Читатель Николай спрашивает: «Клиент не хочет подписывать нашу версию договора, а нам не нравится его форма. Не хочется затягивать и разрабатывать новый договор с нуля. Как можно поступить в этом случае, чтобы не тратить деньги и время на юриста?»
Есть три варианта, как согласовать договор
Нельзя заставить другую сторону заключить договор. Так что у вас три варианта:
- В результате переговоров поставщик все-таки соглашается подписать вашу форму договора.
- Вы согласовываете с поставщиком договор по новой форме.
- Вы с поставщиком заключаете договор по вашей форме, но с протоколом разногласий.
В первых двух случаях советуем договариваться с помощью юристов. В первом варианте специалист нужен, чтобы обсудить спорные моменты. Во втором — чтобы составить новый договор с учетом интересов обеих сторон.
В этой статье разберем третий вариант — как заключить договор с протоколом разногласий. Здесь можно обойтись без юриста.
Что такое протокол разногласий
Протокол разногласий — документ, который позволяет сторонам согласовать договор, когда есть спорные моменты. Допустим, из пяти пунктов договора клиент не согласен с одним. Вместо того чтобы переписывать весь договор, стороны могут составить протокол, в котором фиксируют все разногласия и предложения по изменению условий.
По проекту договора со строительной компанией подрядчик должен заплатить штраф за бракованные материалы — 10 000 ₽. Но директор компании понимает, что отсутствие материалов задерживает стройку, поэтому хочет добавить проценты за каждый день просрочки новой поставки. Новый договор согласовывать долго, поэтому строительная компания и поставщик изменяют условия в протоколе разногласий.
Протокол позволяет не менять принятую в компании форму договора, но пойти на уступки клиенту.
Как эффективно продавать на маркетплейсах
- Как привлечь внимание клиента в карточке и увеличить продажи на 30%
- «С бюджетом меньше 1 млн на маркетплейсах не место» и еще 9 мифов
- Как всегда видеть чистую прибыль при торговле на маркетплейсах
- 10 ошибок в продвижении товаров на маркетплейсах и как их избежать
- Как селлеру победить низкую рентабельность: гайд по бизнес-моделям
Как заключить протокол разногласий
Согласовать протокол разногласий с клиентом помогут пять шагов:
- Изучите договор вместе с клиентом и обсудите каждый пункт.
- Зафиксируйте пункты договора, с которыми клиент не согласен. Запишите варианты, которые предлагает клиент.
- Составьте протокол разногласий. В нем перечислите все пункты договора, с которыми клиент не согласен, и предложенные им изменения.
- Обсудите с клиентом каждый пункт протокола разногласий — возможно, в части из них получится найти компромисс.
- Заключите основной договор и протокол разногласий. Протокол становится частью договора и имеет ту же юридическую силу.
Если по каким-то пунктам из договора найти компромисс так и не вышло, их нужно вынести в протокол без решения, и действовать они не будут. Например, если не согласовали размер неустойки, даже в случае нарушения условий договора ее не выплатят. Ведь этот пункт стороны вынесли в протокол, который прикладывается к общему пакету документов.
Обычно протокол разногласий составляют в виде таблицы. В разных столбцах указывают формулировку из договора, вариант второй стороны и обоснование предложений. Например, протокол разногласий может выглядеть так.
Если поставщик не готов подписать протокол или новый договор, начать работу не получится. А если удалось договориться о каких-то пунктах позже, можно заключить дополнительное соглашение к договору. В нем нужно прописать положения, которые начнут действовать.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
Расскажите, как вы решали спорные ситуации при заключении договоров?