Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как сохранить бизнес в период неопределенности


На что обратить внимание, когда бизнес на грани банкротства, но вы всеми способами пытаетесь не дать этому случиться


Эту статью написал участник сообщества

Павел Вербняк

Павел Вербняк

Бизнес-тренер, коуч проекта «Успешное мышление»

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

На что обратить внимание, когда бизнес на грани банкротства, но вы всеми способами пытаетесь не дать этому случиться


Эту статью написал участник сообщества

Павел Вербняк

Павел Вербняк

Бизнес-тренер, коуч проекта «Успешное мышление»

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

В период нестабильности открывается много возможностей, но и одновременно вести бизнес становится проблематично. Любая неудача или ошибка во много раз увеличивает угрозу потерять дело своей жизни. В таких условиях важно научиться не только эффективно и грамотно управлять своим делом — предприятием, компанией, — но и взять под контроль свои эмоции, начать мыслить ясно и здраво, тщательно просчитывать все возможные варианты, находя наиболее оптимальный и полезный в данном конкретном случае.

Взять эмоции под контроль

Главное в любой непредвиденной ситуации — не поддаваться эмоциям. Перепады настроения, чередование периодов поспешной деятельности по спасению бизнеса с периодами паники, отчаяния и фрустрации очень вероятно могут привести к потерям и даже краху. К тому же и для психического и физического здоровья такие эмоциональные качели очень вредны. Поэтому сохранение здравомыслия и трезвого расчета — необходимый способ перейти к решению вызовов вместо их усугубления.

Необходимо помнить, что необдуманные решения, принятые на эмоциях, являются одной из главных причин провалов, причем не только в бизнесе, а в любой сфере деятельности и жизни. Поэтому все-таки часто следует придерживаться правила «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

В моей коучинговой программе для руководителей и предпринимателей «Ускоритель» был такой запрос. Один видный руководитель был вспыльчивым, и навыки общения были ниже среднего, и все-таки в переговорах вместо агрессивного отстаивания своих интересов он справился с эмоциями и получил большой заказ от транснациональной компании.

Выступление на якутском форуме предпринимателей. Обучаю справляться с трудными вызовами

Тренировка для бизнесмена

Важно тренировать и навыки предпринимательского мышления, и качества эффективного руководителя, личной эффективности, психологии в общении с людьми, уметь эффективно подбирать персонал, грамотно распоряжаться имеющимися в наличии денежными средствами. Только сочетая все эти знания и умения, вместе с предпринимательской чуткостью, можно сохранить бизнес и даже перейти к устойчивому развитию.

Важнейшим принципом деятельности любого человека, а тем более предпринимателя, в период турбулентности и неопределенности, экономических трудностей, кризисов и т. д. является эффективное управление и распоряжение теми средствами и ресурсами, которые у него имеются. А к ним относятся как денежные, так и временные ресурсы, энергия и здоровье. Полезно развивать навык эффективного распоряжения и торговыми площадями, и лежащими на складах товарами, и рабочим временем сотрудников, и своим собственным временем и т. д.

Так, например, если у вас есть пять торговых точек, но покупателей везде мало, так как у людей ограничены средства, чтобы что-то себе покупать (допустим, мало покупают одежду), то, возможно, имеет смысл пересмотреть процессы, вместо пяти точек оставить две или три, а остальные закрыть. Так вы перенаправите деньги, сэкономленные на арендной плате, зарплате сотрудникам, затратах на услуги ресурсоснабжающих организаций и т. д. Высвободив эти средства, вы сможете сохранить бизнес в неблагоприятное время. Если же будете упорствовать и стремиться во что бы то ни стало сохранить все пять точек, с высокой вероятностью не останется ни одной.

Что же делать с товаром? А его можно пока складировать в тех торговых точках, которые у вас остались, и постепенно продавать чуть дешевле, чтобы больше людей или организаций имели возможность его приобрести. И людям будет лучше, ведь они смогут купить себе то, что им необходимо, и вы сохраните большую часть средств, вложенных в этот товар.

Так можно сохранить 90% вложений, а если пытаться продать товар с двойной наценкой, то он просто может лежать на полках и терять свою ценность день ото дня без должного маркетинга, удержания и привлечения клиентов. А ведь надо оплачивать аренду, зарплату сотрудникам, кредит банку… А если товар еще и имеет срок годности… Через какое-то время его нужно будет просто списывать и утилизировать. И вместе с этим товаром постепенно будет списываться и утилизироваться весь бизнес?!

Выступление на якутском форуме предпринимателей, тренировка предпринимательского мышления

Что делать с сотрудниками

Всегда можно найти творческие решения любых задач.

Поэтому предпринимателю важно понимать, что он работает не для собственной наживы, а для блага людей, для блага общества. Чем больше ценности дают услуги или продукты для большего количества людей, тем больше и ресурсов приходит по своеобразным законам причины и следствия и «брать-давать». Большинство преуспевающих предпринимателей и лидеров очень любят свое дело.

В период неопределенности вы можете и цены на свою продукцию удержать, и новых клиентов приобрести, и конкурентов обогнать, и бизнес сохранить, да еще и получить преимущество, увеличивая прибыль, которую при нормализации обстановки тут же вложите в развитие и расширение бизнеса. Как? Напишите 20 вариантов ответа, этот метод можно назвать мозговым штурмом на бумаге.

Правильно сформулированный вопрос дает новые решения и идеи. Когда думаем о ценности для людей, «что я хочу и как это получить», то и ресурсы, возможности приходят. Деньги — сопутствующий атрибут, инструмент достижения наших целей, а не цель нашей жизни.

Нужно взвешенно и разумно относиться к любым решениям. Если необходимо сократить штат компании — не затягивайте с принятием этого сложного решения. Если нет средств выплачивать зарплаты всем сотрудникам уже сейчас, они могут не появиться через три месяца или через полгода, когда ситуация в экономике может еще сильнее обостриться. Поэтому принимайте это тяжелое решение сразу, а не тяните резину. Тогда шансы того, что вы сможете решить этот вопрос, возрастут. Признание проблемы — уже 50% ее решения, а своевременное признание — все 75%!

Но важно очень ответственно подойти к ситуации, соблюсти все требования действующего законодательства. Права сотрудников не могут быть нарушены. Это не только испортит вашу репутацию, но и создаст дополнительные риски.

Обманутые сотрудники могут обратиться в трудовую инспекцию, в прокуратуру, в суд. Вам все равно придется выплатить им все, что полагается, а возможно, и восстановить их на работе, если нарушена процедура увольнения. А будут ли у вас к тому времени средства, чтобы платить им зарплату? Скорее всего, нет. Поэтому нарушения при сокращении сотрудников в период кризисов — один из самых верных способов потерять бизнес вовсе. Соблюдайте все нормы, и тогда вероятность того, что вы выстоите, увеличится в несколько раз. Да и ваша репутация как честного человека и хорошего руководителя сохранится и укрепится.

К тому же после официального предупреждения сотрудников о сокращении под личную подпись имеет смысл и неофициально переговорить с ними, и не только с теми, кого сокращаете, но и с теми, кто остается. Может, кто-то из них согласится остаться на полставки или даже на четверть ставки. А может, дополнительно к этому имеет смысл всем работать целый год без премий, чтобы сохранить большую часть рабочих мест. Возможно, передать сотрудникам часть обязанностей уволенных работников без доплаты, и они согласятся на это, чтобы сохранить работу и заодно ваш бизнес. Если вы хороший руководитель и заботитесь о своих сотрудниках, то они в ответ тоже поддержат вас и пожертвуют частью своих интересов ради того, чтобы вы могли сохранить свой бизнес, а они — работу.

Уважайте и цените людей во времена изобилия, и тогда они вместе с вами найдут способ пережить трудные времена. А что-то следует начать исполнять и самому. В этом нет ничего зазорного.

Допустим, вы больше не можете позволить себе оплачивать услуги специалиста по ведению социальных сетей и сайта вашей компании. Тогда вы сокращаете эту должность, берете функцию на себя и вечерами размещаете необходимую информацию, сами ведете переписку с людьми, отвечаете на вопросы и т. д. Да, этим вечером вы не пойдете в ресторан, но зато сохраните свой бизнес. А если у вас не будет бизнеса, будут ли у вас средства на походы в ресторан?

Да и в целом будет ли существовать тот ресторан через полгода, ведь экономические проблемы касаются всего общества, а не только вас. Подумайте об этом и вместо безделья займитесь работой. Это — главный путь к успеху! Терпение и труд все перетрут!

Если компания не очень большая, имеет смысл провести общее собрание со всеми сотрудниками, рассказать им о реальном положении дел и неминуемых сокращениях. Может, совместными усилиями и обсуждением удастся найти оптимальные способы сохранения коллектива.

Например, все согласны год работать без премии, сокращаются все вакансии и совместительства, а также сокращаются те должности, которые не так уж остро необходимы, и эти обязанности будете выполнять вы и частично ваши сотрудники (например, то же размещение информации в социальных сетях). Тогда можно даже в самых тяжелых обстоятельствах сохранить основной костяк коллектива и наиболее эффективных сотрудников и продолжить вести бизнес. Да, у вас лично будет полно работы и бессонных ночей, зато дело вашей жизни получит шанс сохраниться и в будущем снова начать развиваться.

Пообещайте своим сотрудникам компенсацию за такую интенсивную и тяжелую работу при нормализации ситуации в вашем бизнесе и в экономике в целом. И когда это случится, снова начнет поступать большая прибыль и наступит время развития, не скупитесь — выплачивайте всем тем, кто вас поддерживал, двойные и тройные премии, покупайте путевки на отдых за свой счет, улучшайте условия их труда, купите новую мебель и оргтехнику для бухгалтера, красивую и удобную спецодежду для работников склада и торговых точек и т. д.

Давайте сотрудникам дополнительные выходные и продлевайте отпуска. Вкладывайте в тех, кто помогает вам в трудную минуту, и тогда вы получите сплоченный коллектив, который в лихие времена будет работать днями и ночами, даже не требуя оплаты, и приведет вас к нужному результату. Благодарность действительно хорошим сотрудникам и забота о коллективе — вот черта подлинного предпринимателя!

Отношение к людям

Кадровый вопрос в период неопределенности — один из самых ключевых и серьезных. Не стоит допускать фаворитизма и кумовства и во времена процветания, но в период потрясений это за короткий срок уничтожит ваше дело и ввергнет вас в нищету.

Если вы приняли на работу администратором свою сестру, платите ей зарплату больше, чем своему заместителю, а она на рабочем месте мало того что ничего не делает, так еще мешает работать другим, да и в целом не умеет общаться с людьми и не способна оформить простейший документ, тогда вам нужно было уволить ее еще вчера. Вызывайте ее на беседу в свой кабинет, и пусть пишет заявление по собственному желанию и в тот же день покинет стены компании. Вместо нее вы сможете нанять трех-четырех эффективных сотрудников, которые помогут вам в ведении дел, а не будут попусту тратить ресурсы.

Помните: ваши родные и друзья могут хотеть от вас все больше и больше, до предела выжимать ваш бизнес, ничего в него не вкладывая, а в конечном итоге потеряете все вы, они же будут счастливо жить на ваши деньги. Поэтому часто не стоит смешивать бизнес с какими-либо иными отношениями: родственными, дружескими и любыми другими. Когда вы берете на работу из чувства благодарности, из сочувствия и т. д., вы сами можете залезть в свой кошелек и выбрасывать из него деньги просто на ветер, отношения тоже могут измениться не в лучшую сторону. И это даже в благополучные времена, не говоря о сложных.

Те же правила, которые касаются ведения бизнеса внутри стен, следует распространять и на внешние контакты, то есть на отношения с контрагентами. Ни в коем случае не обманывайте доверие своих контрагентов, не допускайте долгов и просрочек оплаты. Если нет средств заплатить сейчас, то лучше честно в этом признаться. Скорее всего, вам пойдут на встречу и согласятся перенести срок платежа.

Возможно, иногда лучше выплатить постепенно частями, чем оплатить сразу и остаться без средств. Не стесняйтесь попросить об этом. Чаще всего люди относятся с пониманием, и совместными усилиями можно найти вариант, который устроит обе стороны.

Обсуждаем сохранение бизнеса во время турбулентности на тренинге для предпринимателей Санкт-Петербурга

Не гонитесь за дешевизной

Если вы закупаете какие-то товары, материалы для производства и т. д., всегда старайтесь выбирать не там, где дешевле, а там, где максимально соотносятся цена и качество. Помните, что, погнавшись за дешевизной, вы рискуете потерять свой бизнес полностью. Произведенный из дешевых и некачественных материалов товар никто не купит, вложения растворятся, а надо оплачивать кредит, который вы взяли на открытие производства… Итог, разумеется, печален.

Поэтому, если вы приобретаете что-то для своего бизнеса, приобретайте это так же взвешенно и ответственно, как приобретаете вещи для себя лично. А если у вас нет привычки вдумчиво подходить к покупкам и для себя, формируйте ее. Вы — проактивный предприниматель и не можете вести себя, как человек, который от всей души рад купить вещь плохого качества, лишь бы за четверть цены вещи хорошей.

Но и не переплачивайте. Если вы понимаете, что тот или иной товар или материал такого же качества можно купить дешевле, просто производитель не такой известный, то смело делайте это. В качестве вы не потеряете, а вот средства сохраните.

Долги и расходы

Отдельная тема — долги перед банками и ресурсоснабжающими организациями. К этой же группе сложностей следует отнести и долги за аренду помещений, оборудования и т. д. Ни в коем случае не допускайте их! Может, вывернуться наизнанку, распродать все товары за копейки, сократить сотрудников, закрыть большую часть торговых точек, урезать свои личные расходы, не вкладывать ничего в развитие бизнеса, но эти долги заплатить? Иначе просто через суд можно лишиться своего бизнеса. Хотя это тоже опыт, который обогатит и сделает эффективнее в дальнейшем — при наличии анализа и сделанных выводов. А лучше, чтобы таких долгов не возникало вовсе.

То же самое касается задолженностей по налогам и сборам. Оплату по этим направлениям следует держать на личном контроле и постоянно лично убеждаться, что все заплачено вовремя и в полном объеме, задолженностей нет. Так вы будете дисциплинировать в первую очередь самого себя, а уж потом ваших бухгалтеров.

Если наступили трудные времена, важно думать о том, как спасать бизнес, а не о том, как больше потратить на себя. Не рекомендуется брать деньги из средств, предназначенных на ведение бизнеса, для удовлетворения собственных нужд. Соблазн велик, но помните, что, если вы сделаете это, вы возьмете у самого себя деньги в долг, но без отдачи.

Это максимально неэффективно и безответственно. Не тешьте себя иллюзиями, что вам удастся восстановить взятое с помощью прибыли. Если она уже сейчас упала, а вы еще взяли деньги, чтобы купить себе новый автомобиль, то какое развитие и какая прибыль ждут вас в будущем? Ведь эти деньги выведены из оборота и не могут применяться в бизнесе. А вам надо платить кредиты, налоги, закупать материалы и т. д. Это чревато постепенной стагнацией и банкротством.

Помните правило: взял из бизнеса — потерял навсегда. А что, если ограничить и расходы на себя и свое домашнее хозяйство? Составьте план домашних расходов. Смело исключайте из своего домашнего хозяйства все напрасные и излишние расходы. Вместо похода в аквапарк в выходные можно сходить на прогулку по лесу; вместо поездки на курорт — съездить на несколько дней в лес отдохнуть с палатками. Так вы и здоровье свое укрепите, и средства сохраните. Начинайте с себя, сократите свои расходы. Не покупайте себе ничего лишнего, не сорите деньгами. Берегите каждый рубль.

Многие люди привыкли к роскошной жизни. Но сделать это часто необходимо. Если у вас уже есть сумочка или портфель Louis Vuitton, зачем вам еще одна? Да, это ваша любимая марка, и вам очень дороги эти вещи, но если вы потратите на нее три-четыре миллиона, выдернув их из бизнеса, через год вы потеряете бизнес. Поэтому доставайте из шкафа то, что уже приобретено вами в благополучные времена, и гордитесь этим приобретением.

Сейчас ваша задача не исполнять свои мечты, а сохранять бизнес. Поэтому поставьте сумочку рядом с собой, сварите себе вкусный кофе, пейте и любуйтесь ею, приговаривая: «У меня такая прекрасная сумочка, она уникальна, таких очень мало в мире! Так зачем мне еще одна? Я и так уже счастлив (-а) и благодарен (-на)!» Вы почувствуете удовлетворение, успокоение, гордость за себя и за свои достижения.

Ваше настроение улучшится, а желание тратить деньги на новые «хотелки» трансформируется в новые результаты. Тогда смело берите ручку и бумагу и в таком хорошем расположении духа начните секвестировать свой личный и семейный бюджет, вычеркнув из него не только сумочку, но и многие другие несвоевременные, а то и вовсе пустые, ненужные и даже откровенно неэффективные расходы.

Так вы сэкономите достаточно денежных средств, которые будут как будто найдены. Через два-три месяца вы внезапно обнаружите в своих руках крупную сумму, взявшуюся буквально из ниоткуда. И вот эту сумму вы смело можете вложить в поддержание своего бизнеса и стабилизацию положения или, если пока с бизнесом все хорошо, то можно отложить ее на тот случай, когда возникнут какие-либо потрясения. Но отложить не для себя, а для бизнеса. Постепенно пополнять эту копилку для бизнеса из личных сэкономленных средств войдет у вас в привычку и даже добрую традицию. Поставьте это своей целью, и вы сохраните свое дело.

На своих тренингах и в программе «Ускоритель» я познакомился с менеджером банка. Он, отказавшись от курения и привычки тратить деньги на ненужные вещи, за два года смог на сэкономленные деньги приобрести дачу.

Поступая так, вы приучите и своих сотрудников, членов семьи, детей эффективно и бережно распоряжаться денежными средствами. Ведь такой пример будет способствовать развитию бизнеса, а в будущем, к примеру, дети научатся управлять средствами и сохранят ваш бизнес, когда унаследуют его. Разве это для вас не стимул рачительнее распоряжаться средствами сейчас ради счастливого будущего лично вашего и ваших близких?

Вредные привычки вредны не только вам, но и вашему делу

Очень деликатная тема, но в данном контексте ее тоже нельзя обойти стороной — вредные привычки. Вы не только вредите своему здоровью, но и совершенно впустую тратите много средств. А они могли бы быть вложены в бизнес, где сейчас очень нужны. Поэтому делаем над собой усилие и минимизируем или отказываемся вовсе от курения, от выпивки, от ночных клубов и баров — на это тоже за месяц не одна тысяча рублей попусту уйдет. Помните: вредные привычки не только губят вас, они губят ваш бизнес. Так сделайте над собой усилие и попрощайтесь с ними раз и навсегда!

К вредным привычкам следует отнести и лень. Хотя причины могут быть разные, начиная от гормонов и заканчивая режимом дня, но она часто может быть защитной реакцией организма от бессмысленной траты энергии, когда нет ясных истинных целей.

И в то время, когда в экономике возникают трудности, лениться для предпринимателя — смерти подобно! Важно отдыхать, заниматься физкультурой. Вместо того чтобы сидеть в интернете, играть в компьютерные игры или собирать сплетни, посвятите себя работе на благо бизнеса. У вас не должно быть в такие неспокойные времена ни минутки свободной для праздности и безделья.

Умение делегировать

Делегируйте разумно, не перекладывайте ни на кого свои обязанности по управлению бизнесом. Это, скорее всего, приведет к убыткам. Даже не по злому умыслу, а по случайному недосмотру ваше доверенное лицо из-за большого объема возложенных на него задач может просмотреть ту или иную потенциально опасную ситуацию.

Например, не проконтролирует своевременность внесения арендной платы, и арендодатель расторгнет договор. Или забудет оплатить услуги связи, и ваши важные переговоры сорвутся. Вам нужны эти проблемы или все же нет? Поэтому занимайтесь своим бизнесом сами, вникайте в любые вопросы, связанные с этой деятельностью. Да, все знать невозможно, но там, где вы хотя бы теоретически можете что-то сделать сами, не перекладывая на посторонних лиц, делайте это.

Это наш бизнес, и управлять им — наша задача. Мы же не перекладываем заботы по ведению домашнего хозяйства на соседей? Так почему же должны на кого-то перекладывать ведение своего бизнеса? Любому навыку можно научиться. Эффективное решение задач и вызовов тоже поддаются тренировке.

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!


Больше по теме

Новости