Закупай — российский B2B-маркетплейс для строительного и инженерного рынка. Продавцы площадки — поставщики товаров для строительства и отделки. Покупатели — строительные и производственные компании.
Рассказываем, как работает Закупай и что нужно, чтобы начать с ним сотрудничество.
Подпишитесь на рассылку про маркетплейсы
Дважды в месяц — о том, как продавать на Wildberries, Ozon и Яндекс Маркете и зарабатывать больше.
Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации
Как устроен маркетплейс «Закупай»
Закупай — не привычная онлайн-витрина с товарами, как, например, Ozon или Wildberries. Это электронная торговая площадка, на которой продают товары с помощью тендеров — то есть конкурентных торгов.
На маркетплейсе это выглядит так: покупатель формирует заявку на товар, который хочет приобрести → поставщики предлагают ему разные варианты → покупатель сравнивает товары по ценам и условиям доставки и выбирает подходящий. По внутренним данным Закупай, поставщики ежемесячно получают более 37 тысяч заявок на закупку.
У площадки есть и другие особенности:
- нет своих складов. Весь процесс хранения и логистики поставщик берет на себя. Он упаковывает и доставляет товары покупателям через транспортные компании или службы доставки, с которыми сотрудничает. Закупай только помогает поставщикам и покупателям найти друг друга;
- нет рекламы и инструментов продвижения. Продавцы конкурируют между собой только ценами и условиями доставки.
Как зарегистрировать бизнес, чтобы стать партнером Закупай
Маркетплейс работает с ИП и компаниями в любой организационной форме, например ООО или ПАО. Самозанятые не могут торговать на площадке.
В этом разделе разберем регистрацию бизнеса кратко. Подробно об этом рассказываем в других наших статьях:
Какую бы форму бизнеса вы ни выбрали — ИП или компанию, — нужно сделать следующее:
- выбрать код ОКВЭД;
- выбрать налоговый режим;
- зарегистрировать бизнес;
- открыть расчетный счет.
Выбрать ОКВЭД. Для торговли на маркетплейсе подойдет код 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет».
Выбрать налоговый режим. ИП и компании могут выбрать основную или упрощенную систему налогообложения. На старте советуем выбрать УСН — упрощенную систему. На ней нужно сдавать меньше отчетов и платить только один налог.
Зарегистрировать бизнес. Есть три способа это сделать:
- Лично в налоговой по месту регистрации или в МФЦ.
- Онлайн — через сайт налоговой службы.
- С помощью специальных сервисов.
Например, Т-Банк поможет зарегистрировать бизнес без визитов в налоговую и уплаты госпошлины.
Открыть расчетный счет. На него покупатели будут переводить деньги за товар, с этого же счета бизнес может платить поставщикам.
После регистрации бизнеса можно оформлять партнерство с площадкой.
Как стать поставщиком Закупай: пошаговый план
Чтобы продавать на маркетплейсе, продавцу нужно:
- Зарегистрироваться на сайте.
- Предоставить документы для проверки.
- Оплатить лицензионное вознаграждение.
Зарегистрироваться на сайте. Это можно сделать на главной странице площадки: нужно нажать на кнопку «Начать продавать».
![Интерфейс маркетплейса «Закупай»](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F07%252FbhTp0LlC-1.png&w=1360&h=938)
В открывшемся окне нужно ввести e-mail и пароль, согласиться с условиями пользовательского соглашения и нажать на кнопку «Зарегистрироваться».
![Регистрация на маркетплейсе «Закупай»](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F07%252FVGB8OPpy-2.png&w=1360&h=1288)
После этого на почту придет письмо с подтверждением регистрации. Нужно перейти по ссылке из письма и заполнить остальную информацию — имя, фамилию и номер телефона.
![Завершение регистрации](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F07%252FDJQTJp1h-3.png&w=1360&h=1543)
Когда продавец укажет фамилию, имя, номер телефона и нажмет «Далее», откроется еще одно окно — в нем нужно указать ИНН и затем отправить заявку на проверку. После этого с вами свяжется менеджер, чтобы подтвердить регистрацию.
Предоставить документы для проверки. Маркетплейс проверяет потенциального партнера перед началом работы в официальных источниках, к примеру — нет ли у него судебных исков, не состоит ли он в списке неблагонадежных. Дополнительно Закупай просит прислать документы — свидетельство о государственной регистрации, справку об отсутствии задолженности перед бюджетом, справку об открытых расчетных счетах и другие. Полный список можно найти в оферте или уточнить у менеджера маркетплейса после регистрации.
При регистрации площадка не запрашивает документы, которые свидетельствуют о качестве и безопасности продукции, например декларацию о соответствии. Но поставщик должен иметь их на руках и предоставить по первому требованию покупателя.
В отдельных статьях подробно рассказали, как и где получить такие документы:
Оплатить лицензионное вознаграждение. Это плата за пользование площадкой, которую нужно обязательности внести после регистрации — иначе поставщик не сможет продавать товары. Размер лицензионного вознаграждения для каждого поставщика разный — в следующем разделе расскажем, от чего он зависит.
Чтобы оплатить лицензионное вознаграждение, нужно запросить счет на оплату у менеджера Закупай в чате на сайте или по телефону. Когда менеджер выставит счет, он появится у поставщика в личном кабинете на платформе — его нужно оплатить и начать пользоваться площадкой.
Лицензионное вознаграждение — это не единоразовая плата, как, например, на Wildberries. Этими деньгами поставщик может оплачивать услуги площадки. Об этом подробнее расскажем в следующем разделе.
Редакция рекомендует
- Как заставить интернет шуметь о вас: бывший SMM-лид Авиасейлс Рома Бордунов о работе с инфоповодами
- 10 советов, как эффективно продавать в мессенджерах и соцсетях
- Как развивать бизнес без насилия над собой: опыт сооснователя digital-агентства SETTERS Алины Чичиной
- Как получать сверхрезультат с любой командой: рассказывает экс-гендиректор eBay и директор T-Bank Ecommerce
- Упал, очнулся — миллион: громкие разбирательства и способ защититься от штрафов за травмы клиентов
Какие расходы ждут продавца на маркетплейсе
Основные траты поставщика на площадке: комиссия с продажи, доставка товара до покупателей и лицензионное вознаграждение.
Комиссия. Поставщик платит комиссию с продажи товара от 0,4 до 1% — точный размер зависит от категории:
- инструменты, товары для офиса — 1%;
- спецодежда — 0,9%;
- сухие смеси — 0,8%;
- шкафы, щиты, стойки — 0,6%;
- электрические системы — 0,4%.
Полный список комиссий можно найти в оферте, в приложении № 1.
Доставка товаров до покупателей. В оферте площадки не указано, кто должен оплачивать доставку — покупатель или поставщик. Это зависит от договоренностей. Есть два варианта.
1. Доставку оплачивает покупатель. Если продавцу невыгодно доставлять заказ за свой счет, можно договориться с покупателем, чтобы он взял на себя расходы за доставку. В этом случае продавец должен заплатить комиссию с продажи товара и дополнительно комиссию 0,5% от стоимости доставки.
Компания «Стекловик» получила заказ на 50 пластиковых окон на сумму 500 000 ₽. Доставку оплачивает покупатель. Предположим, ее стоимость — 50 000 ₽.
Комиссия за продажу окон — 1%. Значит, продавец заплатит площадке с продажи 50 окон такую сумму: 500 000 ₽ × 1% = 5000 ₽.
Комиссия от стоимости доставки — 50 000 ₽ × 0,5% = 250 ₽. Получается, что «Стекловик» заплатит площадке комиссию 5000 ₽ за продажу товара и комиссию за доставку 250 ₽. Всего — 5250 ₽.
2. Доставку оплачивает продавец. Если поставщик берет на себя расходы за доставку, ему нужно платить маркетплейсу только комиссию с продажи товара.
Компания «Стекловик» получила заказ на 50 пластиковых окон на сумму 500 000 ₽. «Стекловик» оплачивает доставку.
Комиссия за продажу окон — 1%. Значит, продавец заплатит площадке с продажи 50 окон такую сумму: 500 000 ₽ × 1% = 5000 ₽.
Лицензионное вознаграждение. Размер лицензионного вознаграждения зависит от выбранного тарифа — на маркетплейсе их несколько, они отличаются стоимостью и набором опций.
Тариф «Стандартный» стоит 99 990 ₽ и позволяет получать заказы из любых регионов, тариф «Регион» стоит 19 990 ₽ — он подойдет поставщикам, которые не хотят получать заказы из Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Полный список тарифов и их стоимость можно увидеть после регистрации.
Система лицензионного вознаграждения на платформе устроена так:
1. Поставщик выбирает и оплачивает лицензионное вознаграждение.
2. Когда поставщик продает товар, маркетплейс рассчитывает комиссию за продажу и вычитает ее размер из лицензионного вознаграждения.
Компания «Стекловик» выбрала тариф «Регион» и внесла на лицевой счет лицензионное вознаграждение 19 990 ₽. Затем она продала окна на сумму 500 000 ₽. Комиссия за продажу — 1%, в нашем случае это 5000 ₽. Значит, на лицевом счету поставщика останется: 19 990 − 5000 = 14 990 ₽. Эту сумму можно использовать при следующих сделках.
3. У поставщика на счету должно быть не меньше 20% от первоначально внесенной суммы. Например, если продавец положил на счет 19 990 ₽, на счету не должно оставаться меньше 3998 ₽. Если сумма будет меньше 20%, нужно пополнить лицевой счет, иначе доступ к личному кабинету заблокируют.
Лицензионное вознаграждение остается на лицевом счету год — после сумма «сгорает», и нужно снова выбрать тариф и внести деньги на счет. Например, если в конце года у продавца осталось 15 000 ₽, эта сумма сгорит — даже если поставщик в течение года пользовался площадкой и пополнял счет.
Как продавать товары на площадке
Процесс продажи товара на Закупай условно можно разделить на пять шагов.
![Как продавать товары на маркетплейсе Закупай](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F07%252FQnZdRHR9-4.png&w=1360&h=1176)
Разберем подробно каждый шаг.
Покупатель оформляет заявку. Например, электромонтажная компания «Свет» хочет закупить 100 000 метров кабеля. В личном кабинете маркетплейса она оформляет заявку на закупку товара.
Заявка приходит поставщикам. Предположим, что на площадке кабель продают 30 поставщиков — они увидят заявку в личном кабинете, если позволяет тариф. Например, если продавец торгует кабелем только в Центральном округе, а заявка приходит от покупателя из Приволжского округа, он не увидит ее в личном кабинете.
Поставщики формируют предложения. Например, указывают стоимость товаров и дату, когда смогут доставить товар покупателю, прописывают условия доставки и сразу выставляют счет на оплату.
Покупатель выбирает продавца. В личном кабинете у покупателя отображаются все предложения в виде сводной таблицы. Он выбирает подходящее, например по срокам, цене, качеству товара.
![Предложения от поставщиков на маркетплейсе «Закупай»](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F07%252FFuFCu7up-5.png&w=1360&h=858)
Поставщик получает уведомление, если покупатель выбрал его предложение. Детали сделки поставщик и покупатель обсуждают на платформе «Закупай». После обсуждения они подписывают стандартный договор поставки — форму договора может предоставить любая сторона. Когда покупатель оплатил товары по счету, продавец их отправляет.
Условия возврата поставщик прописывает в договоре с покупателем. Маркетплейс не регулирует этот процесс.
Бывает, что поставщик отправил предложение, но его товары не выбрали — тогда в личном кабинете он увидит, на сколько процентов его цены были выше, чем у конкурентов. При этом маркетплейс не раскрывает конкретные цифры или названия компаний конкурентов — только проценты. Это помогает поставщику регулировать цены на товары и быть конкурентоспособным.
Главное
- Закупай — это B2B-маркетплейс для строительного и инженерного рынка. Площадка работает с ИП и юрлицами, не сотрудничает с самозанятыми.
- На маркетплейсе покупают в основном крупные строительные и производственные компании, застройщики и подрядчики.
- Чтобы начать работать на маркетплейсе, продавцу нужно быть ИП или открыть компанию, зарегистрироваться на сайте и предоставить Закупай документы для проверки.
- После регистрации продавец уплачивает лицензионное вознаграждение. Его размер зависит от тарифа.
- С каждой продажи маркетплейс удерживает комиссию от 0,4 до 1% — в зависимости от категории товаров. На услуги доставки отдельная комиссия — 0,5%.
- На маркетплейсе покупатели оставляют заявки — продавцы видят подходящие заявки и формируют свои предложения: какой товар они могут доставить, в какой срок, по какой стоимости.
- Покупатели выбирают подходящее предложение, оплачивают счет, продавец доставляет товар до покупателя.
А на каких маркетплейсах продаете вы?