Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Дефляция


Снижение цен на товары и услуги из-за роста стоимости денег


Поделиться

Снижение цен на товары и услуги из-за роста стоимости денег


Дефляция — это состояние экономики, при котором цены на товары и услуги падают. Например, если год назад ботинки стоили 15 000 рублей, а теперь 12 000 рублей, то говорят о дефляции.

Дефляция может быть нормой, если ситуация временная, например когда цены на товары снижаются в сезон. Она становится проблемой, если экономика страны не растет длительное время. Если уровень дефляции достигает 2—4% в год, это признак кризиса в экономике.

Дефляция простыми словами — это снижение цен на товары и услуги.

Причины дефляции

В экономике выделяют четыре базовые причины дефляции:

  1. Государство перестаралось с вмешательством в регулирование денег на рынке. Например, чтобы укрепить падающую национальную валюту, покупает слишком много долларов у населения и бизнеса, а не на бирже. В таком случае деньги дорожают, а цены падают.
  2. Банки выдают меньше кредитов. Так происходит, если банки вынуждены снижать ставки на кредит из-за низкой инфляции — они перестают зарабатывать на кредитах и меньше развивают это направление. В результате деньги у населения дорожают.
  3. На рынке много товаров, которые не покупают. Например, если покупатели предпочитают сберечь деньги, а не тратить их на неактуальные вещи. Или когда товара произвели много, а спроса на него нет. В итоге производители вынуждены снижать цены.
  4. Из-за популярности какого-то одного инструмента инвестирования. Что такое дефляция, узнали в США в 30-х годах перед Великой депрессией, когда население активно скупало акции. В таком случае из экономики вымывается денежная масса, ценность денег увеличивается, а товаров — снижается.

Если инфляция в первую очередь бьет по обычным людям — цены на розничные товары растут, то дефляция бьет по бизнесу. Например, в 2013 году после резкого обвала цен в Греции началась дефляция: цены на потребительские товары упали на 4—8%, бизнес не отбивал расходы на работу и много малых предприятий закрылось.

Как бизнесу бороться с дефляцией

Контролировать дефляцию могут только грамотные экономические решения властей — например, задействование резервных фондов, поддержка бизнеса, выпуск гособлигаций, дополнительный выпуск денег. Без этого кризис не преодолеть.

Но у бизнеса тоже есть способы бороться с дефляцией:

Брать госзаказы. Даже в кризис государственные предприятия продолжают работу, поэтому сотрудничество с ними может помочь пережить сложный период.

Передоговариваться с кредиторами о сроках и размерах выплат. Получение кредита — это не обязательная порука, а договор. Условия договора можно изменять, если объяснить ситуацию банку или рефинансировать кредит. Так получится снять с себя часть финансовой нагрузки.

Искать новые каналы привлечения. Когда товары не покупают, первым делом нужно не снижать цены, а искать новую целевую аудиторию, пробовать разные каналы привлечения. Самый популярный сейчас — продажи на маркетплейсах.

Требовать льгот, субсидий и снижения налогов. В сложные времена важно объединяться с конкурентами, создавать союзы предпринимателей и сообщать властям, что вы переживаете трудности. Так больше шансов получить поддержку.

Что важно запомнить

  1. Дефляция — подорожание денег. Для потребителя это выглядит как снижение цен на товары.
  2. Дефляция может быть нормальным процессом, если она временная, например из-за большого количества товара в сезон. Или вредным — если цены падают, даже когда должны расти. Это может привести к затяжному кризису в экономике.
  3. Дефляция возникает из-за неудачного регулирования рынка властями, снижения числа выданных кредитов, кризиса перепроизводства и роста стоимости денег из-за неграмотного инвестирования.
  4. Справиться с дефляцией могут только правильные решения правительства, но бизнес также должен быть активным. Например, можно брать госзаказы, передоговариваться о ставках и сроках выплат кредита, искать новые каналы привлечения, объединяться в союзы с конкурентами и требовать поддержки.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 104 читателя

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться
Справочник предпринимателя

Найдите больше ответов на вопросы о бизнесе


Больше по теме