Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

За счет чего выросли ChatGPT, Notion, Etsy: разбор от Purrweb


За каждым успешным стартапом стоит куча правильных и неправильных решений фаундеров — в выборе бизнес-модели, продвижении, в работе с первыми пользователями. Если изучать правильные решения и истории других стартапов, будет легче сделать продукт успешным и не тратить время на нерабочие связки или несуществующие потребности.

В статье собрали 3 продукта, у которых «получилось»: они собирали инвестиции, у них миллионы пользователей по всему миру — с них стоит брать пример. Давайте разберем, за счет чего получилось вырасти ChatGPT, Notion и Etsy.

ChatGPT

ChatGPT(Generative Pre-trained Transformer) — передовая модель ИИ для генерации текста. Взаимодействие с GPT происходит в виде обычного чата, как если бы вы общались с одним из своих коллег или друзей. Из-за чего нейросетью легко начать пользоваться, ведь пользователю не придётся изучать правильное составление запросов к ИИ — достаточно просто спросить.

Например, продакт-менеджер Roblox, Питер Янг, использует ChatGPT для всего: от ухода за садом и рецептов для ужина, до помощи в рабочих и личных проектах. Ещё больше примеров в нашей статье.

Также ChatGPT можно встраивать в собственные проекты, используя API, предоставляемое компанией OpenAI, разработчика ChatGPT. А кроме ChatGPT для генерации текста, OpenAI разработали генератор изображений DALL-E и ИИ для написания программного кода Codex, что позволило им стать лидерами ИИ рынка всего за несколько месяцев.

Цифры, которых добился OpenAI просто поражают

Теперь, когда мы ознакомились с успехами OpenAI, давайте разберём как они его добивались. Тут свою роль сыграли несколько факторов, но обо всём по порядку.

UGС-контент. Или контент, создаваемый пользователями, который наполнил все соцсети после запуска продукта. Люди скриншотили свои промпты и ответы ChatGPT, и постили их в своих аккаунтах. Кстати, компания этим воспользовалась и добавила кнопку «Поделиться» в интерфейс. Кажется, такую очевидную механику можно найти во всех подобных продуктах, но в том же Claude от Google ее нет.

К UGС-контенту можно отнести и кастомные GPT — боты, которых пользователи создают для определенных целей, например, для репетиторства по школьным предметам или созданию коммерческих предложений. Ими можно не только делиться с друзьями, коллегами и аудиторией в соцсетях, но и публиковать для общего доступа. А это значит больше трафика для продукта!

Приглашения через командные аккаунты. В ChatGPT быстро внедрили совместный доступ, позволив работать вместе над одним массивом данных. Для продуктов, которые повышают продуктивность, совместный доступ — это мастхэв, ведь они очень полезны для работы в команде.

Тарифная сетка от бесплатного до корпоративного доступа. Для ChatGPT используют уже привычную, но действенную тарификацию PLG-продуктов.

  1. Сначала пользователь пробует бесплатную версию, которой достаточно, чтобы распробовать продукт.
  2. Затем ему предлагают план ПРО, для продвинутых пользователей, который расширяет функциональность ChatGPT.
  3. Теперь — время познакомить своих коллег с продуктом, который вы используете каждый день: купите командный доступ.
  4. Вся ваша команда использует ChatGPT. Может, возьмем корпоративную версию и получим еще больше пользы?

Таким образом пользователя постепенно ведут от одного шага к другому, не заставляя платить сразу за все функции, а дают возможность решать самому.

Интеграция в собственные проекты. ChatGPT позволяет интегрировать свои возможности в сторонние проекты через API (интерфейс программирования приложений).

Такой подход не только ускоряет процесс внедрения новых технологий, но и существенно снижает затраты на разработку и поддержку. API ChatGPT стал основой для создания множества приложений, от чат-ботов до инструментов анализа текста.

Мы уже успели поработать с API ChatGPT, когда внедряли его в сервис бизнес-отчетов одного из наших клиентов. Это было приложение для крупного бизнеса, которое помогает заполнять ежегодные нефинансовые отчеты.

С их помощью компании показывают, что они заботятся о природе, предоставляют равные возможности для мужчин и женщин, а также следят за благополучием сотрудников. В Европе и многих других странах мира это полезно для того, чтобы поддерживать репутацию и привлекать инвесторов.

Но отчеты бывают разных стандартов, а также могут зависеть от страны. Чтобы помочь пользователям с заполнением и возникающими нюансами — клиент предложил внедрить ChatGPT. Прямо в окне с отчетом есть чат, куда можно написать любой запрос.

Например: «Напиши информацию для этого блока, вот данные нашей компании, которые нужно туда подставить». Нейросеть проанализирует запрос и выдаст информацию — останется только отредактировать ее и вставить в поле с ответом
Помимо очевидной интеграции, добавили свою фишку — вместе с запросом от пользователя, ChatGPT использует уже полученную информацию о компании. В данном случае результат придётся много редактировать, либо вручную прописывать подробные запросы
Наша функция помогает нейросети сразу персонализировать ответ и делать его точнее, даже если пользователь сервиса дал мало деталей в запросе. А полный кейс о разработке этого сервиса — читайте в нашем блоге

Notion

Notion — это платформа, которая объединяет задачи, заметки, базы данных и вики в единое рабочее пространство. Пользователи могут свободно комбинировать эти компоненты для создания систем управления знаниями, ведения заметок, управления данными и проектами. Гибкая настройка стала главной «фишкой» Notion, позволив конкурировать с Trello, Asana и Evernote.

Также роль сыграла возможность пользоваться Notion индивидуально или совместно с другими. Это помогло продукту стать популярным как у рядовых пользователей, где они решают личные вопросы, так и у целых команд и компаний, которые используют Notion в работе.

За очень короткий срок у Notion получилось добиться невероятных результатов

История Notion впечатляет ещё больше если учитывать их конкурентов. Давайте разберём как у Notion получилось не просто выкроить для себя кусочек высококонкурентного рынка, а занять на нём одну из лидирующих позиций.

Product-Led Growth — рост за счет продукта. Эта бизнес-модель работает по принципу домино: сначала сервисом пользуются рядовые сотрудники, потом подключается команда, затем — отдел, а там и вся компания. Так Notion выходит на крупных клиентов и закрывает большие чеки.

В компании уделяют особое внимание привлечению «одиночных» пользователей. Поэтому в бесплатной версии Notion доступно всё, кроме совместной работы. Это отличает Notion от других корпоративных сервисов, например, Slack.

Интеграция конкурентов. У Notion необычный подход к конкурентам. Они смело пишут, какой сервис может заменить один из модулей Notion: GitHub Wiki — «Team wiki», а Evernote — «Notes & Documents». Так Notion проще объяснить пользователям (и инвесторам, конечно!), чем они занимаются и почему они лучше других.

При этом, Notion не ждёт, что пользователь решится сразу отказаться от привычного пакета приложений и не ставит перед ним такой выбор. Напротив, в продукт легко интегрировать другие сервисы, в том числе конкурентов, будь то Jira, Asana или Miro. Это даёт Notion репутацию универсального рабочего пространства, с низким порогом входа.

Персонализация. Модули — отличительная функция Notion. Пользователю легко составить из них страницу «под себя»: в его распоряжении:

  • заголовки;
  • списки;
  • базы данных;
  • изображения;
  • и многое другое.

Но не все готовы настраивать страницы самостоятельно. Поэтому во время онбординга пользователь проходит короткий тест — так Notion понимает его потребности и предлагает под них шаблоны.

Например, если вы продакт-менеджер, Notion предложит подходящие шаблоны для дистанционного брейншторма или презентации новой функции.

Изначально команда создала около 30 шаблонов, чтобы упростить пользовательский опыт, и оставила исходный код открытым. Это положило старт для развития комьюнити.

Комьюнити. Пользователи могут настраивать существующие или создавать собственные шаблоны, а затем делиться ими в соцсетях и даже продавать. Так сложились комьюнити увлеченных пользователей Notion. Компания вовремя заметила развитие таких сообществ и создала программу Notion Pros для поддержки и общения с энтузиастами сервиса. Благодаря этому у Notion появилась возможность совершенствовать продукт с учетом мнения самых активных пользователей и продвигать сервис через инфлюенсеров.

Постоянное развитие. Компания не стоит на месте и следит за трендами в индустрии: в феврале этого года в Notion появился ИИ-помощник, который умеет переводить и редактировать, самостоятельно генерировать идеи, писать черновики текстов и не только. Возможно, это станет еще одной киллер-фичей Notion.

Etsy

Etsy, Inc. — маркетплейс, сосредоточенный на уникальных изделиях ручной работы и винтажных вещах. Это делает ее популярной платформой для покупателей и продавцов, которые ценят индивидуальность и творчество.

Etsy стала глобальным центром для ремесленников и малых бизнесов, где они продают вещи сделанные собственными руками. Таким образом компания поддерживает малый бизнес и способствует более персонализированному шопингу.

Рынок онлайн коммерции переполнен ещё сильнее, чем рынок на котором пробивался Notion, тем не менее Etsy смогли достигнуть успеха. Вот как они это сделали.

Даже спустя много лет Etsy продолжает удерживать лидирующие позиции на рынке нишевых маркетплейсов

Не бороться с победителями. Если сравнить с Amazon, самым популярным маркетплейсом в США, Etsy проигрывает по ассортименту, количеству клиентов и продавцов, условиям доставки, но все равно процветает. С самого начала Etsy делали ставку на уникальность товаров, и это принесло компании успех.

На Etsy встречаются те, кому не нравятся большие маркетплейсы. Продавцам здесь не придётся конкурировать с массовыми производителями, а покупатели найдут уникальные товары, которых нет в масс-маркете. И обе эти группы знают, что найти друг друга проще всего на Etsy.

Сосредоточиться на предложении. Сначала Etsy привлекли на площадку продавцов, у которых уже была клиентская база. Это помогло быстро набрать первых пользователей.

А дальше закрутилась такая петля роста:

  1. Продавцы рекламируют товары своей аудитории.
  2. Новые покупатели заходят на площадку.
  3. Спрос растет, продавцы получают больше прибыли.
  4. Новые продавцы хотят присоединиться к площадке.

И повторяется шаг 1 — новые продавцы начинают рекламироваться на свою ЦА.

Работать с малым бизнесом. Etsy по своей природе привлекал продавцов, которые либо были индивидуальными предпринимателями, либо имели небольшое производство. Это привело к двум конкурентным преимуществам маркетплейса:

  • Разнообразие каталога. Продавцы предлагают небольшое количество товаров и не могут задавить количеством конкурентов, поэтому на площадке множество продавцов. А возможность выбирать из большого количества вариантов нравится покупателям маркетплейса.
  • Динамичность каталога. Маленьким производителям легче больших приспособиться к изменчивости спроса. Например, во время пандемии на Etsy случился бум продаж масок — продавцы быстро перестроились под нужды покупателей.

Мега-нишевый маркетплейс. Ещё один плюс занятия узкой ниши — с небольшой ЦА легче работать: понятны привычки людей, где собираются, что и как предлагать и т.д. Но ниша — это маленькая группа. А значит, нишевой бизнес ограничен в росте.

Etsy преодолели это препятствие, расширяя количество ниш, представленных на маркетплейсе. Когда Etsy запустился, на сайте было три категории товаров: винтаж, хендмейд и товары для творчества, а сейчас на маркетплейсе 3240 категории товаров.

Сейчас, когда все решения приняты и успех достигнут, стратегия Etsy может показаться очевидной, но, в 2005 году, всё было не так просто. Конечно, не обошлось без рисков, но в бизнесе на них всегда придётся идти. Главное всё просчитать и рисковать осознанно.

Хорошей практикой оценки жизнеспособности стартапа будет составление Business Model Canvas. Это позволит оценить состояние бизнеса и найти точки роста, даже если у вас есть только идея и примерное представление о рынке. Например, вот так будет выглядеть построение бизнес-модели приложения для медитации:

Пример заполненной бизнес-модели приложения для медитации. А то как составлялась эта канва бизнес-модели — читайте в нашей статье

Выводы

После того как мы подробно прошлись по истории каждого продукта отдельно, давайте искать что объединяет эти истории успеха.

Самое главное — это продукт. Не важно насколько идеален ваш маркетинг, если ваш продукт не решает проблемы пользователей лучше конкурентов — пользователь не задержится.

Пробный период обязателен. Особенно когда ваша ниша уже занята большими компаниями. Дайте рядовым пользователям возможность попробовать ваш продукт, а они уже помогут распространить его. Например, по принципу Product-Led Growth, как это сделали в Notion.

Не стойте на месте. Постоянно ищите новые возможности для развития и внедрения новых технологий. Например, может быть есть смысл внедрить ИИ чат-бота в ваш юридический справочник, или AR-примерку в маркетплейс.

Развивайте комьюнити. Активное сообщество может помочь вам найти новые точки роста, например как Klarna и их супер-апп с возможностью покупок прямо в приложении или продвигать продукт в массы, как возможность делиться шаблонами в Notion.

3 продукта, у которых «получилось»: ChatGPT, Notion и Etsy
Александр Шульгин
Александр Шульгин

А про какие истории успеха хотели бы услышать вы?


Больше по теме

Новости