Для собственника бизнеса, помимо рентабельности, одной из ключевых задач является повышение его рыночной стоимости. В статье рассмотрим, когда компаниям особенно важно задуматься о росте стоимости и какие аспекты необходимо усиливать для достижения этой цели.
Когда важно повышать стоимость бизнеса
Сегодня экономическая ситуация может меняться с невероятной скоростью, поэтому наращивание ценности бизнеса становится очень важным шагом. Помимо того, что это стратегическое действие улучшает финансовые показатели, оно также помогает укрепить позиции на рынке, обеспечить доверие партнеров, инвесторов и существенно повлиять на будущее развитие.
Рассмотрим ситуации, когда высокая оценка становится особенно значимой:
Привлечение инвестиций. Для компаний, особенно стартапов на стадии роста, увеличение стоимости перед поиском инвесторов имеет решающее значение, так как это влияет на условия предложений. Например, если у стартапа высокая оценка, возможно привлечь большую сумму финансирования или заключить сделку на более выгодных условиях — отдать меньшую процентную долю бизнеса в обмен на инвестиции.
«Перед заключением соглашения потенциальные инвесторы проводят процедуру Due diligence — это всесторонняя проверка компании, которая включает оценку ее финансовой и юридической документации, бизнес-модели, состояние разработки и технологии, соответствие продукта рынку, а также оценку команды: компетентность и опыт основателей и ключевых сотрудников.
Аспекты бизнеса, проверяющиеся на Due diligence, как раз и обуславливают потенциальную высокую стоимость компании — подтверждают ее надежность, успешность, потенциал роста и улучшают условия сделки».
Александр Иванов
Партнер и генеральный директор компании «Российская оценка»
Подготовка к IPO. Выход на биржу Initial Public Offering — один из ключевых этапов развития компании. Бизнес, который демонстрирует стабильный рост и уверенную рыночную стоимость, может рассчитывать на более высокую оценку своих акций, что позволяет повысить их ликвидность и привлечь значительный капитал.
Слияния и поглощения. Слияния и поглощения (M&A) — это процессы объединения компаний для достижения стратегических целей, таких как масштабирование, увеличение рыночной доли и получение конкурентных преимуществ. В этом случае высокая стоимость говорит о выстроенных
Выход собственника из бизнеса. В ситуациях, когда основатель планирует продать компанию или свою долю в ней либо выйти из бизнеса через передачу управления, высокая рыночная оценка позволяет быстрее найти надежного преемника и обеспечить значительную прибыль от сделки. Кроме того, помогает гарантировать устойчивость и успешное функционирование бизнеса для его нового владельца.
Независимо от текущего этапа развития компании, ее собственники должны стремиться к максимизации рыночной стоимости. В этом вопросе рано никогда не бывает, а если с самого начала процессы в организации выстроены неправильно, то может быть уже поздно. Например, в ситуации, когда владелец решает выйти, но все держится только на нем и процессы изначально были построены непрозрачно, компанию просто нельзя будет оценить высоко, а перестраивать структуру с нуля — сложно и зачастую невыгодно.
Какие составляющие бизнеса усилить, чтобы повысить его стоимость
Для решения этой стратегической задачи собственнику необходимо понимать ключевые аспекты, по которым оценивается компания. Конечно, опытные основатели и топ-менеджеры работают ежедневно над усилением различных компонентов бизнеса, но на практике далеко не все удается отследить.
Расскажу, на что обращают внимание аналитики при оценке организаций.
Сильная бизнес-идея. Перспективная бизнес-идея — это фундамент компании. Она обеспечивает конкурентное преимущество, масштабируемость и финансовые результаты, привлекает сотрудников и создает сильный бренд.
Успешная идея:
- должна быть коммерчески жизнеспособной, приносить прибыль и возврат инвестиций;
- способствует отстройке от конкурентов за счет создания уникального/инновационного продукта;
- должна иметь потенциал роста, то есть ее можно адаптировать к новым рынкам, продуктам или услугам;
- возможность масштабирования бизнеса, это ключевой драйвер для превращения небольшого стартапа в крупную компанию.
Концентрация на создании сильной бизнес-идеи поможет организации увеличить свою стоимость и достичь долгосрочного успеха.
Управление рисками. Риски являются неотъемлемой частью предпринимательства, и грамотная работа с ними помогает выявить потенциальные угрозы для финансов, интеллектуальной собственности или репутации компании, защищая тем самым ее стоимость.
За счет чего это происходит:
- регулярная оценка и мониторинг рисков позволяют быстро реагировать на изменения в рыночной среде, вовремя адаптировать свои стратегии и снизить возможные убытки;
- разработка и внедрение планов управления рисками, включая страхование и диверсификацию, помогают снизить воздействие непредвиденных событий;
- обучение сотрудников методам реагирования на возможные угрозы способствует созданию корпоративной культуры, которая направлена на стабильное развитие.
Таким образом, внедрение антирисковых стратегий помогает предотвратить или сократить потери, защищая и увеличивая стоимость бизнеса.
Прозрачная финансовая отчетность. Точное и прозрачное отражение финансовых данных дает ясное представление о текущем состоянии бизнеса и является прямым показателем его здоровья. Этот аспект позволяет выявлять проблемные области, оценивать общее состояние организации и оперативно принимать управленческие решения.
В случае если у компании несколько собственников, такая отчетность создает больше доверия между ними, позволяет синхронно отслеживать финансовую картину и одинаково смотреть на бизнес. Это делает компанию более прозрачной и управляемой, что в конечном итоге повышает ее стоимость.
Выстроенная юридическая структура. Правильная юридическая структура включает в себя создание четкой организационной схемы, выбор подходящей формы юридического лица, разработку корпоративных документов и соглашений, которые регулируют внутренние и внешние процессы. Это создает прочную основу для стабильной работы, защищает права собственников и интеллектуальную собственность, а также минимизирует возможные потери для бизнеса и его партнеров.
Такая структура показывает зрелость и надежность компании, отражает ее способность к долгосрочному планированию, соблюдению юридических норм и эффективному управлению корпоративными процессами. В итоге все эти факторы положительно влияют на стоимость.
«Все документы должны соответствовать законодательству страны, в которой осуществляется деятельность. Если компания планирует работать на глобальном рынке, то и международным нормам. Продуманная юридическая структура делает любой бизнес прозрачным, значительно повышает доверие к нему и способствует его более высокой оценке».
Александр Иванов
Партнер и генеральный директор компании «Российская оценка»
Нематериальные активы. Нематериальные активы не имеют физической формы, но дают значительные конкурентные преимущества и могут существенно влиять на стоимость бизнеса.
Они включают в себя:
- защиту интеллектуальной собственности через регистрацию патентов и торговых марок;
- активное управление брендом и репутацией через маркетинг и PR;
- развитие клиентской базы посредством качественного обслуживания и уникальных предложений;
- инвестиции в исследования и разработки для создания новых продуктов.
Эффективное управление этими активами увеличивает доходы и, соответственно, повышает рыночную стоимость организации.
Социальная ответственность и устойчивые практики. Устойчивый подход включает в себя усилия компании по снижению негативного воздействия на окружающую среду, участие в благотворительных проектах и внедрение этических стандартов в управление своей командой. Также важной частью является выстраивание отношений с ключевыми стейкхолдерами — клиентами, поставщиками, государством, сотрудниками и местным населением.
Устойчивые практики и хорошие взаимоотношения со всеми заинтересованными сторонами помогают компаниям улучшить репутацию, укрепить позиции на рынке и увеличить свою стоимость.
Согласно исследованию PwC, около 79% инвесторов на глобальном рынке считают ESG подход важным фактором при принятии инвестиционных решений. Это повышает рыночную стоимость бизнеса, улучшает доступ к венчурному капиталу и снижает репутационные риски.
Увеличение стоимости компании необходимо не только для привлечения инвестиций, но и является фундаментом для ее эффективной ежедневной работы, правильной внутренней организации и определения стратегии развития. Это позволяет быстрее достигать поставленных целей, включая выход на новые рынки, IPO или продажу бизнеса. Поэтому фаундерам важно фокусироваться на постоянном росте и развитии своего бизнеса с ориентиром на долгосрочные перспективы.
Расскажите, был ли у вас опыт оценивания своей компании и какими стратегиями повышения стоимости вы пользовались?