Издержки — это все затраты, которые несет бизнес при создании своего продукта. Это расходы на покупку сырья, транспортировку, переработку, хранение и продажу. Издержки напрямую влияют на себестоимость и отпускную цену продукции.
Зачем рассчитывать издержки
Любой бизнес работает на получение прибыли. Подсчет издержек поможет установить правильную цену на товар. Если неправильно учесть расходы, цена может оказаться слишком низкой и бизнес не сможет зарабатывать. Если завысить цену, в условиях конкуренции товар может оказаться ненужным и бизнес снова не сможет получить прибыль.
Также знание издержек позволяет не только рассчитывать доходность бизнеса здесь и сейчас, но и прогнозировать его развитие в будущем. Верные расчеты помогут запланировать прибыльность, выявить убыточные направления и найти точки роста.
Еще расходы уменьшают размер налогов, если компания или ИП работает на УСН «Доходы минус расходы» или ОСН. Верный расчет и учет издержек позволит снизить налогооблагаемую базу.
Виды издержек
Есть много классификаций издержек, но мы расскажем только о трех самых распространенных.
Переменные и постоянные издержки. Переменные издержки — это все затраты, которые зависят от объема производства. Чем больше продукции выпускает компания или ИП, тем выше эти расходы. К ним относятся такие затраты:
- на покупку сырья, материалов и товаров для перепродажи;
- на перевозку сырья и готовой продукции;
- на электроэнергию, водоснабжение и топливо;
- на услуги сторонних фирм;
- на сдельную оплату труда.
Постоянные издержки не зависят от объемов производства. Они одинаковые, когда работа стоит и когда бизнес работает на пределе. К ним относят такие расходы:
- на аренду;
- на амортизацию;
- на коммунальные затраты без счетчиков;
- на банковское обслуживание, бухгалтерские услуги, аудит, юридические консультации;
- на зарплату административно-управленческого персонала;
- на проценты по кредитам.
Размеры постоянных издержек могут меняться. Если бизнес работает плохо, можно сократить арендные площади и вместе с тем сократить расходы.
Прямые и косвенные. Прямые издержки предприятия — те, что закладывают в себестоимость конкретного продукта. Это сырье, комплектующие, упаковка товара, заработная плата сотрудникам, которые работают на производстве, и все, что можно отнести к затратам на продукт.
Косвенные издержки обычно не включают в себестоимость конкретного продукта, работы или услуги, они учитываются в расходах отдельно. Например, это затраты на аренду, маркетинг, административный персонал.
Производственные и непроизводственные. Разделение связано с тем, влияют ли издержки на процесс производства товаров, работ или услуг. Если нет, это непроизводственные издержки. Например, затраты на продажу готовой продукции, заработная плата административных сотрудников, аренда, страхование и другие.
В производственные издержки включают:
- затраты на сырье и материалы — древесина для мебели, бумага для книги, ткань для постельного белья;
- заработная плата работников — тех, кто непосредственно занимается производством продукции. Например, швея шьет белье или столяр делает мебель;
- накладные расходы — сюда относят вспомогательные материалы, аренду оборудования, амортизацию и прочее.
Релевантные и нерелевантные. Релевантные издержки — те, что зависят от решений, которые принимает руководство. Обычно к ним относят:
- будущие денежные потоки — то, что потратят в будущем в связи с принятым решением;
- устранимые затраты — расходы, которых можно избежать, если решение не будет принято;
- альтернативные расходы — то, что не удастся получить в результате внедрения управленческого решения;
- инкрементальные затраты — то, что возникнет в результате расширения производства или изготовления новой партии продукта.
Нерелевантные издержки возникают вне зависимости от принятия решений. Их не учитывают при проведении управленческого анализа. К ним относят:
- невозвратные — расходы, которые компания понесла в прошлом, и они не оказывают влияние на будущие денежные потоки, например затраты на рекламу нельзя вернуть;
- обязательные — будущие расходы, которых невозможно избежать, например налоги;
- неденежные — те, которые не влияют на денежные потоки, например амортизация;
- общехозяйственные накладные расходы — общие и административные расходы, например расходы на программное обеспечение для управления компанией.
Компания думает о ликвидации и подсчитывает затраты. В таком случае к релевантным затратам можно отнести зарплату директора и уволенных работников, компенсации им, а к нерелевантным — аренду и коммунальные платежи.
Контролируемые и неконтролируемые. Названия в этой классификации издержек говорят сами за себя: на размер одних бизнес может влиять, на размер других — нет.
Считается, что компания или ИП может управлять такими расходами:
- на закупку сырья и материалов — покупать больше или меньше;
- на зарплату и систему поощрений для сотрудников;
- на налоговые платежи, если можно выбрать другую, более выгодную систему налогообложения.
А вот эти затраты изменить не получится:
- выплата задолженности кредиторам;
- аренда склада и офиса — можно поторговаться, но решение все равно принимает арендодатель;
- налоги, сборы и страховые взносы, если выбрана оптимальная система налогообложения.
Чтобы оптимизировать расходы, стоит выявить издержки, на размер которых бизнес не может повлиять, и сфокусироваться на контролируемых издержках.
Как сократить издержки
Есть много способов уменьшить расходы:
- автоматизировать процессы;
- урезать отдельные расходы;
- перенести часть бизнес-процессов на аутсорс, например бухгалтерию;
- избавиться от простоев;
- проанализировать продукты и, возможно, изменить ассортимент;
- пересмотреть маркетинговую стратегию;
- воспользоваться мерами поддержки от государства, чтобы снизить налоговую нагрузку.
Главное, чтобы сокращение издержек не привело к ухудшению качества или спроса на продукты бизнеса. Поэтому иногда эффективнее не урезать, а наоборот, повысить отдельные статьи расходов, чтобы повысить эффективность бизнеса в целом.
Что важно запомнить
- Издержки — это все расходы бизнеса.
- Чтобы управлять издержками, нужно хорошо понимать их структуру.
- Руководителю стоит анализировать не только реальные затраты бизнеса, но и недополученную выгоду.
Просто что за гигабайт эту статью сделал. Все четко и понятно без лишнего
Очень содержательная и понятная статья. Спасибо!