Закон не требует, чтобы работодатели создавали отделы кадров. Если у бизнеса два-три сотрудника и кадровыми вопросами занимается сам предприниматель, отдел можно не создавать.
Отделы кадров не только подбирают специалистов и ведут кадровый учет. Кадровики помогают сохранять дружеские отношения в коллективе, а в некоторых компаниях в их задачи входит укрепление HR-бренда — создание привлекательного образа компании среди потенциальных сотрудников.
Рассказываем, что такое отдел кадров и как он работает.
Чем занимается отдел кадров
Специалисты отдела кадров — это посредники между руководством и сотрудниками в компании. В зависимости от того, чем занимается бизнес, какого он размера и на какой стадии развития сейчас, у отдела кадров могут быть разные обязанности:
- Кадровый учет.
- Охрана труда.
- Рекрутмент — поиск и наем сотрудников.
- Обучение и развитие персонала.
- Разрешение споров в коллективе.
- Разработка системы мотивации.
Кадровый учет. Кадровики ведут личные дела сотрудников, воинский учет, составляют штатное расписание и график отпусков, оформляют дисциплинарные взыскания, готовят приказы по кадровым вопросам и выполняют другие обязанности работодателя, которые устанавливает трудовой кодекс.
Охрана труда. Охрана труда — это все, что нужно делать для сохранения жизни и здоровья сотрудников в процессе работы. Например, кадровики организуют специальную оценку условий труда. Еще отдел кадров занимается расследованием несчастных случаев, которые произошли на рабочем месте.
Рекрутмент. Специалисты отдела кадров помогают с поиском, отбором и наймом персонала. В некоторых компаниях весь процесс трудоустройства полностью на них. В других — только отдельные этапы.
В сети хостелов Санкт-Петербурга подбором менеджеров по продажам, администраторов и горничных занимается сотрудник отдела кадров. Он размещает вакансии, отбирает подходящих кандидатов, проводит с ними собеседования. Управляющий хостелом подключается только на этапе стажировки.
В ИТ-компании наймом специалиста занимаются рекрутер и менеджер проектов. Рекрутер проверяет резюме, отбирает наиболее подходящие, обсуждает с кандидатами условия работы и дает тестовые задания. После того как кандидаты присылают выполненные тестовые задания, рекрутер передает их менеджеру проектов, который дальше занимается наймом самостоятельно.
Обучение и развитие персонала. В некоторых компаниях сотрудники отдела кадров организуют тренинги, опрашивают работников на тему развития, вместе с руководителями составляют карты профессионального роста. Это помогает увеличить компетентность сотрудников, находить задачи, где сотрудник сможет приносить больше всего пользы, сохранить выгорающих сотрудников.
Менеджер по продажам в строительной компании Василий Иванов устал от ежедневного общения с покупателями и хотел увольняться. Сотрудник отдела кадров выяснил, что Василий не чувствует своей значимости в компании, не видит роста и хочет попробовать себя в новой роли.
Василию предложили заниматься обучением новичков. Он перешел на новую должность и понял, что хочет остаться в компании.
Разрешение споров в коллективе. Одна из задач отдела кадров — помощь в разрешении конфликтов между работниками или сотрудниками и руководством.
В школе подготовки к ЕГЭ между преподавателями и руководителем возник конфликт. В ситуацию вмешались кадровики. Они собрали участников спора и дали всем выговориться.
Сотрудники недовольны, что руководитель требует обучать языку только в игровой форме, и хотят чередовать игры с теорией. На своем опыте они выявили, что такой подход дает лучший результат. В итоге руководитель решил доверить разработку учебных программ преподавателям — и спор разрешился.
Разработка системы мотивации. Обычно мотивацией сотрудника занимается его непосредственный руководитель, но в некоторых компаниях в этом участвует и специалист из отдела кадров. Он помогает определить, что стимулирует сотрудника работать эффективнее. Одних мотивирует возможность влиять на уровень своего заработка, другие ценят стабильность, а третьи — свободный график.
В компании, которая занимается производством мебели, кадровики провели опрос и выявили, что вовлеченность в работу у сотрудников низкая. Вместе с руководителями они проанализировали мотивацию работников и выяснили, что мастера на производстве не видят смысла работать лучше, так как зарплата не зависит от скорости и качества работы.
Тогда отдел кадров предложил внедрить систему бонусов: проводить конкурс раз в месяц и определять лучшего мастера месяца, а еще давать премию тем, кто изготовил больше минимального объема мебели.
Мы рассказали только об основных функциях отдела кадра. В зависимости от цели компании и ее организационной структуры кадровикам могут давать и другие задачи.
Круг обязанностей кадровиков нужно зафиксировать во внутренних документах и должностных инструкциях, чтобы сотрудники отдела кадров понимали, чего руководство компании от них ждет.
Структура отдела кадров
Структуру отдела кадров определяет руководитель компании или предприниматель в зависимости от общего числа сотрудников и бизнес-задач. Обычно, если формируют отдел, там работает минимум два человека: руководитель и специалист. Но иногда бывает кадровое подразделение из одного сотрудника, который занимается всем.
Если в компании работает всего 10–15 человек, достаточно одного или двух кадровиков.
Если в компании много персонала, а кадровики занимаются не только кадровым учетом и охраной труда, но и выполняют другие функции, специалистов понадобится больше.
В отделе кадров все сотрудники могут заниматься одинаковыми задачами или делить их между собой. Например, рекрутер занимается поиском и наймом специалистов, а HR-специалист работает с текущими сотрудниками.
Что важно запомнить
- Обязанности отдела кадров зависят от особенностей бизнеса, его целей и текущей стадии развития. Главные задачи — кадровый учет и охрана труда.
- Численность отдела кадров зависит от задач и общего количества сотрудников в компании.
- Если с кадровыми вопросами в компании справляется один сотрудник, отдел кадров можно не создавать.
Работает продавец кассир вичь заболеванием
Отдел следит за состоянием вичь на работе