Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Путь к успеху в бизнесе: алгоритмы роста и развития


На планете живет около 8 млрд человек, и из них уже более 450 млн предпринимателей, и эта цифра растет ежегодно на 2%. Многие предприниматели ставят перед собой амбициозные цели кратного роста каждый год. Цели могут варьироваться от увеличения капитализации и выручки до увеличения прибыли или доли рынка. Человечество накопило за тысячелетия колоссальный массив данных, на основе которых можно с высокой вероятностью предсказывать как удачные схемы построения бизнеса, так и неудачные.

Взгляд в прошлое: уроки ТРИЗ для бизнеса

Советский учёный, инженер и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер в свое время начал изучать, как появляются изобретения. Он проанализировал материалы 40 тысяч патентов и выяснил, что инженеры обычно используют 40 приёмов. Альтшуллер описал эти приемы и назвал их теорией решения изобретательских задач, ТРИЗ. Суть ТРИЗ — найти нестандартное и оптимальное решение проблемы минимальными усилиями. Так почему же до сих пор нет подобного исследования в методологиях построения бизнеса?

Закономерности. Человечество накопило за тысячелетия колоссальный массив данных, на основе которых можно с высокой вероятностью предсказывать как удачные схемы построения бизнеса, так и неудачные.

Анализ бизнеса
Анализ бизнеса

Разборы бизнесов очень полезны и приносят инсайты всем участникам

Разборы бизнесов очень полезны и приносят инсайты всем участникам

Моя модель успеха: от теории к практике

Предприниматели могут выбирать разные модели и пути развития, но опыт мировых лидеров, биографии и книги, а также мой личный опыт и насмотренность позволяют вывести некую формулу, которая может стать основой успешного развития. Взяв в работу эту формулу, добавив нужные нотки вашей личности, вы получите тот самый «путь к успеху» или эффективную модель создания стабильно растущей компании.

Я глубоко убежден, что в нашем мире всё связано и подчиняется определенным правилам и алгоритмам. Это касается как животного мира и природных явлений, так и поведения людей, а также и экономических процессов.

В каждом аспекте жизни и во всех системах можно найти закономерности, которые можно изучить, понять и использовать для прогнозирования будущих событий и улучшения нашей жизни. Компании, которые следуют четким алгоритмам и стратегиям, имеют на 30% больше шансов на успех и стабильный рост, чем те, кто действует хаотично и без плана.

Пять золотых правил бизнеса

Для успешного ведения бизнеса я выделил пять основных правил. Важно не только наличие этих правил, но и их последовательность и строгое следование им.

Четкая цель и стратегия. Согласно исследованиям, компании, которые имеют четко определенные цели и стратегию, достигают успеха в 70% случаев, по сравнению с 35% у компаний без четкой стратегии. В книге «Принципы» Рэя Далио подчеркивается важность ясных и конкретных целей для успешного управления компанией.

Адаптивность и гибкость. 60% компаний, которые быстро адаптируются к изменениям на рынке, демонстрируют стабильный рост, тогда как компании, не способные адаптироваться, часто сталкиваются с кризисами. В книге «Лин стартап» Эрик Рис объясняет, как гибкость и быстрая адаптация к изменениям могут способствовать успеху стартапов.

Фокус на клиента. Компании, ориентированные на клиента, в среднем увеличивают свою прибыль на 10% ежегодно, тогда как компании, которые игнорируют клиентский опыт, часто теряют до 20% прибыли. Гэри Келлер в книге «Начни с главного» акцентирует внимание на важности понимания потребностей клиента и создания ценности для них.

Инновации и технологии. Компании, активно внедряющие новые технологии и инновации, имеют на 50% больше шансов на успех, чем те, кто этого не делает. Александр Остервальдер в книге «Развитие бизнес-моделей» подробно описывает, как инновационные бизнес-модели могут стать ключом к успеху компании.

Командная работа и корпоративная культура. Сильная корпоративная культура и эффективная командная работа могут увеличить продуктивность компании на 25%. Патрик Ленсиони в книге «Преимущество» подробно описывает, как создание здоровой корпоративной культуры может способствовать успеху компании.

От общих фраз к конкретным шагам

Многие философы, бизнес-эксперты и знаменитые успешные предприниматели пишут в своих книгах и социальных сетях красивые общие фразы, не давая конкретики. Меня самого всегда это раздражало, ведь если ты решил поделиться полезной информацией, так почему не сделать ее доступной для читателя? Чтобы понять материал, его необходимо конкретизировать и наложить на реальный пример, дать не только слой мыслей, но и слой инструментов. Мой подход складывается из нескольких последовательных шагов.

Шаг 1. Миссия и цель. Прежде чем строить бизнес, задумайтесь о цели и миссии: ради чего вы это делаете? Если вы уже в бизнесе и много лет строите компанию, то этот вопрос будет для вас тоже актуален. Это не просто красивые слова, которые многие пишут на сайтах в разделах о компании и потом забывают о них. Это именно то, что затрагивает вас как основателя.

Приведу пример. В книге «Богатый папа, бедный папа» Роберт Кийосаки акцентирует внимание на важности ясной цели и миссии для достижения финансовой независимости и успеха в бизнесе.

Шаг 2. Описание бизнес-модели. За счет чего вы будете достигать поставленной цели и миссии компании?

  1. Какие услуги, товары вы оказываете или продаете?
  2. Какое ваше уникальное торговое предложение и какую боль вы на самом деле решаете и для кого?

Например, Александр Остервальдер в книге «Развитие бизнес-моделей» предлагает использовать «Канву бизнес-модели» для четкого описания и визуализации всех аспектов вашего бизнеса.

Шаг 3. Описание организационной структуры. Как только будет понятна бизнес-модель, вам станет понятно, кто и как должен присутствовать в вашей компании, чтобы процесс доходил до конца.

Вопреки обычному мнению, организационная структура — это не только связи сверху вниз, кто под кем, но и описание по каждой должности ценностного конечного продукта — за что главным образом отвечает данная должность, а также главного функционала и метрик, по которым можно судить о качественном и количественном достижении поставленных целей в рамках отдела.

Например, в книге «От хорошего к великому» Джим Коллинз описывает, как правильное распределение ролей и ответственности в команде может привести к значительным успехам и устойчивому росту компании.

Оргструктура
Оргструктура

После определения бизнес-модели разрабатываем организационную структуру

После определения бизнес-модели разрабатываем организационную структуру

Шаг 4. Описание команды. Детальное описание портрета идеального сотрудника на той или иной должности. Желательно прохождение разных тестов на типы личности и особенности сотрудника, чтобы максимально эффективно подобрать человека именно на эту должность.

Например, в книге «45 татуировок менеджера» Максим Батырев подчеркивает важность подбора правильных людей в команду и использования их сильных сторон для достижения общей цели.

Шаг 5. Замер уровня энергии и желания. Всегда важен уровень энергии основателя, иначе поставленные цели и задачи не будут выполняться в самом начале. Нам нужно максимально наполнить энергией основателя, и тут потребуются замеры с помощью разных инструментов, например, колеса баланса.

В книге «Счастливый карман, полный денег» Дэвид Кэмерон описывает важность внутренней гармонии и энергии для достижения успеха в бизнесе и жизни.

Шаг 6. Фотография текущего рабочего времени. На все должно хватать времени, но как правило у нас всего 24 часа в сутках и всего 365 дней в году, хочется успеть все. Для этого проводится хронометраж дня основателя, выделяются основные моменты, на которых можно сэкономить время, от чего-то отказаться, а что-то делегировать, чтобы высвободить основное время для приоритетных задач.

Например, в книге «Эссенциализм» Грег МакКеон учит концентрироваться на самом важном и отсеивать все ненужное для достижения максимальной продуктивности.

Шаг 7. Делегирование и найм ассистента. В большинстве случаев находится ряд задач, которые необходимо делегировать. Встает вопрос кому и как. Здесь есть много методологий и подходов к делегированию, но одно из самых простых решений — это нанять ассистента и сделать так, чтобы все простые задачи решались через него или как минимум ему передавались для сбора и актуализации информации, контроля и выполнения рутинных функций.

Например, в книге «Думай и богатей» Наполеон Хилл подчеркивает важность делегирования и создания команды для достижения больших целей.

Шаг 8. Найм HR BP или HR Generalist. Как показывают исследования и заключения многих успешных предпринимателей, в основе плодотворного бизнеса лежит успешная бизнес-модель и правильно подобранная команда. И если функционал и структуру мы описали ранее, то самих людей надо подбирать здесь и сейчас на земле. А это непростая задача, особенно сейчас, когда на лицо кадровый голод на многих позициях. Проще всего здесь найти такого человека, кто сделает эту работу за вас. В рамках основных задач для HR BP ставится три блока: рекрутмент, эффективность, корпоративная культура.

Например, в книге «Преимущество» Патрик Ленсиони подробно рассматривает, как правильный HR может значительно улучшить корпоративную культуру и, следовательно, производительность компании.

Шаг 9. База знаний компании. Первым делом, при появлении HR BP и начале системной работы по развитию и масштабированию бизнеса, необходимо формировать базу знаний для компании.

Причем это надо делать таким образом, чтобы не тратить время и силы на повторение одной и той же информации новым кандидатам. Информация копится и структурируется — разрабатываются видео-уроки, регламенты, положения, инструкции, тесты, аккредитации, экзамены. Все это помещается в отдельное место под названием «База знаний», где хранится информация как в разрезе отдела и должности, так и в разрезе всей компании — общая информация.

Например, в книге «Лин стартап» Эрик Рис описывает важность создания структурированной базы знаний для повышения эффективности и масштабируемости компании.

Шаг 10. Система отбора, тестирования и обучения персонала. Процесс отбора сотрудников — это самый креативный и сложный входной процесс в компании.

На первом этапе идет расширенная воронка найма, затем собеседования с тестированием на тип личности кандидата, тестовое задание, экзамен, период адаптации, в конце которого также сдача экзамена и ролевой игры с непосредственным будущим руководителем.

Вторым этапом предусмотрен институт развития сотрудника внутри компании, продуманный как минимум на год вперед с такими инструментами, как: индивидуальный план развития, грейдинг, то есть карьерная лестница развития сотрудника в компании, наставничество, индекс удовлетворенности сотрудников, основанный на множестве различных тестов.

Например, в книге «Кто украл мой сыр?» Спенсер Джонсон подчеркивает важность адаптации и постоянного обучения для успешного развития как сотрудников, так и всей компании.

Шаг 11. Оптимизация процессов. Оптимизация бизнес-процессов включает в себя постоянный анализ и улучшение текущих методов работы. Используйте подходы, такие как Lean и Six Sigma, чтобы определить узкие места и устранить их, повышая эффективность и снижая затраты.

Например, в книге «Лин стартап» Эрик Рис акцентирует внимание на важности постоянного улучшения процессов для достижения устойчивого роста.

Шаг 12. Финансовое планирование и управление. Эффективное управление финансами является ключом к стабильности и росту бизнеса. Разработайте финансовую стратегию, которая включает в себя бюджетирование, прогнозирование, управление денежными потоками и анализ финансовых показателей.

К примеру, в книге «Богатый папа, бедный папа» Роберт Кийосаки подчеркивает важность финансовой грамотности и планирования для успешного ведения бизнеса.

Шаг 13. Маркетинг и продвижение. Разработка и реализация эффективной маркетинговой стратегии помогут вам привлечь новых клиентов и удержать существующих. Используйте цифровые инструменты, такие как SEO, контент-маркетинг, социальные сети и e-mail маркетинг, чтобы охватить широкую аудиторию.

Например, в книге «Начни с главного» Гэри Келлер обсуждается важность фокуса на ключевые маркетинговые действия, которые приносят наибольший результат.

Шаг 14. Управление рисками. Идентифицируйте потенциальные риски, связанные с вашим бизнесом, и разработайте планы их минимизации. Рассмотрите различные варианты — финансовые риски, операционные риски, риски безопасности данных и другие.

К примеру, в книге «Принципы» Рэй Далио делится своими методами управления рисками, которые помогают достигать стабильности и устойчивости в бизнесе.

Шаг 15. Инновации и постоянное развитие. Создание инновационной культуры в компании способствует постоянному поиску новых решений и улучшений. Внедрение новых технологий, разработка новых продуктов и услуг, а также улучшение текущих процессов помогут вам оставаться конкурентоспособными.

Например, в книге «Стратегия голубого океана» Ким В. Чан и Рене Моборн обсуждают важность создания новых рыночных пространств через инновации и креативные подходы. Следование этим шагам позволит вам создать устойчивую и успешную компанию, способную адаптироваться к изменениям рынка и достигать поставленных целей.

Заключение

Создание успешного бизнеса — это непрерывный процесс, требующий четкого планирования, адаптивности и постоянного улучшения.

Следуя этим пятнадцати шагам, вы сможете построить компанию, которая не только достигнет поставленных целей, но и будет устойчиво развиваться в условиях постоянных изменений рынка.

Важно помнить, что успех в бизнесе — это не только достижение финансовых показателей, но и создание ценности для клиентов, развитие команды и вклад в общество. Применяя эти принципы на практике, вы сможете создать компанию, которая будет не только успешной, но и значимой для всех ее участников.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Александр Лебедев
Александр Лебедев

Как вы считаете, ваша модель развития бизнеса успешна?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации