Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как привлекать покупателей в офлайн-магазины и повысить продажи: 6 решений


Активная цифровизация создает ощущение, что все ушло в онлайн, в том числе продажи. Но, как показывают исследования, россияне все еще предпочитают покупать товары в обычных магазинах, и доля офлайн-покупок растет. При этом платежеспособная аудитория меняется — среди покупателей все больше людей, которые привыкли к опыту онлайн-покупок. Поэтому розничным ретейлерам нужно менять подход к продажам.

Какие решения стоит внедрить, рассказал Александр Гринько, директор по стратегическому маркетингу мебельного комплекса «Гранд».

Зачем и как офлайн-ретейлу меняться

Покупатель уже привык выбирать товары в интернете, не отрываясь надолго от привычных дел. Для него поездка в магазин — скорее, возможность еще раз убедиться в качестве товара, посмотреть на него вживую: посидеть на диване, покрутить в руках кроссовки, примерить джинсы. Особенно это важно, если речь о новом товаре, а не о повторной покупке.

При этом многое будет решать стоимость — покупатель готов отправиться в офлайн-точку, если там можно купить товар дешевле. Вот только не всегда у магазина есть возможность заинтересовать покупателя снижением цены, поэтому нужно искать новые инструменты привлечения внимания.

Онлайн-шопинг поменял привычки сегодняшнего покупателя. Как показало исследование Фейсбука*, более чем 80% респондентов нравится развлекательный элемент в онлайн-покупках. Геймификация, розыгрыши, покупки во время стримов на интернет-платформах и многое другое формируют новый опыт.

Чтобы офлайн-магазинам оставаться привлекательными в глазах покупателя, нужно стремиться вызывать эмоции. В этом могут помочь:

  • цифровые технологии в зале;
  • персональный подход;
  • новые механики коммуникации бренда с посетителем;
  • форматы самих магазинов.

Решение 1: воздействовать через ароматы

Покупатель может получать эмоции не только от товара и работы консультанта, но и от общей атмосферы. Один из важных ее компонентов — запах.

Запахи влияют на настроение человека, на его социальное поведение. Именно запах человек помнит дольше всего. Все это делает ароматы хорошим способом создать эмоциональную связь с брендом.

Аромамаркетинг, или воздействие на покупателя с помощью определенного аромата, — не новая механика, но в последние годы ей стали уделять больше внимания. Отчасти из-за того, что стало больше визуальной рекламы и потому она работает хуже: мозг отфильтровывает лишний шум, люди не обращают внимание на то, что кажется им неважным. Игнорировать информацию на менее сознательном уровне — таком как обоняние — намного труднее. Это подтверждает известное исследование, проведенное в 1993 году неврологом Аланом Хиршем. Он выяснил, что люди на 84% чаще покупают кроссовки Nike в ароматизированной комнате по сравнению с покупателями в помещении без запаха.

При этом нельзя однозначно говорить, что именно правильно подобранный аромат резко повысит продажи. Но он точно поможет покупателю запомнить бренд.

В фешен-индустрии у некоторых брендов есть «фирменные» запахи. Например, в магазине Zara Home пахнет жасмином, а аромат в магазинах Massimo Dutti посетители хотят слышать в своих домах.

Нет универсальной схемы, как выбрать аромат для торговой точки. Можно отталкиваться от того, с чем у большинства людей ассоциируются основные группы запахов.

Кожа и табак считаются мужскими, в то время как цветочные — женскими: то есть первые могут подойти условному магазину мужской одежды, вторые — например, бутику женского белья. Древесные ароматы — дорогие, «взрослые» и потому подходят магазинам среднего и премиального классов разных категорий (мебель, бытовая техника, одежда и обувь), а условный цитрус — это энергия, и он подойдет, например, магазину спортивных товаров. Не всегда запах должен быть сложным: сработать способен даже моноаромат.

Мебельный магазин
Мебельный магазин

Не обязательно формировать «фирменный» аромат для бренда — достаточно просто позаботиться о приятном запахе в торговой точке, который будет вызывать ассоциацию с самим брендом или с его нишей. Как условный запах выпечки выстраивает связь с домом, теплом, уютом

Не обязательно формировать «фирменный» аромат для бренда — достаточно просто позаботиться о приятном запахе в торговой точке, который будет вызывать ассоциацию с самим брендом или с его нишей. Как условный запах выпечки выстраивает связь с домом, теплом, уютом

Решение 2: предоставить улучшенный сервис

Вопрос клиентского сервиса больше актуален для магазинов среднего и премиального сегментов. Чаще такие клиенты покупают товары на эмоциях, и вызвать их можно в первую очередь через сервис в магазине.

Например, в бутике или небольшом салоне важно обеспечить индивидуальное обслуживание каждому клиенту. То есть консультант не ходит от одного посетителя к другому, а в спокойном режиме работает с одним — независимо от того, займет это десять минут или час.

В магазинах, где процесс выбора и покупки долгий, например в салоне дизайнерской мебели или обувном бутике, можно предложить клиенту чашку кофе, чая или воду. Даже такой небольшой жест внимания повышает лояльность потенциального покупателя к магазину.

Улучшенный сервис может касаться и товара. К примеру, увеличенная гарантия на продукт — на бытовую технику, сложную электронику, — бесплатный подшив одежды или ремонт обуви в течение первого года носки. Для некоторых клиентов это может стать той самой каплей, которая склонит их к покупке.

Такие детали, как чай и кофе во время выбора товара, персональная работа с клиентом, расширенные сервисные возможности, давно внедрила в свою практику сеть обувных магазинов Rendez-Vous. Как именно эти действия повлияли на продажи в цифрах, неизвестно, но то, что ретейлер стабильно держится в числе крупнейших российских игроков фешен-рынка по оборотам, показывает, что подход к покупателю выбран верно.

И точно не лишним будет бесплатный вайфай в магазине. Как показывает статистика, после его подключения 62% ретейлеров отметили, что клиенты стали проводить больше времени в магазине. И каждый второй сказал, что при этом покупатели стали тратить больше денег.

Аватар дайджеста

Рассылка: как открыть бизнес с нуля

Узнайте, где взять идею для бизнеса, как найти деньги, привлечь первых покупателей и выйти на прибыль. Десять коротких писем, которые помогут предпринимателю успешно стартовать

Аватар дайджеста

Решение 3: внедрить цифровые решения в офлайн-точках

Цифровые решения могут заменять продавца-консультанта и тем самым уменьшать время ожидания его помощи или давать тот же опыт, что и при онлайн-покупке: например, сравнение нескольких товаров на экране.

В фешен-ретейле один из самых известных примеров цифровых технологий — умные зеркала, которые располагаются в примерочных. Помимо отражения покупателя на поверхности могут появляться, например, персональные рекомендации по образу — чем дополнить юбку, платье или джинсы. Через такие персональные рекомендации зеркало может дополнительно продать покупателю товары без привлечения консультанта.

Одним из первых умные зеркала в примерочные установил бренд Ralph Lauren — во флагманском магазине на Пятой авеню. Зеркала распознают то, что покупатель взял с собой в примерочную, показывают другие доступные размеры и оттенки для конкретного товара, дополнения к образу.

Установка умных зеркал в примерочные помогла бренду за пять месяцев повысить вовлеченность клиентов на 90%. Среди функций таких зеркал — возможность через сенсорную кнопку вызвать продавца-консультанта

Решение 4: обучать консультантов более тонкой работе с покупателем

Большая часть успеха в продажах зависит от работы консультанта в торговой точке:

  • насколько хорошо он знает товар, который предлагает;
  • как ориентируется в ассортименте;
  • понимает ли потребности клиента.

Перечисленные аспекты — это то, что требуется от консультанта по умолчанию. Сейчас же к ним добавляется еще одно важное условие — тонкое понимание покупателя.

Назойливый консультант — один из самых раздражающих моментов для покупателей. Это нередко подталкивает людей перейти в интернет. Там нет того, кто будет бесконечно пытаться продать то один товар, то другой, то еще несколько в довесок к выбранному. Такая настойчивость чаще надоедает и заставляет держаться подальше от торговых точек, чем помогает определиться с покупкой.

Поэтому важно обучить сотрудников более аккуратной работе с покупателем — без навязчивости, давления и прямого проталкивания товара. Для этого консультанту нужно научиться понимать, когда покупателю нужна активная помощь, а когда нет. После озвученного отказа стоит отойти, но при этом находиться в зоне видимости — вдруг человек передумает.

Также важно уметь считывать возможные желания и намерения клиента по его виду и поведению. То есть не действовать по стратегии «Он пришел в мебельный магазин — ему нужна мебель», а строить более сложную цепочку: «Ему 22—24 года, он в среднем классе, вероятно, он недавно переехал и ищет гарнитур в новую квартиру».

Или, например, в фешен-ретейле консультант должен четко определить стиль клиента. При виде посетителя в классическом образе он может не только предложить сразу пройти в конкретный отдел с более традиционными моделями, но и представить, что именно понравится человеку.

Безусловно, нет гарантии, что консультант попадет в цель. Тот же молодой человек 22—24 лет, который и правда недавно переехал, может зайти в мебельный магазин не за гарнитуром для новой квартиры, а за антикварным столиком для родителей к годовщине свадьбы. Но в любом случае подобный подход показывает покупателю, что ему стараются оказать персональное внимание, а не просто стремятся что-то конкретное продать или замучить его «помощью».

Решение 5: делать коллаборации и сотрудничать с брендами

Для сегодняшней аудитории очень важно максимально экономить время в разных рутинных задачах. Например, возможность в одной торговой точке купить продукты и выпить кофе выглядит более привлекательно, чем необходимость делать это в разных местах. Поэтому актуальным инструментом повышения продаж становятся разные коллаборации и партнерства.

Самый распространенный пример — кофейный. По оценкам аналитиков, наличие кофейного автомата повышает трафик магазина почти в полтора раза.

Оператор Tele2 в 2019 году протестировал партнерство с сетью Cofix: в салонах Tele2 появились кофейни, и это увеличило продажи точек связи в полтора-два раза. Позднее Tele2 начал сотрудничать также с One Price Coffee и проводить совместные акции: например, абоненты Tele2 могут получить второй кофе в подарок в One Price Coffee.

Другой пример — сотрудничество X5 Retail Group и сети «Вкусно — и точка». В 2020 году в супермаркете «Перекресток» появилась возможность перекусить любимыми блюдами. Сотрудничество оказалось успешным — в 2021 году компании решили его расширять и увеличивать количество магазинов сети X5 с ресторанами «Вкусно — и точка».

Еще один пример — сеть «М.Видео», которая решила сотрудничать с сетью салонов мебельной фабрики «Мария», ведь, скорее всего, покупатель, заказывающий кухню, будет нуждаться и в бытовой технике.

Главное в этом всем — подобрать партнера так, чтобы он не был прямым конкурентом и действительно был интересен или полезен целевой аудитории.

Помимо этого, магазинам, которые расположены в торговых центрах, для повышения продаж стоит выстраивать продуктивные отношения с ТЦ и искать способы сотрудничества. Это может быть участие магазина в промокампании от торгового центра или в различных мероприятиях: подобные инициативы помогают повысить трафик через привлечение новой аудитории.

Торговый центр
Торговый центр

Можно устроить акцию: предложить посетителям торгового центра купить товары на определенную сумму в конкретных магазинах. И таким образом повысить продажи

Можно устроить акцию: предложить посетителям торгового центра купить товары на определенную сумму в конкретных магазинах. И таким образом повысить продажи

Решение 6: разработать приложение для консультантов

Приложение магазина для клиента — это обязательный элемент, который порой появляется даже у несетевых и совсем молодых ретейлеров. Оно помогает не только наращивать онлайн-продажи, но и приводит клиентов в розничные точки. В частности, благодаря тому, что помогает оперативно увидеть, где конкретно находится нужный товар и есть ли он поблизости.

Еще одно хорошее решение — приложение для продавцов. Как показывает опыт сети «М.Видео», это эффективный инструмент для увеличения продаж. Сеть внедрила приложение в 2016 году, пилотный запуск показал рост продаж на 3% и увеличение числа клиентов в программе лояльности на 30%.

Приложение позволяет консультанту быстро идентифицировать покупателя в системе, узнать детали о конкретном товаре и за счет этого дать более точную консультацию. Кроме этого, через приложение можно оперативно сравнить цены с конкурентами. Например, если покупатель говорит, что видел в другом магазине дешевле, М.Видео сделает персональную скидку. И это только часть возможностей приложения.

Как решить, что нужно магазину

Нет универсальной системы, по которой можно понять, какой из элементов магазину надо внедрять, а какой нет и какой сработает лучше или хуже. Многое зависит от того, в какой отрасли работает магазин, с какой аудиторией, что у него уже есть, что он пробовал раньше. Роль будет играть и экономическая ситуация: если магазин пытается поднять продажи в кризис, сначала он будет тестировать менее затратные решения. Например, начнет менять тактику поведения сотрудников с клиентом.

Чтобы подобрать подходящие инструменты, в первую очередь нужно глубоко понимать свою аудиторию и ее запросы. Особенно перед внедрением таких дорогостоящих решений, как цифровые элементы (вроде умных зеркал) или аромамаркетинг, ведь это не просто «побрызгать купленным парфюмом в зале». Для этого в первую очередь нужно собрать обратную связь от посетителей: выяснить, все ли их устраивает, например, в работе приложения, в обстановке торговой точки и так далее и что они хотели бы изменить — и почему.

Подведем итоги

Активное развитие онлайн-торговли изменило покупателей: они поняли, что можно покупать товары в два клика, не отвлекаясь от любимых занятий, делать это быстро, при этом получать персональные предложения и в целом совершать более эмоциональный шопинг.

Для того чтобы удержать или вернуть покупателя в офлайн-точку, розничным магазинам нужно стремиться обеспечить тот же опыт. Сделать это можно за счет использования цифровых технологий, изменения механик коммуникации и формата самого магазина. Чтобы найти золотую середину, сначала необходимо опросить свою аудиторию, узнать ее потребности и только потом внедрять новые решения.

* Facebook — принадлежит Meta Platforms Inc., которая признана в России экстремистской.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Никита Рубцов

Прекрасная статья, спасибо за интересный материал! Хотелось бы отметить, что всё это действительно работает только при условии, что менеджеры строго придерживаются установленных правил и исполняют их на 100%. Реализация возможна благодаря качественной работе отдела контроля качества продаж. Без этого есть риск остаться лишь с теорией. К примеру, на https://otdelcontrol.ru/ очень подробно рассмотрены вопросы контроля за работой менеджеров по продажам, что может быть полезным для практического применения!


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации