Владимир продавал одежду в магазине. Продажи шли хорошо, и он решил взять у поставщика больше платьев к летнему сезону, чтобы дополнительно разместить их на маркетплейсе. Поставщик отдал ему одежду с отсрочкой платежа. Проблема в том, что на момент оплаты поставщику у Владимира не оказалось свободных денег — выручка от магазина еще не пришла на счет. Чтобы таких ситуаций не возникало, нужно следить за показателями оборотного капитала.
Что такое оборотный капитал
Оборотный капитал — это деньги, которые использует бизнес, чтобы заработать прибыль в течение одного операционного цикла.
Операционный цикл начинается с момента покупки сырья, материалов или товаров для перепродажи и заканчивается, когда деньги от клиентов поступают в кассу или на счет компании. После этого начинается следующий цикл.
Например, компания 12 июня купила 500 футболок у оптовиков, в этом же месяце продала их в розничный магазин. Выручка пришла на счет 20 июля.
Операционный цикл бизнеса: 12 июня — 20 июля. Компания вложила деньги и заработала прибыль. Теперь она может купить новую партию футболок и начать новый операционный цикл.
Для чего нужен. Оборотный капитал — один из ключевых показателей для бизнеса. За счет него бизнес существует: оплачивает сырье, материалы, коммунальные расходы, налоги, аренду, рекламу, логистику, переводит зарплату.
Из чего состоит оборотный капитал: формулы для расчета
Оборотный капитал состоит из оборотных активов — денег, запасов и дебиторской задолженности.
«Деньги» — это безналичные деньги на счетах и наличные в кассе.
«Запасы» — это сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция или товары для перепродажи в торговле.
«Дебиторская задолженность» — это долг покупателей за купленные товары или оказанные услуги, а также сырье, материалы или товары для перепродажи, которые оплачены компанией, но еще не поступили на склад.
«Оборотный капитал — это „топливо“ для бизнеса. От структуры оборотного капитала и его количества зависит, куда вы доберетесь».
Елена Мельникова
Финансовый директор консалтбюро «Нескучные финансы»
В финансовом анализе также используется понятие «собственный оборотный капитал» — СОК. В его составе учитываются только собственные деньги бизнеса, без учета привлеченных.
Он показывает, может ли компания расплатиться с кредиторами, если продаст все оборотные активы. Этот показатель обычно смотрят банки. Он помогает оценить риски при выдаче кредита. Если собираетесь брать кредит, есть смысл держать размер собственного оборотного капитала на контроле.
«Кредиторская задолженность» — задолженность поставщикам за полученный товар, работы или услуги, а также авансы от покупателей.
«Краткосрочные кредиты» — кредиты на срок меньше 12 месяцев.
Если СОК положительный, компания считается финансово устойчивой. Это значит, что если все кредиторы — банки, поставщики, покупатели — потребуют свои деньги, компания легко вернет долги и останется на плаву, пусть даже и с меньшим оборотом.
Если СОК равен нулю, компания может расплатиться по долгам, но денег на ведение бизнеса не останется.
Если СОК отрицательный, возникают проблемы с ликвидностью. Скорее всего, компания не сможет вернуть долги вовремя, ей придется перекредитовываться под худшие условия, распродать основные средства или банкротиться.
Пример расчета оборотного капитал
Оборотный капитал находится в постоянном движении, и его величина зависит от того, на какой стадии операционного цикла его рассчитали. Для финансового анализа оборотный капитал принято считать на конец отчетного периода — года, квартала, месяца.
Разберем на примере.
10 мая ИП решил заняться продажей детских бассейнов на маркетплейсе. У ИП есть 100 000 ₽ свободных денег. Он нашел поставщиков и договорился о закупке.
Структура оборотного капитала ИП на 10 мая
15 мая ИП купил 10 бассейнов. Стоимость бассейна у поставщика — 13 500 ₽ за штуку. Заплатил 100 000 ₽, а 35 000 ₽ договорился оплатить после продажи товара.
Структура оборотного капитала ИП на 15 мая
15 июня ИП разместил бассейны на маркетплейсе по цене 35 000 ₽ за штуку. Четыре из них сразу купили: 4 шт. × 35 000 ₽ = 140 000 ₽.
Деньги от маркетплейса ИП получит только в следующем месяце, причем за вычетом комиссии маркетплейса — 11 200 ₽. И еще 6 бассейнов лежат у него на складе.
За доставку и рекламную кампанию ИП задолжал 10 000 ₽. И он все еще не отдал 35 000 ₽ поставщику. Денег на этом этапе у ИП нет совсем — все в обороте.
Структура оборотного капитала ИП на 15 июня
1 июля маркетплейс перевел выручку на счет ИП. Теперь у него есть деньги и остаток бассейнов на складе. И пока еще висит долг перед поставщиками и за рекламную кампанию.
Структура оборотного капитала ИП на 1 июля
10 июля ИП погасил кредиторскую задолженность 45 000 ₽ и продал еще 4 бассейна по 35 000 ₽: 4 шт. × 35 000 ₽ = 140 000 ₽. Маркетплейс переведет за них деньги через месяц. У ИП осталось на складе еще 2 бассейна.
Структура оборотного капитала ИП на 10 июля
31 июля ИП отдал последние 2 бассейна на реализацию в магазин по 20 000 ₽ за штуку и сразу же получил все деньги. Доставка стоила 1600 ₽.
Структура оборотного капитала ИП на 31 июля
Соберем в одну таблицу данные, как менялся оборотный капитал предпринимателя.
Начало операционного цикла бизнеса 15 мая, окончание — 31 июля. Оборотный капитал на начало операционного цикла — 100 000 ₽. ИП пустил эти деньги в оборот, воспользовался деньгами поставщика, и в итоге к 31 июля его оборотный капитал вырос до 251 000 ₽.
Для финансовых расчетов ИП может взять величину оборотного капитала на начало и конец квартала: 100 000 ₽ и 251 000 ₽ соответственно. Выручка ИП: 140 000 ₽ + 140 000 ₽ + 40 000 ₽ = 320 000 ₽.
Собственный оборотный капитал на начало и конец операционного цикла — положительный. Это значит, что ИП можно брать кредит в банке.
В операционном цикле у ИП были моменты, когда у него совсем не было денег на счете, — 15 мая и 15 июня. Если бы в этот момент ему пришлось платить по каким-то обязательствам, например проценты по кредиту, налоги или зарплату сотрудникам, возник бы кассовый разрыв. Чтобы этого избежать, надо следить, чтобы даты оплаты по обязательствам не совпадали с такими периодами, когда денег не хватает. Еще лучше — иметь некоторый резерв денег.
Как формируется оборотный капитал
Владелец бизнеса может использовать в обороте собственные деньги и привлекать заемные.
Собственные деньги — уставный капитал, прибыль, прочие доходы — реализация непрофильных активов, неликвидов, различных отходов производства, устаревшего оборудования.
Заемные — приглашение инвесторов в долю или кредиторская задолженность — банковские кредиты, в том числе овердрафт, а также отсрочки по оплатам от поставщиков. Использование заемных средств может как ускорить развитие бизнеса, так и разорить его.
Кредиторская задолженность — это бесплатное использование чужих денег. Если вы платите поставщикам с отсрочкой, можно еще прокрутить их в обороте и заработать дополнительную прибыль.
«Новым клиентам поставщики не всегда идут навстречу. Для них это определенный риск. Чтобы наладить хорошие связи, важно показывать, что вы делаете для продвижения их бренда, какие рекламные кампании проводите, с кем сотрудничаете, как меняются ваши финансовые результаты».
Александр Пантелеев
Основатель магазинов спортивной одежды и оборудования для бассейнов
Эффект от использования заемных средств можно рассчитать с помощью финансового рычага. Об этом подробно рассказали в отдельной статье.
Какие риски есть у бизнеса при недостатке и избытке оборотного капитала
Лучше, чтобы в компании был оптимальный размер оборотного капитала — не слишком большой и не слишком маленький. Иначе могут возникнуть проблемы.
Недостаток операционного капитала грозит дефицитом ресурсов, срывом планов производства из-за недостатков сырья, проблемой с выплатой долгов.
Владелец бизнеса взял деньги из оборотного капитала и не смог вернуть авансы
Что случилось. Предприниматель решил купить новый станок, а деньги для этого взял из оборотного капитала. При этом оборотный капитал он сформировал из заемных денег — авансов клиентов. Так получилось, что некоторые клиенты попросили вернуть авансы, а денег на это уже не было. Пришлось банкротиться.
В чем ошибка. Предприниматель купил основные средства из оборотного капитала, и его не хватило на выполнение обязательств.
Как правильно. Деньги на покупку основных средств можно брать только из специальных резервных фондов или использовать долгосрочный кредит.
Избыток операционного капитала грозит «заморозкой» денег в сырье, готовой продукции или дебиторской задолженности.
Компания закупала сырье, хотя материал лежал на складе
Что случилось. Владелец бизнеса по строительству быстровозводимых домов решил зайти и лично проверить цех производства. При осмотре он нашел кучу каких-то материалов. Оказалось, там было много пригодного для производства металла.
В чем ошибка. Запасы лежали мертвым грузом, занимали место в цехе, а компания заказывала дополнительные объемы, платила за них и еще арендовала дополнительные площади под производство.
Как правильно. Следить за остатками сырья и материалов на складах, вовремя продавать неликвид.
Как эффективно управлять оборотным капиталом
Эффективность управления оборотным капиталом можно рассчитать с помощью коэффициентов оборачиваемости.
Нормативов у коэффициентов нет: их надо анализировать в динамике, сравнивать с расчетами прошлых периодов и со среднеотраслевыми показателями. Финансовые эксперты рекомендуют делать это не реже одного раза в квартал.
Сравнить значение коэффициентов со значениями других компаний одной отрасли можно по данным их бухгалтерской отчетности. Ее можно посмотреть в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности.
«Чем оптимальнее использование оборотного капитала предприятия, тем эффективней компания использует ресурс и извлекает максимум из своих возможностей».
Елена Мельникова
Финансовый директор консалтбюро «Нескучные финансы»
В финансовом анализе используют несколько основных коэффициентов:
- оборачиваемости оборотного капитала;
- оборачиваемости запасов;
- оборачиваемости дебиторской задолженности;
- оборачиваемости кредиторской задолженности.
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала показывает, сколько раз за отчетный период деньги прокрутились в бизнесе и принесли прибыль.
Чем большее количество раз деньги совершают оборот, тем лучше. Если показатели стали хуже, например деньги совершают оборот уже не 10 раз в квартал, а только пять, стоит сделать анализ коэффициентов по каждой статье — запасы, дебиторская и кредиторская задолженность.
Коэффициент оборачиваемости запасов показывает, сколько раз за период будут проданы запасы. Чем выше показатель, тем лучше.
Если коэффициент оборачиваемости запасов падает, значит, у бизнеса увеличивается количество товаров на складе. Возможно, на складе не хватает товара, который продается быстрее, а того, который продается хуже, — избыток.
Чтобы увеличить оборачиваемость запасов, можно провести инвентаризацию, продать неликвид со скидкой и вложить деньги в новую закупку. Но бывает и другая ситуация. Например, при росте курса валюты можно купить импортное сырье и материалы впрок. Так компания сохранит себестоимость на текущем уровне.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, сколько раз за период бизнес получил неоплаченную выручку. Чем больше коэффициент, тем лучше.
Чтобы увеличить показатель, нужно взыскивать просроченные долги и уменьшать отсрочку по оплате товара.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает, сколько раз за период компания погашает свои средние долги.
Пример расчета коэффициентов оборачиваемости
Рассчитаем коэффициенты оборачиваемости для ИП из примера выше, который продает бассейны на маркетплейсе. Выручка ИП за квартал — 320 000 ₽. Количество дней в квартале — 90. Средние показатели считаем, исходя из данных на начало и конец периода.
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала
Получили, что в течение квартала капитал сделал оборот в бизнесе почти два раза и вернулся в виде выручки за 49 дней. Чтобы еще больше ускорить оборот в следующем квартале, надо посмотреть, какой из оборотных активов можно оптимизировать. Для этого рассчитаем оборачиваемость запасов, дебиторской и кредиторской задолженности.
Коэффициент оборачиваемости запасов
Чтобы продать все запасы, понадобилось 22 дня. Возможно, стоит подумать о продвижении товара — подключиться к акциям маркетплейса, создать индивидуальную рекламную кампанию, подумать о продаже товара на других площадках.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
За квартал ИП получил оплату от клиентов в размере средней дебиторской задолженности пять раз. В среднем ИП нужно 18 дней, чтобы деньги пришли на его счет, — это связано с тем, что он получал выплаты от маркетплейса раз в месяц. Это довольно долго, поэтому ИП надо подумать, как сократить этот срок. Например, сейчас большинство маркетплейсов позволяют выводить деньги чаще, чем раз в месяц.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
ИП оплатил средний размер кредиторской задолженности восемь раз за квартал. Средняя отсрочка по оплате поставщикам — 11 дней.
Получается, что ИП получает деньги с задержкой в 18 дней, а гасит кредиторскую задолженность за 11 дней. При такой политике без дополнительных денег у ИП может наступить кассовый разрыв. Чтобы такого не случилось, можно договориться с поставщиками увеличить отсрочку по оплате или даже получать товар под реализацию с оплатой после продажи.
Как рассчитать минимальный объем оборотного капитала для планируемой выручки
Чтобы рассчитать оборотный капитал, надо учесть большое количество факторов. Например, предполагаемый спрос на товар, условия работы с поставщиками — предоплата, отсрочка, а также особенность технологического процесса и ресурсы компании.
Компания по производству упаковки хотела увеличить оборот, но оказалось, что у нее не хватает для этого производственных площадей.
Пекарня хотела взять дополнительные заказы на свадебные торты, но у нее не хватило пекарей, которые могли бы этот заказ выполнить.
Для точного расчета нормы оборотного капитала с учетом всех условий бизнеса лучше обратиться к специалисту. Примерный уровень можно рассчитать на основе обратной формулы коэффициента оборачиваемости оборотного капитала.
Разберем на примере. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала ИП — 1,82 раза. Он хочет получить выручку 400 000 ₽. Рассчитаем изменение оборотного капитала.
Средняя величина оборотного капитала: 400 000 ₽ / 1,82 раза = 219 780 ₽
Вывод: чтобы получить выручку 400 000 ₽, предпринимателю нужен оборотный капитал около 220 000 ₽. Сейчас его оборотный капитал 175 500 ₽. Значит, ему надо найти дополнительно 220 000 ₽ − 175 500 ₽ = 44 500 ₽. На эту сумму он может попросить товар под реализацию у поставщиков или привлечь банковский кредит.
Запомнить
- Оборотный капитал — это деньги, которые бизнес использует, чтобы заработать прибыль в течение одного операционного цикла.
- За счет оборотного капитала бизнес оплачивает сырье, материалы, зарплату сотрудникам, налоги и другие необходимые расходы бизнеса.
- Оборотный капитал состоит из денег, запасов и дебиторской задолженности.
- Оборотный капитал находится в постоянном движении. Его величина зависит от того, на какой стадии операционного цикла его рассчитали.
- Владелец бизнеса может использовать в обороте собственные деньги и привлекать заемные.
- Эффективность управления оборотным капиталом можно рассчитать с помощью коэффициентов оборачиваемости.
Расскажите, какими товарами торгуете вы? Какой операционный цикл у вашего бизнеса?