Когда говорят об инфляции, часто имеют в виду обесценивание денег и снижение покупательной способности граждан. Если за год инфляция составила 10%, значит, товары, которые год назад стоили 100 ₽, сейчас стоят 110 ₽. Выходит, что 100 ₽ обесценились или потеряли покупательную способность на 10%.
В статье расскажем, как возникает инфляция и в чем ее опасность для бизнеса.
Что такое инфляция
Инфляция — это общий рост цен на товары и услуги, снижение покупательной способности денег. При инфляции не обязательно дорожают все товары: некоторые могут дешеветь, а другие — никак не меняться в цене. Но общий уровень цен в стране растет. В отличие от сезонного изменения цен инфляция имеет устойчивый рост и более продолжительна.
Причины инфляции
В макроэкономике разделяют инфляцию спроса и инфляцию предложения.
Инфляция спроса развивается, когда предложение не может полностью удовлетворить спрос. Такое случается, когда у граждан есть свободные деньги, которые они хотят потратить на товары и услуги, но компании не успевают за спросом и повышают цены. Например, компания выпускает новую серию гаджетов ограниченным тиражом. Гаджет становится популярным, но на всех его не хватает, и последние модели покупатели разбирают по возросшим ценам.
К такому развитию событий приводят:
- Массовое кредитование. Это когда банки выдают кредиты не из сбережений, а из средств необеспеченной валюты. Ее стоимость не подкрепляет золото или другие драгоценные металлы, поэтому такие деньги часто называют символическими. Но на них можно купить товары, разгоняя инфляцию.
- Дополнительный выпуск денег. Когда растут государственные расходы, выпускают больше денег без учета товарного оборота. Экономисты считают, что количество денег должно увеличиваться аналогично росту выпуска товаров. Если денег выпускают больше, то у жителей появляется их излишек.
- Дефицит товаров при прежнем уровне количества денег у жителей.
Инфляция предложения — это увеличение издержек производств. Когда компании вынуждены тратить больше денег на производство товаров и оказание услуг, они в итоге перекладывают свои издержки на покупателей, поднимая цены.
К этому приводят:
- Рост цен на мировом рынке. Если компания использует импортное сырье или продукцию, то ее затраты увеличатся.
- Монопольное право некоторых компаний устанавливать цены и определять издержки производства.
- Рост зарплат. Например, когда компании приходится повысить размер оплаты труда из-за требования сотрудников или профсоюзов, а прочие издержки остаются на прежнем уровне.
- Увеличение суммы налогов, пошлин, акцизов при более-менее стабильном уровне денежной массы.
- Потеря запасов. Например, при засухе производитель теряет часть урожая, но ему все равно нужно оплатить труд рабочих и заложить средства на будущий урожай.
Цены могут вырасти и из-за инфляционных ожиданий. Это когда покупатели по какой-то причине ждут роста цен или дефицита товаров и закупаются впрок. Так они создают ажиотажный спрос, и товары действительно дорожают.
Виды инфляции
Инфляцию оценивают по темпу роста цен и по проявлению.
По темпу роста цен. В зависимости от того, на сколько процентов выросли цены на товары и услуги, инфляция может быть:
- Низкая — до 5—6% в год.
- Умеренная — до 10% в год. Считается, что при таких значениях государственная экономика продолжает развиваться. Спрос на товары растет, производства расширяются.
- Галопирующая — до 50%, а по другим оценкам — до 100% в год. Это кризисные значения, когда населению не выгодно хранить накопления, потому что они быстро обесцениваются. Галопирующая инфляция была в России после кризиса 1998 года. В 1999 году цены выросли на 36,5%.
- Гиперинфляция — если цены выросли на 100—1 000% за год, деньги теряют свою цену раньше, чем входят в оборот. Цены на товары могут меняться даже в течение одного дня. Население резко беднеет, развивается безработица, останавливается производство. Жители и компании переходят на бартер или другие валюты. Такое случилось в Германии в 1921—1923 годах. Цены росли на 25% в день. Люди перешли на бартер, а еще появились суррогатные деньги — нотгельды. Это жетоны, на которые можно было купить продукты, например килограмм сахара.
По проявлению инфляция может быть открытой и скрытой.
Если в стране нет дефицита товаров, но население замечает постепенный рост цен, это открытая инфляция. Рыночные механизмы продолжают работать: рост цен на одни товары компенсируется снижением стоимости других, появляется больше предложений, производство развивается. Открытая инфляция — естественное экономическое явление. Чтобы экономика страны не ослабла, государство может менять ключевую ставку или повышать налоги.
Скрытую инфляцию отличает жесткий контроль цен со стороны государства. Например, если в стране ограничена цена на молочные продукты, но при этом сырье и техника дорожают, производителям приходится экономить на качестве или количестве товара. Это приводит к дефициту продукта и денежному избытку.
Скрытая инфляция возникает в тех странах, где нет здоровой конкуренции, развита монополия, расходы госбюджета превышают доходы, импортные продукты вытесняют местное производство. Еще она возникает, когда страна переходит с одного типа экономики на другой и инвестиции в военное обеспечение превышают другие затраты.
Как измеряют уровень инфляции
Основной способ измерить уровень инфляции — вычислить индекс потребительских цен на группы товаров и услуг. Этим занимается Росстат. Он собирает данные по более чем 775 000 товаров и услуг, которые включают схожие позиции. Например:
- Платные услуги: химчистка, стрижка в парикмахерской, фотоателье, ремонт, медицина, туризм.
- Продовольственные товары с алкоголем и без него, кроме овощей, картофеля и фруктов. В том числе — импортное и местное шампанское, колбасы, мясо и рыба.
- Непродовольственные товары: одежда, постельное и нижнее белье, моющие средства, шампуни и духи.
Росстат ежегодно собирает данные о том, что покупают россияне, и формирует потребительскую корзину. В нее входит 500 востребованных товаров и услуг, на которые население тратит более 0,1% доходов. Служба статистики фиксирует изменения цен в каждом регионе и высчитывает средний показатель инфляции по стране.
С 2022 года Росстат оценивает инфляцию с помощью больших данных, в том числе — на основе информации с касс, из чеков и данных по маркировке товаров.
Чтобы узнать уровень и темпы роста инфляции в России, можно запросить информацию в Росстате через форму обратной связи.
Какой уровень инфляции в России
В таблице ниже привели уровни инфляции в России за последние 10 лет.
Опасность и последствия высокой инфляции
Инфляция — это не всегда плохо. Умеренная инфляция, до 10% в год, помогает экономике развиваться: если цены не будут расти, то производить товары станет невыгодно.
При умеренной инфляции:
- Имущество компаний дорожает.
- Товарооборот растет.
- Выгодно брать кредиты: деньги, взятые у банка до инфляции, раньше имели большую ценность, а размер долга не меняется.
- Идет естественный отбор в экономике: слабые предприятия не выдерживают колебаний цен, остаются самые сильные.
Чтобы защитить свои деньги от инфляции, бизнес и граждане открывают вклады или инвестируют сбережения. Когда инфляция превышает 10%, это отрицательно влияет на экономику и мешает бизнесу развиваться. Вот что происходит:
- Сложно планировать расходы: проще сразу тратить деньги, чем копить.
- Падают объемы производства, потому что компании не могут прогнозировать продажи.
- Обесцениваются накопительные вклады в банках и ценные бумаги.
- От скачков цен страдают продавцы и кредиторы — они продают товар за сумму, не способную покрыть все затраты.
- Вместе с покупательной способностью падает курс — доллары, евро и другие валюты становятся дороже.
- Избыточная инфляция влияет на безработицу: если процент высокий, производителю невыгодно изготавливать продукт. Как следствие, компании начинают оптимизировать расходы и увольнять сотрудников.
Поэтому, когда наступает галопирующая или гиперинфляция, государство пытается ее регулировать.
Почему снижение цен — тоже плохо
Снижение цен называется дефляцией или отрицательной инфляцией. Она происходит, когда люди перестают покупать товары в надежде, что они еще сильнее подешевеют. В результате компании банкротятся и останавливают производство. Таким образом, дефляция тормозит развитие экономики.
Дефляция может быть нормой, если ситуация временная — например, когда цены на товары снижаются в сезон. И она становится проблемой, если экономика страны не растет длительное время. Если уровень дефляции достигает 2—4% в год, это признак кризиса в экономике.
Какие меры способствуют снижению инфляции
Чтобы замедлить рост цен, Гознак по заказу ЦБ печатает меньше денег и повышает ключевую ставку.
Кредитные организации повышают ставки по кредитам и предлагают населению открывать депозитные счета. Оборот денег падает, а вместе с ним — спрос и цены на товары и услуги.
Кажется, что можно заморозить цены. Но вот к чему это приведет:
- Производители не поймут, сколько товаров производить.
- Магазины — сколько товаров закупать.
- Некоторые категории продукции станут дефицитом.
- Снизится качество товаров. Чтобы удержать невыгодные цены, производители будут жертвовать качеством сырья.
Просто напечатать больше денег тоже не выход, ведь это снова приведет к излишкам денежной массы и еще сильнее увеличит инфляцию.
Что важно запомнить
- Инфляцией называют обесценивание денег и снижение покупательной способности из-за стабильного роста цен на товары и услуги.
- Экономисты разделяют инфляцию спроса и инфляцию предложения. Первая возникает из-за массового кредитования, дополнительного выпуска денег и дефицита товаров. Вторая — из-за роста издержек производства.
- Когда инфляция высокая, бизнес не может планировать расходы, а объемы производства падают.
- Уровень инфляции измеряет Росстат. Для этого он определяет набор востребованных у населения товаров и услуг и анализирует рост цен в разных регионах России, озвучивая среднее значение по стране.
- Чтобы снизить темпы роста цен, государство сокращает выпуск денег и повышает ключевую ставку, а банки привлекают средства населения на депозиты.
Именно инфляция является настоящим опиумом для народа поставляемым ему антикапиталистически настроенными партиями и правительствами.
Людвиг фон Мизес (1881–1973) — австрийский и американский экономист