Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как увеличить стоимость компании


Для собственника бизнеса, помимо рентабельности, одной из ключевых задач является повышение его рыночной стоимости. В статье рассмотрим, когда компаниям особенно важно задуматься о росте стоимости и какие аспекты необходимо усиливать для достижения этой цели.

Когда важно повышать стоимость бизнеса

Сегодня экономическая ситуация может меняться с невероятной скоростью, поэтому наращивание ценности бизнеса становится очень важным шагом. Помимо того, что это стратегическое действие улучшает финансовые показатели, оно также помогает укрепить позиции на рынке, обеспечить доверие партнеров, инвесторов и существенно повлиять на будущее развитие.

Рассмотрим ситуации, когда высокая оценка становится особенно значимой:

Стоимость бизнеса
Стоимость бизнеса

Ключевые ситуации, когда собственнику необходимо повышать стоимость компании

Ключевые ситуации, когда собственнику необходимо повышать стоимость компании

Привлечение инвестиций. Для компаний, особенно стартапов на стадии роста, увеличение стоимости перед поиском инвесторов имеет решающее значение, так как это влияет на условия предложений. Например, если у стартапа высокая оценка, возможно привлечь большую сумму финансирования или заключить сделку на более выгодных условиях — отдать меньшую процентную долю бизнеса в обмен на инвестиции.

«Перед заключением соглашения потенциальные инвесторы проводят процедуру Due diligence — это всесторонняя проверка компании, которая включает оценку ее финансовой и юридической документации, бизнес-модели, состояние разработки и технологии, соответствие продукта рынку, а также оценку команды: компетентность и опыт основателей и ключевых сотрудников.

Аспекты бизнеса, проверяющиеся на Due diligence, как раз и обуславливают потенциальную высокую стоимость компании  — подтверждают ее надежность, успешность, потенциал роста и улучшают условия сделки».

Александр Иванов

Александр Иванов

Партнер и генеральный директор компании «Российская оценка»

Подготовка к IPO. Выход на биржу Initial Public Offering — один из ключевых этапов развития компании. Бизнес, который демонстрирует стабильный рост и уверенную рыночную стоимость, может рассчитывать на более высокую оценку своих акций, что позволяет повысить их ликвидность и привлечь значительный капитал.

Слияния и поглощения. Слияния и поглощения (M&A) — это процессы объединения компаний для достижения стратегических целей, таких как масштабирование, увеличение рыночной доли и получение конкурентных преимуществ. В этом случае высокая стоимость говорит о выстроенных бизнес-процессах, сильных финансовых показателях, потенциале роста и других положительных аспектах. Это увеличивает доверие и привлекательность для потенциальных партнеров или покупателей, а также помогает фаундеру поглощаемой компании получить лучшие условия сделки.

Выход собственника из бизнеса. В ситуациях, когда основатель планирует продать компанию или свою долю в ней либо выйти из бизнеса через передачу управления, высокая рыночная оценка позволяет быстрее найти надежного преемника и обеспечить значительную прибыль от сделки. Кроме того, помогает гарантировать устойчивость и успешное функционирование бизнеса для его нового владельца.

Независимо от текущего этапа развития компании, ее собственники должны стремиться к максимизации рыночной стоимости. В этом вопросе рано никогда не бывает, а если с самого начала процессы в организации выстроены неправильно, то может быть уже поздно. Например, в ситуации, когда владелец решает выйти, но все держится только на нем и процессы изначально были построены непрозрачно, компанию просто нельзя будет оценить высоко, а перестраивать структуру с нуля — сложно и зачастую невыгодно.

Какие составляющие бизнеса усилить, чтобы повысить его стоимость

Для решения этой стратегической задачи собственнику необходимо понимать ключевые аспекты, по которым оценивается компания. Конечно, опытные основатели и топ-менеджеры работают ежедневно над усилением различных компонентов бизнеса, но на практике далеко не все удается отследить.

Расскажу, на что обращают внимание аналитики при оценке организаций.

Стоимость компании
Стоимость компании

Основные компоненты, увеличивающие стоимость компании

Основные компоненты, увеличивающие стоимость компании

Сильная бизнес-идея. Перспективная бизнес-идея — это фундамент компании. Она обеспечивает конкурентное преимущество, масштабируемость и финансовые результаты, привлекает сотрудников и создает сильный бренд.

Успешная идея:

  • должна быть коммерчески жизнеспособной, приносить прибыль и возврат инвестиций;
  • способствует отстройке от конкурентов за счет создания уникального/инновационного продукта;
  • должна иметь потенциал роста, то есть ее можно адаптировать к новым рынкам, продуктам или услугам;
  • возможность масштабирования бизнеса, это ключевой драйвер для превращения небольшого стартапа в крупную компанию.

Концентрация на создании сильной бизнес-идеи поможет организации увеличить свою стоимость и достичь долгосрочного успеха.

Управление рисками. Риски являются неотъемлемой частью предпринимательства, и грамотная работа с ними помогает выявить потенциальные угрозы для финансов, интеллектуальной собственности или репутации компании, защищая тем самым ее стоимость.

За счет чего это происходит:

  • регулярная оценка и мониторинг рисков позволяют быстро реагировать на изменения в рыночной среде, вовремя адаптировать свои стратегии и снизить возможные убытки;
  • разработка и внедрение планов управления рисками, включая страхование и диверсификацию, помогают снизить воздействие непредвиденных событий;
  • обучение сотрудников методам реагирования на возможные угрозы способствует созданию корпоративной культуры, которая направлена на стабильное развитие.

Таким образом, внедрение антирисковых стратегий помогает предотвратить или сократить потери, защищая и увеличивая стоимость бизнеса.

Прозрачная финансовая отчетность. Точное и прозрачное отражение финансовых данных дает ясное представление о текущем состоянии бизнеса и является прямым показателем его здоровья. Этот аспект позволяет выявлять проблемные области, оценивать общее состояние организации и оперативно принимать управленческие решения.

В случае если у компании несколько собственников, такая отчетность создает больше доверия между ними, позволяет синхронно отслеживать финансовую картину и одинаково смотреть на бизнес. Это делает компанию более прозрачной и управляемой, что в конечном итоге повышает ее стоимость.

Выстроенная юридическая структура. Правильная юридическая структура включает в себя создание четкой организационной схемы, выбор подходящей формы юридического лица, разработку корпоративных документов и соглашений, которые регулируют внутренние и внешние процессы. Это создает прочную основу для стабильной работы, защищает права собственников и интеллектуальную собственность, а также минимизирует возможные потери для бизнеса и его партнеров.

Такая структура показывает зрелость и надежность компании, отражает ее способность к долгосрочному планированию, соблюдению юридических норм и эффективному управлению корпоративными процессами. В итоге все эти факторы положительно влияют на стоимость.

«Все документы должны соответствовать законодательству страны, в которой осуществляется деятельность. Если компания планирует работать на глобальном рынке, то и международным нормам. Продуманная юридическая структура делает любой бизнес прозрачным, значительно повышает доверие к нему и способствует его более высокой оценке».

Александр Иванов

Александр Иванов

Партнер и генеральный директор компании «Российская оценка»

Нематериальные активы. Нематериальные активы не имеют физической формы, но дают значительные конкурентные преимущества и могут существенно влиять на стоимость бизнеса.

Они включают в себя:

  • защиту интеллектуальной собственности через регистрацию патентов и торговых марок;
  • активное управление брендом и репутацией через маркетинг и PR;
  • развитие клиентской базы посредством качественного обслуживания и уникальных предложений;
  • инвестиции в исследования и разработки для создания новых продуктов.

Эффективное управление этими активами увеличивает доходы и, соответственно, повышает рыночную стоимость организации.

Социальная ответственность и устойчивые практики. Устойчивый подход включает в себя усилия компании по снижению негативного воздействия на окружающую среду, участие в благотворительных проектах и внедрение этических стандартов в управление своей командой. Также важной частью является выстраивание отношений с ключевыми стейкхолдерами — клиентами, поставщиками, государством, сотрудниками и местным населением.

Устойчивые практики и хорошие взаимоотношения со всеми заинтересованными сторонами помогают компаниям улучшить репутацию, укрепить позиции на рынке и увеличить свою стоимость.

Согласно исследованию PwC, около 79% инвесторов на глобальном рынке считают ESG подход важным фактором при принятии инвестиционных решений. Это повышает рыночную стоимость бизнеса, улучшает доступ к венчурному капиталу и снижает репутационные риски.

Увеличение стоимости компании необходимо не только для привлечения инвестиций, но и является фундаментом для ее эффективной ежедневной работы, правильной внутренней организации и определения стратегии развития. Это позволяет быстрее достигать поставленных целей, включая выход на новые рынки, IPO или продажу бизнеса. Поэтому фаундерам важно фокусироваться на постоянном росте и развитии своего бизнеса с ориентиром на долгосрочные перспективы.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Юлия Сафиулина
Юлия Сафиулина

Расскажите, был ли у вас опыт оценивания своей компании и какими стратегиями повышения стоимости вы пользовались?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации