Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Что такое IPO


IPO — это первичное размещение акций. Сама аббревиатура расшифровывается как Initial Public Offering — в переводе с английского «первичное публичное предложение». В результате этой процедуры компания проводит выпуск ценных бумаг, то есть эмиссию, и становится эмитентом. Основная цель, если говорить простыми словами, — привлечь деньги от инвесторов, например для развития. В свою очередь, потенциальные инвесторы после размещения акций могут приобрести их на бирже, получив долю в бизнесе. Инвесторы, вкладывая свои средства, рассчитывают на развитие компании, которое позволит им заработать на росте стоимости акций, а также благодаря дивидендам — части прибыли, распределяемой между акционерами.

Этапы выхода на IPO

Процедуру выпуска ценных бумаг можно разбить на несколько этапов, главными из них будут следующие:

  1. Предварительный.
  2. Подготовительный.
  3. Основной.
  4. Завершающий.

Предварительный этап размещения самый длительный, он может растянуться на срок от нескольких месяцев до нескольких лет. Внутри компании необходимо принять принципиальное решение, насколько целесообразно выходить на биржу. Для этого предприятие должно серьезно проанализировать финансовое и хозяйственное положение дел, с помощью внешних консультантов провести аудит, сделать необходимые преобразования внутри организации, а также привести все документы в соответствие требованиям, которые предъявляются публичным компаниям.

Решение о выпуске ценных бумаг принимает высший орган управления компанией: если для выпуска долговых бумаг (облигаций) это совет директоров или исполнительный орган, то для выпуска акций — общее собрание акционеров.

На подготовительном этапе, завершив внутреннюю подготовку, компания привлекает к работе андеррайтеров — организаторов размещения. Это инвестиционные банки, то есть специализированные финансовые институты, которые занимаются взаимодействием с Банком России и биржей, координируют маркетинг предстоящего IPO. Деятельность андеррайтеров достаточно важна: с учетом рыночных условий они определяют, сколько акций окажется в публичном обращении, какой будет стартовая цена, когда именно лучше выходить на биржу.

Андеррайтеры вместе с юридическими консультантами также проводят due diligence — от английского «должная осмотрительность». Эта процедура подразумевает тщательный анализ бизнеса и комплексную независимую оценку компании. Проверка проводится для формирования объективного мнения о структуре, а также для понимания всех аспектов ее деятельности. Юристы проверяют юридическую чистоту бизнеса, аудиторы осуществляют финансовую проверку. Операционную устойчивость бизнеса при помощи различных стресс-тестов исследуют букранеры (от англ. bookrunner) — банки, которые несут основную ответственность за заполнение книги заявок при размещении и принимают на себя наибольший риск. Как правило, букранером выступает главный андеррайтер.

Компания, андеррайтеры, консультанты готовят основной документ для проведения IPO — проспект эмиссии ценных бумаг. В России его содержание регулируется статьей 22 закона «О рынке ценных бумаг». Основные моменты:

Информация об эмитенте:

  • название компании, под которым она зарегистрирована;
  • размер и структура уставного капитала, его изменения за последние пять лет;
  • сведения об акционерах, которые владеют долями не меньше 5%;
  • данные о коммерческих структурах, которыми владеет эмитент.

Информация о финансовом положении дел эмитента:

  • квартальная и годовая финансовая отчетность за несколько последних лет;
  • сведения о выплаченных дивидендах;
  • информация о составе имущества эмитента.

Сведения о выпускаемых ценных бумагах:

  • вид ценных бумаг, их количество;
  • сроки размещения и порядок;
  • перечень организаций, размещающих ценные бумаги;
  • доходность бумаг и другое.

Подготовленный проспект эмиссии ценных бумаг компания направляет регулятору, в России это Банк России. Если же в документе выявлены какие-то недочеты или нарушения, то регулирующий орган имеет право отказать в регистрации, а может отправить на доработку либо потребовать собрать дополнительные документы.

Когда IPO проводится на Московской бирже, принято составлять отдельный маркетинговый документ — информационный меморандум, который будет для потенциальных инвесторов основным источником информации о компании перед IPO. Процесс подготовки информационного меморандума занимает около 12 недель. Подготовка меморандума входит в сферу ответственности юридических консультантов и букранеров при непосредственной помощи менеджмента компании.

График работ по подготовке к IPO от Московской биржи

Подготовительный этап заканчивается запуском рекламной кампании, когда набирает ход маркетинговая работа. Все для того, чтобы привлечь внимание инвесторов к предстоящему размещению. Рекламную кампанию еще называют roadshow («роуд-шоу») — в переводе с английского «дорожное шоу». В ходе него представители компании проводят серию встреч с потенциальными инвесторами, во время которых отвечают на их вопросы, презентуют бизнес и раскрывают детали предстоящего размещения. Для компании подобные встречи позволяют провести необходимые доработки в документах, но это не главное. В ходе роуд-шоу интерес к размещению могут проявить крупные институциональные инвесторы. Фонды, банки, инвестиционные компании, которые сочли эмитента перспективным, оставляют предварительные заявки на приобретение крупных пакетов акций компании. Таких инвесторов еще называют якорными.

На основном этапе размещения андеррайтер получает информацию о том, насколько инвесторы заинтересованы в приобретении акций эмитента, а также по какой цене. В случае если спрос достаточно высок и превышает предложение, происходит переподписка книги заявок. Тогда компания вместе с андеррайтером решает, что делать. Они могут увеличить цену акций или выпустить дополнительные бумаги. Если заявок на покупку не очень много, то организатор может предлагать эмитенту снизить цену, чтобы не допустить плохого проведения IPO. В данном случае эмитент и инвесторы преследуют разные цели: компания заинтересована в том, чтобы продать свои бумаги по наиболее выгодной цене, инвестор же стремится купить их дешевле.

На завершающем этапе акции компании начинают торговаться на бирже. После листинга бумаги доступны для покупки или продажи широкому кругу инвесторов. Итоги размещения, успешность IPO оцениваются в первый торговый день, а точнее по его окончании. Среди прочего оценивается цена размещения, объем выкупа бумаг инвесторами, объем привлеченного капитала, объемы торгов и free-float, или public float, публичной компании — доля акций, находящихся в свободном обращении.

Преимущества IPO для компании

Компания, выходящая на биржу, преследует ряд целей. В первую очередь IPO позволяет эмитенту привлечь средства широкого круга инвесторов — собственный капитал компании вырастает, а долговая нагрузка не увеличивается.

Благодаря выходу компании на фондовый рынок основатели, сотрудники и другие акционеры могут продать свои акции на бирже. Повысившаяся ликвидность бумаг — один из плюсов для представителей эмитента.

Немаловажна имиджевая составляющая: хорошо проведенное IPO привлекает не только внимание инвесторов, но и прессу, потенциальных клиентов, партнеров и возможных сотрудников. К тому же публичный статус обязывает компанию соблюдать достаточный уровень прозрачности бизнеса, что также повышает уровень доверия инвесторов, кредиторов, партнеров.

Выход на биржу также облегчает проведение слияний и поглощений. Потенциальные сделки с публичными компаниями для дальнейшего роста и развития проходят проще.

Недостатки IPO для компании

Публичный статус эмитента влечет за собой целый ряд обязательств, которые не должны соблюдать небольшие частные фирмы. Речь идет об издержках на поддержание связи с акционерами (дополнительный штат, отчетности, проведение аудита и прочее).

Раскрытие информации позволяет конкурентам следить за деятельностью компании. Конфиденциальность чувствительной информации снижается, а риски возрастают. Возрастает и роль новых акционеров. Если у них появляется право голоса, то для прежних владельцев компании процесс принятия важных решений может быть осложнен.

Пожалуй, один из главных минусов — проведение IPO требует больших расходов. Услуги организаторов размещения стоят в России до 6% от объема размещения. Так, в 2023 году на эти цели российские компании потратили около 2,37 млрд рублей, писал Ъ.

Как участвовать в IPO частному инвестору

Сейчас принять участие в IPO достаточно просто. Это может сделать каждый человек, у которого открыт брокерский счет, — статус квалифицированного инвестора иметь необязательно. Если у бумаги третий уровень листинга на Мосбирже, то для участия в такой сделке придется пройти небольшое тестирование для неквалифицированных инвесторов.

Минимальная сумма участия в IPO устанавливается каждым брокером. Как правило, в Тинькофф Инвестициях она начинается с 10 000—20 000 рублей.

Если в ближайшие дни планируется выход на биржу каких-то эмитентов, узнать об этом можно в приложении Тинькофф Инвестиции на вкладке «Что купить» → «Купите первым». Там же можно будет оставить заявку на участие.

При подаче заявки на счете блокируются деньги, которые были указаны инвестором. С началом торгов деньги списываются со счета в размере полученной аллокации. Аллокация ⁠— это объем заявок на участие в размещении, который в итоге будет удовлетворен. При активном интересе к IPO со стороны инвесторов, когда спрос превышает предложение, высока вероятность, что заявку на участие в IPO исполнят не полностью или не исполнят совсем. Определение конкретных объемов аллокации — это решение эмитента или продающих акционеров. При частичном исполнении или отказе инвестору вернут деньги на счет в день старта торгов.

Если инвестор передумал участвовать в IPO, то заявку можно отменить — либо в приложении Тинькофф Инвестиции, либо на сайте. Необходимо это сделать до даты окончания сбора заявок на участие.

Приложение Тинькофф Инвестиции, раздел «Купите первым»

Бывает, что для сотрудников и руководства эмитента, а также для крупных акционеров при проведении IPO вводится так называемый локап-период (lock-up period) — это запрет на продажу акций сразу же после их размещения на бирже. При этом на обычных инвесторов, участвующих в IPO через Тинькофф Инвестиции, локап-период не распространяется. При желании сразу после выхода акций на биржу их можно будет продать — за эту операцию с инвестора спишется обычная комиссия, которая предусмотрена тарифом.

Что такое народное IPO

Если при проведении традиционного IPO инвесторы становятся владельцами акций через посредников (брокеров), то при проведении народного IPO ценные бумаги становятся доступны любому гражданину — необязательно даже иметь брокерский счет. Главная цель все та же — получить дополнительное финансирование. При этом здесь аудитория потенциальных участников расширяется кратно. В современной истории России прошло два народных IPO и одно SPO.

В июле 2006 года народное IPO провела Роснефть. По ее данным, 150 000 российских граждан инвестировали в нефтяную компанию более $750 млн. Одна акция Роснефти продавалась на IPO за 203,95 рубля.

В марте 2007 года Сбербанк также провел народное размещение. Впрочем, это было SPO (secondary public offering) — вторичное размещение бумаг, так как к этому времени акции банка уже обращались на бирже. Бумаги размещались по цене 89 тысяч рублей за штуку, новыми акционерами банка стали 30 055 физических лиц и 188 юридических, банк привлек 230 млрд рублей ($8,8 млрд). В июле 2007 года было произведено дробление акций банка с коэффициентом 1 к 1 000, в результате их стоимость составила 89 рублей.

Последним на данный момент народное IPO проводил еще один государственный банк — ВТБ. Банк продал инвесторам 1 513 млрд обыкновенных акций (22,5% капитала) по цене 13,6 копейки за штуку. Физические лица купили 300 млн акций. ВТБ привлек около $8 млрд. Однако бумаги банка долгое время снижались в цене, в 2012-м они торговались по 6 копеек за штуку, и банк объявил обратный выкуп акций по цене IPO.

Крупнейшие IPO в мире

Крупнейшим размещением в мире считается IPO нефтяного гиганта Saudi Aramco — национальной компании Саудовской Аравии. В ходе первичного размещения в 2019 году было продано 1,5% компании за $25,6 млрд. Капитализация компании составила $1,7 трлн — значительно выше капитализации таких гигантов, как Apple ($1,19 трлн) и Microsoft ($1,15 трлн).

До этого крупнейшее размещение прошло в сентябре 2014 года, когда китайский интернет-гигант Alibaba Group предложил инвесторам 13,3% своих акций по цене $66—68 за штуку. В результате ажиотажного спроса общая сумма привлеченных в ходе IPO средств достигла $25 млрд.

В 2020 году о намерении провести крупнейшее в мире первичное размещение акций Ant Group заявил Джек Ма, основатель Alibaba Group. По его оценкам, IPO может принести около $35 млрд выручки. Однако в последний момент китайские власти отменили листинг и стали проводить антимонопольное расследование в отношении Alibaba. Сейчас же снова пошли разговоры о возможном проведении размещения акций Ant Group.

IPO в России

В последние годы рынок публичных размещений на Московской бирже заметно трансформировался. В сделках место иностранных институциональных инвесторов заняли российские физлица, которым отведена серьезная доля книги заявок. В 2022 году единственным размещением стал Whoosh. В 2023-м IPO провели Совкомбанк, Мосгорломбард, Южуралзолото, Henderson, Astra, Genetico. За несколько месяцев 2024-го размещения уже провели Делимобиль, Европлан, Займер, Диасофт, МТС Банк.

Как отмечает руководитель управления по организации сделок на рынке капитала в Тинькофф Инвестициях Антон Мальков, волна IPO накрыла рынок еще в 2023 году, дальше — больше. О планах выйти на рынок в ближайшие годы сообщало более 30 компаний. В основном это компании с капитализацией от 20 млрд до 50 млрд рублей. Большая часть из них — представители IT-отрасли, которые работают в области импортозамещения и демонстрируют впечатляющие темпы роста.

Заключение

  1. IPO — первое публичное размещение ценных бумаг. Оно дает бизнесу возможность привлечь дополнительные средства на развитие. Инвесторы же могут стать совладельцами компании, а также заработать на росте акций и на дивидендах.
  2. Процесс организации IPО для эмитента достаточно дорог и трудозатратен: необходимые проверки, аудит, дополнительные отчетности. Но все это перекрывают плюсы размещения для компаний: финансирование развития, новые возможности для роста.
  3. Российский рынок в последние годы накрыла волна IPO, размещения проводятся регулярно, многие компании запланировали IPO на ближайшие годы.
  4. Для частных инвесторов принять участие в IPO достаточно просто — нужно оставить заявку на участие в размещении акций в приложении или на сайте Тинькофф Инвестиций.

Больше по теме

Новости