В России более 5 тыс. организаций, помогающих детям и семьям, при этом в детских домах все еще остается более 35 тысяч детей-сирот. Помогать им хотят многие профессионалы и люди дела, но сориентироваться в форматах помощи не всегда просто. Как помочь, если вы не готовы усыновлять или брать под опеку? Разбираемся в существующих вариантах.
Как может помочь моя компания?
Сегодня все больше брендов понимают важность социальной ответственности и ее влияние на бизнес — начиная от мотивации сотрудников и заканчивая капитализацией всей компании. Вот какие формы помощи существуют для организаций.
Донорство. Это прямая финансовая помощь на проекты благотворительного фонда или поддержка определенных программ. Например, один из партнеров нашего фонда регулярно переводит средства на съемки видеоанкет детей, за что мы ему очень благодарны.
Совместные фандрайзинговые акции. Это возможность продемонстрировать свой социально-ответственный подход к бизнесу и достойный информационный повод. Такие акции по сбору средств могут быть приурочены к календарным праздникам или важным для самой организации датам. Мы регулярно проводим такие акции с партнерами нашего фонда и вдохновляемся акциями коллег из других фондов.
Партнерские продукты. Во многих кредитно-финансовых организациях или банках есть кешбэк в пользу благотворительных организаций или специальные карты и вклады, отчисления с которых переводятся в пользу фондов. Некоторые компании создают фирменный мерч на тему благотворительности или проводят крупные исследования, развивающие системную благотворительность в целом.
Медийная поддержка. На первый взгляд неочевидный вид помощи, но по факту довольно эффективный. Не все благотворительные организации могут себе позволить оплатить дорогостоящую рекламу, а для компании выделить часть своего медийного бюджета или разместить пост у дружественного блогера гораздо проще.
Вовлечение сотрудников. Когда люди понимают, что выполняя свою ежедневную работу, они могут помогать добрыми делами и менять жизни, лояльность к компании растет. Примеры такой активности: корпоративные рассылки с информированием о деятельности дружественного фонда и его программах; информации об отдельных акциях фонда; приглашение сотрудников становиться волонтерами фонда, например, «Ангелами-Хранителями» детей из детского дома или заводить свои кампании по сбору средств в честь дня рождения, свадьбы или любого другого повода. Кроме того, многим благотворительным организациям всегда пригодится pro bono поддержка опытных специалистов и вы можете предложить свои навыки в помощь фондам.
Как компании оформить сотрудничество с благотворительным фондом?
Благотворительный фонд «Измени одну жизнь» работает как с крупными компаниями, так и с представителями среднего и малого бизнеса. В их числе МегаФон, ББР Банк, «Индилайт», сеть клиник инновационной косметологии «GEN87» и другие организации. Если говорить о формах сотрудничества, то это могут быть:
- прямая финансовая поддержка проектов фонда;
- совместные акции и коммуникационные кампании;
- общие мероприятия;
- HR-проекты.
Но помимо этого мы открыты к предложениям и новым форматам сотрудничества.
Как и у любых юридических лиц, у благотворительных фондов могут быть разные формы договоров. Фонд выступает таким же субъектом отношений как все остальные организации, для него нет исключений из общих правил.
Это могут быть такие формы.
Договор пожертвования, когда фонду просто передаются финансовые средства на поддержку программ.
Возмездный спонсорский договор, когда фонду передают деньги, а он взамен, например, встраивает партнера в мероприятие.
Соглашение о сотрудничестве, когда фонд вместе с компанией одновременно начинает проект, где не участвуют деньги. В этом случае отдельно оговаривается, что в случае возникновения денежных отношений заключается соответствующий договор — это может быть оказание услуг или что-то другое.
Договоры создаются в соответствии с теми отношениями, которые возникают. При составлении подобных договоров следует учитывать все то же самое, что и при составлении договоров для коммерческих компаний, включая возможные риски.
Также при заключении договора нужно принять во внимание, что у благотворительного фонда могут быть особые ограничения. Например, фонд «Измени одну жизнь» не размещает рекламу партнеров на своем официальном сайте — у нас есть устная договоренность с Министерством образования о том, что мы не размещаем рекламу рядом с видеоанкетами детей, так как они содержат специфическую производную информацию о детях. Это вопрос этики. Каждый фонд регулирует свои ограничения самостоятельно. Кроме того, большинство фондов старается заключать партнерства с компаниями, ценности которых если не полностью совпадают, то, по крайней мере, не противоречат ценностям и миссии самого фонда.
В связи с вступившим не так давно в силу новым законом о рекламе, есть ряд ограничений на рекламу коммерческих организаций. Так каждое рекламное сообщение должно включать специальный идентификатор, пометку «реклама» и сведения о рекламодателе; также всю информацию о рекламодателях, местах и результатах размещений нужно вносить в специальную базу данных — единый реестр интернет-рекламы. Это стоит учесть, если коммерческая компания рассматривает фонд в качестве медиапартнера и рассчитывает на его каналы коммуникации для продвижения своих товаров или услуг.
Обеим сторонам, когда они договариваются о сотрудничестве, следует помнить о честности, этичности, соблюдении договоренностей и сроков, о том, что всегда можно найти компромисс. Важно, чтобы все заинтересованные стороны действительно хотели достичь того, о чем они договариваются. Как говорит Ричард Брэнсон: «Суть бизнеса заключается не в соблюдении формальностей, поиске выгоды, практическом результате, получении прибыли, стремлении продать, коммерческой игре или чем-то еще. Бизнес — это прежде всего то, что вам небезразлично».
Нужно не бояться говорить о своих сомнениях или ограничениях и смело задавать вопросы — в «третьем секторе», как часто называют некоммерческие организации, огромное количество крутых профессионалов, которые сами смогут уверенно поддержать диалог с представителями бизнеса или найдут тех, с кем можно будет посоветоваться по тем или иным вопросам.
Чего не стоит делать?
Пожалуйста, забудьте про отправку подарков с конфетами в детские дома. Ближе к семье это ребенка не сделает, его осознанность или умение ориентироваться в жизни не повысит, а вот чувство, что ему все должны, может добавить. В целом идея отправлять подарки детям от незнакомых дядь и теть — не самая удачная. Мы ведь и сами с осторожностью принимаем что-то от незнакомцев — это история и про доверие, и про безопасность и про «свой круг».
Не нужно спонтанно реагировать на рассылки с просьбой помочь с незнакомых адресов и от незнакомых контактов. Подозрение должны вызывать:
- ящики для сбора средств;
- абстрактные цели сбора;
- отсутствие отчетности.
Любая деятельность физического лица или организации должна приносить результаты. Поэтому обязательно обратите внимание на отчетность фонда, которому вы помогаете — есть ли у вас понимание, на что уходят пожертвования, как они распределяются, насколько прозрачной может считаться деятельность благотворительной организации?
Благотворительные фонды всегда рады любой поддержке. Но если помощь будет регулярной и систематической, то удастся изменить к лучшему еще больше жизней. А сами благотворители обязательно заработают свои плюсы в карму.
Бесплатные консультации по созданию и ведению медиа и соцсетей (2 часа в месяц) для НКО. Бесплатные мастер-классы для сотрудников НКО в рамках мероприятий «Благосферы».