Расчетный счет для бизнеса. 2 месяца бесплатного обслуживания, вывод до 400 000 рублей без комиссии на дебетовую карту. Подробнее

Максим Ильяхов
Копирайтер

Покупатели изучают отзывы перед дорогой или сложной покупкой. Поэтому хорошо, если у компании есть обратная связь от клиентов, которая поможет новым покупателям решиться на оплату.

Копирайтер Максим Ильяхов рассказывает, из чего состоит продающий отзыв и как его получить от клиента.

Что имеют в виду, когда говорят о продающем отзыве

Продающие отзывы помогают клиентам принять решение о покупке: в них раскрываются острые вопросы о товаре или услуге, есть сценарии использования. И в целом они правдиво рассказывают о товаре или услуге.

Отзывы чаще всего нужны там, где люди принимают решение о дорогом товаре или услуге и где сами покупатели могут не разбираться в деталях — например, при выборе мастеров, гостиниц, при покупке дорогой бытовой техники или выборе организатора на свадьбу.

Отзывы не нужны там, где продукт выбирают глазами или на ощупь или где для покупателя нет большого риска.

Отзывы, скорее всего, не нужны кофейням или буханке хлеба; отзыв не нужен на недорогие футболки или службу доставки еды. Но, например, портному или банкетному залу отзывы помогут.

В отзыве есть сценарии использования и подробности. Они помогают клиенту понять, в каких жизненных ситуациях стоит обратиться в компанию и как именно она будет работать

Отвечают на частые и болезненные вопросы аудитории. К примеру, человек покупает стиральную машину. Он хочет поставить ее на кухне, но там мало места и стандартная машинка не влезает. Поэтому ищет варианты с вертикальной загрузкой, но тут много вопросов:

  • точно ли в такой удобно стирать;
  • что у нее с надежностью — вдруг потечет;
  • сможет ли ее сам установить;
  • какие особенности, кроме самой загрузки.

Отзыв, который закроет эти сомнения, — продающий: он поможет определиться, стоит ли покупать конкретную модель или нет.

Формируют ожидания. Редко бывает, что товар или услуга одинаково хорошо подходят всем клиентам без исключения. Если кто-то пишет: «Мне все понравилось», мы примеряем это все на себя с учетом своих пожеланий и ценностей. А когда реальность не совпадает с ожиданиями, конечно, раздражаемся. И негатив переносим на компанию: кажется, что она обманула.

Например, мы ожидали, что фотограф на свадьбе будет невидимым. Мы прочитали отзыв: «Отличный фотограф, суперпрофессионал». На деле фотограф оказался страшно назойливым, лез чуть ли не под юбку невесте. Похоже, что для другого клиента это признак профессионализма — но не для нас.

Принцип такой: хорошо, если из отзыва понятно, что именно покупал клиент, для чего, какие особенности заказа и что получилось в результате. В таком случае новый клиент сможет примерить историю из отзыва на себя и определиться, чего ждать от покупки.

Без фальши. Такие отзывы могут заказать: например, заплатить студенту, чтобы он на разных площадках написал десяток сообщений. Но бывает иначе: отзыв написал реальный клиент, но в него все равно не верится. Обычно ощущение фальши возникает из-за обилия неподкрепленных эмоций и абстрактных фраз.

Если компания сама о себе напишет отзыв и там будет сплошная ложь, покупатели быстро такое поймут, и такой отзыв только повредит.

👉 Важно понимать, что сегодня клиенты относятся к отзывам настороженно. Если там сказано «хорошо», «понравилось» или «замечательно», это для человека пустые слова. Что именно хорошо? Расскажите детали! Чем больше в отзыве фактов, примеров и ситуаций, тем он убедительнее. А фальшивые фразы вроде «Великолепное качество на самый взыскательный вкус» — это не то чтобы плохо, это просто никак.

Из чего состоит хороший отзыв

Универсального правила для отзывов нет — ориентируйтесь на свою аудиторию и продукт. Возможно, в вашем случае сработает только упоминание цены, а для другого бизнеса — рассказ о сервисе. Чтобы было от чего оттолкнуться, расскажу, на что обратить внимание.

Конкретика и подробности. Принцип простой: чем больше подробностей, тем больше шансов, что отзыв продаст.

Если весь отзыв — это восклицание «Чудо-фен!» или «У вас лучший сервис», от него мало толку. Здесь не за что зацепиться и примерить на себя. Может, покупателю нравится фен, потому что тот компактный и его удобно брать с собой в бассейн. Если он напишет об этом, другой покупатель, который ищет фен для тренировок, обратит внимание на подробность и скорее купит его.

Из второго отзыва понятно, с чем именно справилась компания и как нашла решение. Даже если у другого клиента нет такой сложной задачи, он все равно видит для себя важное: команда готова идти навстречу и честно предупреждает о рисках. Такое отношение нужно для любых задач

Особенности и недостатки. Хвалебные отзывы вызывают подозрения. Они создают впечатление идеальности, но ничего идеального не бывает, и все об этом знают. Даже если продукт очень качественный и компания действительно надежная, хотя бы один клиент из двадцати будет чем-то недоволен.

Недостатки — это необязательно что-то ужасное. Вспомним пример с феном. Допустим, он отлично сушит короткие и негустые волосы, а с длинными и густыми справляется дольше. Если в отзыве так и сказать, к нему будет больше доверия и клиент точнее представит, в какой ситуации фен лучше подойдет. Например, его можно купить, если покупатель не планирует сушить волосы за две минуты до выхода на работу.

В отзыве есть честный комментарий: да, машинка маленькая, и это хорошо, но она не справляется со всеми загрязнениями. Благодаря этому покупатель может принять взвешенное решение: что ему важнее — уместить машинку, где хочется, или не запускать ее по второму кругу

Иллюстрации — это все, что помогает показать, как выглядит сама покупка или результат. Допустим, фотография фена, комнаты до клининга и после, растения в комнате. Если нет фотографии — не проблема. Хорошей иллюстрацией может стать рассказ, как компания помогла справиться с трудностью во время проекта.

Во втором отзыве есть иллюстрация: клиент рассказывает, как шел процесс съемки, что было не так и как фотограф спасла семейные фотографии. Семьи с маленькими детьми знают, что им не всегда просто сидеть на месте, поэтому живо представят картинку

Чтобы опубликовать на сайте продающий отзыв, поговорите с клиентом о совместной работе или вашем продукте. Для такого разговора лучше всего заранее составить вопросы и прямо попросить клиента об отзыве

Бесплатный курс Максима Ильяхова «Продающий текст для бизнеса»

Составить вопросы. Писать с нуля не всем нравится или попросту не хватает времени. Поэтому облегчите процесс для клиента и задайте ему конкретные вопросы. В зависимости от отношений с клиентом можно спросить в «Вотсапе», скинуть ссылку на опрос в «Гугл-форме», попросить ответить голосом: вариантов много, выбирайте тот, что удобнее для вас и клиента.

Хорошо, если вопросы будут максимально конкретными и не в целом о компании, а об опыте сотрудничества на примере конкретного заказа. Вопросы могут быть с таким смыслом:

  1. Что заказывали и какой получили результат?
  2. Для чего заказывали? Решили свою задачу?
  3. Что понравилось и не понравилось?
  4. Кому рекомендуют и не рекомендуют?

Конкретные формулировки адаптируйте под свой бизнес. Например, если компания делает ремонт в квартирах, можно спросить точнее.

Расскажите, для какой квартиры заказывали ремонт и что это за ремонт:

  • площадь квартиры;
  • капитальный или косметический;
  • вы выезжали из квартиры и вывозили всю мебель или ремонтировали комната за комнатой;
  • использовали материалы для внешней отделки из экономкласса или люкс.

Если публикуете отзывы на своей площадке, ответы на вопросы соберите в связный текст, покажите клиенту и опубликуйте от его имени. Если клиент сам оставляет отзыв, например, на «Яндекс-картах» или в других сервисах, собирать в текст необязательно. Вопросы в любом случае помогут рассказать подробно и с деталями.

Просить клиентов об отзыве. Если клиент недоволен, он сам напишет отзыв, и не один раз. А если компания выполнила обещания, может и промолчать. Кажется, ну что такого: я свою часть работы сделал — заплатил, компания сделала свою, о чем тут говорить.

Чтобы не оставаться без хороших отзывов, просите клиентов рассказать об опыте работы с вами. Как это сделать, тоже зависит от бизнеса. Если клиент отучился на онлайн-курсе, оставьте просьбу к последнему уроку или напишите письмо. Если принял квартиру после ремонта, скиньте ссылку на сайты-отзовики и попросите написать там.

На что обратить внимание в готовом отзыве

Если вы получили отзыв, лучше не менять его, даже если вам кажется, что отзыв написан не в том стиле. Иначе будет заметно, что его писал кто-то от компании, а не реальный клиент. По опыту, в готовых отзывах чаще всего смущают ошибки и стиль подачи.

Грамотность не главное в отзыве, но любой текст выглядит приятнее без ошибок. Если клиент оставил отзыв и у вас есть возможность исправить орфографические и пунктуационные ошибки — исправьте. Так автор не будет выглядеть глупо после публикации.

Естественность. Клиенты могут давать неофициальные отзывы, с просторечиями или сленгом. В этом нет ничего плохого — такие отзывы получаются естественными. Кажется, что их написал настоящий клиент, поэтому им доверяют:

«Пацаны меня спасли — сделали обалденный ремонт спальни за две недели, пока мы с женой были в отпуске. Меня не дергали — всякие мелочи докупали сами, все чеки сохранили и показали мне».

В этом отзыве есть сленг, но он выглядит естественно и реалистично, поэтому можно оставить и не вычищать до идеального идеала.

Запомнить

  1. Продающий отзыв — полезный отзыв для клиента. В нем есть подробности и детали покупки, рассказ об особенностях и недостатках.
  2. Помогайте клиентам оставлять отзывы. Для этого пригодятся вопросы: чем точнее они будут, тем лучше получится отзыв.
  3. Открыто просите клиентов оставить отзыв. Если позволяет бизнес, можно в качестве мотивации что-то дарить, например чек-лист, скидку, консультацию.

Кредитование покупателей: для розничных и интернет-магазинов

  • Зачисление денег на счет день в день. Даже в праздники и выходные
  • Заявка — в 5 банков.
  • Для оформления кредита или рассрочки нужны только паспорт и телефон
  • Кредит 3 тыс. до 200 тыс. ₽. Можно увеличить до 500 тыс. ₽
  • Подключение и работа — онлайн
Подробнее

Еще по теме

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.