Благотворительная больница собрала почти 2,5 млн рублей на санитарный автомобиль, чтобы перевозить бездомных людей с улиц на прием к врачу, в душ и приют. Это второй опыт краудфандинга у команды Благотворительной больницы: в прошлом году на платформе Planeta.ru медики собрали чуть меньшую сумму — 2,2 млн. рублей и открыли в Санкт-Петербурге благотворительную клинику.
Рассказываем о секретах, подводных камнях и отличиях двух крауд-кампаний.
От мечты — к действиям
Благотворительная больница — некоммерческая организация из Санкт-Петербурга, которая оказывает медицинскую помощь бездомным людям. Проект в 2018 году основал врач — анестезиолог-реаниматолог Сергей Иевков.
Сначала медики-волонтеры пешком выходили на улицы города, в заброшенные здания и садоводства. А позже начали принимать бездомных пациентов в переоборудованном микроавтобусе, объединившись с волонтерской организацией «Кинония».
В рамках первой краудфандинговой кампании Благотворительная больница собирала деньги на ремонт помещения клиники. Целью сбора заявили сумму 1 059 000 ₽. Она не покрывала ремонт полностью, но давала хороший старт и покрывала базовые затраты.
«Мы выбрали краудфандинговую платформу, тщательно изучив требования — у Планеты есть пошаговая обучающая инструкция. Посмотрели, как и что писали о себе другие социальные проекты с успешными кейсами. И начали работу по подготовке: договорились с партнерами о лотах, собрали список медиа и блогеров, подготовили несколько вариантов пресс-релизов».
Сергей Иевков
Руководитель Благотворительной больницы
За два месяца кампанию на Планете поддержали 1151 человек
На ремонт клиники удалось собрать 2 млн. 258 тысяч рублей — в два раза больше заявленной суммы.
Главное — рассказывать о сборе
За каждым успешным крауд-проектом стоит большая командная работа по продвижению сбора. За время первой кампании Благотворительной больницы вышло более 30 публикаций, теле- и радиосюжетов, в том числе, в крупных федеральных СМИ.
Как рассказать СМИ о проекте? В Благотворительной больнице несколько лет собирали собственную базу контактов журналистов, с кем когда-либо сотрудничали в организации. Отправлять пресс-релизы можно и на общие email-адреса редакций — они указаны на сайтах изданий.
«Точно не нужно ждать, что после публикации сбора на платформе деньги будут собираться самостоятельно. Краудфандинг движется вперед, пока о нем говорят. В случае с клиникой у нас был яркий инфоповод, который охотно подхватили СМИ. Мы рассказывали не о том, что собираем деньги на ремонт, а о том, что открываем клинику — и каждый может поучаствовать, стать частью этого важного события
Мы звали журналистов в клинику, где полным ходом шел ремонт, рассказывали о планах и медицинских программах. Журналисты выезжали с врачами к бездомным на улицы города, ездили с нами на теплотрассы. А накануне открытия клиники мы сделали пресс-тур и показали, что у нас получилось, поблагодарив СМИ за поддержку»
Алена Демина
PR Благотворительной больницы
Инструкция по запуску краудфандингового проекта для предпринимателей
Вы собираетесь запустить краудфандинговый проект, но не знаете с чего начать? Чтобы помочь с этим мы собрали для вас все ключевые элементы, составляющие подготовку любой крауд-кампании.
Обязательно ознакомьтесь с ними и используйте при запуске собственного проекта:
- Сформулируйте идею проекта емко и понятно для широкой аудитории
- Прочитайте практическое пособие «Школы краудфандинга»
- Изучите похожие крауд-кампании, чтобы набраться опыта
- Соберите команду, которая поможет вам в реализации проекта
- Рассчитайте бюджет и финансовую цель кампании, чтобы обозначить их в проекте
- Определите срок крауд-кампании, за который планируете собрать средства
- Составьте текстовое описание проекта, раскройте вашу идею подробно
- Подготовьте изображения, фото, инфографику, которые разместите на странице проекта
- Снимите видеообращение, чтобы заинтересовать аудиторию
- Продумайте список вознаграждений и способы их доставки
- Создайте черновик страницы на Planeta.ru и отправьте его на модерацию
- Составьте медиаплан по продвижению проекта
- Подготовьте страницы проекта в социальных сетях
- Договоритесь о поддержке с партнерами и лидерами мнений
- Настройте себя на победу!
Везет тем, кто везет
В конце марта 2024 года Благотворительная больница запустила вторую краудфандинговую кампанию — сбор средств на покупку санитарного автомобиля.
«Спустя несколько месяцев после открытия Благотворительной клиники мы поняли, что многие наши пациенты — бездомные люди, маломобильные с инвалидностью — не могут приехать к нам самостоятельно и получить помощь. Или у них нет денег на оплату такси, и водители не берут пассажиров в пачкающей одежде. Или они не могут самостоятельно добраться на общественном транспорте по состоянию здоровья. И мы снова предложили людям поддержать нашу идею».
Сергей Иевков
Руководитель Благотворительной больницы
В сборе на автомобиль заявили всю сумму полностью — 2 млн. 475 тысяч рублей. Но собирать деньги на этот проект оказалось сложнее: спустя два месяца сбор продлили еще на такой же срок. А когда до завершения кампании оставался месяц, до полной суммы не хватало еще 1 млн. рублей.
«Честно говоря, мы уже начали думать, что в этот раз не соберем с помощью краудфандинга всю необходимую сумму, и будем искать оставшуюся часть средств у частных жертвователей и компаний. Но продолжали писать и рассказывать о сборе. И вот, в начале июля вышли повторы сюжетов на радио Вера и небольшая заметка о проекте в журнале Фома. А через пару дней кто-то поддержал наш сбор на Планете на 300 тысяч рублей. Через неделю этот же человек прислал еще 300 тысяч. И вскоре — еще 65 тысяч рублей, которые закрыли сбор. Кто этот человек, мы до сих пор не знаем: он пожелал остаться неизвестным. Но это было очень радостное событие».
Алена Демина
PR Благотворительной больницы
Параллельно в июле команда Planeta.ru запустила рассылку по своей базе сторонников и выпустила ролики о проекте в соцсетях — благодаря общим усилиям удалось собрать всю сумму на покупку машины и последний «трудный» миллион рублей.
У Planeta.ru есть собственные ресурсы для продвижения проектов:
- рассылки;
- соцсети;
- карусель проектов на главной странице сайта;
- собственный PR.
«Также есть негласное правило, что площадка подключается к продвижению только тех проектов, которые самостоятельно уже собрали 15-20% от изначально заявленной суммы. Так мы видим, что автор активно трудится над проектом. Так было и в случае с проектом Благотворительной больницы, когда проект показал первые результаты, Planeta.ru подключила свои возможности по продвижению».
Виктория Потапова
Руководитель группы PR Planeta.ru
Дать взамен не только «спасибо»
Важная особенность краудфандинга — возможность не только финансово поддержать понравившуюся идею, но и выбрать взамен вознаграждение. В качестве лотов Благотворительная больница разместила на крауд-платформе мерч — футболки, шопперы и фирменные ручки. Часть лотов предоставили партнеры:
- билеты на спектакли и цирковые представления;
- занятия йогой;
- курсы первой помощи;
- полет на самолете на двоих неподалеку от Санкт-Петербурга.
«Некоторые лоты мы придумывали, отталкиваясь от темы сбора. Например, в краудфандинге на ремонт клиники «выстрелили» лоты с гипсокартоном и краской — мы предлагали жертвователям оплатить строительные материалы, а взамен записывали покупателям персональные видеоблагодарности. В сборе на машину популярным стал лот «10 литров бензина»
Сергей Иевков
Руководитель Благотворительной больницы
Кроме лотов с небольшой и средней стоимостью, Благотворительная больница добавила в проекты крупные лоты: за 100 000 ₽ можно было дать имя медицинскому кабинету в клинике и разместить на борту санитарного автомобиля наклейку с логотипом компании.
Самое ценное — люди
Запуск краудфандинговых кампаний помогает не только привлечь средства на реализацию социально значимого или творческого проекта, но, главное, объединяет вокруг идеи новых сторонников.
«Многие люди и компании, кто поддержал наш первый сбор на Планете на ремонт благотворительной клиники, продолжили поддерживать нас и после завершения кампании. Например, университет ИТМО приглашали команду на обучающие семинары и конференции, а Петрикирхе проводили благотворительные концерты в пользу Больнички. Или: человек узнал о нас благодаря краудфандингу, а перед новым годом пожертвовал свою годовую премию на работу клиники. Это очень ценно и значимо, то, что помогает организации двигаться вперед, тверже стоять на ногах»
Сергей Иевков
Руководитель Благотворительной больницы
А какой краудфандинговый проект запустили бы вы?