Крупный и не очень бизнес все больше внимания уделяет экологическим проектам. Сегодня это уже не просто модный тренд, а насущная необходимость и заметное преимущество в конкурентной борьбе. Действительно, компании, запускающие экологические инициативы, более привлекательны для аудитории — об этом говорят эксперты и свидетельствуют различные индексы и метрики. Зачем же компании поддерживают эко-активности и насколько успешным может быть взаимодействие бизнеса и экологических проектов — разберемся в сегодняшней статье.
Кто и что делает
Предприниматели вовремя решили обратить внимание на экологию: современный мир постоянно сталкивается с экологическими вызовами — от локальных катастроф до рисков планетарного масштаба. Для ответа на такие вызовы необходимо объединять усилия различных секторов общества, а союз бизнеса с поставщиками «зелёных» решений — хороший пример подобной коллаборации.
Если ещё 10 лет назад проблема экологии считалась уделом отраслевых экспертов и эко-активистов, то сегодня мы видим целую серию успешных кейсов, в центре которых — взаимодействие между предпринимателями и экологическими сервисами. Многие компании реализуют по-настоящему интересные проекты — и я говорю не только о нашем сервисе. Такие инициативы могут послужить хорошим примером для остальных.
Начнём с автолюбителей, которые могут компенсировать углеродный след своей машины. Такой шаг навстречу собственной экологичности возможен благодаря проекту сети АЗС «Лукойл» и эко-сервиса «Сохрани лес». В мобильном приложении «Лукойла» водители могут посчитать выбросы СО2 своего автомобиля в пару нажатий, а после — посадить такое количество деревьев, которое способно компенсировать эти выбросы, «забирая» СО2 из атмосферы. Внутри проекта — сложные формулы расчётов и алгоритмы, отправляющие запрос на посадку дерева в экологический сервис. А когда посадка окончена, пользователи получают отчёты о регулярных уходах за будущим лесом.
Множество экологических инициатив поддерживает и Яндекс. Так, Лавка предлагает своим пользователям простое и удобное решение для утилизации доставочных пакетов. Теперь можно вернуть использованные пакеты курьеру, а сервис позаботится об их переработке, при этом клиенты получат дополнительные баллы в приложении для дальнейших заказов. Более того, Яндекс стремится к увеличению объема перерабатываемой упаковки в своих сервисах: в 2023 году 100% доставочной упаковки Лавки было изготовлено из перерабатываемых материалов, у Яндекс Маркета — 97%, а у Яндекс Доставки —95%. Это демонстрирует стремление компании к минимизации негативного воздействия на окружающую среду и вовлечение клиентов в процесс заботы об экологии.
«ВкусВилл» — сеть магазинов продуктов для здорового питания, который активно реализует экологические проекты. В компании хорошо развита бонусная программа — за экологические действия пользователи копят баллы для будущих покупок. Например, изначально появившаяся в магазинах Санкт-Петербурга многоразовая сумка для товаров, при использовании которой можно получить бонусы по QR-коду на кассе, оказалась настолько удобной и выгодной, что проект распространился и в других городах. Кроме того, «Вкусвилл» начисляет бонусы за раздельный сбор вторсырья в партнерстве:
- «РазДельный сбор» в Санкт-Петербурге
- «Собиратор», «Реутилизация» в Москве и Подмосковье
- «Добрые крышечки» — сбор пластиковых крышек, реализованный в коллаборации с волонтерским проектом.
Таким образом, сеть магазинов активно продвигает экологическую повестку в общество.
Производитель «Юнилевер» развивает систему приема использованной упаковки на переработку. Компания установила фандоматы косметического бренда «Чистая Линия», которые принимают пластиковые бутылки и флаконы. Также такие фандоматы были установлены в магазинах «Перекресток» для сбора аэрозольных алюминиевых баллонов. Потребители могут получить выгодные скидки за сдачу тары в супермаркетах. Благодаря такой переработке экономится энергия, а переработанный материал можно использовать для других целей.
Среди компаний, которые обращают внимание на экологические проблемы, всё больше организаций, не ассоциирующихся напрямую с масштабными загрязнениями. Хороший пример — IT-сектор: углеродный след «айтишников» кратно уступает нефтегазовым гигантам, и многим даже не придёт в голову сравнивать такие разные предприятия. Но для работы вычислительных мощностей всё же требуется огромное количество энергии.
Среди известных мне компаний, которые не боятся брать на себя ответственность, — новаторы из «Аéза». Провайдер, как и сеть АЗС «Лукойл» из первого примера, фокусируется на восстановлении лесов и поглотительной способности деревьев. Коллаборация «Аéза» и эко-сервиса «Сохрани Лес» — это трансляция ценностей компании, выраженная самым понятным образом, а именно восстановлением нацпарков, пострадавших от природных катаклизмов. Первым этапом проекта стала высадка юных сосен в нацпарке «Мещёрский». По расчётам экспертов, всего через 15 лет на месте пустырей и гарей появится молодой сосновый лес, выросший благодаря совместной работе «Аéза» и «Сохрани Лес».
Зачем бизнесу экология
Большинство компаний, запускающих экологические инициативы, публично заявляют о движении к важным целям: сохранить природное наследие, компенсировать нанесенный природе вред или не допустить нанесение такого вреда в будущем. Но в центре нашего внимания — успешные коммерческие организации, уставная цель которых — получение прибыли. Поэтому «экологическое» целеполагание чаще всего идёт бок-о-бок с «экономическим»:
В этом нет ничего плохого, ведь растущий бизнес — это двигатель экономики. Если бизнес будет заниматься только благотворительностью, а не коммерцией, то очень скоро у него не окажется денег на реализацию экологических проектов. Поэтому мы должны быть благодарны экологическим сервисам, что они придумывают уникальные коллаборации и сценарии взаимодействия, которые могут одновременно и оказать существенное положительное влияние на природу, и помочь бизнесу в улучшении его бизнес-метрик.
Форматы взаимодействия между эко-сервисом и «традиционным» бизнесом могут быть различными. Самое частое и очевидное — выстроить логику отчисления компанией определенной суммы в пользу экологической инициативы. Такие отчисления могут поступать как с продажи определенных лимитированных товаров, так и с общей прибыли компании. Есть инструменты, которые опираются целиком и полностью на волю потребителя: например, можно перейти по QR-коду и поучаствовать в решении той или иной экологической проблемы. Есть и решения, которые уже «вшиты» в продукт — например, продажа товара в биоразлагаемой упаковке.
Выгодная экологичность
Действительно, экологичность может быть весьма выгодной в коммерческом плане: компании, внедряющие экологические практики, часто отмечают снижение операционных затрат. Например, согласно исследованию McKinsey, компании могут снизить свои затраты на энергопотребление на 20-30% за счет внедрения энергоэффективных технологий и оптимизации процессов.
Кроме того, реализация эко-проектов повышает лояльность аудитории к компании: исследование Cone Communications показало, что 87% потребителей будут покупать продукцию компании, которая поддерживает социальные или экологические инициативы, а 76% готовы бойкотировать компании, которые не придерживаются экологических стандартов. Также люди готовы платить больше за продукцию и услуги, оказывающие минимальное влияние на окружающую среду. По данным исследования Nielsen, 66% потребителей по всему миру готовы платить больше за товары и услуги от компаний, приверженных принципам устойчивого развития.
Забота о природе сегодня не просто тренд, а экономически выгодная стратегия для бизнеса. Статистические данные и примеры успешных компаний показывают, что экологическая ответственность помогает снижать затраты, увеличивать доходы и улучшать отношения с общественностью. В условиях усиливающегося экологического кризиса и растущих требований к устойчивому развитию, компании, игнорирующие вопросы экологии, рискуют остаться на обочине рынка.
Как вы относитесь к экологическим проектам от лица бизнеса?