РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркет грозят блокировками: зачем селлеру свой интернет-магазин?


Маркетплейсы — это хорошее решение для старта в электронной коммерции, но это всего лишь один из каналов продаж. К тому же работа на маркетплейсе несет определенные риски, а правила и требования могут серьезно ограничивать возможности для роста.

Куда движется рынок электронной коммерции?

По данным исследования Data Insight, в 2021 году на маркетплейсах покупало более половины интернет-пользователей России — 51% (53,5 млн) и следующие 12 месяцев количество покупателей только росло. А в свежем исследовании Data Insight от 2024 года, говорится о том, что 80% покупок в e-commerce происходит на маркетплейсах.

Но, несмотря на все достоинства, на маркетплейсах хорошо зарабатывают далеко не все. По данным опроса Data Insight в 2022 году, четверть всех селлеров зарабатывала меньше 100 тыс. рублей.

При этом расходы селлеров могут вырасти, издание «Бизнес-секреты» прогнозирует рост комиссий с продаж. На данный момент средний показатель комиссии на маркетплейсах составляет 36%, но селлерам стоит быть готовым, что она вырастет до 50%.

Динамика заказов в eCommerce
Доходы селлеров на маркетплейсе

С продавцами на площадках уже сейчас наметилась отрицательная тенденция. По данным издания «Бизнес-секреты» за первый квартал 2023 года количество селлеров увеличилось всего на 21%. Притом что в первом квартале 2022 года их количество выросло на 288%.

Исследование Tinkoff eCommerce 2023 года показало, что с каждым годом процент продавцов, которые остаются работать на маркетплейсах, уменьшается.

В рамках исследования маркетплейсов в России 2023 года, Data Insight приходит к выводу, что на рынке электронной коммерции происходит трансформация.

  • продажи в универсальных интернет-магазинах падают;
  • брендовые магазины сохраняют свои позиции в силу уникальности;
  • малые и средние неспециализированные магазины переходят на маркетплейсы.

В результате рынок получает модель: маркетплейсы + брендовые интернет-магазины

Даже в эпоху доминирования маркетплейсов специализированные интернет-магазины вполне выдерживают конкуренцию, несмотря на более высокую стоимость товаров. Это объясняется уникальностью и высоким качеством. В результате рынок получает модель: маркетплейсы + брендовые интернет-магазины.

Прирост количества продавцов на маркетплейсах с 2020 года
Процент оставшихся селлеров после первого года работы

Риски маркетплейсов

Селлеры регулярно сталкиваются с массой проблем:

  • блокировки карточек товаров и магазинов;
  • кражи товара, причем воруют как сотрудники, так и покупатели;
  • штрафы, которые могут нивелировать прибыль или даже вогнать в долги;
  • расходы на доставку, притом, что товар не выкупается: покупатели заказывают много позиций, просто чтобы примерить, поэтому сложно прогнозировать прибыль;
  • принудительные акции и скидки, которые могут быть совершенно невыгодны селлерам;
  • проблемы в работе площадки: долгая доставка, повреждение товаров, ошибки или сбои в работе.

Все это сказывается на прибыли селлера, но контролировать он это не может.

Например, Wildberries штрафует своих поставщиков на суммы от 10 тыс. до 1 млн рублей без обоснования причин и представления доказательств. Из-за чего селлеры регулярно пытаются судиться.

Штрафовать могут за неверно указанные габариты упаковок, несвоевременную доставку товаров покупателю при торговле по системе FBS, фейковые отзывы, необоснованное подозрение на использование чужого товарного знака и многое другое.

Цитаты Галины Ворожбит из статьи «Маркетплейсы могут убить ваш бизнес: опыт селлера с восьмилетним стажем»

Но не так страшны штрафы, как частичная или полная блокировка. Ozon, «Яндекс.Маркет», Wildberries и AliExpress в России заблокировали более 1,7 млн карточек товаров за 3 квартал 2023 года, сообщила Федеральная антимонопольная служба.

При этом контрафактом считается любой товар, который должен был, но не прошел маркировку в системе «Честный знак».

Еще один пример: с 3 июля 2023 года при блокировке товаров Ozon начал взимать плату с недобросовестных продавцов за размещение запрещенных товаров. Также Ozon ввел балльную систему штрафов.

Помимо штрафов, селлерам грозят блокировки и расторжение договоров.

Отсюда вытекает вывод: основной риск торговли исключительно на маркетплейсе — в случае блокировки, продавец теряет единственный канал продаж.

Поэтому, если бизнес приносит хоть какую-то прибыль, стоит иметь дополнительные возможности:

  • социальные сети и мессенджеры подойдут для небольших продаж;
  • малому бизнесу подойдут простые решения для создания интернет-магазина на готовых решениях;
  • среднему и крупному бизнесу стоит запускать полнофункциональный интернет-магазин и прокачивать собственный бренд.

При этом мы считаем, что не всякому бизнесу нужен собственный интернет-магазин, но ряду ниш он однозначно принесет ряд преимуществ.

Таблица Ozon с нарушениями и штрафами

Каким селлерам будет полезен собственный сайт

Мы определяем четыре категории селлеров, которым будет полезен собственный сайт.

Продавцам сложных технических товаров с гарантией. Сюда относятся селлеры бытовой техники и электроники. Покупатели нередко предпочитают покупать дорогую технику в интернет-магазинах, а не маркетплейсах, потому что хотят быть уверены в том, что в случае неисправности смогут вернуть деньги или отремонтировать товар.

На маркетплейсах же нередки случаи, когда ни маркетплейс, ни продавец не могут обеспечить приемлемый уровень обслуживания.

С брендовыми товарами. Когда товар достаточно дорогой и брендовый, на первое место выходят качество и оригинальность, а не цена. И здесь снова выигрывают интернет-магазины — на маркетплейсах много контрафакта, у покупателя нет возможности его полноценно проверить, стоимость достаточно высока, а, значит, возрастают риски.

В такой ситуации покупатель предпочтет брендовый интернет-магазин, где есть гарантия, что товар настоящий, а качество обеспечено репутацией.

С товарами, цена которых выше рыночной. Покупатели идут на маркетплейсы прежде всего за невысокой ценой, и в ситуации, когда товары дороже аналогичных, сложно объяснить, почему ваша наценка больше. То есть вы проиграете конкуренцию более дешевым аналогам.

Товар может быть оригинальным или более качественным, вы можете давать дополнительные услуги, но все эти преимущества нивелируются при торговле на большом онлайн-рынке — маркетплейсе. Потому что ваше предложение не вполне соответствует ожиданиям ядра аудитории площадок.

С большим количеством ассортимента. Логика работы маркетплейсов отличается от классических онлайн-площадок — продавцов много, и у каждого есть свой список позиций. При этом покупатель чаще всего видит самые популярные товары или товары из подборок.

Таким образом, часть продавцов будет редко появляться в выдаче, еще реже — их товары, а если они дороже, то и покупать их будут крайне редко.

И если у вас большое количество товарных позиций, например, больше 100 единиц, большинство из ваших товаров могут вообще не продаваться. В то время как в интернет-магазине клиент попадет только в ваш каталог, увидит и сможет оценить значительно больше предложений.

Что дает продавцу собственный интернет-магазин

Мы определяем девять ключевых преимуществ.

Независимость от правил маркетплейсов. Маркетплейсы все больше ужесточают свои правила и политику в отношении продавцов: растут комиссии и появляются новые штрафы, проводятся принудительные распродажи. Иногда селлерам приходится отменять участие товаров в акциях, чтобы не терпеть убытки или не подпадать под санкции.

В то же время возможности для бесплатного продвижения уменьшаются: селлеры вынуждены тратиться на продвижение в топ. Все это увеличивает расходы продавцов и делает торговлю менее выгодной, из-за чего преимущества маркетплейсов нивелируются.

Отстройка от конкурентов. На маркетплейсах слишком много конкурентов, которые зачастую торгуют схожими товарами, то есть конкурировать приходится исключительно по цене.

Но простой демпинг чаще всего невыгоден бизнесу, поэтому стоит обратить внимание на другие аспекты коммуникации с клиентами, которые можно использовать только на собственной площадке.

Прямое взаимодействие с покупателями. Часть проблем, с которыми встречаются покупатели маркетплейсов, не зависят от селлера: задержка доставки, повреждение товара, обслуживание на пунктах выдачи.

Собственный магазин в этом плане гораздо гибче: можно выбирать сервисы доставки, отслеживать качество обслуживания, а самое главное — получать качественную и точную обратную связь.

Стоит учесть, что для сегментов ЦА с высокой покупательской способностью важен не только UX, но также и клиентский опыт — Customer Experience.

Дополнительный канал продаж. Рынок электронной коммерции хоть и захвачен маркетплейсами, но далеко ими не ограничивается — важно иметь запасные варианты и перспективы развития. Собственный магазин при этом не конкурент маркетплейсам — в ряде ниш он даже более удобен для покупателя.

Одна из таких возможностей — быстрый запуск мобильного приложения на базе готового решения.

Усиление собственного бренда. Клиенты маркетплейсов редко различают бренды продавцов — для них они все на одно лицо, их прежде всего волнует сам товар.

Это хорошо для бюджетных категорий, но для аудитории со средней и высокой покупательской способностью важны другие аспекты: индивидуальность, оригинальность, чувство сопричастности.

Индивидуальная работа с контентом. Маркетплейсы также ограничены в представлении товаров, возможности селлера зависят от дизайна платформы, форматов фото и видео. На собственном сайте бизнес может выстроить работу с контентом так, как это выгодно именно ему.

Сервисная политика и программы лояльности. Из-за правил площадки у селлера нет возможности предоставлять повышенное качество обслуживания, бесплатную доставку или программы лояльности.

А в собственном интернет-магазине можно точечно работать с различными сегментами, поощрять постоянные покупки, проводить сезонные акции. И наоборот, на маркетплейсе приходится участвовать даже в тех распродажах, которые на данный момент неинтересны селлеру или даже невыгодны.

Собственная база данных и история покупок. Это еще одна важная возможность собственного сайта. Возможности селлера здесь также ограничены — данные о клиентах собирает и хранит маркетплейс. А на собственной площадке можно постепенно наращивать базу клиентов, повышать LTV и средний чек, за счет кросс- и апсейл-продаж.

Помимо собственных баз данных, интернет-магазин можно интегрировать со сторонними системами, которые предоставляют углубленные данные о покупателях и сегментах аудитории.

Запуск собственных рекламных кампаний. Селлер на маркетплейсе не может вести столь же эффективные рекламные кампании, как владелец интернет-магазина:

  • так он рекламирует больше сам маркетплейс, чем свой магазин;
  • всегда есть риск, что посетитель тут же уйдет к конкуренту.

Традиционная реклама в этом смысле гораздо результативнее: вы приводите клиента в свой каталог или карточку товара, собираете данные о его действиях для последующей аналитики, а позднее можете запустить ретаргетинг.

Возможность доработки UX и системного повышения конверсии. Как бы ни был проработан маркетплейс, он всегда будет иметь недостатки, которые селлер не в силах изменить. Продавец не имеет возможности менять дизайн, интерфейс, пользовательский путь и работать с воронкой. А на собственном сайте это все можно дорабатывать и постепенно повышать эффективность, настраиваясь под требования пользователей.

Примеры из практики

Чтобы не быть голословными, приведем примеры наших клиентов, которые одновременно работают и на маркетплейсе и имеют собственный интернет-магазин. Поскольку проекты находятся под NDA, мы не будем называть бренды, но покажем разницу в доходах.

На примере наших проектов можно легко убедиться, что для селлера собственная площадка хоть и не заменит торговлю на маркетплейсе, но может стать важным дополнительным каналом продаж.

Кейс 1: бренд в fashion-сегменте, имеет свой интернет-магазин, но продукция бренда также представлена на маркетплейсе. Выручка интернет-магазина за год — 562 691 213 рублей. И для сравнения выручка на WB за год — 709 489 498 рублей
Можно заметить, что продажи на собственном сайте лишь немного уступают по размеру выручки, при том, что маркетплейс — это огромная площадка с большим количеством трафика
Кейс 2: бренд детской одежды имеет свой сайт, а продукция также представлена на маркетплейсе. Выручка интернет-магазина за год составила — 84 334 001 рублей. Выручка на WB за год — 30 980 007 рублей
Здесь ситуация иная — выручка с собственной площадки превышает доходы с маркетплейса

Как запустить свой интернет-магазин

Большинство селлеров пришли на маркетплейсы, потому что это позволило им быстро и с малыми затратами начать онлайн-торговлю.

И в самом деле — разработка собственного интернет-магазина может потребовать значительных ресурсов и времени. Однако это касается в основном кастомной разработки, когда ИМ создается с нуля, полностью с индивидуальным дизайном и функционалом.

Но на данный момент на рынке есть решения, которые гораздо дешевле и удовлетворят даже требованиям малого и среднего бизнеса:

  1. Для начала работы достаточно запуска MVP — минимально функциональной версии сайта для последующей доработки.
  2. Есть варианты запуска на готовых решениях или компонентах, которые значительно сокращают как сроки разработки, так и стоимость.

Запуск на готовых решениях. Этот вариант оптимален для малого бизнеса и первого выхода на рынок e-commerce. Сайт создается на готовом решении «Битрикс», например, от «Аспро», дизайн индивидуализируется, а процессы настраиваются под бизнес-логику продавца.

Впоследствии сайт может быть частично доработан, но у подхода есть ряд ограничений, поэтому следующий вариант более гибок.

Пример готовых решений для интернет-магазина

Запуск типового магазина на готовых компонентах. Это модульная разработка сайта на готовых компонентах для интернет-магазина на «Битрикс». Каждый компонент — это законченный элемент функционала, например, корзина или чекаут, из которых сайт собирается, как из блоков.

При этом у каждого компонента есть собственные пользовательские настройки, а их функциональность может расширяться в зависимости от задач.

Визуальная часть может быть какой угодно, то есть владельцы не ограничены в дизайне и верстке. В каждом компоненте можно доработать фронтенд и бэкенд. А можно лишь сменить шрифты и изменить цвета элементов интерфейса — в зависимости от задач и требований бизнеса.

Пример готового компонента для этапа оформления заказа
Библиотека готовых компонентов

Единственное серьезное ограничение — вариант подходит лишь для типовых магазинов, то есть для тех, что не требуют глубокой проработки логики или не отличаются уникальными возможностями.

При этом для большинства ниш и бизнесов типовой интернет-магазин закрывает до 90% задач, которые необходимы для запуска электронной коммерции.

При данном подходе гибкость приближается к уровню кастомной разработки, но происходит в 2 раза быстрее и в разы дешевле.

Если вы решили создать собственный интернет-магазин, то ознакомьтесь с принципами разработки и решениями, которые мы предлагаем.

Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

Предложение от Т-Банка

Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

  • Бесплатно зарегистрируем бизнес и откроем счет
  • Обучим работе с разными площадками
  • Доведем с нуля до первых продаж
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Максим Жуков
Максим Жуков

Маркетплейсы — это постоянные попытки сохранить хоть какую-то рентабельность или эффективный канал продаж? Расскажите в комментариях о своем опыте.


Больше по теме

Новости