Два года спустя российский бизнес всё ещё переживает последствия 2022 года. Многие российские компании, потерявшие международных клиентов, не смогли удержаться на плаву. Однако были и те, кто смог не просто сохранить своё дело, но и поднять уровень качества.
История «Апреля»
В 2016 году «Апрель» был молодым агентством, ворвавшимся в мир рекламы. Дружная и амбициозная команда, творческая атмосфера, амбиции и качество исполнения — то, что позволило агентству в короткие сроки выйти на работу с такими крупными компаниями, как Audi, Starbucks Russia, Bosch, Porsche, Mac, Clinique.
Компания росла, и накануне 2022 года штат планово увеличивался до 100 человек. Команда вела 60 проектов, а качество кейсов привлекало всё новых и новых клиентов.
Но в 2022 году самые крупные клиенты Апреля ушли из России и разорвали партнерские отношения с агентством. В результате из 60 проектов осталось только 10. Агентство оказалось практически без клиентов, объёмов работы и прозрачных планов на будущее — мы потеряли 90% выручки.
Лозунг «Адаптируйся или умри» стал девизом того периода.
Апрельские советы по преодолению кризисных ситуаций
Мы выжили в кризис, поэтому можем рекомендовать, как выйти из него максимально безболезненно.
Заботьтесь о своей команде. Да, бывает сложно, но именно люди — ключевая причина возрождения или упадка бизнеса.
Мы сосредоточились на «заботливых встречах», где каждый мог поделиться тревогами и переживаниями, а также публиковали в корпоративном чате рекомендации психологов, тренинги и медитации. Ещё сотрудники получили максимум свободы действий в рамках своих инициатив, что помогло всем быстрее перестроиться.
Внедряйте новые формы контроля задач. Можно заботиться о людях бесконечно, но каждому из нас важно чувствовать себя полезным. В кризисы команда теряет общую цель, и уровень вовлечённости в работу падает. Чтобы преодолеть это, нужно использовать комплексный подход к целеполаганию.
В 2022 году «Апрель» рискнул внедрить OKR (objectives and key results — цели и ключевые результаты), систему мотивации, которую используют Uber, Google, LinkedIn. Результаты превзошли свои ожидания — команда чувствовала ответственность за общее дело и была готова идти на уступки ради реализации общих задач. CEO Всеволод Шеховцев компании ввёл еженедельные командные встречи, чтобы каждый мог рассказать о своих успехах или спросить совета.
Помните о клиентах. В условиях таких чёрных лебедей как 2022 год, страдают не только подрядчики, но и сами клиенты. Поэтому главная задача компании всегда связана с быстрой адаптацией под потребности клиента.
Апрель наравне с другими компаниями потерял много инструментов продвижения: площадки в социальных сетях, Google Ads, лояльных инфлюенсеров. Чтобы решить эту задачу, мы стали обращаться к платформам VK и Яндекс, а также делать запуски в Telegram. Мы не боялись быть смелыми и креативными, помнили о наших клиентах и расширяли их присутствие в медийном пространстве.
Ищите альтернативы. Будьте открыты ко всему новому и не бойтесь неудач — это всегда новый опыт и данные для будущих экспериментов.
Новаторский подход Апреля позволил агентству всего за пару месяцев стабилизироваться. И уже к середине года начали появляться новые клиенты, с которыми мы выполнили стоявшие бизнес-задачи и сделали крутые кейсы.
Отказывайтесь от всего, от чего можете отказаться. Когда речь заходит о кризисе, сокращение издержек — всегда одна из самых болезненных тем. Уютный офис или первый нанятый сотрудник? — кризисное время учит расставлять приоритеты. Страшно приходить на работу с мыслью: «Кого мы потеряем следующим?», но ещё страшнее — дать любимому делу погибнуть.
Самым сложным шагом для руководства Апреля было сокращение сотрудников. Многие из ребят работали в агентстве с самого начала, другие были настолько равны между собой, что любой выбор казался несправедливым. Команда «Апреля» приняла трудное решение, и это окупилось. Бизнес выжил, а спустя время удалось почти целиком восстановить штат. Отказаться от офиса было проще. Но хоть все и привыкли видеться и общаться каждый день, переход на удаленку тоже был стрессом.
Повышайте свою финграмотность. В учебниках по экономике нас учат, что умение планировать бюджет и составлять его — основы финансовой грамотности. Идите дальше и учитесь инвестировать в свой бизнес, но не берите кредиты без надобности и выверенных прогнозов на будущее. Кредитование — полезный инструмент, но только для тех, кто умеет им грамотно пользоваться.
Когда кризис наступил, конечно, мы не были к нему готовы, но искали возможности и дополнительное финансирование. Мы не надеялись, что все закончится, а планово пересматривали контракты и способы привлечения денежных потоков.
Внедряйте перформ-подход. В кризисное время компании полностью пересмотрели свои коммуникации и стали вкладываться только в те каналы привлечения аудитории, которые приносили результат здесь и сейчас.
Цифры и гарантированные результаты всегда привлекают клиентов. Если агентство может не просто продать услугу «SMM-продвижения», но ещё и посчитать медиаплан, дать гарантии на результат, то его выберут среди прочих. Поэтому нам пришлось быстро адаптироваться под новые реалии и пересмотреть KPI на проектах. Теперь мы занимаемся не просто продвижением в соцсетях, но и можем обеспечивать поток лидов в зависимости от бизнес-задач.
Работайте над репутацией компании и выстраивайте маркетинг. Даже в кризисное время не стоит забывать о себе и привлечении новых клиентов — это поможет вам не загнуться в близкой перспективе.
В 2022 году мы постарались уйти в более глубокое понимание пиара и маркетинга собственного агентства: расписали воронки, омниканальную стратегию продвижения и приступили к реализации. Старались делать акцент на малобюджетных, но результативных инструментах лидогенерации — походы на выставки и конференции, которые посещали наши действующие и потенциальные клиенты, проводили апсейлы, готовили кейсы и много полезного контента.
Что получилось? Если время кризиса удаётся пройти успешно — компания начинает качественно расти. Так и получилось с Апрелем. За два года агентство вернуло лидерские позиции на рекламном рынке. Но как и у любой компании, не обошлось без ошибок на пути выхода из кризиса.
А теперь о том, что делать не надо
Инструкция по-настоящему полезна тогда, когда может помочь избежать ошибок. Апрель сделал много шагов, к сожалению, не всегда наши ожидания оправдывались. Вот ошибки, которые мы совершили:
Хранили все яйца в одной корзине. Сокращаете свою антихрупкость. Апрель работал в основном с представительствами крупных международных брендов в России. Специализация — это хорошо, но клиенты разного эшелона из разных отраслей лучше бы защитили компанию от рисков.
Долго не сокращали штат и не урезали зарплаты. Есть очень большой риск серьезно потерять прибыль и даже залезть в долги. Главной ошибкой для Апреля было очень медленное принятие решений по сокращению штата: лидеры верили, что вот-вот всё наладится. Мы до последнего не сокращали размеры зарплат — не хотелось отнимать у команды деньги в этот непростой период. В итоге все непростые решения ушли на лето, что не позволило сократить издержки в нужном количестве.
Тратили слишком много денег на комфорт. Кризисом всегда проверяется умение адаптировать к нему свои потребности. Большие корпоративы и покупки приставок в офис — очень классная штука, когда не вредит общему делу.
Мы долго тянули с отказом от совместного досуга и комфортного ритма жизни. Мы думали, что оберегая наши традиции и поощряя жизнь на широкую ногу, сможем легче преодолеть тяжёлую ситуацию. На деле это лишь усугубляло стресс и не позволяло сосредоточиться на главном.
Сохраняли свою внутреннюю бюрократию. Когда приходит турбулентность, всё, что неэффективно, сложно и медленно работает, должно меняться. В противном случае скорость принятия решений снижается.
Мы выстроили много процессов, но некоторые оказались довольно сложными и ненужными в рамках новой реальности бизнеса, где мы должны были снова превратиться в стартап и принимать решения без лишних проволочек.
А что сегодня с Апрелем?
Апрель сегодня — это синоним качества и скорости. Сейчас мы работаем с такими брендами, как Авито, Midea, Спортмастер, Солар и другими крупными компаниями. Если в 2022 году у нас осталось 17 клиентов, сегодня их количество перевалило за 30. И в общей сложности мы ведём около 80 проектов.
По сравнению с 2021 годом, в 2022 обороты агентства сократились в 2,2 раза. Но благодаря командной работе и четкой стратегии, мы быстро реабилитировались — уже к середине кризисного года выиграли новые тендеры и смогли восстановить часть прежних оборотов.
«Мне казалось несколько раз, что вот-вот, и я напишу статью о том, как мы закрыли «Апрель», но этого не случилось, за что большое спасибо команде, которая прошла с нами зону турбулентности, многим клиентам, которые продолжали нас поддерживать и, видимо, удаче, которая немного оставила своей магии с нами».
Всеволод Шеховцев
СЕО коммуникационного агентства «Апрель»
Кризис — не повод опускать руки. Главное — быть честными с командой и партнерами, научиться смотреть на бизнес и процессы сверху и принимать нужные решения в нужный момент времени.
А как вы пережили кризисное время?