Узнайте сумму кредита от 2 минут без сбора документов

Узнайте сумму кредита от 2 минут без сбора документов

Узнать сумму
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Куда бизнесу переходить из заблокированных соцсетей


В марте 2022 года произошло несколько изменений, связанных с популярными в России платформами. 21 марта суд признал, что компания Meta, которой принадлежат Facebook* и Instagram*, занимается экстремистской деятельностью, и заблокировал эти соцсети на территории РФ. А собственники YouTube отключили монетизацию российских каналов на площадке.

Бизнес, который использовал эти платформы для продвижения, потерял возможность для запуска рекламных кампаний и общения с аудиторией. Трафик меньше — заявок на сайте меньше и, как следствие, меньше продаж.

Маркетологи думают, на какую площадку перейти и будет ли этот переход удачным: сможет ли Telegram заменить Instagram* и будет ли ВКонтакте так же полезна для бизнеса, как Facebook*.

В статье расскажем, что сейчас происходит с социальными сетями и на какие платформы можно перейти, чтобы не потерять аудиторию и трафик.

Что сейчас происходит с заблокированными площадками

Разберемся, как сейчас можно использовать Facebook*, YouTube, TikTok и Instagram*.

Facebook*. Российская аудитория площадки — взрослые люди, которые активно использовали этот канал для нетворкинга и поиска сотрудников. Поэтому компании искали там свою аудиторию: рассказывали о продуктах, запускали рекламные кампании и отвечали на вопросы подписчиков.

Продолжить пользоваться соцсетью можно с помощью VPN, но запустить таргетинг и настроить рекламу из Facebook* на территории России в этих условиях не выйдет. Кроме того, сейчас это еще и незаконно. Facebook* признан экстремистской организацией и запрещен в России, а оплата рекламы в соцсети будет расценена как поддержка экстремизма.

«Судя по всему, мы долгое время будем отрезаны от глобальных рекламных площадок. Рекламодатели будут перераспределять бюджеты в пользу доступных платформ, таких как Telegram и рекламные сети Яндекс и ВКонтакте. Это приведет к росту конкуренции на аукционах и увеличению стоимости целевого действия. С другой стороны, и рекламодателей станет меньше, поскольку многие международные компании ушли с российского рынка, а бюджеты оставшихся игроков будут сильно урезаны.

Но главная проблема в том, что покупательская способность населения заметно снизится. И если раньше бизнесу было сложно из-за высокой конкуренции, теперь будет сложно из-за отсутствия денег у потенциальных покупателей. Сейчас многие компании наблюдают всплеск продаж, поскольку люди закупаются впрок, но этот ажиотаж скоро схлынет, и спрос резко упадет. Всем, кто останется, придется побороться за покупателя и за свою долю рынка».

Марина Кащеева

Марина Кащеева

Performance-маркетолог Out of Cloud

YouTube. Видеохостинг работает, но с начала марта платформа полностью отключила монетизацию для российских блогеров. После этого блогеры зарабатывали альтернативными способами. Например, с помощью спонсорства: пользователи поддерживали авторов ежемесячными взносами в обмен на различные бонусы, эксклюзивный контент, значки и доступ к авторским эмодзи. Но YouTube приостановил и эти возможности.

Единственный вариант сейчас — сотрудничество с блогерами и нативная реклама прямо внутри видеоряда. Так сейчас стал работать канал «Редакция» на YouTube: сначала ведущий честно говорит, что реклама — единственная возможность работать дальше, а потом, перед началом выпуска, показывает рекламный ролик.

TikTok. Российские бренды активно используют рекламу в TikTok: площадка позволяет общаться с аудиторией в понятном для нее формате и настраивать рекламные кампании с помощью «TikTok для бизнеса».

В начале марта TikTok сообщил в своем твиттере, что компания запретила пользователям из России загружать новый контент и проводить видеотрансляции. Несмотря на это, новые видео все-таки появляются и все еще можно делать рекламу через блогеров. Если блокировки станут жестче, продвижение на этой платформе для бизнеса также станет невозможным.

Сообщение TikTok о приостановке деятельности на территории РФ
Сообщение TikTok о приостановке деятельности на территории РФ

Кроме сообщения о приостановке работы в РФ, TikTok пообещал возобновить полноценную деятельность, как только это будет возможно

Кроме сообщения о приостановке работы в РФ, TikTok пообещал возобновить полноценную деятельность, как только это будет возможно

Instagram*. Роскомнадзор заблокировал Instagram* на территории РФ с 14 марта 2022 года. Позднее соцсеть, так же как и Facebook*, была признана экстремистской. Остаться на платформе можно только с использованием VPN, но настроить рекламу и получать от нее прибыль уже не получится.

Продвижение на площадке возможно через блогеров и за счет органического роста подписчиков. Еще можно наращивать базу подписчиков с помощью массфоловинга — массовой подписки на целевую аудиторию.

Плюс в Instagram* все еще работает формат Reels, который очень напоминает TikTok. Здесь можно проводить игры и интерактивы: вовлекать клиентов с помощью игровых механик и опросов, за это дарить промокоды и скидки. Instagram* — приятная платформа, и людям не хочется из нее уходить. Поэтому как социальная сеть Instagram* не пропадет, трафик из нее можно направлять в Telegram.

Письмо Роскомнадзора с рекомендацией перехода на ВКонтакте и Одноклассники
Письмо Роскомнадзора с рекомендацией перехода на ВКонтакте и Одноклассники

Роскомнадзор отправил письма пользователям и рекомендовал переходить на российские площадки: ВКонтакте и Одноклассники

Роскомнадзор отправил письма пользователям и рекомендовал переходить на российские площадки: ВКонтакте и Одноклассники

Какие каналы коммуникации можно использовать

Сейчас бизнес может пользоваться такими каналами для привлечения покупателей и коммуникации с клиентами:

  • email-маркетинг;
  • Одноклассники;
  • ВКонтакте;
  • Telegram;
  • TenChat;
  • Яндекс.Дзен;
  • vc.ru.

Дальше расскажем подробнее о каждом канале и объясним, кому он подходит.

Email-маркетинг

Рассылки остаются стабильным каналом коммуникации как с физическими лицами, так и с бизнесом. Если уже есть готовая база клиентов, нужно продумать email-коммуникацию и поддерживать отношения с помощью рассылки. Для этого нужен полезный для пользователей контент, разделение на сегменты и актуальные персонализированные предложения.

Рассылки об антикризисных решениях
Рассылки об антикризисных решениях

В рассылках компании пишут о скидках, распродажах и антикризисных решениях

В рассылках компании пишут о скидках, распродажах и антикризисных решениях

Каким компаниям подходит и какие темы можно продвигать. Дотянуться до целевой аудитории через e-mail сейчас проще всего. Рассылка — удобный инструмент, чтобы напомнить клиентам о компании. Чем чаще пользователи видят во входящих рассылки компании, тем выше вероятность того, что они выберут именно эту компанию при поиске продукта.

Email-рассылки удерживают клиентов и повышают лояльность к бренду. Если у компании есть готовая база подписчиков, нужно уделить внимание каждому клиенту: сегментировать и настроить персонализированную рассылку, делиться полезной информацией и предлагать бенефиты.

ВКонтакте и Одноклассники

Платформы похожи между собой, но ВКонтакте крупнее, и аудитория там более молодого возраста. К Одноклассникам у бизнеса предвзятое мнение: считается, что эта соцсеть для тех, кто в возрасте, и брендам заходить сюда ни к чему. Но, по данным Statista за 2021 год, 6% российских компаний продолжают использовать Одноклассники для продвижения бизнеса.

Еще в 2021 году охваты ВКонтакте и Одноклассников были выше, чем у Facebook* и TikTok. После блокировки Facebook* и Instagram* часть аудитории перейдет на российские платформы, и эти цифры могут вырасти.

Популярные соцсети в России: данные статистики
Популярные соцсети в России: данные статистики

Исследовательская компания Mediascope в июле 2021 года проанализировала количество жителей России старше 12 лет, которые заходили в соцсеть хотя бы раз за месяц через компьютер или мобильное приложение

Исследовательская компания Mediascope в июле 2021 года проанализировала количество жителей России старше 12 лет, которые заходили в соцсеть хотя бы раз за месяц через компьютер или мобильное приложение

В обеих социальных сетях есть рекламные кабинеты и инструменты, которые предназначены для бизнеса и таргетированной рекламы. Здесь можно реализовать стабильную площадку для коммуникации бизнеса и клиентов.

Во ВКонтакте понятный русскоязычный интерфейс и поддержка на русском языке, в отличие от Facebook*. Есть автоматический сбор данных и их структурирование, что позволяет таргетироваться по аудитории конкурентов, но это оплачивается отдельно. Аудитории для сложных продуктов мало, но это может измениться в ближайшее время.

В каждом сообществе можно подключить разделы «Товары» и «Услуги» — здесь есть своя CRM для контроля над продажами и возможности для интеграции. Товары в этом разделе можно рекламировать напрямую.

«Пока никто точно не знает, как и что будет дальше: слишком много переменных в экономике, в которой мы окажемся через некоторое время. Точно стоит тестировать разные рекламные площадки. Особенно если речь идет про бизнес, у которого нет клиентской базы.

Для бизнеса, у которого уже есть база клиентов, главная задача — максимально сфокусироваться на сохранении этих клиентов и прибыли, которую можно получить от них. Каждый клиент всегда был ценностью, но сейчас становится еще важнее для бизнеса».

Дарья Швалова

Дарья Швалова

CMO в агентстве Out of Cloud

В Одноклассниках есть рекламный кабинет с набором инструментов для ведения бизнеса и продаж товаров через личный аккаунт. Можно создавать витрины товаров, добавлять контентные блоки над лентой новостей и кнопки связи с предпринимателями. На платформе размещают разные виды рекламы и запускают таргетированную рекламу: можно настроить показ рекламных объявлений для определенного сегмента аудитории. Не нужно покупать курсы по продвижению в Одноклассниках, для предпринимателей работает образовательный раздел «ОК.Бизнес».

Каким компаниям подходит и какие темы можно продвигать. Малому и среднему бизнесу нужно ориентироваться на целевую аудиторию: если основная группа потенциальных клиентов использует Одноклассники, нет смысла уходить во ВКонтакте и наоборот.

Крупный бизнес может тестировать обе площадки и смотреть, где будет результат.

Темы для публикаций на площадках можно использовать те же, что и в Facebook*: часть аудитории перейдет оттуда.

Telegram

Это бесплатный облачный мессенджер Павла Дурова, легальный на территории РФ. По данным Mediascope, в России Telegram используют 19 миллионов человек, и показатель растет, несмотря на ограничения Роскомнадзора 2018 года, которые полностью сняли в 2020 году.

Преимущества канала для бизнеса:

  • бесплатное использование без ограничений;
  • простота в запуске канала или создании группы;
  • автоматизация работы через ботов без отдельных приложений.
Как вести Телеграм-канал
Как вести Телеграм-канал

Многие крупные компании уже используют каналы Telegram для коммуникации с аудиторией

Многие крупные компании уже используют каналы Telegram для коммуникации с аудиторией

У мессенджера есть и недостатки. Telegram — это не лента новостей и интересных постов, которые аудитория читает постоянно. Здесь бизнес заводит каналы, где делится информацией и предложениями. Каналов становится с каждым днем больше, а пользователю, чтобы прочитать информацию конкретного бренда, нужно сначала найти его канал из сотен других. Не все будут этим заниматься.

Еще из минусов: в Telegram нет органического роста, таргетированной рекламы и отсутствуют бизнес-инструменты. Без денег здесь не получится привлекать новых клиентов.

«Telegram — одна из первых площадок, которая получит приток трафика как независимая площадка без ограничений. Скорее всего, здесь начнут развиваться рекламные возможности, сообщества и чаты.

Чтобы развивать свой канал, нужно переводить трафик из заказов, с сайта из и рекламных кампаний сразу в Telegram. Рекомендую развивать собственное бренд-медиа — сообщество, которое потенциально может быть полезным для аудитории. Каждый бизнес должен задуматься, сможет ли он дать контентную пользу своей аудитории».

Дарья Швалова

Дарья Швалова

CMO в агентстве Out of Cloud

Каким компаниям подходит и какие темы можно продвигать. Telegram полезен бизнесу, который сможет генерировать полезный текстовый контент: новости, события в сфере, кейсы, обучающие подборки, информацию о товарах и акциях. Компаниям, которые сфокусированы на визуальном контенте, на этой площадке продвигаться будет сложно.

Telegram нельзя рассматривать как единственный или основной канал для продвижения, но сюда можно переливать трафик с других платформ.

TenChat

Форматы на площадке: фото, статьи, посты, профили компаний.

Деловая социальная сеть для работы и бизнеса, которую запустили в октябре 2021 года. Здесь помогают найти работу, партнеров по бизнесу и новые знания. Приложение создавалось для поиска и размещения тендеров и сначала называлось «ГосТиндер». Потом разработчики сменили название и добавили функциональность: появился мессенджер, возможность создавать посты и выкладывать фотографии.

TenChat — бесплатная бизнесовая экосистема для предпринимателей, которая подходит для взаимодействия в сфере B2B. На этой платформе устанавливают бизнес-связи, находят имущество на торгах, участвуют в гостендерах, общаются с потенциальными и действующими партнерами и клиентами, продвигают свои компании через контент-маркетинг, публикуя посты. Для сотрудников планируют добавить сервис по поиску работы.

5 марта 2022 года количество пользователей сети увеличилось на 3300%, до 240 000. Пока на этой площадке мало людей, поэтому наращивать аудиторию будет легко. Не обязательно создавать новый контент — можно дублировать с другой площадки.

Возможности TenChat
Возможности TenChat

В приложении есть сервисы проверки контрагентов, гостендеров, торгов по банкротству и аналитика по компаниям

В приложении есть сервисы проверки контрагентов, гостендеров, торгов по банкротству и аналитика по компаниям

«Мы тоже столкнулись с тем, что трафик из Facebook* встал. Заметно сократилось количество посетителей сайта и заявок.

Продумываем антикризисное решение. Осваиваем Telegram: недавно ребята заявили о запуске своей рекламной сети, изучаем. Наполняем новый канал от лица агентства, чтобы пользователи могли нас там найти при желании.

Тестируем рекламный кабинет ВКонтакте. Есть среди маркетологов предубеждение о том, что на этой площадке молодая аудитория, которая приходит за мемами. Но это было до блокировки Facebook*. Площадка хорошая и понятная пользователю, есть вероятность, что пользователи обновят свои странички, забытые лет пять назад.

Зашли в TenChat и уже начали коммуникацию в нем. Площадка для нас новая, но там интересный формат.

Наверняка сказать, что наша аудитория уйдет туда-то, нельзя, поэтому проверяем разные варианты».

Евгения Давыдова

Евгения Давыдова

Редактор Out of Cloud

Каким компаниям подходит и какие темы можно продвигать. В TenChat будет сложно продвигаться инфобизнесменам, бизнес-тренерам, коучам и другим мотиваторам: площадка банит «инфоцыган». Остальной бизнес может использовать TenChat так же, как использовал Facebook*.

Возможно, TenChat не станет новым Facebооk*, прогнозировать рост сейчас сложно. Но если платформа станет популярной, лучше занять позиции на старте.

Яндекс.Дзен

Форматы на площадке: статьи, посты, видеоролики, трансляции.

Это платформа персональных рекомендаций Яндекса, которая подстраивается под интересы пользователя. В Дзене сосредоточена целевая аудитория почти любого бизнеса. Компании предоставляют контент, а Дзен самостоятельно ищет для него теплую целевую аудиторию: анализирует интересы пользователя через историю браузера, лайки к постам и подписки на каналы.

Что публикуют на Яндекс.Дзен
Что публикуют на Яндекс.Дзен

На платформе активно ведут каналы крупные компании. Среди них ПИК, Сбербанк, Перекресток Впрок, СберМаркет, ВкусВилл

На платформе активно ведут каналы крупные компании. Среди них ПИК, Сбербанк, Перекресток Впрок, СберМаркет, ВкусВилл

Из-за большого наплыва новых пользователей после блокировки зарубежных социальных сетей Дзен временно изменил алгоритм: сейчас публикации блогеров и компаний видны только тем, кто на них подписался. Яндекс.Дзен обещает вернуть алгоритм умной ленты, когда ситуация стабилизируется. Для поддержки каналов Дзен продолжит рекомендовать похожие публикации и персональные подборки каналов пользователям и в скором времени запустит репосты, чтобы пользователи могли делиться публикациями.

Как продвигаться на Яндекс.Дзене
Как продвигаться на Яндекс.Дзене

Продвижение в Яндекс.Дзене стало сложнее: платформа отключила ленту рекомендованного контента и пользователи видят только публикации каналов, на которые уже подписаны

Продвижение в Яндекс.Дзене стало сложнее: платформа отключила ленту рекомендованного контента и пользователи видят только публикации каналов, на которые уже подписаны

Чтобы удерживать и вовлекать клиентов, контент должен быть интересным для пользователей и иногда даже провокационным. В статьях компании используют развлекательный контент, лайфхаки, новости и видео о своих товарах и услугах. В статье размещают ссылки на сайт или упоминают о том, где можно приобрести рекламируемый товар. Это нативная реклама, которая не раздражает пользователей и не запрещена Яндекс.Дзеном.

Каким компаниям подходит и какие темы можно продвигать. Собирать аудиторию для нового канала Яндекс.Дзен рекомендует из социальных сетей. Для этого нужно рассказать о дзен-канале в других социальных сетях и мессенджерах.

Яндекс.Дзен не дифференцирует контент по геолокации, поэтому небольшим локальным магазинам или индивидуальным мастерам здесь продвигаться будет сложно: алгоритм будет показывать публикации всем подряд, а не нужной целевой аудитории.

Для онлайн-бизнеса и федеральных компаний площадка может стать удачным каналом продвижения. Компания может поставить на каждую публикацию пиксель Яндекс.Аудитории и собирать аудиторию, которая посмотрела запись и не дочитала до конца. Потом — запускать инструменты ретаргетинга или ремаркетинга и использовать в общей рекламной стратегии.

Продавать товары и услуги в Яндекс.Дзене можно прямо в публикациях: форму сбора заявок добавляют в материал с помощью Яндекс.Форм, а вставить товар в статью можно с помощью маркетплейса «Яндекс.Маркет», если к каналу подключена монетизация.

Темы для публикаций должны быть понятны и полезны для широкого круга пользователей. Бизнес пишет статьи на свои темы, рассказывает о своих товарах и лайфхаках их применения. Например, банки рассказывают, как управлять финансами, как рассказать детям о деньгах и как не потонуть в кредитах. Канал онлайн-образования делится советами по быстрому обучению и подборками литературы.

vc.ru

Форматы на площадке: лонгриды, кейсы, обзоры, аналитика.

Это площадка для бизнеса, где собираются предприниматели, менеджеры и специалисты. Большая часть аудитории — представители сферы ИТ, бизнеса, рекламы и маркетинга.

Портал состоит из подсайтов, которые бывают двух типов: тематические для пользователей и официальные. Крупные российские компании ведут блоги на этой платформе и общаются с аудиторией. На vc.ru публикуют лонгриды и кейсы о своих компаниях, проектах и стартапах.

Как вести блог на VC.ru
Как вести блог на VC.ru

На vc.ru ведут блоги Т-Банк, Авиасейлс, Skillbox, hh.ru, Ozon, Lamoda, Lingualeo, Самокат и другие компании

На vc.ru ведут блоги Т-Банк, Авиасейлс, Skillbox, hh.ru, Ozon, Lamoda, Lingualeo, Самокат и другие компании

На vc.ru нет премодерации, фильтров и ограничений. Чтобы опубликовать статью, нужно подготовить текст, выбрать тему публикации и нажать кнопку «Опубликовать запись». Статья автора или компании сразу получает бесплатный выход на лояльную аудиторию.

Каким компаниям подходит и какие темы можно продвигать. Площадка одинаково хорошо подойдет и для B2C-, и для B2B-компаний: познакомит с производством продукта, будет работать на узнавание бренда, имидж бизнеса и лояльность аудитории.

На vc.ru хорошая индексация и аудитория более 9 миллионов человек. Рекомендуем хорошо продумать контент-стратегию и не ждать мгновенных результатов.

Советы бизнесу

  1. Пока Instagram* и Facebook* еще работают с VPN, переливайте аудиторию из них в другие каналы.
  2. Проанализируйте крупных конкурентов: выясните, куда они переходят, что делают и какую отдачу получают от пользователей.
  3. Для перехода выбирайте не популярные площадки, а те, куда уходит ваша целевая аудитория. Нет смысла вливать бюджеты во ВКонтакте, если там не будет клиентов. Определите, куда мигрируют ваши потенциальные покупатели, и продумайте, как их привлекать в новых каналах коммуникации.
  4. Используйте омниканальность: представьте бизнес на разных площадках, протестируйте эффективность и по результатам выберите приоритетные.
  5. Базово подготовьте стратегию продвижения: контент, цели, направления и категории. Продумайте рекламные кампании и акции для привлечения клиентов.

* Соцсети Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, их деятельность признана экстремистской и запрещена на территории России

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 504 читателя

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации