Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как сохранить бизнес в период неопределенности


В период нестабильности открывается много возможностей, но и одновременно вести бизнес становится проблематично. Любая неудача или ошибка во много раз увеличивает угрозу потерять дело своей жизни. В таких условиях важно научиться не только эффективно и грамотно управлять своим делом — предприятием, компанией, — но и взять под контроль свои эмоции, начать мыслить ясно и здраво, тщательно просчитывать все возможные варианты, находя наиболее оптимальный и полезный в данном конкретном случае.

Взять эмоции под контроль

Главное в любой непредвиденной ситуации — не поддаваться эмоциям. Перепады настроения, чередование периодов поспешной деятельности по спасению бизнеса с периодами паники, отчаяния и фрустрации очень вероятно могут привести к потерям и даже краху. К тому же и для психического и физического здоровья такие эмоциональные качели очень вредны. Поэтому сохранение здравомыслия и трезвого расчета — необходимый способ перейти к решению вызовов вместо их усугубления.

Необходимо помнить, что необдуманные решения, принятые на эмоциях, являются одной из главных причин провалов, причем не только в бизнесе, а в любой сфере деятельности и жизни. Поэтому все-таки часто следует придерживаться правила «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

В моей коучинговой программе для руководителей и предпринимателей «Ускоритель» был такой запрос. Один видный руководитель был вспыльчивым, и навыки общения были ниже среднего, и все-таки в переговорах вместо агрессивного отстаивания своих интересов он справился с эмоциями и получил большой заказ от транснациональной компании.

Выступление на якутском форуме предпринимателей. Обучаю справляться с трудными вызовами

Тренировка для бизнесмена

Важно тренировать и навыки предпринимательского мышления, и качества эффективного руководителя, личной эффективности, психологии в общении с людьми, уметь эффективно подбирать персонал, грамотно распоряжаться имеющимися в наличии денежными средствами. Только сочетая все эти знания и умения, вместе с предпринимательской чуткостью, можно сохранить бизнес и даже перейти к устойчивому развитию.

Важнейшим принципом деятельности любого человека, а тем более предпринимателя, в период турбулентности и неопределенности, экономических трудностей, кризисов и т. д. является эффективное управление и распоряжение теми средствами и ресурсами, которые у него имеются. А к ним относятся как денежные, так и временные ресурсы, энергия и здоровье. Полезно развивать навык эффективного распоряжения и торговыми площадями, и лежащими на складах товарами, и рабочим временем сотрудников, и своим собственным временем и т. д.

Так, например, если у вас есть пять торговых точек, но покупателей везде мало, так как у людей ограничены средства, чтобы что-то себе покупать (допустим, мало покупают одежду), то, возможно, имеет смысл пересмотреть процессы, вместо пяти точек оставить две или три, а остальные закрыть. Так вы перенаправите деньги, сэкономленные на арендной плате, зарплате сотрудникам, затратах на услуги ресурсоснабжающих организаций и т. д. Высвободив эти средства, вы сможете сохранить бизнес в неблагоприятное время. Если же будете упорствовать и стремиться во что бы то ни стало сохранить все пять точек, с высокой вероятностью не останется ни одной.

Что же делать с товаром? А его можно пока складировать в тех торговых точках, которые у вас остались, и постепенно продавать чуть дешевле, чтобы больше людей или организаций имели возможность его приобрести. И людям будет лучше, ведь они смогут купить себе то, что им необходимо, и вы сохраните большую часть средств, вложенных в этот товар.

Так можно сохранить 90% вложений, а если пытаться продать товар с двойной наценкой, то он просто может лежать на полках и терять свою ценность день ото дня без должного маркетинга, удержания и привлечения клиентов. А ведь надо оплачивать аренду, зарплату сотрудникам, кредит банку… А если товар еще и имеет срок годности… Через какое-то время его нужно будет просто списывать и утилизировать. И вместе с этим товаром постепенно будет списываться и утилизироваться весь бизнес?!

Выступление на якутском форуме предпринимателей, тренировка предпринимательского мышления

Что делать с сотрудниками

Всегда можно найти творческие решения любых задач.

Поэтому предпринимателю важно понимать, что он работает не для собственной наживы, а для блага людей, для блага общества. Чем больше ценности дают услуги или продукты для большего количества людей, тем больше и ресурсов приходит по своеобразным законам причины и следствия и «брать-давать». Большинство преуспевающих предпринимателей и лидеров очень любят свое дело.

В период неопределенности вы можете и цены на свою продукцию удержать, и новых клиентов приобрести, и конкурентов обогнать, и бизнес сохранить, да еще и получить преимущество, увеличивая прибыль, которую при нормализации обстановки тут же вложите в развитие и расширение бизнеса. Как? Напишите 20 вариантов ответа, этот метод можно назвать мозговым штурмом на бумаге.

Правильно сформулированный вопрос дает новые решения и идеи. Когда думаем о ценности для людей, «что я хочу и как это получить», то и ресурсы, возможности приходят. Деньги — сопутствующий атрибут, инструмент достижения наших целей, а не цель нашей жизни.

Нужно взвешенно и разумно относиться к любым решениям. Если необходимо сократить штат компании — не затягивайте с принятием этого сложного решения. Если нет средств выплачивать зарплаты всем сотрудникам уже сейчас, они могут не появиться через три месяца или через полгода, когда ситуация в экономике может еще сильнее обостриться. Поэтому принимайте это тяжелое решение сразу, а не тяните резину. Тогда шансы того, что вы сможете решить этот вопрос, возрастут. Признание проблемы — уже 50% ее решения, а своевременное признание — все 75%!

Но важно очень ответственно подойти к ситуации, соблюсти все требования действующего законодательства. Права сотрудников не могут быть нарушены. Это не только испортит вашу репутацию, но и создаст дополнительные риски.

Обманутые сотрудники могут обратиться в трудовую инспекцию, в прокуратуру, в суд. Вам все равно придется выплатить им все, что полагается, а возможно, и восстановить их на работе, если нарушена процедура увольнения. А будут ли у вас к тому времени средства, чтобы платить им зарплату? Скорее всего, нет. Поэтому нарушения при сокращении сотрудников в период кризисов — один из самых верных способов потерять бизнес вовсе. Соблюдайте все нормы, и тогда вероятность того, что вы выстоите, увеличится в несколько раз. Да и ваша репутация как честного человека и хорошего руководителя сохранится и укрепится.

К тому же после официального предупреждения сотрудников о сокращении под личную подпись имеет смысл и неофициально переговорить с ними, и не только с теми, кого сокращаете, но и с теми, кто остается. Может, кто-то из них согласится остаться на полставки или даже на четверть ставки. А может, дополнительно к этому имеет смысл всем работать целый год без премий, чтобы сохранить большую часть рабочих мест. Возможно, передать сотрудникам часть обязанностей уволенных работников без доплаты, и они согласятся на это, чтобы сохранить работу и заодно ваш бизнес. Если вы хороший руководитель и заботитесь о своих сотрудниках, то они в ответ тоже поддержат вас и пожертвуют частью своих интересов ради того, чтобы вы могли сохранить свой бизнес, а они — работу.

Уважайте и цените людей во времена изобилия, и тогда они вместе с вами найдут способ пережить трудные времена. А что-то следует начать исполнять и самому. В этом нет ничего зазорного.

Допустим, вы больше не можете позволить себе оплачивать услуги специалиста по ведению социальных сетей и сайта вашей компании. Тогда вы сокращаете эту должность, берете функцию на себя и вечерами размещаете необходимую информацию, сами ведете переписку с людьми, отвечаете на вопросы и т. д. Да, этим вечером вы не пойдете в ресторан, но зато сохраните свой бизнес. А если у вас не будет бизнеса, будут ли у вас средства на походы в ресторан?

Да и в целом будет ли существовать тот ресторан через полгода, ведь экономические проблемы касаются всего общества, а не только вас. Подумайте об этом и вместо безделья займитесь работой. Это — главный путь к успеху! Терпение и труд все перетрут!

Если компания не очень большая, имеет смысл провести общее собрание со всеми сотрудниками, рассказать им о реальном положении дел и неминуемых сокращениях. Может, совместными усилиями и обсуждением удастся найти оптимальные способы сохранения коллектива.

Например, все согласны год работать без премии, сокращаются все вакансии и совместительства, а также сокращаются те должности, которые не так уж остро необходимы, и эти обязанности будете выполнять вы и частично ваши сотрудники (например, то же размещение информации в социальных сетях). Тогда можно даже в самых тяжелых обстоятельствах сохранить основной костяк коллектива и наиболее эффективных сотрудников и продолжить вести бизнес. Да, у вас лично будет полно работы и бессонных ночей, зато дело вашей жизни получит шанс сохраниться и в будущем снова начать развиваться.

Пообещайте своим сотрудникам компенсацию за такую интенсивную и тяжелую работу при нормализации ситуации в вашем бизнесе и в экономике в целом. И когда это случится, снова начнет поступать большая прибыль и наступит время развития, не скупитесь — выплачивайте всем тем, кто вас поддерживал, двойные и тройные премии, покупайте путевки на отдых за свой счет, улучшайте условия их труда, купите новую мебель и оргтехнику для бухгалтера, красивую и удобную спецодежду для работников склада и торговых точек и т. д.

Давайте сотрудникам дополнительные выходные и продлевайте отпуска. Вкладывайте в тех, кто помогает вам в трудную минуту, и тогда вы получите сплоченный коллектив, который в лихие времена будет работать днями и ночами, даже не требуя оплаты, и приведет вас к нужному результату. Благодарность действительно хорошим сотрудникам и забота о коллективе — вот черта подлинного предпринимателя!

Отношение к людям

Кадровый вопрос в период неопределенности — один из самых ключевых и серьезных. Не стоит допускать фаворитизма и кумовства и во времена процветания, но в период потрясений это за короткий срок уничтожит ваше дело и ввергнет вас в нищету.

Если вы приняли на работу администратором свою сестру, платите ей зарплату больше, чем своему заместителю, а она на рабочем месте мало того что ничего не делает, так еще мешает работать другим, да и в целом не умеет общаться с людьми и не способна оформить простейший документ, тогда вам нужно было уволить ее еще вчера. Вызывайте ее на беседу в свой кабинет, и пусть пишет заявление по собственному желанию и в тот же день покинет стены компании. Вместо нее вы сможете нанять трех-четырех эффективных сотрудников, которые помогут вам в ведении дел, а не будут попусту тратить ресурсы.

Помните: ваши родные и друзья могут хотеть от вас все больше и больше, до предела выжимать ваш бизнес, ничего в него не вкладывая, а в конечном итоге потеряете все вы, они же будут счастливо жить на ваши деньги. Поэтому часто не стоит смешивать бизнес с какими-либо иными отношениями: родственными, дружескими и любыми другими. Когда вы берете на работу из чувства благодарности, из сочувствия и т. д., вы сами можете залезть в свой кошелек и выбрасывать из него деньги просто на ветер, отношения тоже могут измениться не в лучшую сторону. И это даже в благополучные времена, не говоря о сложных.

Те же правила, которые касаются ведения бизнеса внутри стен, следует распространять и на внешние контакты, то есть на отношения с контрагентами. Ни в коем случае не обманывайте доверие своих контрагентов, не допускайте долгов и просрочек оплаты. Если нет средств заплатить сейчас, то лучше честно в этом признаться. Скорее всего, вам пойдут на встречу и согласятся перенести срок платежа.

Возможно, иногда лучше выплатить постепенно частями, чем оплатить сразу и остаться без средств. Не стесняйтесь попросить об этом. Чаще всего люди относятся с пониманием, и совместными усилиями можно найти вариант, который устроит обе стороны.

Обсуждаем сохранение бизнеса во время турбулентности на тренинге для предпринимателей Санкт-Петербурга

Не гонитесь за дешевизной

Если вы закупаете какие-то товары, материалы для производства и т. д., всегда старайтесь выбирать не там, где дешевле, а там, где максимально соотносятся цена и качество. Помните, что, погнавшись за дешевизной, вы рискуете потерять свой бизнес полностью. Произведенный из дешевых и некачественных материалов товар никто не купит, вложения растворятся, а надо оплачивать кредит, который вы взяли на открытие производства… Итог, разумеется, печален.

Поэтому, если вы приобретаете что-то для своего бизнеса, приобретайте это так же взвешенно и ответственно, как приобретаете вещи для себя лично. А если у вас нет привычки вдумчиво подходить к покупкам и для себя, формируйте ее. Вы — проактивный предприниматель и не можете вести себя, как человек, который от всей души рад купить вещь плохого качества, лишь бы за четверть цены вещи хорошей.

Но и не переплачивайте. Если вы понимаете, что тот или иной товар или материал такого же качества можно купить дешевле, просто производитель не такой известный, то смело делайте это. В качестве вы не потеряете, а вот средства сохраните.

Долги и расходы

Отдельная тема — долги перед банками и ресурсоснабжающими организациями. К этой же группе сложностей следует отнести и долги за аренду помещений, оборудования и т. д. Ни в коем случае не допускайте их! Может, вывернуться наизнанку, распродать все товары за копейки, сократить сотрудников, закрыть большую часть торговых точек, урезать свои личные расходы, не вкладывать ничего в развитие бизнеса, но эти долги заплатить? Иначе просто через суд можно лишиться своего бизнеса. Хотя это тоже опыт, который обогатит и сделает эффективнее в дальнейшем — при наличии анализа и сделанных выводов. А лучше, чтобы таких долгов не возникало вовсе.

То же самое касается задолженностей по налогам и сборам. Оплату по этим направлениям следует держать на личном контроле и постоянно лично убеждаться, что все заплачено вовремя и в полном объеме, задолженностей нет. Так вы будете дисциплинировать в первую очередь самого себя, а уж потом ваших бухгалтеров.

Если наступили трудные времена, важно думать о том, как спасать бизнес, а не о том, как больше потратить на себя. Не рекомендуется брать деньги из средств, предназначенных на ведение бизнеса, для удовлетворения собственных нужд. Соблазн велик, но помните, что, если вы сделаете это, вы возьмете у самого себя деньги в долг, но без отдачи.

Это максимально неэффективно и безответственно. Не тешьте себя иллюзиями, что вам удастся восстановить взятое с помощью прибыли. Если она уже сейчас упала, а вы еще взяли деньги, чтобы купить себе новый автомобиль, то какое развитие и какая прибыль ждут вас в будущем? Ведь эти деньги выведены из оборота и не могут применяться в бизнесе. А вам надо платить кредиты, налоги, закупать материалы и т. д. Это чревато постепенной стагнацией и банкротством.

Помните правило: взял из бизнеса — потерял навсегда. А что, если ограничить и расходы на себя и свое домашнее хозяйство? Составьте план домашних расходов. Смело исключайте из своего домашнего хозяйства все напрасные и излишние расходы. Вместо похода в аквапарк в выходные можно сходить на прогулку по лесу; вместо поездки на курорт — съездить на несколько дней в лес отдохнуть с палатками. Так вы и здоровье свое укрепите, и средства сохраните. Начинайте с себя, сократите свои расходы. Не покупайте себе ничего лишнего, не сорите деньгами. Берегите каждый рубль.

Многие люди привыкли к роскошной жизни. Но сделать это часто необходимо. Если у вас уже есть сумочка или портфель Louis Vuitton, зачем вам еще одна? Да, это ваша любимая марка, и вам очень дороги эти вещи, но если вы потратите на нее три-четыре миллиона, выдернув их из бизнеса, через год вы потеряете бизнес. Поэтому доставайте из шкафа то, что уже приобретено вами в благополучные времена, и гордитесь этим приобретением.

Сейчас ваша задача не исполнять свои мечты, а сохранять бизнес. Поэтому поставьте сумочку рядом с собой, сварите себе вкусный кофе, пейте и любуйтесь ею, приговаривая: «У меня такая прекрасная сумочка, она уникальна, таких очень мало в мире! Так зачем мне еще одна? Я и так уже счастлив (-а) и благодарен (-на)!» Вы почувствуете удовлетворение, успокоение, гордость за себя и за свои достижения.

Ваше настроение улучшится, а желание тратить деньги на новые «хотелки» трансформируется в новые результаты. Тогда смело берите ручку и бумагу и в таком хорошем расположении духа начните секвестировать свой личный и семейный бюджет, вычеркнув из него не только сумочку, но и многие другие несвоевременные, а то и вовсе пустые, ненужные и даже откровенно неэффективные расходы.

Так вы сэкономите достаточно денежных средств, которые будут как будто найдены. Через два-три месяца вы внезапно обнаружите в своих руках крупную сумму, взявшуюся буквально из ниоткуда. И вот эту сумму вы смело можете вложить в поддержание своего бизнеса и стабилизацию положения или, если пока с бизнесом все хорошо, то можно отложить ее на тот случай, когда возникнут какие-либо потрясения. Но отложить не для себя, а для бизнеса. Постепенно пополнять эту копилку для бизнеса из личных сэкономленных средств войдет у вас в привычку и даже добрую традицию. Поставьте это своей целью, и вы сохраните свое дело.

На своих тренингах и в программе «Ускоритель» я познакомился с менеджером банка. Он, отказавшись от курения и привычки тратить деньги на ненужные вещи, за два года смог на сэкономленные деньги приобрести дачу.

Поступая так, вы приучите и своих сотрудников, членов семьи, детей эффективно и бережно распоряжаться денежными средствами. Ведь такой пример будет способствовать развитию бизнеса, а в будущем, к примеру, дети научатся управлять средствами и сохранят ваш бизнес, когда унаследуют его. Разве это для вас не стимул рачительнее распоряжаться средствами сейчас ради счастливого будущего лично вашего и ваших близких?

Вредные привычки вредны не только вам, но и вашему делу

Очень деликатная тема, но в данном контексте ее тоже нельзя обойти стороной — вредные привычки. Вы не только вредите своему здоровью, но и совершенно впустую тратите много средств. А они могли бы быть вложены в бизнес, где сейчас очень нужны. Поэтому делаем над собой усилие и минимизируем или отказываемся вовсе от курения, от выпивки, от ночных клубов и баров — на это тоже за месяц не одна тысяча рублей попусту уйдет. Помните: вредные привычки не только губят вас, они губят ваш бизнес. Так сделайте над собой усилие и попрощайтесь с ними раз и навсегда!

К вредным привычкам следует отнести и лень. Хотя причины могут быть разные, начиная от гормонов и заканчивая режимом дня, но она часто может быть защитной реакцией организма от бессмысленной траты энергии, когда нет ясных истинных целей.

И в то время, когда в экономике возникают трудности, лениться для предпринимателя — смерти подобно! Важно отдыхать, заниматься физкультурой. Вместо того чтобы сидеть в интернете, играть в компьютерные игры или собирать сплетни, посвятите себя работе на благо бизнеса. У вас не должно быть в такие неспокойные времена ни минутки свободной для праздности и безделья.

Умение делегировать

Делегируйте разумно, не перекладывайте ни на кого свои обязанности по управлению бизнесом. Это, скорее всего, приведет к убыткам. Даже не по злому умыслу, а по случайному недосмотру ваше доверенное лицо из-за большого объема возложенных на него задач может просмотреть ту или иную потенциально опасную ситуацию.

Например, не проконтролирует своевременность внесения арендной платы, и арендодатель расторгнет договор. Или забудет оплатить услуги связи, и ваши важные переговоры сорвутся. Вам нужны эти проблемы или все же нет? Поэтому занимайтесь своим бизнесом сами, вникайте в любые вопросы, связанные с этой деятельностью. Да, все знать невозможно, но там, где вы хотя бы теоретически можете что-то сделать сами, не перекладывая на посторонних лиц, делайте это.

Это наш бизнес, и управлять им — наша задача. Мы же не перекладываем заботы по ведению домашнего хозяйства на соседей? Так почему же должны на кого-то перекладывать ведение своего бизнеса? Любому навыку можно научиться. Эффективное решение задач и вызовов тоже поддаются тренировке.

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!

Павел Вербняк
Павел Вербняк

Какие привычки вредят вам и вашему бизнесу? Расскажите в комментариях.


Больше по теме

Новости