Читатель Руслан спрашивает: «Добрый день! Мы в компании часто заключаем договоры с контрагентами. У нас пока всего один юрист. И у него уходит слишком много времени, чтобы согласовать договоры. Контрагенты постоянно что-то хотят поменять в тексте. Хочу оптимизировать этот процесс, чтобы не дергать каждый раз юриста. Что можете посоветовать?»
Используйте матрицу согласования
Чтобы участие юриста в переговорах было минимальным, можно подготовить матрицу согласования и доверить переговоры менеджеру. По сути, матрица согласования — это таблица с тремя колонками:
- пункт договора компании;
- типовое возражение от контрагента;
- образец ответа на возражение.
Как подготовить матрицу согласования
Матрицу согласования юрист разрабатывает вместе с менеджером. Порядок такой:
- Надо проанализировать последние переговоры и найти повторяющиеся возражения контрагентов. Скорее всего, партнеры просят поменять схожие пункты.
- Юрист предлагает возможные варианты на каждое возражение: какие пункты можем поменять и как, какие пункты можем вообще удалить, а какие точно нельзя менять. Важно, чтобы менеджер понимал, почему именно такое решение предлагает юрист.
- Стоит показать матрицу человеку, который отвечает за цели бизнеса. Это может быть руководитель или основатель. Он должен согласиться с вариантами юриста.
При согласовании условий сотрудничества менеджер работает по матрице с популярными возражениями контрагентов. А юрист подключается к согласованию договора, только если от контрагента приходит нетиповое возражение.
Посмотрим, как применять матрицу, на примерах.
Компания ООО «Икар» разрабатывает сайты. У них есть типовой договор на разработку сайта. Часто заказчики просят добавить в договор условие о неустойке за нарушение сроков выполнения работ. Например, в такой формулировке:
«Если Исполнитель нарушает срок выполнения работ, Заказчик вправе потребовать неустойку — 0,5% от стоимости работ за каждый день просрочки».
На такой случай матрица рисков может предусматривать следующие варианты:
— предложить заказчику снизить неустойку до 0,1%;
— согласиться на предложенный размер неустойки, но добавить ограничение по общей сумме неустойки.
Может получиться такой пункт:
«Если Исполнитель нарушает срок выполнения работ, Заказчик вправе потребовать неустойку — 0,5% от стоимости работ за каждый день просрочки, но не более 20% от стоимости работ».
Менеджер при согласовании может выбрать один из этих вариантов или применить их вместе.
Как заработать на маркетплейсах
- Как рассчитать цену товара, чтобы остаться «в рынке» и не уйти в минус
- Обзор на популярные сервисы аналитики для маркетплейсов: как использовать и какой выбрать
- 8 элементов продающей карточки товара
- «Выйдете на оборот в миллион рублей через месяц». Стоит ли верить онлайн-курсам по маркетплейсам
- 7 способов увеличить продажи с помощью товара-локомотива
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
А как вы решаете разногласия при заключении договоров?