Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Дефляция


Снижение цен на товары и услуги из-за роста стоимости денег


Дефляция — это состояние экономики, при котором цены на товары и услуги падают. Например, если год назад ботинки стоили 15 000 ₽, а теперь они же — 12 000 ₽, то говорят о дефляции.

Дефляция может быть нормой, если ситуация временная — например, когда цены на товары снижаются в сезон. Она становится проблемой, если экономика страны не растет длительное время. Если уровень дефляции достигает 2—4% в год, это признак кризиса в экономике.

Дефляция простыми словами — это снижение цен на товары и услуги.

Причины дефляции

В экономике выделяют четыре базовые причины дефляции:

  1. Государство перестаралось с вмешательством в регулирование денег на рынке. Например, чтобы укрепить падающую национальную валюту, продает слишком много долларов населению и бизнесу, а не на бирже. Тогда деньги дорожают, а цены падают.
  2. Банки выдают меньше кредитов. Так происходит, если банки вынуждены снижать ставки на кредит из-за низкой инфляции — они перестают зарабатывать на кредитах и меньше развивают это направление. В результате деньги у населения дорожают.
  3. На рынке много товаров, которые не покупают. Например, если покупатели предпочитают сберечь деньги, а не тратить их на неактуальные вещи. Или когда товара произвели много, а спроса на него нет. В итоге производители вынуждены снижать цены.
  4. Из-за популярности какого-то одного инструмента инвестирования. Что такое дефляция, узнали в США в 30-х годах перед Великой депрессией, когда население активно скупало акции. В таком случае из экономики вымывается денежная масса, ценность денег увеличивается, а товаров — снижается.

Если инфляция в первую очередь бьет по обычным людям — цены на розничные товары растут, то дефляция бьет по бизнесу. Например, в 2013 году после резкого обвала цен в Греции началась дефляция, обратный инфляции процесс: цены на потребительские товары упали на 4—8%, бизнес не отбивал расходы на работу и много малых предприятий закрылось.

Минусы дефляции

Выделяют четыре негативных последствия дефляции.

Спираль дефляции. Снижение уровня цен приводит к снижению производства → снижению заработной платы → росту безработицы → снижению спроса → очередному снижению уровня цен, которое запускает новый виток. Это еще больше ухудшает экономическую ситуацию.

Последствия дефляционной спирали: если она затронет большинство секторов экономики, это приведет к падению ВВП

Сокращение ВВП. Падает спрос на товары, поэтому производители вынуждены снижать цены. Это отрицательно сказывается на ВВП — валовом внутреннем продукте. Далее производители уменьшают объем выпуска продукции, это приводит к тому, что номинальный ВВП становится меньше реального.

Рост безработицы и уменьшение зарплат. Производители снижают цены на товары, несут издержки, а значит, вынуждены сокращать их и снижать зарплату работникам. В дальнейшем это может привести к сокращению персонала.

Увеличение реальной стоимости долга. Банки увеличивают процентные ставки, в результате чего потребители не берут кредиты.

Плюсы дефляции

Есть четыре положительных последствия дефляции.

Рост экономики исходя из реальных потребностей населения. Бурный рост потребления сменяется спокойным развитием экономики исходя из реальных потребностей населения.

Снижение или исключение финансовых кризисов неплатежей. Отсутствует избыточное кредитование — люди живут на зарплату, а покупки планируют.

Снижение риска надувания пузырей на рынках активов. Снижается инвестиционная активность населения, больше не нужно инвестировать ради сохранения денег.

Повышение доступности ресурсов. Например, производителям приходится принять неизбежное снижение цен на компьютеры, телефоны и другую технику.

Примеры дефляции в мире

Дефляция обычно сопровождает мировые экономические кризисы.

Мировой экономический кризис 1857—1858 годов. Падение цен на 16% в месяц привело к тому, что предприятия продавали себе в убыток накопленные товарные запасы. Из-за этого не могли выплачивать кредиты и закрывались.

Великая депрессия 1929—1939 годов. Падение цен в США привело к сокращению промышленного производства на 47%, ВВП упал на 30%. Безработица достигла 24,9%, а зарплаты упали на 42,5%.

Мировой финансовый кризис 2007—2009 годов. В Германии падение цен в июле 2009 составило рекордные 7,8% в сравнении с июлем 2008 года, в США цены снижались с июля по декабрь 2008 года. Россия тогда избежала дефляции.

Как государство борется с дефляцией

Контролировать дефляцию могут только грамотные экономические решения властей. Без этого кризис не преодолеть.

Государство борется с дефляцией такими методами:

  • уменьшением процентной ставки по кредитам, что делает кредиты доступнее;
  • проведением эмиссии электронных денег, чтобы использовать их для покупки казначейских облигаций и долгосрочных финансовых активов у банков и других частных компаний. Тем самым увеличивают банковские резервы сверх требуемого уровня и расширяют кредитную активность финансовых институтов;
  • изменением налоговой нагрузки. Повышением налогов государство может подтолкнуть бизнес к сокращению предложения своего товара или к повышению цен на него.

Дефляция не означает падения цен. Предприниматели их могут и не снижать, а только предлагать потребителям временные скидки.

Как бизнесу бороться с дефляцией

У бизнеса тоже есть способы борьбы с дефляцией.

Брать госзаказы. Даже в кризис государственные предприятия продолжают работу, поэтому сотрудничество с ними может помочь пережить сложный период.

Передоговариваться с кредиторами о сроках и размерах выплат. Получение кредита — это не обязательная порука, а договор. Условия договора можно изменять, если объяснить ситуацию банку или рефинансировать кредит. Так получится снять с себя часть финансовой нагрузки.

Искать новые каналы привлечения клиентов. Когда товары не покупают, первым делом нужно не снижать цены, а искать новую целевую аудиторию, пробовать разные каналы привлечения. Самый популярный сейчас — маркетплейсы.

Требовать льгот, субсидий и снижения налогов. В сложные времена важно объединяться с конкурентами, создавать союзы предпринимателей и сообщать властям, что вы переживаете трудности. Так больше шансов получить поддержку.

Что важно запомнить

  1. Дефляция — подорожание денег. Для потребителя это выглядит как снижение цен на товары.
  2. Дефляция может быть нормальным процессом, если она временная, например из-за большого количества товара в сезон. Или вредным — если цены падают, даже когда должны расти. Это может привести к затяжному кризису в экономике.
  3. Дефляция возникает из-за неудачного регулирования рынка властями, снижения числа выданных кредитов, кризиса перепроизводства и роста стоимости денег из-за неграмотного инвестирования.
  4. Справиться с дефляцией могут только правильные решения правительства, но бизнес также должен быть активным. Например, можно брать госзаказы, передоговариваться о ставках и сроках выплат кредита, искать новые каналы привлечения, объединяться в союзы с конкурентами и требовать поддержки.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 765 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673


Больше по теме

Финансовое планирование в стоматологической клинике: как вести успешный бизнес

Основатель сети стоматологических клиник рассказал, что учитывать при бюджетировании клиники, какие стратегии развития выбрать и как улыбка приносит прибыль

Новости