Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Исследование Tinkoff eCommerce: как изменился портрет продавца маркетплейсов в 2023 году


Рост площадок замедлился, а приток новых селлеров снизился. Золотая лихорадка маркетплейсов закончилась?


Платформа для роста онлайн-продаж Tinkoff eCommerce и аналитический проект Tinkoff Data выпустили второе ежегодное исследование о работе продавцов на российских маркетплейсах.

Аналитики изучили транзакции клиентов Тинькофф на популярных площадках за период с 2019 года по 31 марта 2023 года и опросили более 1000 действующих и потенциальных продавцов на маркетплейсах.

Результаты исследования помогают понять, как изменился рынок маркетплейсов, чем чаще всего торгуют продавцы и какие задачи на площадках считают самыми актуальными.

В 2023 году рост маркетплейсов замедлился

По результатам исследования прирост активных продавцов на всех маркетплейсах снизился: за первый квартал 2023 года количество селлеров увеличилось всего на 21%. Для сравнения — в первом квартале 2022 года маркетплейсы выросли на 288%.

Взрывной рост в 2020—2021 годах легко объяснить: из-за пандемии бизнес активно переходил в онлайн, продавцы массово осваивали новые площадки. В 2022 году динамика немного замедлилась, однако рынок все еще растет внушительными темпами — на 20—30% год к году.

Самый большой прирост продавцов на маркетплейсах был в 2021 году и начале 2022 года

С маркетплейсов уходят продавцы, которые не выдерживают конкуренции. Нужно учитывать, что процент прироста отражает не только увеличение числа новых продавцов, но и отток тех, кто не сумел вывести бизнес на нужные обороты и «не выжил» в конкурентной гонке.

Сейчас рынок маркетплейсов проходит этап, когда количество заменяется качеством: на площадки приходят более профессиональные продавцы, которые эффективно ведут бизнес и «живут» дольше. Эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем маркетплейсы будут расти не столько за счет прихода новых продавцов, сколько за счет развития успешных селлеров.

Самый большой рост показал Яндекс Маркет

В первом квартале 2023 года число новых продавцов на Яндекс Маркете увеличилось на 39%, на Ozon — на 25%, на Мегамаркете — на 17%. А у Wildberries темпы прироста новых продавцов, наоборот, снизились — на 4% по сравнению с четвертым кварталом 2022 года.

Яндекс Маркет, Ozon и Мегамаркет показали рост, а Wildberries, KazanExpress и AliExpress — снижение темпов прироста новых продавцов

За 2022 год больше всего выросла доля продавцов, которые торгуют на Ozon: с 23 до 34%. Доля селлеров на Яндекс Маркете тоже увеличилась — с 8 до 10%. А вот на Wildberries снизилась — с 63 до 52%. Но, несмотря на снижение показателей, этот маркетплейс до сих пор остается в лидерах по количеству продавцов.

Доля Wildberries снизилась, но этот маркетплейс все равно держит главную позицию. Ozon хоть и вырос, но пока не догнал лидера. Яндекс Маркет незначительно подрос в доле по сравнению с предыдущим годом. У остальных маркетплейсов доля продавцов за год почти не изменилась

На сегодняшний день рейтинг маркетплейсов выглядит так:

  1. Wildberries.
  2. Ozon.
  3. Яндекс Маркет.
  4. KazanExpress.
  5. AliExpress.
  6. Мегамаркет.

Годовые колебания количества продавцов на площадках пока не меняют общего положения дел. Шестерка самых популярных маркетплейсов выглядит так же, как и в 2022 году.

Первой площадкой чаще всего выбирают Ozon

В 2022 году более 70% продавцов для старта торговли выбирали Wildberries, но теперь все изменилось: в 2023 году с этого маркетплейса начинают только 44% селлеров. Доля продавцов, которые выбирают Ozon в качестве первой площадки, наоборот, выросла: 47% в 2023 году против 18% в первом квартале 2022 года. Около 8% новичков начинают бизнес с Яндекс Маркета.

На графике видно, что Ozon становится более популярной площадкой для старта продаж на маркетплейсах

Почему падает популярность Wildberries среди новых продавцов. В 2022 году площадка изменила и ужесточила условия торговли и сделала их менее выгодными, например ввела стартовый взнос, повысила комиссии, добавила новые штрафы. В некоторых категориях на Wildberries заметно перенасыщение, поэтому продавцы идут на другие площадки, где конкуренция меньше, а условия мягче.

Эксперты видят потенциал в KazanExpress, AliExpress, Мегамаркете и нишевых маркетплейсах — на них все еще много новых для бизнеса покупателей.

Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Телеграм-канал: 32 300 читателей

Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

За год выросло число продавцов, которые торгуют сразу на двух площадках

На конец первого квартала 2023 года 78% торгуют на одной площадке, 18% — на двух, 3% — на трех, 1% — на четырех и более площадках.

Год назад на одном маркетплейсе торговали 83%, на двух — 13%. Количество тех, кто торгует на трех и более маркетплейсах, не изменилось.

Доля селлеров, которые торгуют сразу на двух площадках, выросла с 13 до 18%. Обычно продавцы подключают второй маркетплейс через год после начала торговли

С увеличением количества площадок обороты продавца растут

Чем больше площадок подключено у продавца, тем выше его благосостояние. Селлеры, которые добавляют второй маркетплейс, получают рост медианного дохода почти в три раза. Каждая следующая площадка дает в среднем двукратный рост.

Самый резкий скачок дохода происходит, когда селлер подключает вторую площадку

Специалисты Тинькофф проанализировали траты селлеров и сравнили их с расходами физических лиц. Аналитики выяснили, что продавцы тратят в месяц больше. Это значит, что достаток у продавцов маркетплейсов в среднем выше, чем у людей, которые не ведут бизнес.

А вот по сравнению с другими предпринимателями селлеры тратят меньше. Но только если торгуют на одной или двух площадках. После выхода на третий маркетплейс траты продавцов становятся такими же, как у других бизнес-клиентов Тинькофф, или даже больше.

У селлеров, которые торгуют на трех площадках, траты сравнимы с бизнес-клиентами Тинькофф. Они оказываются или выше, или примерно такими же. Чем больше площадок у продавца, тем выше его личные траты и, следовательно, доходы

Самым важным в работе с маркетплейсами продавцы считают настройку рекламы, анализ продаж и выбор категории

Владельцы бизнеса уделяют много времени операционной деятельности. Опрос показывает, что 60% продавцов на Wildberries и Ozon тратят минимум час в день на работу с заказами. Столько же селлеров ежедневно работают с отзывами на товары — причем каждый второй отвечает на обратную связь клиентов самостоятельно.

Однако первоочередной задачей продавцы считают настройку рекламы — это отметили 55% опрошенных.

Что еще селлеры считают важным для успешных продаж:

  • 43% — анализ продаж;
  • 38% — выбор прибыльной категории;
  • 37% — работу с отзывами;
  • 34% — выбор дополнительных площадок.
В первую очередь продавцов волнуют настройка рекламы, анализ продаж, работа с отзывами и выбор дополнительной площадки для торговли. Меньше всего — логистика, поставки, закупки и поиск оборотных средств

Чтобы эффективно работать на маркетплейсах, продавцу нужно ежедневно брать на себя много разноплановых задач: от составления описаний до анализа конкурентов. По данным Tinkoff eCommerce, 97% селлеров ведут бизнес в одиночку либо в компании со штатом до пяти человек — поэтому вовремя решать все вопросы бывает сложно.

Можно автоматизировать часть задач, например, с помощью Тинькофф Селлера. Это сервис для работы с маркетплейсами, который помогает управлять продажами, отслеживать доходы и расходы, менять цены и смотреть аналитику на Wildberries и Ozon.

Рост маркетплейсов замедляется, конкуренция на них становится серьезнее

В 2023 году золотая лихорадка маркетплейсов пошла на спад, но рынок все равно продолжает расти. Площадки проходят новый этап, когда фокус смещается с качества на количество — на маркетплейсы приходят профессиональные продавцы, которые эффективно ведут бизнес и «выживают» в условиях конкуренции.

Чтобы бизнес на площадках был стабильным и приносил прибыль, нужно до выхода на маркетплейс изучить условия и подумать, как задействовать сразу несколько площадок для торговли. Таким образом, доход от бизнеса будет выше.

Алена Федорова
Алена Федорова

Сколько площадок подключено у вас?


Больше по теме

Новости