Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как мы запустили крупнейшую краудфандинговую платформу 


Рассказываем, как из небольшого сервиса для музыкантов нам удалось создать крупнейшую в России краудфандинговую платформу


Эту статью написал участник сообщества

Федор Мурачковский

Федор Мурачковский

Учредитель и сооснователь краудфандинговой платформы Planeta.ru

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Рассказываем, как из небольшого сервиса для музыкантов нам удалось создать крупнейшую в России краудфандинговую платформу


Эту статью написал участник сообщества

Федор Мурачковский

Федор Мурачковский

Учредитель и сооснователь краудфандинговой платформы Planeta.ru

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Любые идеи и проекты рано или поздно заставляют авторов задуматься об источниках финансирования. В последние годы все большей популярностью пользуется краудфандинг, иначе говоря — «народное финансирование». Это коллективное сотрудничество людей, желающих поддержать заинтересовавший проект.

Краудфандинг (от англ. crowdfunding) — это способ коллективного финансирования проектов, при котором деньги на создание нового продукта поступают от его конечных потребителей. Автор крауд-проекта может собрать средства на реализацию идеи и заранее оценить ее востребованность, а участник — сделать вклад в начинание автора и получить за это нефинансовое вознаграждение, которое предлагает автор проекта.

В России пионером в мире краудфандинга стала платформа Planeta.ru. За 11 лет своего существования на платформе удалось собрать 2 млрд рублей на запуск различных идей, а количество успешных проектов превысило 8500.

Предыстория: как зарождался проект

У нас с друзьями Василием Андрющенко и Максом Лакмусом была давняя мечта — сделать онлайн-ресурс, полезный для музыкантов и поклонников их творчества. Но воплощению мечты мешали две проблемы: кризис 2008 года и пиратство в музыкальной индустрии.

По задумке будущая Planeta.ru могла решить сразу несколько задач: у музыкантов появлялась возможность привлекать средства на запись новых альбомов и заранее понимать конкретную потребность аудитории; у поклонников — уникальная возможность оформлять предзаказ на будущие альбомы и получать их первыми вместе с различными бонусами от своих кумиров. А главное — таким образом могла быть ликвидирована проблема пиратства, ведь нельзя украсть то, чего еще нет.

Основатели платформы: я, Федор Мурачковский, вместе с Василием Андрющенко и Максом Лакмусом

Но мы были не единственными, кому пришла в голову идея краудфандинга. Параллельно на Западе появились первые краудфандинговые платформы — Indiegogo и Kickstarter. Мы не хотели копировать опыт зарубежных коллег, поэтому собрали команду разработчиков и самостоятельно разработали основные сервисы собственной крауд-платформы.

Вскоре стало понятно, что концепция краудфандинга универсальна. Сперва нам приходилось каждому автору объяснять, как это работает. Но когда люди понимали, зачем это нужно, они уже не возвращались в те рамки, в которых работали раньше. Если говорить о музыке, то появилась возможность выпускать альбом, не привлекая к этому какой-нибудь лейбл. По сути, музыканты сохраняли все права.

Постепенно стало понятно, что созданная концепция подходит не только для музыкантов, на платформу стали приходить авторы самых разных творческих, социальных и бизнес-проектов. На данный момент на площадке успешно запущено более 8500 проектов из разных категорий.

За достижениями платформы можно наблюдать в прямом эфире у нас на сайте. На скрине — данные на 22 сентября 2023 года

Экономика платформы: откуда берутся деньги

Практически все крауд-платформы в мире работают по принципу «все или ничего», но у Planeta.ru более лояльная модель. Так как авторы через краудфандинг часто привлекают не только средства, но и нефинансовые ресурсы, мы снизили требования к «денежной» составляющей проекта.

Мы считаем успешным проект, собравший не менее половины от заявленной финансовой цели, если автор гарантирует выполнение обязательств перед аудиторией. При этом для авторов, недобравших средства, действует повышенная комиссия: при сборе от 50 до 99% от запрашиваемой суммы — 15% с учетом комиссии платежных агрегаторов.

Если автор собрал полную сумму или собрал больше заявленной финцели, то комиссия будет равна 10%. А если автору не удалось собрать половину суммы, то мы не удерживаем никакую комиссию, а деньги возвращаются участникам в полном объеме.

Но комиссия — это не основная статья доходов, краудфандинг — в большей степени имиджевая история. Однако бизнес находится в пределах окупаемости, так как мы делаем ставку на разнообразие сервисов внутри Planeta.ru. Например, мы оказываем логистические услуги для авторов, у нас есть магазин, в котором продаются крауд-товары, а еще есть образовательные возможности — мы открыли Школу краудфандинга. Занимаемся производством вознаграждений для авторов: книг, винила и различного мерча. Соответственно, в этих областях совершенно другая маржа. И все это делает платформу самоокупаемой. У бизнеса в области краудфандинга большой потенциал.

Мы можем взять производство вознаграждений для крауд-кампании на себя. Особенная гордость — мы умеем делать качественный винил

Конкуренция и опыт иностранных платформ

Конкуренция. В нашем случае сложно говорить о конкуренции, так как Planeta.ru — самая крупная и многопрофильная платформа в стране и все крауд-рекорды принадлежат нам. За годы работы у площадки сформировалась своя устоявшаяся аудитория, сейчас на Planeta.ru зарегистрировано более 1,3 млн уникальных пользователей. Есть 18 категорий проектов. У других крауд-площадок в стране их сильно меньше, они более узкопрофильные. Обычно мы не мешаем друг другу, поэтому конкурировать несложно. Если нас заинтересует определенная ниша, у нас есть ресурсы для конкуренции в новой сфере, но в целом чем больше площадок, тем лучше.

Зарубежный опыт. Сейчас мы почти не ориентируемся на зарубежный опыт и не применяем его в работе, потому что наша платформа уникальна даже в мировом масштабе. Например, свой магазин крауд-товаров мы запустили в 2013 году, а у второй по величине в мире крауд-платформы Indiegogo аналогичный магазин появился только в 2017. Пандемию, кстати, он не пережил, а мы использовали этот период, чтобы выйти на маркетплейсы. Это существенно повлияло на выручку магазина и приносит доходы и сейчас.

На этапе становления мы, может быть, что-то и подглядывали, но сейчас — нет. У нас большой опыт, поэтому сейчас это уже самовоспроизводимая история: есть наработки, команда, разные направления бизнеса и много лет за плечами. Мы фактически изобрели велосипед. Долго назывались «сервис акционирования», имея в виду акции как скидки в магазинах. Уже позже поняли, что это краудфандинг.

Кроме онлайн-магазина у нас есть еще магазин в Москве

Категории: какие проекты чаще всего поддерживают

За время работы Planeta.ru от единственного музыкального направления количество категорий на платформе многократно увеличилось, сейчас их 18. Дифференциация направлений поддержки позволяет авторам запускать самые разные проекты, а каждый пользователь может выбрать и поддержать проект, который соответствует его интересам. Но среди категорий в первый же год выявились безоговорочные лидеры, в топ-5 входят: музыка, литература и журналистика, кино и видео, общественные инициативы, благотворительность. Тому свидетельствуют и самые крупные сборы в этих категориях.

Рекордсмены краудфандинга на Planeta.ru

Например, в категории «Музыка» самым крупным проектом оказался новый альбом группы «Алиса». В ходе предзаказа в 2022 году удалось собрать более 31 млн рублей, тем самым побив рекорд российского краудфандинга. А за все время коллектив собрал более 80 млн.

Еще один рекорд принадлежит проекту из категории «Кино и видео». Крауд-проект фильма «Empire V» — экранизации романа Виктора Пелевина — в 2017 году собрал 7,9 млн рублей и установил рекорд по самому большому единовременному донату в российском краудфандинге — 5 млн рублей.

Благотворительный фонд помощи бездомным животным «Ника» стал рекордсменом благотворительного краудфандинга в России, в ходе четырех проектов собрав на строительство многофункционального приюта для животных «Мокрый нос» больше 21 млн рублей.

Общий сбор в топ-5 категорий всегда превышает 50% от общего сбора на площадке. Несмотря на спад, который начался в 2022 году, ситуация уже заметно выравнивается. Например, в категории «Кино и видео» общий сбор на данный момент составил почти 16 млн рублей, что соизмеримо с показателями двух предыдущих лет. Почти на 40% выросли сборы в категории «Общественные инициативы» по сравнению с 2022 годом.

Пользовательское поведение

Это не первый кризис за 11 лет, поэтому мы можем говорить о трендах в поведении наших пользователей. Главное — в сложный момент они объединяются и активнее помогают другим. Общий объем собранных в 2022 году средств сократился в сравнении с прошлым годом, но при этом и количество запущенных проектов было меньше — на 9%. А вот средний чек немного подрос — с 1500 до 1700 ₽. По нашим расчетам, он будет и дальше расти. Люди все равно находят возможность поддержать интересные им проекты и авторов. Хотя тут «заслуга» и инфляции.

Если говорить точечно по категориям, то наибольший удар пришелся по сегменту литературы. Авторы не запускали проекты из-за резкого подорожания производства и сокращения количества независимых издательств и медиа. В 2021 году в этом направлении удалось собрать 42 млн рублей, а в 2022 — примерно половину от предыдущего показателя. В 2023 году ситуация начала выравниваться: на текущий момент сбор на литературные проекты уже немного превысил результаты 2022 года и составил 23,3 млн рублей, даже несмотря на то, что количество проектов уменьшилось. И мы активно ищем и привлекаем новых авторов, чтобы тенденция роста сохранялась.

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!

Михаил Шутов
Михаил Шутов

Спасибо большое вам за проект. Кирилловская чага получила новое вдохновение благодаря возможностям вашей платформы.


Больше по теме

Новости