![Как создать сообщество, которое не развалится через месяц: восемь приемов от основательницы <nobr>R-Founders</nobr>](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252F2400h1280_ot-pervogo-licza-katya-kurasheva.jpg&w=720)
В марте 2022 года Екатерина Курашева создала сообщество для предпринимателей Real Founders. В нем фаундеры крупных компаний и стартапов обмениваются опытом, как выходить на международные рынки. Среди участников — известные в предпринимательской среде люди: Илья Красинский, Иван Замесин, Федор Пак, Сева Устинов, Павел Жовнер.
R-Founders — закрытое бизнес-сообщество, и чтобы в него попасть, нужно пройти несколько кругов собеседований и заинтересовать своей практикой и экспертизой других участников сообщества. Все общение проходит по видеосвязи и в чатах.
Мы поговорили с Катей и спросили ее, как ей удается растить сообщество, в которое стремятся попасть лидеры рынка и топовые стартапы. И она назвала восемь приемов, которые помогают ей строить бизнес-сообщество.
Коротко о бизнесе Курашевой
![История создания R-Founders](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252FMas9F04d-1.jpg&w=1360&h=1902)
Основные термины, которые упоминаются в тексте
SaaS-модель (Software as a Service) — облачная модель, когда компании разрабатывают приложения и сервисы, не требующие установки, обслуживания и обновления со стороны пользователя. Например, Dropbox, Google Workspace.
EdTech — инновационные решения в сфере образования. Например, Skyeng применяет алгоритмы для отслеживания эффективности урока.
E-commerce — электронная торговля. В статье имеются в виду компании, которые занимаются продажами товаров и услуг через интернет.
Стартапы seed-стадий — стартапы, которые находятся на посевной стадии: проверили основные гипотезы, собрали команду, сформировали продуктовую концепцию, получили первые инвестиции от бизнес-ангелов.
Web Summit — одна из крупнейших в мире ИТ-конференций, которая проходит в Лиссабоне каждый год. На нее собираются прогрессивные мировые компании, стартапы и инвесторы.
MVP (Minimum Viable Product) — это минимально жизнеспособный продукт, в котором достаточно функций для удовлетворения основных потребностей первых пользователей.
Прием № 1. Привлечь одного лидера рынка, а он подтянет остальных
Вначале кратко расскажу свою историю, чтобы было понятно, как я оказалась на своем месте и почему использовала этот прием.
Я с 2016 года занималась предпринимательством в Age-tech — это сфера по созданию цифровых товаров и услуг для людей старшего возраста. Мы создавали свои продукты под брендом Young Old, например одноименный фестиваль и онлайн-платформу Older для знакомств людей старше 50 лет. Мы качали повестку, связанную с эйджизмом: давали интервью для экспертных колонок, сами писали статьи, делали спецпроекты с разными медиа и известными брендами типа L’Oreal.
В 2020 году я случайно попала c Older в сферу технологических стартапов — классную ИТ-тусовку ребят, которые делали масштабируемые продукты. Это были люди, супервовлеченные в работу, но при этом умеющие тусоваться — ездить на фестивали типа Burning Man, веселиться, прикольно выглядеть. Я поняла, что наконец нашла своих, и начала плотно вливаться в тусовку. К началу 2022 года я стала человеком с очень пухлой записной книжкой с контактами сотен ребят из ИТ-тусовки.
Мой самый главный актив — теплая записная книжка
В марте 2022 года я оказалась в Ереване и решила, что хочу научиться делать международный бизнес в сфере стартапов. Я мечтала об этом давно, но не понимала, в какую тему уйти, что именно делать и как. Я взяла паузу, чтобы поизучать рынки и рассмотреть разные варианты. Тогда и поняла, что мой самый главный актив — теплая записная книжка. Я знала много основателей компаний, которые в разной степени чего-то достигли на глобальном рынке. Кто-то из них только начинал, но я в них верила, потому что понимала, что это опытные серийные фаундеры с большими ресурсами.
В то время многие решили перестраивать свой бизнес и выходить на международные рынки, но не знали как. Это же надо с нуля во всем разбираться: изучать местное законодательство, специфику работы провайдеров или бухгалтеров, культурный подтекст. Ты постоянно должен у кого-то консультироваться; или еще лучше — выслушать десять мнений, потому что один человек, скорее всего, не даст правильный вариант по любой мельчайшей проблеме. Я поняла, что могу помочь таким основателям компаний, если познакомлю с теми, у кого уже был опыт выхода на международный рынок, а заодно сама у них научусь. Так я придумала R-Founders с форматами рабочих групп для сбора экспертизы по выходу на международные рынки.
Чтобы привлечь в комьюнити крутых фаундеров, я решила использовать свою теплую записную книжку и пойти по знакомым. Вначале запитчила свою идею Севе Устинову из IT-Agency. Он сказал, что звучит офигенно и он готов вписаться. И я пошла к другим знакомым и сказала, что мы с Севой запускаем рабочую группу для B2B-продаж по SaaS-модели на глобал.
У Севы классный авторитет среди ИТ-предпринимателей, и поэтому к нам сразу же присоединился CEO сервиса сквозной аналитики Rick.ai Илья Красинский. Он сказал: «Прикольная идея, раз Сева в деле, я тоже готов». А дальше все пошли друг за другом и все стали рассказывать, что есть такая клевая штука.
У меня был шок, когда ко мне в группу записалось 20 человек-крутанов. А потом еще столько же в группу EdTech. В принципе, мне вообще не нужно было ничего продавать и продвигать. Они все пришли ко мне сами. Только Сева Устинов привел к нам более пятнадцати человек. И еще от десяти наших участников пришли пятьдесят платящих человек.
![Что такое международные проекты](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252FGcpZ5BEZ-2.jpg&w=1360&h=1882)
Прием № 2. Установить жесткий фильтр на вход в сообщество
Любую, даже самую прикольную предпринимательскую тусовку, можно испортить буквально за месяц. Самая большая ошибка — начать размывать концепцию сообщества, то, ради чего оно было создано. Здесь важно четко осознавать, кто составляет его ядро — кого мы в него берем и зачем. Например, можно погнаться за прибылью и начать брать всех, кто готов заплатить. Я убеждена, что этого категорически делать нельзя, потому что комьюнити будет расти только вначале. А потом из него уйдут самые прикольные участники, которые приходят в комьюнити за пользой, а не потусоваться.
Хотите построить комьюнити вокруг его ядра — держите границы и жесткий фильтр на вход. У нас в R-Founders есть рабочие группы, а в каждой из них есть лид. Это человек, который сам предприниматель в этой сфере с крутой экспертизой и у которого хорошая записная книжка с кучей теплых контактов.
Например, в группе Mobile Apps лид — Игорь Любимов, он директор по продукту в FindMyKids — это приложение для просмотра геопозиции ребенка. На него приходят потенциальные участники, и именно он мой фильтр: лид собеседует каждого, кто хочет к нам попасть. И видит какую-то матрицу сверху — каким ребятам будет друг с другом интересно, чтобы был равноценный горизонтальный обмен практикой и опытом на глубоком уровне.
В отборе участников комьюнити важно найти баланс. Здесь надо понимать, на какой вечеринке будет классно. И я думаю, что не на той, где все как клоны, а там, где будут разные персонажи. И вместе они создадут крутой фестиваль, куда захотят попасть другие классные ребята.
Мой опыт: я учитываю, что большим компаниям не очень интересно общаться с теми, кто только пилит MVP, — у них просто проблемы разного уровня. Но при этом мы не берем к себе только крутанов — тех, кто привлек миллионные инвестиции или достиг каких-то оборотов, потому что они могут не разбираться в каких-то узких областях. Мы берем еще и самородков в каких-то темах, которые еще не достигли показателей лидеров рынка, но будут им интересны. У таких самородков есть своя офигенная экспертиза и понимание, как органически растить многомиллионные просмотры в соцсетях.
Я взяла в группу EdTech Павла Жовнера из Flipper Zero: они очень крутые в E-commerce, но только начинают выстраивать направление EdTech. Но я понимаю, что они офигенные в TikTok, в YouTube и дадут крутую экспертизу группе по этим темам. Это ценно — у многих EdTech-компаний не получается YouTube и TikTok, какие бы они большие и классные ни были.
Сейчас мы делаем ставку на то, чтобы в сообществе было не менее 30% крутанов и 20% самородков в интересных для нас темах. Остальные — золотая середина: те, у кого есть команда, продукт, ресурсы, но они находятся на seed-стадии — начальном этапе роста.
Я уверена, что надо искать и брать к себе людей еще и чисто интуитивно. Смотреть, кто активный и талантливый, может в перспективе хакнуть систему и найти быстрый лифт к успеху. Называю это вкусовщиной, но такие участники приносят ценность сообществу. Я верю в их потенциал и поэтому отношу таких ребят к отдельной категории. К ним нужен более строгий отбор — это важная история, и мы в ней задроты. Вот что мы делаем в этом случае:
- запрашиваем на потенциального участника рекомендации среди других предпринимателей;
- находим общих знакомых и опрашиваем их;
- анализируем Фейсбук* и LinkedIn;
- спрашиваем лида и группу, насколько им будет интересен этот человек;
- лид проводит интервью с потенциальным участником и принимает решение.
*Фейсбук — соцсеть компании Meta. Суд признал компанию Meta экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России
Мы везде транслируем то, что к нам непросто попасть, для этого нужно иметь определенную экспертизу и практику в интересующих нас сферах. Поэтому мне часто пишут в соцсетях основатели разных компаний и всячески рекламируют свой опыт. Бывает, он нам подходит, но мы в любом случае около двух недель тщательно проверяем и потом уже собеседуем кандидата. Такой отбор оправдан: он помогает подобрать нужных нам кандидатов и объяснить, как пользоваться комьюнити. Если не вложить столько сил в участника, то потом комьюнити-менеджеру сложно выстраивать с ним работу и вовлекать в обмен опытом с другими участниками.
![Екатерина Курашева](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252FGxKwcfrC-3.jpg&w=1984&h=1402)
Прием № 3. Ввести месячную подписку
Сложный фильтр на вход в комьюнити помогает не только держать четкое ядро и тем самым привлекать лидеров рынка, но и создавать долгосрочные отношения участников с сообществом. Благодаря фильтру комьюнити чувствует себя устойчиво. Это легко проверить: посмотреть на LTV продукта — эта метрика показывает долгосрочную прибыль от клиента. Для меня это главная метрика в работе сообщества.
В R-Founders LTV — 8,5 месяцев, и это круто, потому что у нас не годовая подписка, а помесячная. Участники каждый месяц решают, продлевать им подписку или нет. И это дает мне быстрый фидбэк, насколько то, чем мы занимаемся, полезно и нужно участникам комьюнити. Если люди уходят через месяц — это повод разобраться, что не так и над чем надо работать. Если бы мы ввели годовую подписку, то не смогли бы так быстро улучшать наш продукт.
Например, наша самая первая группа была по направлению B2B Global Sales, в ней мы обсуждали международные продажи. Мы брали туда SaaS, а потом дополняли группу агентствами, которые продают B2B-модели. И у нас получался микс сервисного и продуктового направлений, потому что у меня было представление, что у них похожи модели продаж и они могут быть друг другу полезны: оба направления работают вхолодную с B2B-клиентами и развивают партнерки.
В какой-то момент от нас ушли сразу три SaaS-компании. Мы сделали кастдевы и поняли, что в группе обсуждается много агентского контента, который не сильно интересен для SaaS. Агентства сфокусировались на продаже пакетов услуг, которые кастомизируется под клиентов, а SaaS ориентировались на подписку. Тогда мы разделили эти группы, и часть ребят снова к нам вернулись. Если бы у нас была годовая подписка, мы бы сразу не отловили этот момент.
![Как понять самоценность](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252FKMtqXamA-4.jpg&w=1360&h=1721)
Прием № 4. На встречах обсуждать только «мясо»
На мой взгляд, чтобы построить крутое предпринимательское комьюнити, нужно четко понимать, зачем фаундеры и топы стартапов в него приходят. Если пообщаться, то в чатах и на встречах может быть нетворкинг ради нетворкинга. Таких сообществ и клубов полно, но там много лишней информации, опять же, проходной двор и низкий LTV для тех, у кого есть реальный бизнес и куча дел.
Если же предприниматель пришел извлечь для своего бизнеса реальную пользу — то в центре всего общения в комьюнити должно быть «мясо». Мясом я называю чистый концентрат полезного и конкретного экспертного опыта без воды и «продажи» услуг заинтересованных сторон.
В нашем случае «мясо» генерят сами участники — это их экспертиза и практика выхода на международный рынок. Наша же задача — находить тех, у кого есть реальный интересующий нас опыт и кто готов им поделиться. У нас это часто получается благодаря теплым контактам с участниками рабочих групп.
Здесь важно транслировать формат «мяса» с самого начала и на всех площадках. Я, например, сразу же ввела это понятие и объявила, что нам вода не нужна, а нужны опыт и практика. Так мы выстраиваем границы, задаем тон и вайб. Люди это считывают и принимают эти правила игры.
![Mobile Apps](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252FkS071lPi-5.1-mobile.jpg&w=720)
![Mobile Apps](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252Fbd2Nh9WK-5.1-desktop.jpg&w=720)
![Телеграм-дайджесты](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252FgoFEpd68-5.2-mobile.jpg&w=720)
![Телеграм-дайджесты](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252F7B9SfwOr-5.2-desktop.jpg&w=720)
Большинство наших групп сфокусированы на стартапах seed-стадий. Но у нас есть группа Mobile Apps. Там сидят просто зубры мобильных приложений. Так вот, из группы сбежали несколько талантливых стартапов. Сказали, что в группе обсуждают настолько сложные штуки и на таких больших бюджетах, что они поняли: им нужно годик впахивать. А потом снова прийти, чтобы просто такой высокий уровень разговора поддерживать. Вот это я и называю «мясом» в рабочих группах.
За тем, чтобы на встречах и в чатах не было мусора, надо тщательно следить. У нас это делают лиды и комьюнити-менеджеры. Конечно, в комьюнити должны быть какие-то артефакты, приколы и ценности, которые объединяют, но основной упор надо делать именно на «мясо».
![Что такое нетворк](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252Fvt7tAwXR-6.jpg&w=1984&h=1346)
Прием № 5. Использовать базу знаний для удержания в комьюнити
Я создала четыре комьюнити, но никогда не задумывалась о том, что база знаний может быть крутым инструментом для привлечения и удержания людей в комьюнити. Идею мне подкинул теперь уже наш эдвайзер Илья Красинский. Он консультирует меня и нашу команду по продукту и коммуникациям. Илья увидел, что группы генерят полезный контент, который просто теряется, а мог бы быть интересен и новым участникам комьюнити. К тому же участники не всегда могут прийти на встречи, но если какая-то информация для них не важна сейчас, через неделю все меняется. Илья не только дал совет, но и предложил мне спроектировать базу знаний.
Мы стали созваниваться с Ильей раз в две недели и через полтора месяца придумали систему конспектов и даже ввели новую должность — конспектор-дайджест. Это не искусственный интеллект, а человек, который вдумчиво слушает каждую встречу и записывает дайджест в режиме реального времени. Прямо во время встречи мы кидаем дайджест в чат, чтобы материалы можно было сразу же взять в работу. А через пару дней публикуем уже полноценную статью со всеми ссылками, цифрами и презентациями. Эти статьи и попадают в нашу базу знаний в Notion.
Что дают конспекты из базы знаний участникам сообщества:
- они могут быстро разобраться, стоит ли им смотреть всю запись вебинара или достаточно взять часть от этого контента;
- конспекты можно пересылать команде, чтобы не тратить время и не пересказывать на пальцах;
- к конспектам можно вернуться, посмотреть контакты эксперта, который проводил рабочую встречу, и дозадать ему интересующие вопросы.
Мы провели качественные интервью и узнали, что около 60% наших участников используют базу знаний в качестве основного инструмента комьюнити. Там сейчас 300 конспектов о том, как русскоязычному фаундеру, стартаперу или управленцу в той или иной нише выходить на разные глобальные рынки. Причем в конспектах именно узкие прикладные вопросы для разных ниш. Мы отдельно не измеряли, но, по моим ощущениям, без базы знаний наш LTV сократился бы до 3,5 месяцев. Сейчас он 8,5 месяцев.
![Внутренняя база знаний](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252F2X8PagQl-7.jpg&w=1360&h=1531)
![Как создать комьюнити](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252FJrDWep3I-8.jpg&w=1984&h=1402)
Прием № 6. Максимально делиться полезной информацией и использовать мультиканал
Контент-маркетинг — один из крутых инструментов для привлечения внимания к комьюнити, который требует не так уж и много вложений, если его грамотно использовать. Например, мы делаем все своими силами с бюджетом до 3000 $ в месяц. Мы не вкладываемся в перформанс или размещение у инфлюенсеров, а в результате 40% наших участников приходят к нам именно благодаря малобюджетному контент-маркетингу.
Секрет здесь простой: нужно давать полезную информацию, которой дальше будут делиться, а не заниматься рекламой. Например, в Телеграме мы публикуем дайджесты, в которых делимся советами наших участников, как выходить на международные рынки. У нас уже 3000 подписчиков, и все это не случайные люди, а те, кому реально интересен наш контент и кто потенциально может стать членом нашего комьюнити.
Упор делаем и на мои личные соцсети, там идут продажи благодаря моему личному бренду. Например, год назад мы запустили еще и мой подкаст. Зову в него классных фаундеров и топ-менеджеров, у которых есть опыт в международных проектах. В конце октября я записывала подкаст с Маком Яном, СЕО и кофаундером Маничата — это мировой лидер чат-маркетинга. Разговор вышел глубоким, потому что я сама предприниматель и практик: знаю, как глубоко копнуть именно бизнесовую тему, чтобы вытянуть «мясо», и задаю вопросы практического характера. Полезную выдержку из разговоров в моем подкасте мы опять же публикуем в Телеграме.
Я абсолютно убеждена, что мультиканал работает. Мы размещаем информацию на разных площадках. Плюс о нас говорят еще и наши участники, а тусовка стартапов подписана на одних и тех же бизнес-инфлюенсеров. Работает это так: о нас написал Красинский, Замесин репостнул мой пост — вот и есть такой охват со всех сторон, мимо никто уже не пройдет. Поэтому нам не нужно делать таргет или креативы, достаточно просто со всеми дружить и быть на виду. И делать, конечно, хорошо свое дело.
![Подкаст «Катя собирает Real Founders»](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252FkZqs47pV-9.jpg&w=1360&h=842)
![Исследование потребностей и проблем международных фаундеров](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252FXe8dj4lX-10.jpg&w=1984&h=1402)
Редакция рекомендует
- Как заставить интернет шуметь о вас: бывший SMM-лид Авиасейлс Рома Бордунов о работе с инфоповодами
- 10 советов, как эффективно продавать в мессенджерах и соцсетях
- Как развивать бизнес без насилия над собой: опыт сооснователя digital-агентства SETTERS Алины Чичиной
- Как получать сверхрезультат с любой командой: рассказывает экс-гендиректор eBay и директор T-Bank Ecommerce
- Упал, очнулся — миллион: громкие разбирательства и способ защититься от штрафов за травмы клиентов
Прием № 7. Ставить комьюнити-менеджеру задачи продакта
Я вижу, что у многих не получается делать комьюнити, потому что они ищут готовые схемы и рецепты вместо того, чтобы придумать свой подход. Я смотрю на каждое комьюнити как на уникальный продукт, поэтому в R-Founders комьюнити-менеджеры — это не просто админы, которые обеспечивают оплаты, работают с календарем участников сообщества, анонсируют встречи. Наши менеджеры выполняют еще и сервисные задачи: создают комфортное, располагающее и эмпатичное пространство. Поэтому наш человек должен быть немного из индустрии гостеприимства и при этом еще и тонким коучем и дипломатом.
Приведу пример: наши участники — суперзанятые люди, у которых куча задач и основная работа горит алым пламенем. Но при этом им нужна информация, которой делятся в наших группах. Поэтому цель наших комьюнити-менеджеров в том, чтобы ненавязчиво «продать» ценность взаимного обмена опытом —
Для комьюнити-менеджеров важно уметь выстраивать работу так, чтобы держать границы с продвинутыми ребятами. Для этого необходимо прокачиваться в контенте и повестке, чтобы уметь поддержать разговор на разные темы. Уметь общаться на равных — важно для сбора полезной для нас информации. Когда фаундер видит, что с ним разговаривает человек, который в теме, ему становится интересно, потому что он видит равного собеседника. В итоге он охотнее делится нужной нам информацией.
Мы еженедельно кастдевим наших участников: узнаем, как у них идет бизнес, что им интересно, какой экспертизы не хватает. Наша цель — понять, что мы на острие ножа и двигаться в рамках текущих задач и потребностей наших фаундеров.
Например, недавно в телефонном разговоре с одним из участников группы Mobile Apps наш комьюнити-менеджер нащупал новую тему, и мы сразу же подготовили встречу: как сделать комьюнити вокруг мобильных приложений. Оказалось, что это нужно всем участником группы.
![Комьюнити-менеджер](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252F11.jpg&w=1984&h=1402)
Работа комьюнити-менеджера подходит не всем. По моему опыту, многие приходят на мой личный бренд или хотят потусоваться в тусовке фаундеров, а в итоге не справляются с работой.
К нам пришла девушка на позицию координатора. Она казалась нам четкой и исполнительной. Но потом выяснилось, что тему стартапов она знала поверхностно, не хотела погружаться в контент, не стремилась к развитию и не умела строить теплую коммуникацию с фаундерами. Она пыталась исполнять наши чек-листы ради очередной галочки, но глубоко не погружалась в контекст диалога с членами сообщества. В итоге она не понимала, как им помочь, и писала им простыни сообщений, а это рушило всю нашу тонкую систему комьюнити-менеджмента.
Мы усовершенствовали нашу систему стажировки, чтобы отсеять тех, кто пришел к нам на яркий пиар и с кем мы не находим общих точек в рабочем плане. Сейчас стажировка у нас длится два месяца.
Большая часть кандидатов отсеивается во время практики. Уходят те, кто не готов к ручной административной работе, а это обязательная часть нашей позиции комьюнити-менеджера. Кто-то понимает, что не способен одномоментно держать большое количество коммуникаций в Телеграме, потому что для этого нужен подходящий психотип.
Сейчас в моей команде работают десять человек. Все они прошли обязательную стажировку, поэтому теперь у нас нет текучки кадров, все знают, зачем они здесь и что от них требуется.
![Суперспособности комьюнити-менеджера](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252FIZ01pj7t-12.1-mobile.jpg&w=720)
![Суперспособности комьюнити-менеджера](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252FQjVvQkb4-12.1-desktop.jpg&w=720)
![Общение и нетворк](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252FiNKi65Wu-12.2-mobile.jpg&w=720)
![Общение и нетворк](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252FJcuLnTvS-12.2-desktop.jpg&w=720)
Прием № 8. Организовывать вечеринки
Офлайн-мероприятия для привлечения внимания к комьюнити — не новый инструмент. Я активно его использую уже более 15 лет. Но он реально круто работает, если его грамотно применять.
Например, я хотела привлечь внимание ИТ-стартаперов и партнеров венчурных фондов из моего нетворка к проблеме эйджизма. В большинстве своем это были совсем молодые, но при этом думающие ребята, которые влияли на развитие ИТ-сферы в России. В свободное от работы время они любили тусоваться, поэтому я решила говорить с ними понятным для них языком. В честь своего дня рождения организовала вечеринку и предложила им порефлексировать, как они хотят выглядеть в 65 лет.
На вечеринку собрались более 200 ребят из стартап-сферы, которые нарядились в себя, только старшего возраста. У всех были разные сценарии. Партнер венчурного фонда ФРИИ Илья Королев надел квадратную бороду, модный костюм и ролики с неонами и катался всю вечеринку по танцполу. А основательница Периодики Варя Веденеева нарядилась бабулькой с клюкой и сделала супергрим.
Как итог мероприятия: гости стали размышлять на тему собственного возраста и принятия того, что мы становимся старше и стареем. Все так или иначе боятся стареть, но если об этом говорить, то страх снижается. В итоге то, что мы поиграли в людей старшего возраста, позволило стартаперам увидеть, что старость может быть веселой и интересной. Так благодаря вечеринке они начали рефлексировать на важную для меня тему.
Сейчас я устраиваю вечеринки и другие офлайн-мероприятия по мере своих передвижений. Например, в ноябре я была на Web Summit в Лиссабоне — это крупнейшая в мире ИТ-конференция. И конечно же, я организовала там свой сайд-ивент — вечеринку для русскоязычного цвета технологических стартапов.
Я понимала: чтобы вечеринка на конференции запомнилась участникам, нужно установить жесткий фильтр. Я запрашивала рекомендации на тех желающих поучаствовать, которых я не знала, и отказывала многим клевым предпринимателям, потому что хотела создать архитектуру вечеринки: собрать только тех, кому будет друг с другом интересно. В итоге про мой сайд-ивент говорил весь Лиссабон, и он стал лучшим русскоязычным сайд-ивентом на Web Summit.
Благодаря моей вечеринке обо мне и о R-Founders узнало еще больше людей. Думаю, тем, кому понравилось, захочется подписаться на какие-то наши каналы. А потом, возможно, они присоединятся и к нашему комьюнити.
![Энергия притягивает другую энергию](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F12%252F13.jpg&w=1360&h=1714)
Фотограф: Ирина Морозова
Вы состоите в бизнес-сообществах? Бывали ли случаи, когда они вам помогали в работе?
user6843, 👍🏻
Классная статья 📝