В условиях постоянно меняющейся бизнес-среды привычных нашему пониманию профессиональных навыков становится недостаточно для поддержания конкурентоспособности на рынке. Сегодня в игру вступают новые правила: руководителям нужно адаптироваться и развивать в себе новые качества — метакомпетенции.
О том, что метакомпетенции из себя представляют и в чем их преимущества, расскажет Наталья Черкасова — бизнес-тренер, руководитель проектов в ПАО «Ростелеком» и бизнес-консультант в Сбер, Роснефть, Ригла и СДЭК.
В чем отличие метакомпетенций от профессиональных компетенций
Метакомпетенции — это навыки, которые лежат в основе достижения успеха в различных профессиональных областях. Отчасти определение метакомпетенций схоже с понятием известных «софт»-скиллов — навыков, способствующих эффективной коммуникации. Например, умение убеждать, удерживать внимание собеседника, решать конфликты, вести переговоры. Но при этом, понятие метакомпетенций значительно шире.
Приставка «мета» в переводе с древнегреческого означает «сверх» или «за рамками». Сама этимология слова указывает на то, что такие навыки позволяют человеку быть «над системой». Стандартные профессиональные компетенции помогают двигаться внутри установленных рамок, интегрироваться в бизнес-систему и реализовываться внутри нее.
Быть «над системой» — значит понимать, как она работает, влиять на процессы и менять правила игры. Такое видение не всегда полностью рациональное: многое зависит еще и от интуиции. «Мета-руководитель» хорошо чувствует свое состояние и состояние сотрудников, знает системные архетипы и умеет предвидеть, как будет развиваться та или иная ситуация. Подобные знания позволяют ориентироваться на результат, а не на установленные правила.
В целом, метакомпетенции помогают руководителям быть более чуткими, эффективными и успешными в своей работе, что в конечном счете приводит к улучшению результатов всей команды.
Зачем метакомпетенции руководителю
Развитие метакомпетенций требует от человека ясного понимания своих сильных и слабых сторон, готовности меняться и адаптироваться в обстановке постоянных вызовов. Метакомпетенции помогают в решении сложных ситуаций и эффективной организации рабочего процесса за счет нестандартного подхода, умения видеть систему со стороны и чувствовать минимальные изменения в настроении команды. Дальше расскажем, чем руководителям помогает наличие компетенций.
Строить стратегии. Мета-руководитель не просто придерживается правил и графиков, он умеет видеть неочевидные пути достижения целей, что позволяет его работе быть более эффективной.
Так, на одной из стратегических сессий в компании прозвучала важная мысль: “Чем медленнее, тем быстрее”. И она отлично иллюстрирует суть стратегического мышления мета-руководителя. В парадигме достигаторства особенно ценится скорость принимаемых решений. Стратегическое мышление, как одна из метакомпетенций, в свою очередь подсвечивает для руководителя вопросы о том, куда приведут его и компанию те или иные решения.
Общаться и понимать людей. Развитие эмоционального интеллекта помогает слышать боли других людей и грамотно на них реагировать. Так, например, зная, что сотрудникам важно чувствовать собственную ценность, мета-руководитель не требует четкого соблюдения скриптов и шаблонов, а позволяет экспериментировать и применять в работе их собственные знания и опыт.
Сегодня сотрудники все больше ценят индивидуальный подход со стороны руководства и склонны сопротивляться, сталкиваясь с жесткими ограничениями и рамками. Именно метакомпетенции позволяют руководителям выстроить отношения, основанные на доверии и уважении, с каждым членом команды.
Начинать новое. Очень часто люди, которые долго управляют большими командами или крупными компаниями теряют решимость и желание начинать новые проекты. Мета-компетенции учат управленцев грамотно совмещать подходы бизнес-мышления, которые помогают в управлении, и предпринимательского мышления, которые способствуют креативности и любопытству.
Растить свою команду. Навыки эмпатии и коммуникации позволяют таким руководителям давать качественную обратную связь своей команде, видеть слабые места и точки роста, позволять сотрудникам экспериментировать и привносить в работу что-то свое. Мета-руководитель не боится вкладываться в свою команду и ее обучение. Видя свою ценность в такой компании, сотрудники с меньшей вероятностью захотят сменить место работы.
Достигать результатов. То, ради чего вообще формулируются и развиваются метакомпетенции — это результат. Однако, мета-руководитель достигает результатов не потому, что сломя голову несется к цели. Эффективная деятельность в логике метакомпетенций — это, прежде всего, увлекательная деятельность.
Мета-руководители знают, какой процесс приносит удовольствие им самим, и как наверняка вовлечь в это команду. Действуя из интереса такие люди идут к своим целям упорнее и радостнее.
Метанавыки стремятся развить в себе не только руководители. Они также активно используются в сфере HR и для обучения персонала. Команды из таких «мета-сотрудников» — более самостоятельные и организованные: они сильные, целеустремленные, не боятся трудностей и конкуренции.
Такие навыки полезны для каждого из нас: они помогают выстраивать собственный путь к цели и не сбиваться с пути. Если сегодня стремление стать «мета» — это новый тренд предпринимательского мира, то он, безусловно, один из самых полезных.
Разновидности метакомпетенций
Невозможно составить полный лист метакомпетенций, так как вызовы и изменения внешней среды постоянно требуют выработки новых навыков. Но для наглядности мы выделим среди них несколько базовых:
- Эмоциональный интеллект.
- Стрессоустойчивость.
- Обучаемость и разобучаемость, то есть возможность отсеивать ненужные знания.
- Критическое мышление.
- Комбинированное мышление: способность видеть разницу между, например, мышлением предпринимателя и бизнес-мышлением, комбинировать эти методологии между собой.
- Готовность к принятию решений и ответственность.
В общей сложности эти навыки образуют комбинацию системного, логического и интуитивного мышления. Почетное звание «мета-руководителя» получает тот, кто сумел в равной степени развить в себе их все и научился грамотно использовать. Метакомпетенции — не столько врожденные качества личности, сколько осознанный выбор человека: при желании каждый из нас может развить их в себе.
Как развить в себе метакомпетенции
Каждую из метакомпетенций можно воспитывать в себе самостоятельно или работая вместе с наставником. Прежде всего, важно научиться наблюдать за собой и своими поведенческими реакциями в показательных ситуациях — так называемых «индикаторах». Индикатор — это то, как человек проявляется в мир в тех или иных обстоятельствах.
Проще всего обнаружить такие индикаторы — если регулярно вести дневник и отслеживать, как именно вы оказываетесь в затруднительных ситуациях. Внимательно наблюдайте за тем, что вас злит, интересует, расстраивает или выводит из себя. Узнав о своих особенностях, вы сможете ими управлять. Находите истинные причины нежелательных состояний и ищите верные именно для вас способы их контролировать. Метакомпетенции подразумевают особенную внимательность к себе, умение слушать себя и доверять интуиции.
Чтобы находить выходы из нерешаемых, на первый взгляд, ситуаций — нужно научиться действовать нестандартно и выходить из привычных рамок. Один из наиболее простых способов — взять паузу. Если задача не решается — перестаньте ее решать, отвлекитесь. Вопреки ожиданиям, многие нестандартные решения приходят к нам именно в такие моменты.
Какие разновидности метакомпетенций вы знаете?