Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Что такое метакомпетенции и зачем они руководителям


Зачем и как руководителям развивать в себе метакомпетенции


Эту статью написал участник сообщества

Наталья Черкасова

Наталья Черкасова

Руководитель проектов офиса трансформации ПАО «Ростелеком»

ПАО «Ростелеком»

ПАО «Ростелеком»

Провайдер цифровых услуг и решений

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Зачем и как руководителям развивать в себе метакомпетенции


Эту статью написал участник сообщества

Наталья Черкасова

Наталья Черкасова

Руководитель проектов офиса трансформации ПАО «Ростелеком»

ПАО «Ростелеком»

ПАО «Ростелеком»

Провайдер цифровых услуг и решений

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

В условиях постоянно меняющейся бизнес-среды привычных нашему пониманию профессиональных навыков становится недостаточно для поддержания конкурентоспособности на рынке. Сегодня в игру вступают новые правила: руководителям нужно адаптироваться и развивать в себе новые качества — метакомпетенции.

О том, что метакомпетенции из себя представляют и в чем их преимущества, расскажет Наталья Черкасова — бизнес-тренер, руководитель проектов в ПАО «Ростелеком» и бизнес-консультант в Сбер, Роснефть, Ригла и СДЭК.

В чем отличие метакомпетенций от профессиональных компетенций

Метакомпетенции — это навыки, которые лежат в основе достижения успеха в различных профессиональных областях. Отчасти определение метакомпетенций схоже с понятием известных «софт»-скиллов — навыков, способствующих эффективной коммуникации. Например, умение убеждать, удерживать внимание собеседника, решать конфликты, вести переговоры. Но при этом, понятие метакомпетенций значительно шире.

Приставка «мета» в переводе с древнегреческого означает «сверх» или «за рамками». Сама этимология слова указывает на то, что такие навыки позволяют человеку быть «над системой». Стандартные профессиональные компетенции помогают двигаться внутри установленных рамок, интегрироваться в бизнес-систему и реализовываться внутри нее.

Быть «над системой» — значит понимать, как она работает, влиять на процессы и менять правила игры. Такое видение не всегда полностью рациональное: многое зависит еще и от интуиции. «Мета-руководитель» хорошо чувствует свое состояние и состояние сотрудников, знает системные архетипы и умеет предвидеть, как будет развиваться та или иная ситуация. Подобные знания позволяют ориентироваться на результат, а не на установленные правила.

В целом, метакомпетенции помогают руководителям быть более чуткими, эффективными и успешными в своей работе, что в конечном счете приводит к улучшению результатов всей команды.

Зачем метакомпетенции руководителю

Развитие метакомпетенций требует от человека ясного понимания своих сильных и слабых сторон, готовности меняться и адаптироваться в обстановке постоянных вызовов. Метакомпетенции помогают в решении сложных ситуаций и эффективной организации рабочего процесса за счет нестандартного подхода, умения видеть систему со стороны и чувствовать минимальные изменения в настроении команды. Дальше расскажем, чем руководителям помогает наличие компетенций.

Строить стратегии. Мета-руководитель не просто придерживается правил и графиков, он умеет видеть неочевидные пути достижения целей, что позволяет его работе быть более эффективной.

Так, на одной из стратегических сессий в компании прозвучала важная мысль: “Чем медленнее, тем быстрее”. И она отлично иллюстрирует суть стратегического мышления мета-руководителя. В парадигме достигаторства особенно ценится скорость принимаемых решений. Стратегическое мышление, как одна из метакомпетенций, в свою очередь подсвечивает для руководителя вопросы о том, куда приведут его и компанию те или иные решения.

Общаться и понимать людей. Развитие эмоционального интеллекта помогает слышать боли других людей и грамотно на них реагировать. Так, например, зная, что сотрудникам важно чувствовать собственную ценность, мета-руководитель не требует четкого соблюдения скриптов и шаблонов, а позволяет экспериментировать и применять в работе их собственные знания и опыт.

Сегодня сотрудники все больше ценят индивидуальный подход со стороны руководства и склонны сопротивляться, сталкиваясь с жесткими ограничениями и рамками. Именно метакомпетенции позволяют руководителям выстроить отношения, основанные на доверии и уважении, с каждым членом команды.

Начинать новое. Очень часто люди, которые долго управляют большими командами или крупными компаниями теряют решимость и желание начинать новые проекты. Мета-компетенции учат управленцев грамотно совмещать подходы бизнес-мышления, которые помогают в управлении, и предпринимательского мышления, которые способствуют креативности и любопытству.

Растить свою команду. Навыки эмпатии и коммуникации позволяют таким руководителям давать качественную обратную связь своей команде, видеть слабые места и точки роста, позволять сотрудникам экспериментировать и привносить в работу что-то свое. Мета-руководитель не боится вкладываться в свою команду и ее обучение. Видя свою ценность в такой компании, сотрудники с меньшей вероятностью захотят сменить место работы.

Достигать результатов. То, ради чего вообще формулируются и развиваются метакомпетенции — это результат. Однако, мета-руководитель достигает результатов не потому, что сломя голову несется к цели. Эффективная деятельность в логике метакомпетенций — это, прежде всего, увлекательная деятельность.

Мета-руководители знают, какой процесс приносит удовольствие им самим, и как наверняка вовлечь в это команду. Действуя из интереса такие люди идут к своим целям упорнее и радостнее.

Метанавыки стремятся развить в себе не только руководители. Они также активно используются в сфере HR и для обучения персонала. Команды из таких «мета-сотрудников» — более самостоятельные и организованные: они сильные, целеустремленные, не боятся трудностей и конкуренции.

Такие навыки полезны для каждого из нас: они помогают выстраивать собственный путь к цели и не сбиваться с пути. Если сегодня стремление стать «мета» — это новый тренд предпринимательского мира, то он, безусловно, один из самых полезных.

На фото Наталья Черкасова выступает с докладом о корпоративной культуре, выстраивание которой также зависит от метакомпетенций. I Поволжский HR форум

Разновидности метакомпетенций

Невозможно составить полный лист метакомпетенций, так как вызовы и изменения внешней среды постоянно требуют выработки новых навыков. Но для наглядности мы выделим среди них несколько базовых:

  1. Эмоциональный интеллект.
  2. Стрессоустойчивость.
  3. Обучаемость и разобучаемость, то есть возможность отсеивать ненужные знания.
  4. Критическое мышление.
  5. Комбинированное мышление: способность видеть разницу между, например, мышлением предпринимателя и бизнес-мышлением, комбинировать эти методологии между собой.
  6. Готовность к принятию решений и ответственность.

В общей сложности эти навыки образуют комбинацию системного, логического и интуитивного мышления. Почетное звание «мета-руководителя» получает тот, кто сумел в равной степени развить в себе их все и научился грамотно использовать. Метакомпетенции — не столько врожденные качества личности, сколько осознанный выбор человека: при желании каждый из нас может развить их в себе.

Как развить в себе метакомпетенции

Каждую из метакомпетенций можно воспитывать в себе самостоятельно или работая вместе с наставником. Прежде всего, важно научиться наблюдать за собой и своими поведенческими реакциями в показательных ситуациях — так называемых «индикаторах». Индикатор — это то, как человек проявляется в мир в тех или иных обстоятельствах.

Проще всего обнаружить такие индикаторы — если регулярно вести дневник и отслеживать, как именно вы оказываетесь в затруднительных ситуациях. Внимательно наблюдайте за тем, что вас злит, интересует, расстраивает или выводит из себя. Узнав о своих особенностях, вы сможете ими управлять. Находите истинные причины нежелательных состояний и ищите верные именно для вас способы их контролировать. Метакомпетенции подразумевают особенную внимательность к себе, умение слушать себя и доверять интуиции.

Чтобы находить выходы из нерешаемых, на первый взгляд, ситуаций — нужно научиться действовать нестандартно и выходить из привычных рамок. Один из наиболее простых способов — взять паузу. Если задача не решается — перестаньте ее решать, отвлекитесь. Вопреки ожиданиям, многие нестандартные решения приходят к нам именно в такие моменты.

Наталья Черкасова
Наталья Черкасова

Какие разновидности метакомпетенций вы знаете?


Больше по теме

Страхи и боли предпринимателей: как их преодолеть?

У большинства основателей бизнеса есть различные страхи и боли ограничивающие рост компании, но не каждый знает как с ними бороться. Профессиональный ментор и коуч рассказал методах и лайфхаках

Новости