Между «Хочу развивать свой личный бренд» и «Развиваю его» пропасть из страхов, сомнений и катастрофических сценариев, где всё заканчивается провалом. Я видел больше людей, которые не начинают двигаться к личному бренду из-за страха неудачи, чем тех, кто бросил его развивать из-за того, что не разобрался, в какой способ рекламы вложиться. Когда есть намерение и путь начат — ты просто работаешь и неизменно растешь благодаря приложенным усилиям.
Я собрал несколько советов, как избавиться от сомнений и страхов, договориться с хором внутренних голосов и оказаться в точке, где вы уверены в себе, открыто проявляетесь, показываете экспертность, не скрываете ценности и остаётесь собой.
Договоритесь с голосами в своей голове
На протяжение сотен лет жизнь людей висела на волоске. Вероятность смерти была высокой, поэтому поведением рулила осторожность. Логика тогда была такая: чем ты незаметнее, тем дольше остаёшься в живых. Но вероятность, что на нас нападёт дикий зверь или соседнее племя резко снизилась. А древние модели поведения продолжают настаивать: сиди и не отсвечивай.
В нас также заложен страх осуждения. В первобытном строе изгоняли из группы, если твоя выходка не нравилась большинству, а в одиночку выжить гораздо труднее. Поэтому предки старались не выделяться. За снятый рилс, выступление на конференции или интервью тоже могут осудить. Поэтому, если довериться страху, безопаснее ничего не делать.
Страхи разговаривают с нами от имени знакомых персонажей, чьё мнение способно нас смутить. Это может быть мама, вахтёрша, бывший босс или одноклассник. Они первыми скажут: «Что ты о себе возомнил?», «Кто дал тебе право рассуждать?», «Экспертом заделался?», «У тебя ничего не получится!». Они советуют не выпячиваться и сливаться со стеной. В этом случае никто не завидует, ни критикует и вообще тебя не знают. Не отсвечивать — безопасно. При этом я знаю, что 80% клиентов «Палиндрома» приходит к нам из-за моей пиар-активности. Поэтому каждый раз я договариваюсь с собой и несогласными голосами внутри.
Доверьтесь желаниям и проиграйте худший сценарий
Чужие голоса внутри вас обычно запугивают и нагнетают, но за ними есть и ваш собственный голос, у которого есть мощный посыл — желание. Страхи и желания создают конфликт, поэтому стоит развести их по разные стороны баррикад. Для этого ответьте на три вопроса о себе: «Кем я хочу быть?», «Каким я хочу быть?» и «Что я хочу иметь?». И на один о страхе: «Что он хочет?».
Разберемся на моем примере: я хочу быть открытым и смелым флагманом рынка, транслировать экспертность и собственное мнение и обладать узнаваемым голосом. А вот мой страх хочет, чтобы я был максимально незаметным и посредственным. Так в его понимании я дольше проживу и продолжу род.
Когда вы понимаете себя, формулируете цель и образ вашего будущего, то голос страха затихает. Скажу так: ещё никто не умирал от пиар-активности, а вот перед смертью люди чаще всего сожалеют о том, что им не хватило смелости жить так, как хочется.
Уверен, худший сценарий в сознании каждого, кто выстраивает личный бренд, — публично лажануть. Но сколько живет скандал? Пощёчина от Уилла Смита и обвинения Balenciaga в пропаганде детской порнографии были в 2022 году. Кто это обсуждает сегодня? Даже если вы звезда уровня этих ребят, ваш публичный факап накроет сотней других инфоповодов, и о вас вскоре забудут. Не теряйте время на страхи, которые отделяют вас от цели.
Укрепите самооценку
На самооценку надо работать. Она не состоит из воздуха и заученных аффирмаций, а опирается на собственные преимущества и достижения.
Для начала можно выписать нечто важное о себе и заучить это как мантру. Например: «Я Родион Скрябин, управляю компанией на 180 человек. Я создал десяток крутых медиапроектов, провел более 100 публичных выступлений, справился с тремя кризисами в компании, победил депрессию, организовал первое научное исследование бренд-медиа и собрал коллекцию из 127 комиксов».
Это то, чем я горжусь, и то, что нейтрализует мой синдром самозванца. У вас будет другой список, но он у вас уже есть. Складывайте туда мнения значимых людей, результаты до и после приложенных усилий, анализируйте, кем вы были и кем стали, присваиваете заслуги и сравниваете себя только с собой в прошлом. Синдром самозванца капитулирует от такого перечня, потому что столько случайностей попросту не бывает.
Отстройтесь от одинаково успешных людей и найдите свою особенность
Одинаково успешные люди похоже одеваются, говорят, пишут и живут. Они за все хорошее и против всего плохого. Все их формулировки мягкие, обтекаемые и вторичные. В такой стерильности нет человечности, а в личном бренде она нужны, иначе можно стать ещё одним успешным, но похожим на всех одновременно.
Для того чтобы выделиться, придётся поискать, чем вы отличаетесь от остальных. Поковыряться в себе бывает даже приятно. Можно задаться, например, такими вопросами: «Над чем я шучу?», «Что меня бесит?», «Какой я в работе?», «Как я рассказываю о себе?», «Как отношусь к людям?», «В чем моя экспертность?», «Как я пишу?». У вас могут быть свои вопросы.
Расскажу про себя: я все называю своими именами, шучу над собой, формальностью и пресностью. Меня бесит всё устаревшее, обычное, традиционное и неработающее. Я крут в бренд-медиа и контент-маркетинге, рассказываю всё, как есть, с упором на чувства и переживания. Я отношусь к людям как к хрупкой вазе. В текстах и выступлениях я хочу передать спокойствие и уверенность, поэтому говорю ровно, а пишу сухо, без смайлов и восклицательных знаков.
Будьте уязвимыми
Я призываю признаваться в стыдных вещах и не стесняться этого. Почему так популярен стендап? Люди рассказывают о личных, часто стыдных, штуках — в них можно узнать себя. Что в этот момент чувствует зритель? Примерно это: «Как он точно сформулировал мои ощущения. Фух, не я один это испытываю. Я нормальный».
Я прочувствовал это на себе. Впервые я признался, что у меня депрессивный эпизод спустя полгода болезни. Я боялся, что меня примут за слабака, который сдался. Боялся получить жалость, но её, к счастью, не было. Вместо этого я получил много поддержки, единомышленников и историй, где люди переживают похожее.
Не пытайтесь быть для всех хорошими
Год назад я завел блог, в котором разбирал чужие бренд-медиа. Там я раздавал оценки, вводил всеобщие запреты, подсвечивал косяки и учил, как надо делать. По идее, меня должны были отменить за такую субъективность. Но формат зашёл, команды медиа, которые я разбирал, писали мне благодарности, забирали мои идеи в работу, а специалисты научились на чужих ошибках.
Будьте честными
У каждого свой угол зрения. Нет смысла говорить, что бизнес, к примеру, даёт свободу, создаёт собственные правила и делает тебя богатым. Этого полно, и от этого уже все устали.
Одним из моих первых постов, стал рассказ о жестокой стороне бизнеса: я рассказал, что мне снятся кошмары о кассовых разрывах, поделился тем, как страшно отвечать за 180 человек и как я мысленно, в самые сложные периоды, возвращаюсь в найм, где мне нужно выполнять только KPI и можно не думать о глобальной стратегии развития.
Выводы
Всего их восемь, пользуйтесь.
- Перед любым решительным действием задайте себе два вопроса: «Умру ли я от этого?» и «Ведёт ли меня это к моей цели?». Если первый ответ — «нет», а второй — «да», то делайте.
- Прислушайтесь к желаниям и сформируйте цель, проиграйте худший сценарий и перестаньте его бояться. Дальше — двигайтесь.
- Соберите список своих заслуг. Столько случайностей не бывает, поэтому вы эксперт, а не самозванец.
- Разберитесь, в чем вы особенный и отстройтесь от одинаково успешных людей.
- Будьте уязвимыми. Так вы станете понятным и безопасным для других, а в ответ получите поддержку и единомышленников.
- Не бойтесь оценивать других в своей профессиональной сфере. Возможно, вы перестанете быть хорошим в чьих-то глазах, но экспертность для того и нужна, чтобы отделять плохое от хорошего и создавать лучшее.
- Говорите честно о том, что никто другой не скажет.
- Не тратьте время на сомнение, делайте то, что считаете по-настоящему важным.
Какие установки мешают вам продвигать личный бренд? Как вы можете «договориться» с этими установками, чтобы они не ограничивали ваше развитие, как эксперта?