Я Игорь Знак — генеральный директор B2B-платформы для работы с самозанятыми Qugo. Работал в сфере маркетинга и рекламы 10 лет, последние 5 лет трудился в HR Tech индустрии: занимался проблемой ускорения процессов кадрового документооборота и оформления документов, а также отвечал за разработку инновационных продуктов. Участвовал в развитии нескольких стартапов как на российском рынке, так и в странах Африки и Латинской Америки. Консультирую стартапы в акселераторах ФРИИ, StartupLab, внутренних акселераторах Ростелекома, группы БКС и других.
Расскажу, как привлекать человеческий ресурс в период сезонной загрузки.
В высокий сезон набирать постоянных сотрудников в штат бизнесу невыгодно
Есть варианты — оформить срочный трудовой договор с работником или привлечь самозанятых.
В период пиковой загрузки срочный трудовой договор можно оформить на сезонный труд и на временные работы. В обоих случаях работа выполняется не на постоянной основе. Часто эти два понятия путают. В первую очередь сезонные работы от временного труда отличаются сроком, на который можно заключить трудовой договор.
Точного перечня временных работ нет, главное, чтобы работа носила временный характер и ее продолжительность ограничивалась двумя месяцами.
Сезонную работу из-за погодных особенностей можно выполнять только в определенном периоде. По трудовому кодексу сезон длится не более полугода. Для отнесения работ к сезонным можно руководствоваться постановлением правительства от 04.07.2002 № 498 и другими отраслевыми соглашениями.
У каждой отрасли и направления бизнеса свой период высокого сезона. Например, летом чаще всего требуется усиление в кейтеринговые компании и ивент-агентства — ведущие на корпоративы и свадьбы, официанты, распространители листовок и т. д. В период новогодних корпоративов в рестораны нужны специалисты по украшению зала, Деды Морозы и Снегурочки.
Сотрудничество с сезонными работниками
Чтобы трудоустроить сотрудника на сезонную работу, с ним подписывают срочный трудовой договор. В соглашении обязательно делается пометка, что договор заключается на сезон. Иначе в случае спора с работником договор могут признать бессрочным. Окончание договора — определенная дата или событие, например подписание акта о приеме работ.
Такому сотруднику можно установить испытательный срок:
- не более двух недель, если трудовой договор заключили на период 2—6 месяцев;
- не более трех месяцев, если договор заключили на сезонные работы, которые длятся более полугода.
Права у сезонных работников. Они такие же, что и у всех остальных: им положен больничный, отпуск из расчета 2,33 дня за каждый месяц работы, а также выплата компенсации за неиспользованный отпуск при расторжении договора. Если договор заканчивается в период беременности сотрудницы, его нужно продлить до окончания больничного листа по беременности и родам.
Налоги при заключении срочного трудового договора остаются такими же, как при бессрочном: работодатель платит НДФЛ и страховые взносы.
Наем на временные работы
При найме на временные работы организация заключает трудовые договоры на срок до двух месяцев: например, случился форс-мажор или понадобилось на короткий срок увеличить объем производства. В законодательстве перечень временных работ не установлен.
Договор на выполнение временных работ. Это вид срочного трудового договора. Кроме срока действия, в нем указывается причина заключения. Для прекращения договора сотрудника нужно письменно уведомить об этом не менее чем за три дня до увольнения, кроме случаев, когда договор заканчивается по окончании временного исполнения обязанностей отсутствующего работника.
При приеме на работу на срок до двух месяцев нельзя установить испытательный срок. При этом временный работник имеет право на оплачиваемый отпуск или его компенсацию, длительность отпуска считается как 2,33 дня за месяц работы.
Привлечение самозанятых на сезонные работы
Самозанятый — физическое лицо, которое самостоятельно выбирает себе задания и заказчиков. Такие исполнители самостоятельно платят налог на профессиональный доход: при оказании услуг другим физлицам — по ставке 4% от дохода, ИП или юрлицам — 6%.
Сотрудничество с плательщиками НПД в пик сезонной нагрузки — удобное решение для бизнеса. Таким образом можно оперативно решить проблему гибкости в росте или сокращения исполнителей. Услуги по уборке снега, по сбору урожая, ремонт и обслуживание холодильного оборудования и кондиционеров, услуги по новогоднему декорированию торговых или бизнес-центров — эти и многие другие задачи можно делегировать самозанятым.
Организации привлекают самозанятых по договору возмездного оказания услуг или подряда. Для заключения договора нужны:
- паспорт;
- ИНН;
- справка о статусе самозанятого из приложения «Мой налог»;
- разрешительные документы, если исполнитель — иностранный гражданин.
При этом организация не начисляет НДФЛ и страховые взносы, а в подтверждение того, что исполнитель задекларировал доход, получает от него чек. Чек самозанятый формирует в приложении «Мой налог». В чеке он указывает ФИО, ИНН, наименование услуги и сумму за оказанные услуги.
Самозанятых привлекают на выполнение конкретного объема работ или услуг, им не предоставляются больничные и отпуска.
Заключить срочный трудовой договор или договор ГПХ с самозанятым
В сезон у работников, оформленных по трудовому договору, в том числе срочному, сохраняются те же социальные гарантии, что и в случае бессрочного договора: право на оплачиваемый отпуск, больничный, в том числе по беременности и родам. Бизнесу придется удерживать НДФЛ с заработной платы сотрудников и начислять страховые взносы. Работников, оформленных по срочному трудовому договору, необходимо включать в отчетность.
Договор подряда или возмездного оказания услуг
Такой договор, заключенный с самозанятым, проще и выгоднее для бизнеса: не нужно платить налоги и включать сотрудника в отчетность по НДФЛ и страховым взносам.
Но есть один нюанс, на который надо обратить внимание. Не всех специалистов можно привлечь по договору ГПХ как самозанятых.
В 2023 году мы столкнулись с двумя ситуациями, когда компании хотели заключить договоры ГПХ с плательщиками НПД в качестве:
- швей на фабрике при получении крупного заказа;
- менеджеров по продажам в турагентство на лето.
В этих случаях нельзя работать с самозанятыми — надо оформлять сотрудников по договору на выполнение временных работ или по срочному трудовому.
При выборе способа сотрудничества ориентируйтесь на закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ. В нем есть ограничения в отношении услуг самозанятого. Например, исполнитель не работает на территории заказчика и выполняет работы на собственном оборудовании.
В обоих случаях компании хотели, чтобы самозанятые работали именно у них на территории с предоставлением оборудования для работы, а это прямое нарушение норм закона.
Правила при оформлении договора ГПХ с самозанятыми, чтобы его не переквалифицировали в трудовой:
- С бывшим сотрудником можно заключить договор как с самозанятым только после двух лет с момента его увольнения.
- Не стоит использовать формулировки, встречающиеся в трудовых договорах, например «работник» или «выговор». Лучше — «исполнитель» и «возмещение убытков».
- Не указывайте график и конкретное постоянное место работы.
- Вместо трудовых обязанностей пропишите конкретные задачи и проекты, которые выполняет самозанятый.
- Самозанятые не могут пользоваться материалами и оборудованием работодателя, например корпоративным телефоном.
Также проверяющие могут заподозрить скрытые трудовые отношения, если самозанятый регулярно получает одинаковые суммы на карту банка — партнера заказчика.
Если выявят подобные нарушения, договор переквалифицируют в трудовой. На работодателя могут наложить штраф: для ИП — до 10 тысяч рублей, для юрлиц — до 100 тысяч рублей, а также потребовать выплаты НДФЛ и страховых взносов и пересдачу отчетности.
Привлечение самозанятых исполнителей в высокий сезон — самый оптимальный вариант для бизнеса, если необходимо выполнить определенный объем работ или конкретные услуги. Важно только грамотно оформить такие отношения.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
Как вы оформляете сотрудников в высокий сезон? Расскажите в комментариях.