспокойтесь, я вам помогу, я готов довести все до результата» и с радостью работаем с таким специалистом.

установка раковины
установка раковины

На начало 2024 года у нас есть постоянные бригады в Санкт-Петербурге и Москве. Еще в нескольких крупных городах — в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре — есть доверенные бригады, с которыми мы работаем проектно, время от времени

На начало 2024 года у нас есть постоянные бригады в Санкт-Петербурге и Москве. Еще в нескольких крупных городах — в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре — есть доверенные бригады, с которыми мы работаем проектно, время от времени

Мы очень вовремя выделили монтаж в отдельный процесс. Если бы мы не создали отдел, в перспективе мы бы теряли клиентов или их лояльность. Скорее всего, взвесив все «за» и «против», они бы не стали к нам обращаться, а выбирали бы более простые и понятные материалы. А сейчас тем, что мы берем на себя заботы по монтажу, мы экономим клиентам время и силы.

С 2023 года мы начали измерять индекс потребительской лояльности по монтажам — NPS. Во-первых, основываясь на этом показателе, мы можем устанавливать KPI для отдела монтажей и более эффективно управлять его работой. Во-вторых, показатель сам по себе важен, потому что это финальная стадия взаимодействия с клиентом, по которой мы в целом понимаем, какие впечатления у него остались от работы с нами.

Насколько я знаю, в сфере строительства средним и нормальным считается значение NPS около 50%. У нас он значительно выше, а это значит, что отдел монтажей находит хороших специалистов, чьей работой остаются довольны. Сейчас мы работаем над тем, чтобы отслеживать этот показатель на каждом этапе взаимодействия с клиентом.

Мы сыграли большую роль в формировании ниши в России, теперь выходим на Ближний Восток

Все решения, которые мы внедрили, — в конечном счете про клиентоориентированность. Мы стали двигаться по этому вектору в 2019 году, когда создавали отдел продаж и изучали стандарт ISO 9000. В тот момент мы дошли до понимания, что главное слово в нашем бизнесе — не «бетон», а «клиент». Именно он создает такой параметр, как качество, и он диктует, в какую сторону нам двигаться.

Благодаря клиентам мы растем, становимся лучше, чем были, и готовимся расширять географию поставок.

Когда я только начинал заниматься бетоном и искать информацию в интернете, я зашел в Wordstat и увидел всего около 40 запросов по ключевым словам «раковины из бетона». Мы были одними из первых, кто начал заниматься этим в России. Большинство SEO-статей на тему интерьерных изделий, которые до сих пор популярны в интернете, писали именно мы, и можно смело сказать, что мы одни из тех, кто создавал эту нишу в России.

В 2023 году при содействии Центра поддержки экспорта мы съездили в ОАЭ и Саудовскую Аравию. Поняли, что рынок современных дизайнерских решений там только-только формируется и мы очень интересны местным дизайнерам. В конце года мы снова посетили Саудовскую Аравию, на этот раз приняли участие в выставке Saudi Build 2023, которая считается крупнейшей на Ближнем Востоке. К нам постоянно подходили посетители и не верили, что изделия, которые мы презентовали, сделаны из бетона.

Такого продукта, как у нас, на Ближнем Востоке не делает, пожалуй, никто. Поэтому для нас это новые горизонты. Будет здорово сделать несколько отгрузок, а позже открыть там шоурум и, если все получится, с помощью местных партнеров запустить производство.

партнерское производство
партнерское производство

Саудовская Аравия открылась миру не так давно, поэтому мы заметили, что люди там очень голодные до новых продуктов, технологий и производств. Буквально каждый третий, кто подходил к нам, предлагал открыть там партнерское производство, даже особо не вникая в сам продукт

Саудовская Аравия открылась миру не так давно, поэтому мы заметили, что люди там очень голодные до новых продуктов, технологий и производств. Буквально каждый третий, кто подходил к нам, предлагал открыть там партнерское производство, даже особо не вникая в сам продукт
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Алёна Григорьева
Алёна Григорьева

Расскажите, какие приемы клиентоориентированности, которые внедрил «Петробетон», вас впечатлили?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации