Актуальное

Школа Бизнеса для начинающих предпринимателей

Школа Бизнеса для начинающих предпринимателей

Учиться бесплатно →

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Блоги компаний Редактор: Евгения Давыдова

Куда бизнесу переходить из заблокированных соцсетей

Рассказываем, куда компаниям уйти из Facebook*, Instagram* и YouTube и нужно ли бросать старые аккаунты

Вера Ковалева

Вера Ковалева

Контент-маркетолог Out of Cloud

В марте 2022 года произошло несколько изменений, связанных с популярными в России платформами. 21 марта суд признал, что компания Meta, которой принадлежат Facebook* и Instagram*, занимается экстремистской деятельностью, и заблокировал эти соцсети на территории РФ. А собственники YouTube отключили монетизацию российских каналов на площадке.

Бизнес, который использовал эти платформы для продвижения, потерял возможность для запуска рекламных кампаний и общения с аудиторией. Трафик меньше — заявок на сайте меньше и, как следствие, меньше продаж.

Маркетологи думают, на какую площадку перейти и будет ли этот переход удачным: сможет ли Telegram заменить Instagram* и будет ли ВКонтакте так же полезна для бизнеса, как Facebook*.

В статье расскажем, что сейчас происходит с социальными сетями и на какие платформы можно перейти, чтобы не потерять аудиторию и трафик.

Что сейчас происходит с заблокированными площадками

Разберемся, как сейчас можно использовать Facebook*, YouTube, TikTok и Instagram*.

Facebook*. Российская аудитория площадки — взрослые люди, которые активно использовали этот канал для нетворкинга и поиска сотрудников. Поэтому компании искали там свою аудиторию: рассказывали о продуктах, запускали рекламные кампании и отвечали на вопросы подписчиков.

Продолжить пользоваться соцсетью можно с помощью VPN, но запустить таргетинг и настроить рекламу из Facebook* на территории России в этих условиях не выйдет. Кроме того, сейчас это еще и незаконно. Facebook* признан экстремистской организацией и запрещен в России, а оплата рекламы в соцсети будет расценена как поддержка экстремизма.

«Судя по всему, мы долгое время будем отрезаны от глобальных рекламных площадок. Рекламодатели будут перераспределять бюджеты в пользу доступных платформ, таких как Telegram и рекламные сети Яндекс и ВКонтакте. Это приведет к росту конкуренции на аукционах и увеличению стоимости целевого действия. С другой стороны, и рекламодателей станет меньше, поскольку многие международные компании ушли с российского рынка, а бюджеты оставшихся игроков будут сильно урезаны.

Но главная проблема в том, что покупательская способность населения заметно снизится. И если раньше бизнесу было сложно из-за высокой конкуренции, теперь будет сложно из-за отсутствия денег у потенциальных покупателей. Сейчас многие компании наблюдают всплеск продаж, поскольку люди закупаются впрок, но этот ажиотаж скоро схлынет, и спрос резко упадет. Всем, кто останется, придется побороться за покупателя и за свою долю рынка».

Марина Кащеева

Марина Кащеева

Performance-маркетолог Out of Cloud

YouTube. Видеохостинг работает, но с начала марта платформа полностью отключила монетизацию для российских блогеров. После этого блогеры зарабатывали альтернативными способами. Например, с помощью спонсорства: пользователи поддерживали авторов ежемесячными взносами в обмен на различные бонусы, эксклюзивный контент, значки и доступ к авторским эмодзи. Но YouTube приостановил и эти возможности.

Единственный вариант сейчас — сотрудничество с блогерами и нативная реклама прямо внутри видеоряда. Так сейчас стал работать канал «Редакция» на YouTube: сначала ведущий честно говорит, что реклама — единственная возможность работать дальше, а потом, перед началом выпуска, показывает рекламный ролик.

TikTok. Российские бренды активно используют рекламу в TikTok: площадка позволяет общаться с аудиторией в понятном для нее формате и настраивать рекламные кампании с помощью «TikTok для бизнеса».

В начале марта TikTok сообщил в своем твиттере, что компания запретила пользователям из России загружать новый контент и проводить видеотрансляции. Несмотря на это, новые видео все-таки появляются и все еще можно делать рекламу через блогеров. Если блокировки станут жестче, продвижение на этой платформе для бизнеса также станет невозможным.

Сообщение TikTok о приостановке деятельности на территории РФ
Кроме сообщения о приостановке работы в РФ, TikTok пообещал возобновить полноценную деятельность, как только это будет возможно

Instagram*. Роскомнадзор заблокировал Instagram* на территории РФ с 14 марта 2022 года. Позднее соцсеть, так же как и Facebook*, была признана экстремистской. Остаться на платформе можно только с использованием VPN, но настроить рекламу и получать от нее прибыль уже не получится.

Продвижение на площадке возможно через блогеров и за счет органического роста подписчиков. Еще можно наращивать базу подписчиков с помощью массфоловинга — массовой подписки на целевую аудиторию.

Плюс в Instagram* все еще работает формат Reels, который очень напоминает TikTok. Здесь можно проводить игры и интерактивы: вовлекать клиентов с помощью игровых механик и опросов, за это дарить промокоды и скидки. Instagram* — приятная платформа, и людям не хочется из нее уходить. Поэтому как социальная сеть Instagram* не пропадет, трафик из нее можно направлять в Telegram.

Письмо Роскомнадзора с рекомендацией перехода на ВКонтакте и Одноклассники
Роскомнадзор отправил письма пользователям и рекомендовал переходить на российские площадки: ВКонтакте и Одноклассники

Какие каналы коммуникации можно использовать

Сейчас бизнес может пользоваться такими каналами для привлечения покупателей и коммуникации с клиентами:

  • email-маркетинг;
  • Одноклассники;
  • ВКонтакте;
  • Telegram;
  • TenChat;
  • Яндекс.Дзен;
  • vc.ru.

Дальше расскажем подробнее о каждом канале и объясним, кому он подходит.

Email-маркетинг

Рассылки остаются стабильным каналом коммуникации как с физическими лицами, так и с бизнесом. Если уже есть готовая база клиентов, нужно продумать email-коммуникацию и поддерживать отношения с помощью рассылки. Для этого нужен полезный для пользователей контент, разделение на сегменты и актуальные персонализированные предложения.

Как собирать базу для рассылок в онлайне и офлайне
Рассылки об антикризисных решениях
В рассылках компании пишут о скидках, распродажах и антикризисных решениях

Каким компаниям подходит и какие темы можно продвигать. Дотянуться до целевой аудитории через e-mail сейчас проще всего. Рассылка — удобный инструмент, чтобы напомнить клиентам о компании. Чем чаще пользователи видят во входящих рассылки компании, тем выше вероятность того, что они выберут именно эту компанию при поиске продукта.

Как настроить автоматическую цепочку писем

Email-рассылки удерживают клиентов и повышают лояльность к бренду. Если у компании есть готовая база подписчиков, нужно уделить внимание каждому клиенту: сегментировать и настроить персонализированную рассылку, делиться полезной информацией и предлагать бенефиты.

Топ-5 ошибок в email-маркетинге и советы, как их исправить

ВКонтакте и Одноклассники

Платформы похожи между собой, но ВКонтакте крупнее, и аудитория там более молодого возраста. К Одноклассникам у бизнеса предвзятое мнение: считается, что эта соцсеть для тех, кто в возрасте, и брендам заходить сюда ни к чему. Но, по данным Statista за 2021 год, 6% российских компаний продолжают использовать Одноклассники для продвижения бизнеса.

Еще в 2021 году охваты ВКонтакте и Одноклассников были выше, чем у Facebook* и TikTok. После блокировки Facebook* и Instagram* часть аудитории перейдет на российские платформы, и эти цифры могут вырасти.

Популярные соцсети в России: данные статистики
Исследовательская компания Mediascope в июле 2021 года проанализировала количество жителей России старше 12 лет, которые заходили в соцсеть хотя бы раз за месяц через компьютер или мобильное приложение

В обеих социальных сетях есть рекламные кабинеты и инструменты, которые предназначены для бизнеса и таргетированной рекламы. Здесь можно реализовать стабильную площадку для коммуникации бизнеса и клиентов.

Во ВКонтакте понятный русскоязычный интерфейс и поддержка на русском языке, в отличие от Facebook*. Есть автоматический сбор данных и их структурирование, что позволяет таргетироваться по аудитории конкурентов, но это оплачивается отдельно. Аудитории для сложных продуктов мало, но это может измениться в ближайшее время.

В каждом сообществе можно подключить разделы «Товары» и «Услуги» — здесь есть своя CRM для контроля над продажами и возможности для интеграции. Товары в этом разделе можно рекламировать напрямую.

«Пока никто точно не знает, как и что будет дальше: слишком много переменных в экономике, в которой мы окажемся через некоторое время. Точно стоит тестировать разные рекламные площадки. Особенно если речь идет про бизнес, у которого нет клиентской базы.

Для бизнеса, у которого уже есть база клиентов, главная задача — максимально сфокусироваться на сохранении этих клиентов и прибыли, которую можно получить от них. Каждый клиент всегда был ценностью, но сейчас становится еще важнее для бизнеса».

Дарья Швалова

Дарья Швалова

CMO в агентстве Out of Cloud

В Одноклассниках есть рекламный кабинет с набором инструментов для ведения бизнеса и продаж товаров через личный аккаунт. Можно создавать витрины товаров, добавлять контентные блоки над лентой новостей и кнопки связи с предпринимателями. На платформе размещают разные виды рекламы и запускают таргетированную рекламу: можно настроить показ рекламных объявлений для определенного сегмента аудитории. Не нужно покупать курсы по продвижению в Одноклассниках, для предпринимателей работает образовательный раздел «ОК.Бизнес».

Каким компаниям подходит и какие темы можно продвигать. Малому и среднему бизнесу нужно ориентироваться на целевую аудиторию: если основная группа потенциальных клиентов использует Одноклассники, нет смысла уходить во ВКонтакте и наоборот.

Крупный бизнес может тестировать обе площадки и смотреть, где будет результат.

Темы для публикаций на площадках можно использовать те же, что и в Facebook*: часть аудитории перейдет оттуда.

Telegram

Это бесплатный облачный мессенджер Павла Дурова, легальный на территории РФ. По данным Mediascope, в России Telegram используют 19 миллионов человек, и показатель растет, несмотря на ограничения Роскомнадзора 2018 года, которые полностью сняли в 2020 году.

Преимущества канала для бизнеса:

  • бесплатное использование без ограничений;
  • простота в запуске канала или создании группы;
  • автоматизация работы через ботов без отдельных приложений.
Как вести Телеграм-канал
Многие крупные компании уже используют каналы Telegram для коммуникации с аудиторией

У мессенджера есть и недостатки. Telegram — это не лента новостей и интересных постов, которые аудитория читает постоянно. Здесь бизнес заводит каналы, где делится информацией и предложениями. Каналов становится с каждым днем больше, а пользователю, чтобы прочитать информацию конкретного бренда, нужно сначала найти его канал из сотен других. Не все будут этим заниматься.

Еще из минусов: в Telegram нет органического роста, таргетированной рекламы и отсутствуют бизнес-инструменты. Без денег здесь не получится привлекать новых клиентов.

«Telegram — одна из первых площадок, которая получит приток трафика как независимая площадка без ограничений. Скорее всего, здесь начнут развиваться рекламные возможности, сообщества и чаты.

Чтобы развивать свой канал, нужно переводить трафик из заказов, с сайта из и рекламных кампаний сразу в Telegram. Рекомендую развивать собственное бренд-медиа — сообщество, которое потенциально может быть полезным для аудитории. Каждый бизнес должен задуматься, сможет ли он дать контентную пользу своей аудитории».

Дарья Швалова

Дарья Швалова

CMO в агентстве Out of Cloud

Каким компаниям подходит и какие темы можно продвигать. Telegram полезен бизнесу, который сможет генерировать полезный текстовый контент: новости, события в сфере, кейсы, обучающие подборки, информацию о товарах и акциях. Компаниям, которые сфокусированы на визуальном контенте, на этой площадке продвигаться будет сложно.

Telegram нельзя рассматривать как единственный или основной канал для продвижения, но сюда можно переливать трафик с других платформ.

TenChat

Форматы на площадке: фото, статьи, посты, профили компаний.

Деловая социальная сеть для работы и бизнеса, которую запустили в октябре 2021 года. Здесь помогают найти работу, партнеров по бизнесу и новые знания. Приложение создавалось для поиска и размещения тендеров и сначала называлось «ГосТиндер». Потом разработчики сменили название и добавили функциональность: появился мессенджер, возможность создавать посты и выкладывать фотографии.

TenChat — бесплатная бизнесовая экосистема для предпринимателей, которая подходит для взаимодействия в сфере B2B. На этой платформе устанавливают бизнес-связи, находят имущество на торгах, участвуют в гостендерах, общаются с потенциальными и действующими партнерами и клиентами, продвигают свои компании через контент-маркетинг, публикуя посты. Для сотрудников планируют добавить сервис по поиску работы.

5 марта 2022 года количество пользователей сети увеличилось на 3300%, до 240 000. Пока на этой площадке мало людей, поэтому наращивать аудиторию будет легко. Не обязательно создавать новый контент — можно дублировать с другой площадки.

Возможности TenChat
В приложении есть сервисы проверки контрагентов, гостендеров, торгов по банкротству и аналитика по компаниям

«Мы тоже столкнулись с тем, что трафик из Facebook* встал. Заметно сократилось количество посетителей сайта и заявок.

Продумываем антикризисное решение. Осваиваем Telegram: недавно ребята заявили о запуске своей рекламной сети, изучаем. Наполняем новый канал от лица агентства, чтобы пользователи могли нас там найти при желании.

Тестируем рекламный кабинет ВКонтакте. Есть среди маркетологов предубеждение о том, что на этой площадке молодая аудитория, которая приходит за мемами. Но это было до блокировки Facebook*. Площадка хорошая и понятная пользователю, есть вероятность, что пользователи обновят свои странички, забытые лет пять назад.

Зашли в TenChat и уже начали коммуникацию в нем. Площадка для нас новая, но там интересный формат.

Наверняка сказать, что наша аудитория уйдет туда-то, нельзя, поэтому проверяем разные варианты».

Евгения Давыдова

Евгения Давыдова

Редактор Out of Cloud

Каким компаниям подходит и какие темы можно продвигать. В TenChat будет сложно продвигаться инфобизнесменам, бизнес-тренерам, коучам и другим мотиваторам: площадка банит «инфоцыган». Остальной бизнес может использовать TenChat так же, как использовал Facebook*.

Возможно, TenChat не станет новым Facebооk*, прогнозировать рост сейчас сложно. Но если платформа станет популярной, лучше занять позиции на старте.

Яндекс.Дзен

Форматы на площадке: статьи, посты, видеоролики, трансляции.

Это платформа персональных рекомендаций Яндекса, которая подстраивается под интересы пользователя. В Дзене сосредоточена целевая аудитория почти любого бизнеса. Компании предоставляют контент, а Дзен самостоятельно ищет для него теплую целевую аудиторию: анализирует интересы пользователя через историю браузера, лайки к постам и подписки на каналы.

Что публикуют на Яндекс.Дзен
На платформе активно ведут каналы крупные компании. Среди них ПИК, Сбербанк, Перекресток Впрок, СберМаркет, ВкусВилл

Из-за большого наплыва новых пользователей после блокировки зарубежных социальных сетей Дзен временно изменил алгоритм: сейчас публикации блогеров и компаний видны только тем, кто на них подписался. Яндекс.Дзен обещает вернуть алгоритм умной ленты, когда ситуация стабилизируется. Для поддержки каналов Дзен продолжит рекомендовать похожие публикации и персональные подборки каналов пользователям и в скором времени запустит репосты, чтобы пользователи могли делиться публикациями.

Как продвигаться на Яндекс.Дзене
Продвижение в Яндекс.Дзене стало сложнее: платформа отключила ленту рекомендованного контента и пользователи видят только публикации каналов, на которые уже подписаны

Чтобы удерживать и вовлекать клиентов, контент должен быть интересным для пользователей и иногда даже провокационным. В статьях компании используют развлекательный контент, лайфхаки, новости и видео о своих товарах и услугах. В статье размещают ссылки на сайт или упоминают о том, где можно приобрести рекламируемый товар. Это нативная реклама, которая не раздражает пользователей и не запрещена Яндекс.Дзеном.

Каким компаниям подходит и какие темы можно продвигать. Собирать аудиторию для нового канала Яндекс.Дзен рекомендует из социальных сетей. Для этого нужно рассказать о дзен-канале в других социальных сетях и мессенджерах.

Яндекс.Дзен не дифференцирует контент по геолокации, поэтому небольшим локальным магазинам или индивидуальным мастерам здесь продвигаться будет сложно: алгоритм будет показывать публикации всем подряд, а не нужной целевой аудитории.

Для онлайн-бизнеса и федеральных компаний площадка может стать удачным каналом продвижения. Компания может поставить на каждую публикацию пиксель Яндекс.Аудитории и собирать аудиторию, которая посмотрела запись и не дочитала до конца. Потом — запускать инструменты ретаргетинга или ремаркетинга и использовать в общей рекламной стратегии.

Продавать товары и услуги в Яндекс.Дзене можно прямо в публикациях: форму сбора заявок добавляют в материал с помощью Яндекс.Форм, а вставить товар в статью можно с помощью маркетплейса «Яндекс.Маркет», если к каналу подключена монетизация.

Темы для публикаций должны быть понятны и полезны для широкого круга пользователей. Бизнес пишет статьи на свои темы, рассказывает о своих товарах и лайфхаках их применения. Например, банки рассказывают, как управлять финансами, как рассказать детям о деньгах и как не потонуть в кредитах. Канал онлайн-образования делится советами по быстрому обучению и подборками литературы.

vc.ru

Форматы на площадке: лонгриды, кейсы, обзоры, аналитика.

Это площадка для бизнеса, где собираются предприниматели, менеджеры и специалисты. Большая часть аудитории — представители сферы ИТ, бизнеса, рекламы и маркетинга.

Портал состоит из подсайтов, которые бывают двух типов: тематические для пользователей и официальные. Крупные российские компании ведут блоги на этой платформе и общаются с аудиторией. На vc.ru публикуют лонгриды и кейсы о своих компаниях, проектах и стартапах.

Как вести блог на VC.ru
На vc.ru ведут блоги Тинькофф, Авиасейлс, Skillbox, hh.ru, Ozon, Lamoda, Lingualeo, Самокат и другие компании

На vc.ru нет премодерации, фильтров и ограничений. Чтобы опубликовать статью, нужно подготовить текст, выбрать тему публикации и нажать кнопку «Опубликовать запись». Статья автора или компании сразу получает бесплатный выход на лояльную аудиторию.

Каким компаниям подходит и какие темы можно продвигать. Площадка одинаково хорошо подойдет и для B2C-, и для B2B-компаний: познакомит с производством продукта, будет работать на узнавание бренда, имидж бизнеса и лояльность аудитории.

На vc.ru хорошая индексация и аудитория более 9 миллионов человек. Рекомендуем хорошо продумать контент-стратегию и не ждать мгновенных результатов.

Советы бизнесу

  1. Пока Instagram* и Facebook* еще работают с VPN, переливайте аудиторию из них в другие каналы.
  2. Проанализируйте крупных конкурентов: выясните, куда они переходят, что делают и какую отдачу получают от пользователей.
  3. Для перехода выбирайте не популярные площадки, а те, куда уходит ваша целевая аудитория. Нет смысла вливать бюджеты во ВКонтакте, если там не будет клиентов. Определите, куда мигрируют ваши потенциальные покупатели, и продумайте, как их привлекать в новых каналах коммуникации.
  4. Используйте омниканальность: представьте бизнес на разных площадках, протестируйте эффективность и по результатам выберите приоритетные.
  5. Базово подготовьте стратегию продвижения: контент, цели, направления и категории. Продумайте рекламные кампании и акции для привлечения клиентов.

* Соцсети Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, их деятельность признана экстремистской и запрещена на территории России

Читайте новости в Telegram Бизнес-секретов

Разборы юристов, полезные статьи о бизнесе и личный опыт предпринимателей

Читать Telegram

Сейчас читают

Какую методологию выбрать для разработки проекта

Выбор методологии разработки бизнес-продукта зависит от бюджета, амбиций проекта, технических возможностей и опыта команды. В этой статье рассмотрели основные методологии ведения проектов и обозначили плюсы и минусы каждой

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности